Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс)

Симогина Татьяна  Владимировна

Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса  рассчитана на 17 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rodnoyrusskoy_literature_7_klass.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Торопецкого района Октябрьская основная общеобразовательная школа

Рекомендована                                                                              Утверждена

педагогическим                                                                               директор школы

советом                                                                                  ______________

Протокол № 1                                                                          /Симогина Т. В./

от 28.08.2019г                                                                          Приказ №79 от 29.08.2019г .                                  

                                                               

                       

Рабочая  учебная программа

 по  родной (русской) литературе

                                                            7  класс

                                                                                         

Срок реализации программы: 1 год

Учитель:  Симогина  Т.В.

                                                                                                                 

2019/2020уч.г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:  

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

 потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся  научится:

понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

уважительно относиться к родной литературе;

оценивать свои и чужие поступки;

проявлять внимание, желание больше узнать.  

понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.  

Регулятивные УУД:  

 формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;  

 анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

 работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

планированию пути достижения цели;

установлению целевых приоритетов;  

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

учитывать условия выполнения учебной задачи;

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.  

Познавательные УУД:

овладение навыками смыслового чтения;

извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);  

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;  

пользоваться словарями, справочниками;  

осуществлять анализ и синтез;  

устанавливать причинно-следственные связи;  

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.  

Учащийся научится:

строить сообщение в устной форме;

находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.  

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;  

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;  

 уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);  

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;  

 выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

аргументировать свою точку зрения;

задавать вопросы.

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9  классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

владеть различными видами пересказа,

пересказывать сюжет;

выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

 пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Устное народное творчество

Учащийся научится:

  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
  • пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература

Учащийся научится:

  • характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
  • характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
  • формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся  научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • характеризовать нравственную позицию героев;
  • формулировать художественную идею произведения;
  • формулировать вопросы для размышления;
  • участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
  • давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
  • выразительно читать произведения лирики;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Содержание  учебного предмета

Устное народное творчество.(2ч)

Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник". Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор  Тверского края.

Древнерусская литература(2ч)

Житийный жанр в древнерусской литературе. Серафим Саровский "О попечении о душе", "О хранении сердца".

Литература  18 века.(1ч)

Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И.Фонвизин.

Литература  19 века(2ч)

Басни как жанр. И.А.Крылов. Аллегорический смысл и мораль басни "Обоз". И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг", "Русский язык".

Литература 20 века(10ч)

Предметно-поэтический мир в стихотворении С.А. Есенина "В хате". И.А. Бунин. Неповторимые художественные образы родной природы в произведениях Бунина.

Н.А.Рубцов . Неразрывная связь природы и человека в творчестве поэта."В старом парке", "Купавы", "Подорожники". А.П.Гайдар. "Горячий камень". Нравственные уроки ценности жизни  в произведении. К.Д.Воробьев. Очерк жизни и творчества. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе "Настя". В.А. Солоухин. Рассказ "Мститель". Рассказ  Е.И.Носова "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому. Публицистика Д.С.Лихачева. В.М. Песков - писатель, журналист, фотокорреспондент. Лирика военных лет.

Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

1.

Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник"

1

2.

Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор  Тверского края.

1

3.

Древнерусская литература. Житийный жанр в древнерусской литературе.

1

4.

Серафим Саровский "О попечении о душе", "О хранении сердца"

1

5.

Литература 18 века. Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И.Фонвизин

1

6.

Басни как жанр. И.А.Крылов. Аллегорический смысл и мораль басни "Обоз".

1

7.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг", "Русский язык"

1

8.

Предметно-поэтический мир в стихотворении С.А.Есенина "В хате"

1

9.

И.А.Бунин. Неповторимые художественные образы родной природы в произведениях Бунина."И цветы, и шмели, и трава...", "Гаснет вечер, даль синеет...", "Октябрьский рассвет".

1

10.

Н.А.Рубцов . Неразрывная связь природы и человека в творчестве поэта."В старом парке", "Купавы", "Подорожники".

1

11.

А.П.Гайдар. "Горячий камень". Нравственные уроки ценности жизни  в произведении.

1

12.

К.Д.Воробьев. Очерк жизни и творчества. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе "Настя".

1

13.

В.А.Солоухин. Рассказ "Мститель". Формирование духовного мира подростка, умение прощать как первый шаг на пути постижения гармонии окружающего мира.

1

14.

Рассказ  Е.И.Носова "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому.

1

15.

Публицистика. Д.С.Лихачев. Обзор книги "Земля родная".

1

16.

В.М. Песков - писатель, журналист, фотокорреспондент. Образ России в очерках  "Отечество", "Средняя полоса".

1

17.

Лирика военных лет.

1

 Итого

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс

    Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...

Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)

Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...

Рабочая программа по родному ( русскому ) языку 5 класс

Рабочая программа по родному ( русскому ) языку для 5 класса, базовый уровень...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 6 класс на 17 часов

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Русский родной язы...

рабочая программа по родному русскому языку 9 класс

В этом году я столкнулась с необходимостью срочно разрабатывать рабочую программу к новому учебномму предмету. Вот что получилось. Надеюсь, пригодится кому-нибудь. Нормативную правовую основу нас...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 5 класс

Рабочая программа по родному (русскому языку) 5 класс...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс...