Разграничение научного и делового стилей речи
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Техническая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tku_delovoy_i_nauchnyy.doc73.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_delovoy_i_nauchnyy.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Техническая карта урока по теме «Разграничение деловой и научной речи»

Тема: Разграничение деловой и научной речи

Тип: развитие речи

Технология критического мышления

УМК под редакцией М.М.Разумовской

Задачи:

  • сформировать умение различать и тексты, относящиеся к разным стилям речи;
  • сформировать умение находить черты определенных стилей речи;
  • развивать умение строить связный текст в заданном стиле речи.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать определение понятий «речевая ситуация», «стиль речи», «научный стиль речи», «деловой стиль речи»;
  • уметь находить в тексте черты научного и делового стилей речи;
  • создавать письменный текст, излагая свои мысли в соответствии с целью высказывания, основными нормами русского литературного языка и правилами правописания.

Метапредметные (УУД):

регулятивные

  • осуществлять целеполагание; 
  • осуществлять оценивание собственной деятельности и деятельности членов группы;

познавательные

  • умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

коммуникативные

  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение продуктивно взаимодействовать и сотрудничать в группе со сверстниками

Личностные:

  • стремиться обогащать речевой опыт, словарный запас и грамматический строй речи для свободного выражения мыслей и чувств при создании собственного текста;
  • стремиться к речевому совершенствованию 

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

Организационный момент

Добрый день! Проверьте, готовы ли вы к уроку. Сегодня нам понадобится учебник. Также у всех должны быть на партах раздаточные материалы.

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Что такое стиль речи?

Пожалуйста, напомните, какие вы знаете стили речи.

Ответы на вопросы. Актуализация знаний.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: общеучебные;

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Прочитайте, пожалуйста, тексты на раздаточных материалах и скажите, какие из них похожи и чем.

Итак, перед нами два текста делового и два текста научного стиля речи. Что мы можем сделать, опираясь на эти тексты? Сформулируйте тему нашего урока.

Определение схожих по тематике и схожих по стилистике текстов.

Постановка цели. Формулировка темы урока: «Разграничение деловой и научной речи»

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание 

Коммуникативные: постановка вопросов 

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Построение проекта выхода из затруднения.

Открытие нового знания (Изучение нового материала)

В какой форме удобнее сравнивать?

Из скольких граф будет состоять таблица? Как их назвать?

Какие критерии необходимы для сравнения?

Составление таблицы, выбор критериев для сравнения.

Регулятивные: планирование

Познавательные: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения и классификации

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Первичное закрепление

Итак, вернемся к текстам. Еще раз озвучьте, к какому стилю речи относится каждый текст и докажите свое мнение.

Определяют стиль речи, доказывают, опираясь  на материал таблицы.

Личностные:

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Сейчас каждый составит небольшой (около 5 предложений) текст научного или делового стиля речи. У вас десять минут.

Теперь каждый из вас по очереди читает получившийся текст, а остальные определяют, к какому стилю речи он относится.  Если есть ошибки, это также необходимо отметить.

Самостоятельная работа. Осуществление взаимопроверки с опорой на материал таблицы

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Итак, что было изучено на уроке? Когда нам могут пригодиться эти знания?

Обобщение изученного материала. Определение его значимости.

Личностные: смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

Домашнее задание

Упр. 174. ч.2. Вам нужно будет с помощью нашей таблицы записать развернутый ответ на вопрос: «Чем отличаются деловой и научный стили речи?»

Анализ и выявление степени готовности

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности



Предварительный просмотр:

1) Пропал пудель по кличке Арто. Собака крупная, белой масти, острижена "под льва". На лапках бахрома из вьющейся шерсти, на конце хвоста - кисточка. Особая примета: слева на морде шрам. Видевших просим сообщить по телефону 330-45-96.

2) Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, чёрный, серый, коричневый.

3) Циклон - атмосферный вихрь огромных размеров, радиусом в несколько тысяч километров, перемещающийся со скоростью 30-40 км/ч. Давление в центре циклона понижено, поэтому он, как насос, втягивает в себя огромные массы воды и переносит их на большие расстояния. При циклоне преобладает облачная погода с осадками.

4) Штормовое предупреждение. К берегам Скандинавии движется циклон. Уровень воды в Неве повысился на 162 сантиметра. Всем организациям города Петербурга, расположенным в затопляемой зоне, подготовиться к возможному наводнению.

1) Пропал пудель по кличке Арто. Собака крупная, белой масти, острижена "под льва". На лапках бахрома из вьющейся шерсти, на конце хвоста - кисточка. Особая примета: слева на морде шрам. Видевших просим сообщить по телефону 330-45-96.

2) Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, чёрный, серый, коричневый.

3) Циклон - атмосферный вихрь огромных размеров, радиусом в несколько тысяч километров, перемещающийся со скоростью 30-40 км/ч. Давление в центре циклона понижено, поэтому он, как насос, втягивает в себя огромные массы воды и переносит их на большие расстояния. При циклоне преобладает облачная погода с осадками.

4) Штормовое предупреждение. К берегам Скандинавии движется циклон. Уровень воды в Неве повысился на 162 сантиметра. Всем организациям города Петербурга, расположенным в затопляемой зоне, подготовиться к возможному наводнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Контрольная работа по русскому языку по программе Разумовской "Научный и деловой стили речи" 6 класс

Контрольная работа состоит из ряда творческих заданий, проверяющих уровень усвоения обучающимися темы "Научный и деловой стили речи"....

Презентация "Официально-деловой стиль речи. Форма и структура делового документа"

Презентация по русскому языку  "Официально-деловой стиль речи. Форма и структура делового документа" знакомит  обучающихся с формой и структурой разных деловых документов. Возможно использов...

Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе

Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...

Презентация на тему "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"

Презентация на тему  "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"...

Урок русского языка в 6 классе по теме «Разграничение научной и деловой речи»

Урок русского языка в 6 классе. Тема "Разграниечение научной и деловой речей"...

Карточки по теме "Разграничение научного и делового стиля речи". 6 класс.

Карточки по теме "Разграничение научного и делового стиля речи". 6 класс....