Родина для меня- это...
учебно-методический материал по литературе на тему

Хасиетова Гульмира Азатовна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodina.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 11 классе.

Тема урока: «Родина для меня – это…»

Цель занятия: создать условия для осознания нравственной ответственности личности за то, какой образ Родины создает каждое поколение через отношение к общечеловеческим жизненным ценностям.

Задачи:

- обеспечить уровень всесторонней нравственной оценки понятия «Родина» на основе лирики известных поэтов;

- расширить понятие «Родина», соотнести его с ассоциативными рядами;

- развивать навыки анализа и сравнений понятий на примере конкретных слов и поэтических текстов.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (деление класса на 3 группы).

У: Здравствуйте! Сегодня у нас с вами занятие – размышление. Хочу начать разговор с того, что современные люди находятся в интерактивном информационном пространстве: книга, радио, телевидение, интернет. На что-то мы реагируем, а на что-то можем просто не обратить внимание. Но когда мы слышим мнение какого-то известного человека, всё - равно, хотя бы внутри себя, как-то анализируем, отвечаем на услышанное.

У: Согласны?

  1. Стадия вызова.

У: Отправной точкой для нашего размышления  предлагаю считать  высказывание известного журналиста Александра Невзорова в передаче «Открытая студия» .

1.  Просмотр видеоролика Слайд 1

2. Определение темы занятия, главной задачи.

У: Вспомните текст реплики. Какое ключевое слово вы бы выделили?

(Родина)

У: Как бы вы определили тему нашего сегодняшнего занятия? Каждый из нас определит для себя, что такое «Родина».

(«Родина для меня – это…») Слайд 2

III. Стадия осмысления.

У: Именно над понятием «Родина» мы будем сегодня размышлять, учиться находить аргументы на материале художественных произведений, а точнее лирики Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и Александра Блока.

1.  Работа с ключевым понятием (составление ряда однокоренных слов).

Слайд 3

У: Сначала поработаем с ключевым словом, которое мы выделили «родина».

У: Подберите однокоренные слова к этому определению. От каждой группы по 4 слова.

(составляется ряд однокоренных слов; вывешивается на доске:

Родина – родня – родственный – народный – род)

У: Что могут дополнить другие группы? Что объединяет все эти слова?

2. Анализ высказывания А. Невзорова.

У: Какие контекстуальные синонимы ( ассоциации) к слову родина использует А.Невзоров в своем высказывании? Слайд 4,5

«Любить Родину…  Ну, что такое Родина? Три березки? Но три березки не присылают повестки в военкомат и не берут налоги. К сожалению, под понятием «Родина» мы имеем дело, порой, с омерзительным чудовищем, злобным, бессмысленным, пожирающим своих детей…»

 (составляется ряд контекстных синонимов)

У: Совпали ли слова Невзорова  с нашими?

(нет)

3. Составление визуального ассоциативного ряда.

(Слайд с темой занятия).

У: А какие ассоциации со словом «Родина» возникают у вас?

(составляется визуальный ассоциативный рад)

У:  Есть ли что-то общее между рядом однокоренных слов и вашими ассоциациями?

У: А у Невзорова какая основная выпирающая ассоциация?

 (ЧУДОВИЩЕ)

У: А как вы думаете, то, что мы услышали, было сказано под влиянием интеллекта, расчета или чувств? (чувств)

У: А как можно выразить свои чувства?

(живопись, музыка, мимика, кинестетика, слово)

4. Анализ стихотворений.

У: Итак, слово. А идеальная форма для выражения чувств словами – лирика.

У: Вы знакомы с творчеством А.Ахматовой, А.Блока и  М.Цветаевой. Если вспомнить биографии этих поэтов, можно ли сказать, что Родина для них стала «омерзительным чудовищем»? Я предлагаю вам воспользоваться справочным материалом (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

(изучение хронологической таблицы) Да! 

У: Приведите по 2 аргумента из жизни поэтесс в доказательство.

У: А что на это говорят сами поэты? Предлагаю поработать с их стихотворениями  на тему родины. Перед вами вопросы литературоведческого и лингвистического анализа и таблица для фиксирования результатов анализа.

(раздать текстовыделители)

5. Заполнение таблицы.

Вопросы для анализа

А.Ахматова «Родная земля»

А.Блок «Русь»

М.Цветаева «Родина»

Кто является лирическим героем стихотворения?

Какие чувста он испытывает?

Герой – Ахматова. Это чувства, связанные с перенесенной трагедией, болью, но и гордостью, уверенности в своем мнении.

Герой-сам автор, народ. Глубина эмоций, переживаний.

Герой-Цветаева. Это нестерпимая тоска по Родине, грусть, ностальгия по прошлому.

Ключевые слова. Какие образы Родины есть в данном стихотворении?

Не обетованный рай, не предмет купли и продажи, грязь на калошах, хруст на зубах, ни в чем не замешанный прах, земля.

Русь, разноликие народы, хороводы, вихрь, нищета, нагота души…

Родина, даль, тридевятая земля, чужбина, рок, гордыня.

Какова идея? Основная мысль стихотворения?

Жизнь, смерть, родная земля-понятия одного философскогоя ряда, над которыми мы, порой, просто не задумывамся, мы – часть этого. В том числе и Родины.

Поэт влюблен в свою Родину, относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна.

Цветаева принимает свою страну такой, какая она есть, в любом ее обличие, готова разделить судьбу своей страны.

У: Проанализируем стихотворения (анализ одновременно всех стихотворений в сравнении).

У: Повлияли трагические события в жизни поэтов на их отношение в Родине?

У: Скажите, образы, отношение к Родине совпали у Ахматовой, Блока, Цветаевой и Невзорова? В чем разница?

У:  Сформировалась ли у вас своя точка зрения?

  1. Рефлексия.
  1. У: А сейчас я бы хотела предложить вам выразить своё мнение творчески. Вам необходимо составить коллаж на тему: «Для меня, Родина – это…» (после защиты работ предлагаю уч-кам отдать их гостям).
  2. Так что же такое Родина для человека?
  3.  Кто вступит в полемику с Невзоровым?
  4. У: Я очень рада, что, несмотря на обилие негативной информации, доносящейся до нас из интерактивного пространства: интернета, телевидения и т.д.,  вы сумели сохранить светлое и теплое представление о Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение на тему: Что такое для меня Родина?

Министерство образования Республики Башкортостанотдел образования Бакалинского района...

Классный час "Меняй себя - меняй мир" .

Помочь школьнику выпускного класса в формировании собственного мировоззрения....

Родительское собрание по профилактике суицидального поведения на тему: «Обратите на меня внимание! Поймите меня!»

Сценарий родительского собрания в рамках профилактики суицидального поведения учащихся....

Родина для меня- это...

Презентация к мастер-классу...

Сценарий урока:"Подготовка к сочинению – рассуждению «Что для меня значит малая родина»

Культура - язык – личность - это та триада, которая определяет основу изучения русского языка и литературы.Целью изучения должен стать язык народа во всех его функциях. Первая задача состоит в т...

Классный час "Для меня Родина - это ..."

Классный час "Для меня Родина - это ..."...

Презентация . Что для меня Родина?

Презентация "Что для меня Родина?"...