Конспект урока с применением ТРКМ по рассказу Н.С.Лескова "Старый Гений" 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Чугунова Людмила Владимировна

Лит-ра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urokastaryy_geniy_s_primeneniem_trkm.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений».

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цели урока:

  1. Расширить знания учащихся о биографии Н.С.Лескова; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению основных проблем в рассказе с помощью применения ТРКМ; помочь учащимся в осмыслении  сюжета и идеи произведения;  
  2. Способствовать развитию навыков анализа художественного текста, умений выразительного чтения текста;
  3. Содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, уделить особое внимание воспитанию уважительного отношения к окружающим людям.

Используемые  средства ИКТ: 

Демонстрационные: отрывок из мультфильма «Левша»,  презентация по творчеству Н.С. Лескова, аудиозапись рассказа Н.С.Лескова «Старый гений», портрет Н.С.Лескова, иллюстрации к сказу «Левша».

Аппаратное и программное обеспечение: Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, колонки.

Ход урока

Организационный момент

I. Стадия вызова

Задачи:

- актуализировать имеющиеся у учащихся знания;

- пробудить познавательный интерес учащихся;

- мотивировать учащихся для дальнейшей работы по теме.

1.Целеполагание.

Задача этапа:  учить самостоятельно определять тему и цели урока.

  Просмотр отрывка из мультфильма «Левша»(3-4 минуты, ), показ слайда №1.

- Ребята, посмотрите внимательно  и на экран.

- Как вы думаете, с творчеством какого писателя мы с вами будем знакомиться сегодня на уроке? Что вы о нём знаете?(Слайд №2)

Сегодня мы познакомимся с новым произведением Н.С.Лескова. Прочитайте в учебнике материал о Н.С.Лескове(чтение текста в учебнике на стр.15-16)

-Заполните свои «Бортовые журналы» (Слайд №3)

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Показ слайда №4 

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «гений»?

-Каково лексическое значение этого слова? Обратимся к Толковому словарю.(Слайд №5)

- А какой гений у Лескова?

-Почему «старый»? Как вы думаете? Имеет ли значение возраст, когда мы произносим слово «старый»?

- Познакомимся с эпиграфом, взятым Н.С. Лесковым к рассказу. (Слайд №6)

- Как вы понимаете смысл высказывания Ларошфуко?

- Сформулируйте тему и цель урока

II. Стадия осмысления

Задачи:

- сохранить интерес к теме при непосредственной работе с текстом;

- помочь учащимся активно воспринимать материал;

- помочь соотнести старые знания с новыми.

1.Подготовка к восприятию текста

Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу.

- Какой же образ гения создает Лесков?

- Попробуйте предположить, о чём может быть сюжет рассказа  с названием «Старый гений»?

2.Восприятие текста

Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального поступков героев.

Применение приёма ТРКМ «Чтение с остановками»

1 глава (читает учитель). (Слайд №7).

- Зачем старушка приехала в Петербург?

-Что за «вопиющее дело» было у неё?

- Совпало ли содержание 1-й главы с тем, что вы предполагали ?

- Как вы думаете, чем закончатся ее «хлопоты» в Петербурге?

2 глава (читает ученик). (Слайд №8).

- Исполнились ли наши ожидания?

- Как относится старушка к франту?

- Что вы можете сказать о героях?

- Почему нельзя заставить должника заплатить?

- Что ожидает старушку после встречи с высшими?

-Добьётся она справедливости?

3 глава (аудиозапись). (Слайд №9).

- Оправдались ли наши ожидания?

- Что означает «сухая ложка рот дерёт» и «надо смазать»?

- Что будет дальше?

-Будут ли успешными «хлопоты» старушки?

-Вернет ли она свои деньги?

- Что означают слова: «В России невозможности нет»?

- Поверит ли старушка своему новому знакомому, обещавшему за 500 рублей решить её дело?

4 глава (читает ученик). (Слайд №10).

- Оправдались ли наши ожидания?

- Решается ли старушка на предложение дельца, имеющего «чин из четырнадцати овчин»?

- Почему рассказчик помогает старушке? Верит ли он в то, что ей удастся вернуть деньги?

- Что значит «пассажный гений»? (Слайд №11)

- Как вы думаете, каким образом «пассажный гений» не постыдил ни веры, ни предчувствий доброй старушки»?  

5 глава (аудиозапись). (Слайд №12).

- Оправдались ли наши ожидания?

- Как заканчивается рассказ?

- Имеет ли право считать себя гением человек, который уладил столь трудное дело? Почему?

3.Работа над нравственной идеей рассказа Н.С.Лескова

Задача этапа: использовать речевые средства для передачи своего впечатления, обсудить прочитанный материал.

- Есть ли общее между событиями, происходящими в рассказе «Старый гений», и нашей современной жизнью?

- Почему рассказчик советует старушке не докучать великосветскому франту?

-Какие проблемы общества, показанного в рассказе, перекликаются с проблемами нашего времени?

4.Творческая работа над изучаемым текстом

Задача этапа: формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте

Применение приёма ТРКМ «Письмо герою»

- Ребята, мы с вами познакомились с рассказом «Старый гений». Напишите, пожалуйста, сейчас письмо-обращение к одному из героев рассказа. Подумайте, о чём бы вы им хотели сказать, что вас взволновало? (Деление на три группы, написание письма – групповая работа).

1 группа – письмо великосветскому франту.

2 группа – письмо старушке.

3 группа – письмо рассказчику.

- Давайте послушаем, о чём вы написали героям произведения? (Обсуждение писем).

- Какие вопросы у вас возникли к представителям из других групп?

-Может быть, кто-то не согласен или имеет своё мнение по данному вопросу?

III. Рефлексия

Задачи:

- помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;

- помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.

1.Вопросы учащимся:

- Давайте вспомним все, что мы говорили с вами в начале урока о слове «гений» и словосочетании «старый гений».

- Подтвердились ли наши предположения?

- Какой же он, гений Н.С.Лескова?

- Какие же нравственные проблемы поднимает Лесков в своём рассказе?

- Прошло уже более 100 лет после написания рассказа. Что-то изменилось в России с тех пор?

- Как вы думаете: почему?

- М.Горький писал о Н.С.Лескове: «С величайшим напряжением всех сил таланта он старался найти в каждой общественной группе – тип кристально чистого человека, тип «праведника» среди грешных».

Как вы считаете, можно ли отнести эти слова к рассказу Н.С.Лескова «Старый гений»?

- Какие выводы вы сделали лично для себя?

2.Общие выводы: Ребята, я  думаю, что вы  поняли, что хотел показать великий писатель в своём рассказе.  Надеюсь, что сюжет произведения затронул ваши души и оставил в них определенный след, заставил задуматься над проблемами общества того времени и нашего современного общества. Не зря Николай Семёнович Лесков написал замечательные слова: «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру» (Слайд №13).

.

3.Оценивание работы на уроке

1.Попробуйте оценить работу своего соседа по парте, выбрав одну из трёх фраз (Слайд №14):

  • Ты молодец!
  • Я доволен твоей работой на уроке!
  • Ты мог бы поработать лучше…

2. А теперь оцените свою работу, выбрав одну из фраз, которые вы видите на экране (Слайд №15).

IV.Домашнее задание

Задача учителя:  мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей

- Прошу вас дома изложить свои мысли в небольшом эссе «Гений: кто же он такой??» или выписать из текста крылатые выражения, поговорки, фразеологизмы, уметь объяснить их значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова (6 класс)

Конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова...

Конспект урока "Нравственные проблемы в рассказе "Кусака" Л. Андреева. 7 класс

Конспект урока "Нравственные проблемы в рассказе "Кусака" Л. Андреева. 7 класс. С применением технологии "Активные методы обучения"...

План - конспект урока с применением ИКТ и проектной деятельности в 3 классе по теме « Времена года»

План - конспект урока с применением ИКТ и проектной деятельности в 3 классе по теме « Времена года» для  формирования коммуникативных  навыков  учащихся через самостоятельно...