Рассказ А.П.Чехова "На мельнице" как нравственный приговор жадности и бесчестью.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Грищенко Юлия Андреевна

Технологическая карта урока в 7 классе и приложение к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_literatura_na_melnitse.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

учителя русского языка и литературы ГБОУ лицей №470

Грищенко Юлии Андреевны

7 класс

Тема урока:  Изображение  А.П.Чеховым в рассказе «На мельнице»  ненастоящего человека как нравственный приговор жадности и бесчестью.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Задачи урока (образовательные)

-формировать умения и навыки по филологическому анализу текста

 -продолжить обучение выразительному чтению

  • расширить словарный запас детей.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

-высказывать предположения на основе наблюдений;

-формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения;

-соотносить цели и результаты своей деятельности;

-определять степень успешности работы.

Познавательные:

-выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;

-искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;

  • группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные:

-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения

-уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слыщать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные

-Знают и понимают основные элементы филологического анализа текста

-Умеют погружаться в творческую лабораторию писателя

-Умеют делать сравнитёльный анализ двух героев

Метапредметные

-Понимают цель деятельности и овладевают способами деятельности

-Контролируют собственные действия, корректируют их

-Активизируют мыслительную и познавательную деятельность с помощью проблемных вопросов.

Личностные

-Активно познают особенности родного языка

-Овладевают способами познания

-Формируют неприятно таких качеств в человеке как злость, жадность, бессердечие

Ресурсы урока: раздаточный материал, карточки, учебник

Этап урока

Содержание учебного материала

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Самоопределение к учебной деятельности. Включение учащихся в деятельность.

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.

Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ри+^

Уважение к учителю и сверстникам.

Самоопределение.

Самооценка готовности к уроку (Л)

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

1 .запись и обсуждение эпиграфа

Фронталь-

ная,

парная,

индивидуа-

льная

Диктует эпиграф.

Предлагает объяснить, как эпиграф связан с содержанием рассказа.

Записывают эпиграф. Отвечают на предложенный вопрос.

Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П).

Находить и исправлять ошибки, оценивать (Р), осуществлять самопроверку и взаимопроверку (К).

2.реализация домашнего задания.

Предлагает зачитать подготовленные дома вопросы к рассказу.

Зачитывают вопросы, подготовленные дома, записывают удачные вопросы одноклассников

Ш. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока. Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.

  1. Подводящий диалог:

1 Вступительное слово учителя

2.Просит        учеников ответить на вопрос: о чем с их точки зрения, будем говорить на уроке

3.Запись на доске предложенных учащимися вариантов

4. Анализ материала для наблюдений и формулировки проблемного вопроса

Фронталь

ная,

индивидуа

льная. парная

Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует наблюдение нал материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока.

Отвечают на вопросы,

формулируют тему урока, цели.

Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему и проблему урока (Р)

IV. Деление на группы Поиск решения. Открытие новых знаний. Построение плана достижения цели. Фиксация нового знания в речи

1.Анализ материала для наблюдений и формулировки ответов.

Коллектив

ная,

группавая

II.В технологии проблемного диалога организует наблюдение:

III. Организует групповую работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения (обсудите в группах вопросы на карточках)

Выделяют необходимые эпизоды, проводят наблюдения над текстом. После наблюдений в группах высказывают свои гипотезы

Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать доказательства по самостоятельно выбранным основаниям. (П.Р). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К). Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).

V.Физкультминутка.

Предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на физическую.

Коллектив

ная

Вместе с детьми выполняет упражнения

Вместе с учителем выполняют упражнения

VI, Первичное закрепление учебного материала

Индивиду

альная

Уточняет понимание задания. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Осуществляет индивидуальный контроль

Выполняют задания индивидуально. Записывают собственные суждения, делятся своими гипотезами с одноклассниками

Строить логически обоснованные рассуждения, группировать аргументы по заданным основаниям. (П.Р). Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).

VII. Создание творческих проектов: сиквейны и даймонды

индивидуа

льная

Уточняет понимание задания, осуществляет контроль

Выполняют задание индивидуально, оформляют страничку в тетради Оценивание работы (самоконтроль и взаимоконтроль)

Создавать творческую работу по заданным основаниям оценивать свою и чужую работу (П.Р).

VIII. Рефлексия. Организовать оценивание

Учащимися собственной

деятельности и деятельности

одноклассников.

Индивиду

альная

Организует рефлексию через подводящий диалог.

Отвечают на вопросы, подводят итог работы. Выставляют оценки.

Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р)

IX. Домашнее задание

Дает задание: написать сочинение «Как Алексей Бирюков превратился в ненастоящего человека»

Записывают задание.


  1. группа

1.Выразительное чтение портрета Алексея Бирюкова

2.Черты героя, проявляющиеся через лортрет(особые детали)

З.Роль пейзажа в начале рассказа в раскрытии характера героя

4'Сравнительный анализ образа Бирюка из рассказа И.С.Тургенева и

Алексея Бирюкова

  1. группа

1.Черты характера А.Бирюкова, проявляющиеся через его диалоги с

монахами и работником?

  1. Кто такие монахи?

З.Почему монахи терпят хамское, грубое и нечеловеческое обращение?

4.Что о мельнике говорят в округе?


3.Группа

1.Выразительное чтение реплик героев

2.Черты характера мельника,

раскрывающиеся  через диалог через диалог с матерью

3.Авторские ремарки

4.Что можно сказать о мельнике и его матери?

4 группа

  1. Выразительное чтение эпизода
  2. Почему сцена прощания матери с сыном производит тяжелое

впечатление на монахов?

3.Выделить самые важные детали сцены


Тема урока: «Человек в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и

наказание» подлец или...?

Цель урока: продолжить развитие умений в постановке и решении проблемного вопроса для рассмотрения основных проблем литературного произведения.

Задачи урока:

Образовательная: попытаться ввести учащихся в творческую лабораторию

писателя; начать исследование эстетики Ф.И. Достоевского; поставить вопрос о нравственных устоях личности, о том , что есть преступление и наказание.

Развивающая: развивать умение вести дискуссию, правильно формулировать и аргументировать свою точку зрения, выделять главное из текста, понимать значимость проблемного вопроса для выявления основной проблемы произведения.

Воспитывающая: способствовать рассмотрению проблемы урока как личностно значимой.

Д/3 к уроку: проследить по тексту романа путь Раскольникова к преступлению; посмотреть, как часто в тексте романа встречается слово «подлец»; определить относится ли оно к какому-нибудь конкретному человеку или же к человеку вообще, т.е. к каждому из нас.

Технология: Проблемное обучение


I

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

2

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

1 .Вводное слово учителя о вечных проблемах, поднимаемых Достоевским в романе.

1 .Учащиеся слушают, пытаясь найти ответ на вопрос: что «своё» находили в романе и народники (страстотерпцы) и фашисты (сверхчеловеки). Учащиеся высказывают своё мнение но поводу.

2.3адает проблемную ситуацию: осмыслить название романа.

2.Учащиеся определяют, в чем смысл названия. Подбирают названия других произведений, также основанных на антитезе.

У Достоевского- только ли противопоставление понятий ?

Учащиеся записывают в тетради своё мнение об этом: «Преступление - это начало наказания. Для того чтобы само преступление стало настоящим нравственным наказанием по Достоевскому «душу нужно иметь».»

З.Учитель организует работу по подбору материала для доказательства выдвинутого тезиса.

3.Учащиеся реализуют первую часть домашнего задания, зачитывая отрывки, в которых отражен путь Раскольникова к преступлению.

4.Учитель задает новую проблемную ситуацию: «Подлец ли человек ?'»

4.Учащиеся реализуют вторую часть домашнего задания. Приводят цитаты из текста романа ,где встречается слово «подлец». Отвечают на вопрос : к кому применено это слово - к конкретному человеку ил к человеку вообще, т.е. к каждому из нас?

5.Учитель пытается выяснить, а какова же позиция автора в этом вопросе. Для этого задает ряд вопросов.(Что делает человека подлецом? Что позволяет ему быть человеком? Какова по вашему мнению т.з. Ф.М.Достоевского?)

5.Учащиеся зачитывают записанные дома ответы на вопрос о красоте.

Кто становиться идеалом писателя в связи с вышеизложенным? Зачитывает отрывок из монолога Сонечки: «Это человек -то вошь!?»

Учащиеся определяют, кому принадлежат слова. Отвечают на вопрос : почему именно Сонечка - идеал писателя ?

Учитель предлагает найти в тексте эпизоды ,в которых Раскольников предстает перед нами человеком сострадающим, благородным, великодушным - душу имеющим.

7.Учащиеся зачитывают текст, анализируют фрагменты.

5.почему Ф.М.Достоевский

показывает Раскольникова таким?

8. Ответы учащихся. («Развенчивает

«сильную личность»» «Показывает, что душа в нем возьмет верх.»

9. Учитель говорит о том, что гений Достоевского в том , что он ,желая реализовать эстетическую и философскую идею, не свел образ до схемы. Что же «подло» в жизни?

9.Учащиеся читают и анализируют эпизод с письмом матери из первой части, пытаются найти противоречия в действиях и желаниях героя.

10.

10.Учащиеся делают вывод. Быть преступником - страшно! (Даже до совершения преступления, когда есть только намерения.) Страшно отделить себя от людей и не иметь возможности

11 .Учитель подводит итог урока:

убивший раз может убивать многократно, для Раскольникова же :один раз убить - это непрекращающийся кошмар наказания. Учитель предлагает учащимся сформулировать продолжение темы

11 .Учащиеся предлагают варианты. «Человек подлец или ... ?»

(святой, праведник, человек, заблудший        )

12.Д/3 написать эссе, размышляя над тем, кто же человек поДостоевскому



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки...

О чести и бесчестии (по рассказу В. Дёгтева «Аморальный приказ»)

Интегрированный урок (литература и основы православной культуры) для 8 класса...

Конспект урока в 7 классе. А.П.Чехов "Хамелеонство - нравственная болезнь"

Конспект урока в 7 классе. А.П.Чехов "Хамелеонство - нравственная болезнь"...

Презентация к уроку «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека».8 класс.

Презентация к уроку «Малая проза современных писателей-орловцев.  Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека&ra...