Урок русского языка в 6 классе по теме «Разграничение научной и деловой речи»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Зотова Людмила Александровна

Урок русского языка в 6 классе. Тема "Разграниечение научной и деловой речей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_6_klass.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе по теме «Разграничение научной

и деловой речи»

Цель: формирование представления о стилистических особенностях научного и официально-делового стилей.

Задачи:

Образовательные:

повторить сведения о стилях речи;

повторение понятий: «речевая ситуация»,

закрепить умение определять стиль речи;

умение обосновывать принадлежность текста к определенному стилю;

Развивающие:

развитие речи учащихся;

развитие логического мышления

Воспитательные:

воспитание чуткого, внимательного отношения к слову,

воспитание любви к русскому языку

Оборудование урока: проектор, распечатанные задания, компьютерная презентация.

  1. Организационный этап

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова М. Шолохова: «Красноречие при человеке – великое дело» (Слайд 1)

- Как вы понимаете слова М. Шолохова? Важно ли для нас обладать

красивой речью? Ответы детей (Важно. Человек должен уметь красиво, грамотно разговаривать).

-Где можно услышать красивую речь? (В театре, в кино)

2.Целеполагание

-Ребята, перед вами листы с текстами. Возьмите желтый лист, прочитайте текст.

На склоне небольшого пригорка, у самой дороги, одиноко стояла молоденькая береза. У нее была нежная и светлая атласная кожица. Береза по-детски радостно взмахивала ветвями, точно восторженно приветствуя солнце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы. Казалось, что от нее, как от сказочного светильника, струился тихий свет. Было что-то задорное, даже дерзкое в ее одиночестве среди неприглядного осеннего поля.

-К какому стилю речи он относится? Вспомните, какие стили речи существуют. (слайд 2). От чего зависит выбор стиля? Правильно, от речевой ситуации. Давайте вспомним, что такое речевая ситуация. (слайд 3).

-В какой речевой ситуации мы пользуемся разговорным стилем? Художественным? Научно-деловой речью? Итак, ребята, вы уже поняли, что сегодня мы будем говорить о стилях речи. Тема урока у нас сегодня «Разграничение деловой и научной речи» (слайд 4) Определите цели нашего урока. (Научиться отличать научную речь от деловой). Правильно. Молодцы.

3. Актуализация ранее полученных знаний.

На прошлых занятиях мы познакомились с правилом правописания сложных слов, проверим, как вы его усвоили. Запишите число, классная работа. Я прочитаю словосочетания, ваша задача записать их в тетради. Двое у доски.

Интересная телеафиша, съел пол-лимона, ветер с юго-запада, стенгазета о велогонке, авиашоу на пол-Европы, фоторепортаж о пуделе.

-А теперь, ребята, возьмите карандаши и сверьтесь с экраном (слайд 5)

4. Первичное усвоение новых знаний

Перед вами два текста о пуделе, прочитайте их и ответьте на вопросы: 1) книжная это или разговорная речь, в какой речевой ситуации используются эти тексты? 2) какой отрывок содержит информацию об одном конкретном животном, какой обобщенно говорит обо всех животных этой породы? 3) какой текст имеет практическое значение (помогает что-то сделать), а какой-познавательное (расширяет ваши знания о мире)? Попробуйте определить стиль

1) Пропал пудель по кличке Арто. Собака крупная, белой масти, острижена «под льва». На лапках бахрома из вьющейся шерсти, на конце хвоста — кисточка. Особая примета: слева на морде шрам. Видевших просим сообщить по телефону 30-45-96.

2) Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, чёрный, серый, коричневый.

Примерные ответы учащихся: Тема- о собаке, книжная речь. Тексты отличаются.

- Хорошо. А теперь давайте прочитаем статью на странице 69.

Физминутка. Мы пройдёмся по дорожке

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая —

Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)

5. Первичная проверка понимания.

-Прочитайте тексты из упражнения 174 и определите стиль теста, аргументируйте свои мысли по шаблону (слайд 6) Предположите, где могут быть использованы эти тексты.

Образец ответа:

Первый текст относится к научному стилю. Во-первых, задача этого стиля – сообщить обобщенные сведения о мире. В этом тексте говорится о циклоне, поясняются параметры этого явления: радиус, скорость перемещения, давление. Во-вторых, прочитав этот текст, мы понимаем, что при циклоне преобладает облачная погода с осадками, потому что циклон, втягивая, как насос, массы воды, переносит их на большие расстояния. Этот текст может быть использован в энциклопедии, учебнике.

Второй текст относится к официально-деловому стилю. Во-первых, задача этого стиля – сообщить конкретные сведения из практической жизни. В этом тексте сообщается о том, что к берегам Скандинавии движется циклон и уровень воды в Неве повысился. Во-вторых, здесь содержится информация, которая может помочь людям в сложившейся обстановке: предлагается всем организациям города, находящимся в зоне затопления, подготовиться к наводнению заранее. Этот текст может быть использован в газетах, в новостях.

6.Игра «Свой домик»

- Перед вами карточки со словами из разных стилей. Первый вариант подчеркивает слова, относящиеся к официально-деловому стилю, второй - к научному.

Великолепные просторы, холодный циклон, собрать гербарий, следует выполнить, обширные поля, скорость ветра, слоистые облака, душистая земляника, вынести решение, выполнить рекомендации, движение атмосферы, красочные луга, обратить внимание, атмосферное давление

7.Рефлексия

Используя материал упражнения 174 (задание 2) и памятки параграфа, сравните научный и официально-деловой стили. О чем мы говорили? Чему научились? Давайте, вернемся к нашему эпиграфу и ответим на вопрос: что же нужно сделать, чтобы наша речь стала красивой? (Больше читать, слушать актерское чтение). Хорошо, ребята, подведите итог нашего урока. Оцените свою работу на уроке, выбирая фразеологизм.

Как вы работали на уроке?

С огоньком, с душой, засучив рукава, спустя рукава

Как вы поняли тему?

Ни бе ни ме, каша в голове, голова варит, светлая голова,

Как вы ощущали себя на уроке?

Как рыба в воде, не в своей тарелке, с легким сердцем, ни рыба ни мясо

8.Оценивание.

9. Домашнее задание

Составить небольшие тесты официально-делового стиля, научного.

Приложение

1) Пропал пудель по кличке Арто. Собака крупная, белой масти, острижена «под льва». На лапках бахрома из вьющейся шерсти, на конце хвоста — кисточка. Особая примета: слева на морде шрам. Видевших просим сообщить по телефону 30-45-96.

2) Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, чёрный, серый, коричневый.

На склоне небольшого пригорка, у самой дороги, одиноко стояла молоденькая береза. У нее была нежная и светлая атласная кожица. Береза по-детски радостно взмахивала ветвями, точно восторженно приветствуя солнце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы. Казалось, что от нее, как от сказочного светильника, струился тихий свет. Было что-то задорное, даже дерзкое в ее одиночестве среди неприглядного осеннего поля.

Великолепные просторы, холодный циклон, собрать гербарий, следует выполнить, обширные поля, скорость ветра, слоистые облака, душистая земляника, вынести решение, выполнить рекомендации, движение атмосферы, красочные луга, обратить внимание, атмосферное давление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"

Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи"

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи" в 2 вариантах...