Творческий проект "Петербург Достоевского"
творческая работа учащихся по литературе (10 класс)

Ломако Галина Николаевна

Федор Михайлович Достоевский, как и многие другие, оценивал Петербург как самое фантастическое, и в тоже время умышленное место на земле. Действия многих произведений автора происходят именно в этом городе.  Сейчас сложно представить атмосферу Петербурга Достоевского, но для того  времени это были обычные серые будни. Петербург являлся «городом, в котором невозможно быть»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peterburg_dostoevskogo.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд:  Федор Михайлович Достоевский, как и многие другие, оценивал Петербург как самое фантастическое, и в тоже время умышленное место на земле. Действия многих произведений автора происходят именно в этом городе.  Сейчас сложно представить атмосферу Петербурга Достоевского, но для того  времени это были обычные серые будни. Петербург являлся «городом, в котором невозможно быть»

2 слайд:  Цель моего проекта – показать Петербург Достоевского, проанализировав сцены петербургской жизни, доказать, что, по мнению Достоевского, Петербург -  это город, в котором невозможно жить человеку.

Работая над проектом, я ставила перед собой следующие задачи:

1. Проследить эволюцию образа Петербурга в русской литературе 1-ой половины XIX века»

2. Определить, каким Достоевский представляет Петербург в  романе «Преступление и наказание», в чем же особенности этого города, какими средствами и приемами изображает этот город Достоевский,

3. Проследить, каким образом  Петербург влияет на жизнь героев романа «Преступление и наказание».

3 слайд: Каждая эпоха в истории русского общества знает свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по своему.

Например, Жуковский Василий Андреевич высказывался о Петербурге следующим образом:

"О Петербург, проклятый Петербург

Здесь, право, нельзя иметь души!

Здешняя жизнь давит меня и душит!»  

Также свое мнение о Петербурге  высказывал и другой известный поэт Пушкин Александр Сергеевич:

"Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит…»

4 слайд: Федор Михайлович Достоевский прибыл в город вместе со своим отцом, Михаилом Андреевичем и братом Михаилом в 1838 году в возрасте 17 лет для поступления в Инженерное училище, откуда и началось путешествие по городу «грозно-спящем средь тумана», «забвенью брошенном дворце».

5 слайд: В общей сложности Федор Михайлович прожил в Петербурге 28 лет. У него не было своей квартиры, он всегда их снимал. За время жизни в Петербурге он поменял 20 адресов и никогда не жил ни в одном доме более трех лет. Обычно дома находились на пересечении улиц и являлись угловыми. Никакого объяснения этому предпочтению Федор Михайлович не давал, хотя был верен любви своей к угловым домам. Возможно,ему легче жилось и работалось в доме, где из окон раскрывается более широкая перспектива, где больше света, воздуха…

6 слайд: Так же нельзя не отметить тот факт, что Достоевский всегда селился напротив церкви  ( у Казанского собора, на углу Б. Мещанской (ныне Казанской) и соборной площади, в доме Кохендорфера № 25. На Васильевском  острове  снял квартиру против лютеранской Екатерининской церкви, на углу Больш. проспекта и 1-й линии, в доме Солошича, № 26, у Исаакиевского собора,31на углу М. Морской (ул. Гоголя) и Вознесенского проспекта, в доме Шиля, в кв. Бреммера).

7 слайд: Является ли это обстоятельство простой случайностью или же оно определяет вкус писателя, на это дать ответа нельзя, без соответствующих указаний самого Достоевского.

8 слайд: Именно в одном из таких домов и было написано величайшее творение Федора Михайловича «Преступление и наказание». Роман занимает особое место в творчестве  Достоевского. Писатель создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя "маленького человека". Протест против социальной несправедливости, против унижения человека и вера в его высокое призвание отличают знаменитый роман Достоевского.

Произведение «Преступление и наказание» получило и другое название – «петербургский роман». Его действующие лица больны, подобно самому городу. Они больны духовно, они больны физически…

9-10 слайды: Пройдем вместе с Раскольниковым его маршрутом.

11 слайд: Образ Петербурга в романе определяется тремя составляющими. Это пейзажи, интерьеры и уличные сцены в городе. 

12 слайд: Городской пейзаж Петербурга Достоевский представляет в романе безотрадным и сумрачным. Летний город открывается перед нами глазами бедняков. Автор лишь изредка описывает природу и достопримечательности столицы, и делает это разве что для контраста.

13 слайд: Первое описание Петербурга Достоевским мы встречаем сразу же – в 1-й главе первой части. Жара, духота, вонь и поминутно попадающиеся на пути пьяницы мучительно отзываются на расстроенных нервах Раскольникова. В 1-й главе второй части с ужасающими подробностями повторяется та же самая картина – вонь, духота, жара, снующие мимо люди, и опять юноша переживает тяжкие мгновения. Теснота и духота городских трущоб – это и духовная атмосфера почти всего романа. Только теперь говорится еще о солнце, нестерпимо режущем глаза. Мотив солнца потом обретет метафорическую завершенность, а пока его яркий свет терзает запутавшегося в своей идее Раскольникова.

14 слайд: Начнем разбирать вторую составляющую образа Петербурга в романе – интерьеры. И начнем с коморки Раскольникова. Точного  адреса нахождения дома, где располагалась коморка, нет. Сам Раскольников сообщает: "А живу я в доме Шиля, здесь в переулке, отсюда недалеко, в квартире номер четырнадцать". Шилю принадлежал дом № 9 по Столярному переулку. По версии жены писателя А. Г. Достоевской, Достоевский поселяет Раскольникова в тот же дом, где жил сам в августе 1864 по январь 1867 года, в котором и работал над романом. Этот дом – дом Алонкина – находился на углу Столярного переулка и Малой Мещанской улицы (Казначейская, дом 7).

15 слайд: Сама коморка представляет собой следующее: "Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жал кий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок".

16 слайд: Проследуем за Раскольниковым, который приведет нас в дом старухи-процентщицы. Дом старухи-процентщицы — это бывший Дом Ивана Вальха, жилое здание в Санкт-Петербурге, расположенное по адресу: набережная канала Грибоедова, 104/25. "С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он (Раскольников) к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -- ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками -- портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.".

17 слайд:

 « …Небольшая комната …  с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем…»

« …Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам на двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель.»

«В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело…»

« …Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире »

18 слайд: Недалеко от дома старухи-процентщицы на набережной канала Грибоедова, 73 в квартире на последнем, 3-м этаже обитала Соня Мармеладова. Сегодня дом трудно узнать. Дело в том, что во время написания романа он был трехэтажным, при советской власти он подвергся реконструкции: надстроили ещё этаж и главный фасад оформили в стиле "сталинского" классицизма.

19 слайд: Здесь, как и всюду в романе, в комнату Сони ведет узкая и темная лестница, а сама комната напоминает сарай в форме неправильного четырехугольника с «чрезвычайно низким потолком». «…Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул…». «…Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок…» Безобразно перерезывающая комнату стена с тремя окнами выходила на канаву. Уродливость и убогость, бросающаяся в глаза, парадоксально усиливает эмоциональную характеристику героини, обладающей редким внутренним богатством.

20 слайд: Во всей этой картине обращает на себя внимания повторяющиеся детали: неправильные формы, бедность, преобладание желтого цвета, простая и скудная мебель.

21 слайд: В «петербурском романе» нельзя не обратить внимания на следующую символику, к которой относится желтый цвет, лестницы и пороги.

22 слайд: В описании интерьеров преобладает желтый цвет. В романе мы находим комнату старухи - процентщицы с желтыми обоями, мебель из желтого дерева, бледно –желтое лицо героя, желтое лицо у Мармеладова, на Петровском острове – ярко – желтые домишки, в полицейской конторе герою подают «желтый стакан, наполненный желтой водой», Соня живет по желтому билету. Этот цвет выбран не случайно. Желтый мир внешнего мира адекватен желчному характеру героя, живущего в «желтой каморке». Таким образом, город и герой едины. Желтый цвет в романе создает ощущение болезненности, расстройства, безысходности.

23 слайд: Немаловажно для замечания и такие символы как лестницы и пороги. Лестница является символом подъема, борьбы, усилий. Это восхождение и нисхождение. Практически весь путь Раскольника это череда подъемов «вверх» и «вниз». В романе Раскольников поднимается и спускается по лестнице 48 раз.

Практически на пороге живет семья Мармеладовых, на пороге в коридоре происходит сцена полупризнания, на пороге у дверей беседует Раскольников с Соней. Порог в романе – это некая точка, в которой совершаются переломы судеб, где принимаются решения, преступают запреты.

24 слайд: Что ж, пора коснуться третьей составляющей Петербурга достоевского – это сцены уличной жизни. Большинство эпизодов происходят на улице. Здесь, под колесами богатой коляски, погибает Мармеладов. Здесь открывается легочное кровотечение у Катерины Ивановны. Оно становится фатальным. Здесь решает свести счеты с жизнью Свидригайлов…

25 слайд: Городской пейзаж Петербурга Достоевский представляет в романе безотрадным и сумрачным. Летний город открывается перед нами глазами бедняков. Автор лишь изредка описывает природу и достопримечательности столицы, и делает это разве что для контраста.

26 слайд: Нельзя не упомянуть о Сенной площади. Эта площадь в позапрошлом веке выполняла функцию «лобного места», кроме того, там располагался огромный «толкучий» рынок под открытым небом. И именно туда Достоевский то и дело выводит своих героев, остающихся, несмотря на гущу народа, все-таки в ужасающем одиночестве со своими больными думами и чувствами. Распахнутые окна трактира, впрочем, - это предвосхищение публичного раскаяния героя, потерпевшего фиаско в своих античеловечных себялюбивых убеждениях.

27 слайд: Прикоснувшись к знаменитому роману, мы убедились в том, что Петербург Достоевского – это полноправный участник сюжета и идейного содержания произведения. Петербург предстает перед нами как город-отрава, город-убийца. Грязный, мрачный, с домами, запачканными грязью, город угрюмый, грязно – серого, грязно – зелёного цветов.

28 слайд: Пейзажи, интерьеры комнат , сцены уличной жизни создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создаёт атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

29 слайд: Люди относятся друг к другу со звериным любопытством. Им чуждо чувство жалости и сострадания. В самом начале романа царит атмосфера убийства. И уже становится понятным, что замышляет Раскольников. Автор акцентирует внимание на том, что город заселен «бывшими» людьми. Петербург Достоевского – это место социальных контрастов. Отсутствие денег, голод и нужда, порождающая преступность – его основные характеристики.

Остается добавить, что писатель, по меткому замечанию литературоведа Юрия Лотмана, в начале своего творчества усматривает в этом городе концентрированный образ всей России. В итоговых же произведениях засилье бездушного казенного начала, пленившего державную северную столицу, видится ему воплощением страхов и болезней всей великой страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского. Учебно-методический комплекс

Творчество великого писателя 19 века Федора Михайловича Достоевского представляет собой один из самых оживленных перекрёстков мировой культуры. По произведениям  Достоевского   с...

Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Цели урока: расширить познания  в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга;  помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...

Ф.М.Достоевский. Жизненный и творческий путь. Мировоззрение писателя.

Презентация знакомит с этапами жизненного и творческого пути писателя, его мировоззреческими позициями....

Темы творческих работ по роману Достоевского «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Темы творческих работ по роману Достоевского «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»...

Технологическая карта урока литературы "Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь"

Технологическая карта построена с использованием технологий:  проблемно-диалогического обучения (элементы), ИКТ, «Система Е.Н. Ильина, преподавание литературы как предмета, формирующего чел...

Петербург Достоевского - творческий зачет в 10 классе

Презентация к уроку-творческому зачету по итогам изучения романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". В ходе урока в процессе он-лайн экскурсии учащиеся 10 класса обращаются к текст...

"Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского, урок в 10 классе

Урок литературы для учащихся 10 класса, урок с при менением метода "урок наоброт"...