Рабочая программа по родной (русской) литературе
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Кубышкина Галина Владимировна

Рабочая программа по родной (русской) литературе предназначена для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rodnaya_russkaya_literatura.docx54.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО

на заседании МО

______ Г.В.Кубышкина

протокол №___

от « 28 » августа 2018г.

ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета протокол №___ 

от « 31 » августа 2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

_____ А.А. Луцкий

приказ №__

от « 30 » августа 2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной (русской) литературе

5 – 9 классы

гп Приобье

2018г.


Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа.

Рабочая программа по родной (русской) литературе составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная (русская) литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», и предназначена для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы.

Данная программа разработана на основе

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
  • Письма Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08;
  • Примерной программы по учебному предмету «Родная (русская) литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.

Программа учебного предмета «Родная (русская) литература» разработана для МКОУ «Приобская СОШ», реализующего наряду с обязательным курсом литературы изучение родной (русской) литературы.

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

В курсе родной (русской) литературы актуализируются следующие цели:

  • создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку и родной (русской) литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

Место учебного предмета «Родная (русская) литература» в учебном плане.

Программа по родной (русской) литературе составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на следующую учебную нагрузку: 5 класс – 17 часов, 6 класс – 17 часов,7 класс – 17 часов, 8класс – 35 часов, 9 класс – 35 часов.

Общая характеристика учебного курса

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству, помогает школьнику осмыслить непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль родной литературы.

Важнейшими задачами курса по родной (русской) литературе являются:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям, к произведениям писателей и поэтов Югры;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Родная литература»

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения

к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной) текст;
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
  • осознать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя);
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

Важнейшие умения в 5–9 классах следующие:

  • правильно, бегло и выразительно читать художественные, публицистические и учебные тексты;
  • выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;
  • осмысливать, характеризовать (5–6 классы), анализировать (7–9 классы)

изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований;
  • обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, готовить аргументированный отзыв о произведении;
  • выявлять роль героя, портрета, пейзажа, детали, авторской оценки в раскрытии содержания произведения;
  • составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
  • объяснять роль художественных средств в произведении и пользоваться справочным аппаратом учебника;
  • владеть монологической и диалогической речью, уметь готовить сообщения, доклады, рефераты;
  • письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  • выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания критиков и литературоведов, делать выводы и умозаключения;
  • высказывать собственное суждение об иллюстрациях;
  • сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинение по

картине.

Выпускник научится:

– владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

– владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

– адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления

- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

Выпускник получит возможность научиться:

– анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

– осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

– участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

Раздел II. Содержание учебного курса

5 класс

Понятие о фольклоре. Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки).

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Илья Муромец  и Соловей  разбойник»

Древнерусская литература

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Сказание о Никите-кожемяке»

Из литературы 18 века

Михаил Васильевич Ломоносов. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Стихотворение «Веселием сердца год новый оживляет…»

Из русской литературы 19 века

Русские басни. Иван Андреевич Крылов. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). «Лебедь, рак и щука» «Мартышка и очки»

Василий Андреевич Жуковский. 

Александр Сергеевич Пушкин. Народный поэт, воспевающий красоту родной природы. «Кто видел край, где роскошью природы…» «О весне» Сказки А.С. Пушкина. «Сказка о золотом петушке».

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин. Сказка «О жабе и розе».

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Листок», «Парус»

Николай Васильевич Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Николай Алексеевич Некрасов. «Соловьи».

Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин луг».

Афанасий Афанасьевич Фет. «Задрожали листы облетая», «Учись у них, у дуба, у березы»

Лев Николаевич Толстой. «Два товарища».«Отец и сыновья».«Котенок»

Антон Павлович Чехов. «Толстый и тонкий». Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе.

Из русской литературы 20 века

Иван Алексеевич Бунин. «Шире, грудь распахнись..», «Помню - долгий, зимний вечер…», «Высоко  полный месяц стоит…»

Владимир Галактионович Короленко. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Сергей Александрович Есенин. Стихотворения «Песнь о собаке», «Черемуха». Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. «Малахитовая шкатулка» Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Константин Георгиевич Паустовский. «Мещерская сторона».

Самуил Яковлевич Маршак. «Рассказ о неизвестном герое».

Андрей Платонович Платонов. «Неизвестный цветок».

Виктор Петрович Астафьев. «Царь-рыба». 

Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский, К.М. К.М., Симонов.

Саша Черный «Что кому нравится», «Невероятная история»

А. Куприн «Белый пудель».

6 класс

Устное народное творчество.

Обрядовый фольклор. Пословицы и поговорки. Загадки. 

Древнерусская литература

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Из литературы XVIII века

И. И. Дмитриев. «Петух, кот и мышонок», «Царь и два пастуха».

Иван Андреевич Крылов. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей».

Из русской литературы XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «19 октября 1827г.».

Михаил Юрьевич Лермонтов.  Стихотворения «Выхожу один я на дорогу», «Нищий».

Иван Сергеевич Тургенев. «Записки охотника» («Малиновая вода», «Лес и степь»).

Природа и жизнеутверждающее начало  в стихотворениях Ф. И. Тютчева,  А. А. Фета, Полонского, Е.А. Баратынского, А.К. Толстого.

Николай Алексеевич Некрасов. «Школьник».

Николай Семенович Лесков. «Христос в гостях у мужика».

Антон Павлович Чехов. «Лошадиная фамилия».

Из русской литературы XX века

А.И. Куприн «Изумруд», «Однорукий комендант».

А.С. Грин «Зеленая лампа».

Андрей Платонович Платонов. «В прекрасном и яростном мире».

В.П. Астафьева. «Фотография, на которой меня нет».

В.М. Шукшин «Ванька Тепляшин»

Фазиль Искандер «Дерево моего детства», «Первое дело».

Родная  природа в русской поэзии XX века. А. Блок. «О Родине и России», «О природе…»  С. Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями…», «С добрым утром». А. Ахматова «Музыка».

Н. М. Рубцов. Человек и природа в тихой лирике поэта.

Габдулла  Тукай. Слово о татарском поэте.

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

Пейзажная лирика поэтов 19-20 вв.

 

7 класс

Устная народная словесность

Роды, виды и жанры словесности. Эпические виды и жанры народной словесности. Лирические виды и жанры народной словесности. Драматические виды и жанры народной словесности.

Духовная литература

Библия и особенности её стиля. Состав и жанры Библии.

Эпическое произведение

Виды и жанры эпических произведений. Герой эпического произведения. Композиция эпического произведения. Художественная деталь.

Лирическое произведение

Лирические произведения, их своеобразие и виды. Композиция и герой лирического произведения. Своеобразие художественного образа в лирике. Комплексный анализ лирического произведения (по выбору учителя).

Драматическое произведение

Драматические произведения, их своеобразие и виды. Герои драматического произведения и способы их изображения. Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения

Лиро-эпические произведения

Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды.

Взаимовлияние произведений словесностей

Эпиграф. Цитаты. Реминисценции.

8 класс

Введение

Художественный мир литературного произведения. Понятие о художественной форме. Жанр как относительно устойчивая форма литературного творчества. Деление литературы на роды и жанры. Формальное и содержательное в жанре. Жанровая система, многообразие жанров и жанровых форм. Категории рода и жанра в античных поэтиках (Аристотель) и манифестах западноевропейского классицизма (Н.Буало). Понятие о художественном мире литературного произведения. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм. 

Древнерусская литература

Житийный жанр в древнерусской литературе. Своеобразие житийного канона и композиция жития. Особенности поведения житийного героя. Стиль жития. Влияние жанра жития на последующую литературу. Житие Сергия Радонежского. Духовный путь Сергия Радонежского. Значение монастырей в духовной жизни людей XI—XV веков. Идейное содержание произведения. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литературы. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Отношение к власти в миру и в монастыре. Подвиг Сергия Радонежского. Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева.

Духовная традиция в русской поэзии

М.В.Ломоносов «Утреннее размышление о Божием величестве».

Г.Р.Державин «Бог». Религиозные мотивы в русской поэзии. Человек в системе мироздания. Проблема предназначения человека. Тема духовного поиска. Бог в окружающем мире и в душе человека. Тема восхваления Творца. Образ Христа. 

Написание сочинения-эссе на литературную тему.

Зарубежная литература XVII века

Классицизм как литературное направление. Концепция мира и человека в искусстве классицизма. Нормативность, строгая иерархия жанров в литературе классицизма. Особая роль «высоких» жанров (оды, трагедии, эпопеи). Особенности стиля классицизма. Традиции античного искусства в литературе классицизма. Классицизм в живописи, архитектуре, музыке.

Ж.-Б. Мольер. Смысл названия. Своеобразие конфликта. Проблематика комедии. Сатирические персонажи комедии. Особенности времени, пространства и организации сюжета. Жанровое своеобразие произведения. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик персонажей.

Русская литература XVIII века

Н.М.Карамзин. Жизнь и творчество Повесть «Бедная Лиза». Своеобразие проблематики. Конфликт истинных и ложных ценностей. Темы сословного неравенства, семьи, любви. Отражение художественных принципов сентиментализма в повести. Смысл названия произведения. Система образов персонажей. Роль повествователя. Внимание автора повести к душевному миру героев, изображению эмоционального состояния человека. Художественная функция портрета, пейзажа, детали. Смысл финала повести. Особенности языка.

Русская литература XIX века

А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве Пушкина. История создания романа. «История Пугачева» и «Капитанская дочка». Соотношение исторического факта и вымысла. Изображение исторических событий и судеб частных людей. Тема «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Образ Пугачева.

Анализ проблематики литературного произведения.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Сон», «Когда волнуется желтеющая нива…». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Основные образы и настроения стихотворений. Лирический герой и его эмоциональное состояние. Картина сна и картина природы. Философская проблематика. Поэма «Мцыри» как романтическая поэма. Тема свободы выбора и несбывшейся судьбы свободолюбивой, незаурядной личности. Трагическое противостояние человека и обстоятельств.

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Комедия «Ревизор». Сюжет комедии. Особенности конфликта, основные стадии его развития. Своеобразие завязки, кульминации и развязки. Сатирическая направленность комедии.

Эпиграф в литературном произведении.

А.Н.Островский. Пьеса «Снегурочка». Фольклорно-мифологическая основа сюжета. Жанровое своеобразие «весенней сказки».

Л.Н.Толстой. Особенности сюжета и композиции рассказа. Суровое осуждение жестокой действительности. Прием контраста в рассказе. Двойственность изображенных событий и поступков персонажей. Историческая действительность и христианская символика. Тема любви в рассказе. Образ героя-рассказчика. Тема нравственного самосовершенствования. Особенности сюжета и композиции рассказа «После бала».

Русская литература XX века

М.Горький. Черты романтизма и реализма в рассказе « Челкаш». Своеобразие композиции. Прием «рассказ в рассказе». Челкаш и Гаврила как герои-антиподы.

А.А. Блок. Слово о поэте. Художественный мир поэзии А.Блока. Основные образы и настроения лирического героя стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…». Образ России и картина русской жизни в стихотворении «Россия».

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Мифологические и литературные источники сюжета повести «Собачье сердце». Нравственно-философская и социальная проблематика повести. Тема «нового человека». Образ Шарикова и «шариковщина» как социальное и моральное явление. Интерьер в литературном произведении.

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество История создания поэмы «Василий Теркин». Особенности сюжета. Своеобразие жанра «книги про бойца». Лирическое и эпическое начала в произведении. Образ автора-повествователя. Изображение войны и человека на войне. Василий Теркин как воплощение русского национального характера.

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе

А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь..». Д.С.Самойлов «Сороковые».

В.Л.Кондратьев. Повесть «Сашка». Испытание властью главного героя. Жанровое многообразие произведений на военную тему. Проблематика произведений. Темы памяти и преемственности поколений.

А.И.Солженицын. Историческая и биографическая основа рассказа «Матренин двор». Изображение народной жизни. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе. Трагизм судьбы героини. Смысл названия. Притчевое начало и традиции житийной литературы.

Написание сочинения об образе социальной группы.

Зарубежная литература XX века

Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море». Образ старика Сантьяго. Особенности описания моря. Философская проблематика произведения. Смысл финала повести.

Форма сонета в мировой литературе

История сонета как твердой стихотворной формы. Данте Алигьери, Ф. Петрарка, У. Шекспир.

А.С.Пушкин, Ш.Бодлер, В. Я. Брюсов. Разновидности сонета.

Бурлеска и травестия как два классических типа пародии. В.А.Жуковский  и Козьма Прутков.

А.П.Чехов. «Летающие острова». Пародия как комическое подражание художественному произведению. Пародии на литературные жанры и жанровые разновидности. 

9 класс

Введение

Фольклор

Жанры фольклора.

Библия

Значение Библии для литературы. Содержание и стиль Библии. Жанры Библии. Темы и жанры Библии в произведениях поэтов.

Русская литература 19 века

Жанры эпических произведений. А.С.Пушкин «Пиковая дама». Своеобразие драматических произведений. «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Поэтический мир «Трагедий».

Баратынский, Батюшков, Давыдов и другие поэты Пушкинской поры. Своеобразие поэтической речи. Художественные средства выразительности.

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов «Демон». Драматическое произведение «Маскарад». Изображение героев в драматических произведениях. Особенности драматических произведений.

Характеристика творчества А.Н.Островского. «Бедность не порок». Социальное звучание пьесы. «Свои люди, сочтёмся». Своеобразие комедии. Выразительное чтение отрывков из драматических произведений. Драматические произведения в театре и кино. Анализ драматического произведения. Обучение выразительному чтению драматических произведений.

И.С.Тургенев «Записки охотника». Чтение и анализ рассказов из сборника «Записки охотника». Петербург в изображении Н.В.Гоголя в «Петербургских повестях». Особенности изображения Петербурга в творчестве Ф.М.Достоевского.

Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы». Особенности изображения Севастополя в сборнике.

Раздел III. Учебно-тематический план

5 класс

Наименование разделов

Всего часов

1

Понятие о фольклоре. Устное народное творчество.

1

2

Древнерусская литература. Из литературы 18 века.

1

3

Из русской литературы 19 века.

8

4

Из русской литературы 20 века.  

6

5

Итоги года.

1

Всего

17

6 класс

Наименование разделов

Всего часов

1

Устное народное творчество.

1

2

Древнерусская литература.

1

3

Из литературы 18 века.

1

4

Из русской литературы 19 века.

6

5

Из русской литературы 20 века.

8

Всего

17

7 класс

Наименование разделов

Всего часов

1

Устная народная словесность

2

2

Духовная литература

2

3

Эпическое произведение

4

4

Лирическое произведение

4

5

Драматическое произведение

2

6

Лиро-эпические произведения

2

7

Взаимовлияние произведений словесности

1

Всего

17

8 класс

Наименование разделов

Всего часов

1

Введение

1

2

Древнерусская литература

1

3

Духовная традиция в русской поэзии

3

4

Зарубежная литература XVII века

2

5

Русская литература XVIII века

1

6

Русская литература XIX века

9

7

Русская литература XX века

6

8

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе

4

9

Зарубежная литература XX века

2

10

Форма сонета в мировой литературе

6

Всего

35

9 класс

Наименование разделов

Всего часов

1

Введение

1

2

Фольклор

1

3

Библия

4

4

Русская литература 19 века

29

Всего

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...

Рабочая программа по родной русской литературе для 10-11 класов

Один из вариантов рассмотрения родной русской литературы в старшей школе...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс

Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса  рассчитана на 17 часов...

Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса

Аннотация включает в себя  цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...

Рабочая программа по родной русской литературе 8,9,10 класс и родному русскому языку 7, 9 класс

Рабочая программа по родной русской литературе. Учебник: Александрова О.М. Аристова М.А. Беляева Н.В. Добротина И.Н. Критарова Ж.Н. Мухаметшина Р.Ф. Русская родная литература. 8 класс....