Урок литературы в 6 классе по теме « Открывая страницы романа…» Роман А.С. Пушкина «Дубровский»
методическая разработка по литературе (6 класс)

Цели урока: восприятие учащимися романа А. С. Пушкина «Дубровский» через авторское отношение к героям, размышление о проблемах взаимоотношений между людьми, власти денег над человеком.

Задачи: обучающие:  познакомить учащихся с историей создания и реальными источниками романа; ввести в понятийный аппарат учащихся литературоведческий термин «роман»; формировать навык исследовательской работы с текстом, умение выделять главное в тексте, умение видеть слова, раскрывающие образ героя;

развивающие: развивать творческие способности, логическое мышление, речь учащихся, умение работать в группе; способствовать развитию информационной культуры детей; критическое мышление учащихся через чтение и письмо, используя приём синквейна;

воспитательные: воспитание духовно – нравственной личности, умения общаться воспитывать чувство неприязни к высокомерию, тщеславию, подлости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа им. С.С. Ильина с. Жуково

Муниципального районо Уфимский район

Открытый урок

литературы в 6 классе

по  теме: «  Открывая страницы романа…»

Роман А.С. Пушкина «Дубровский»

Учителя русского языка и литературы

Якуповой Гульсины Ильдусовны

2014-2015 учебный год

6 класс

        Конспект урока  литературы

Методические указания: данный урок  является вводным и предваряет работу по изучению романа А.С. Пушкина «Дубровский».

К уроку необходима предварительная подготовка. Учащиеся должны прочитать роман, выполнить индивидуальные задания, которые даются в качестве установки перед чтением романа.

Урок литературы "«Открывая страницы романа…» Роман А.С.Пушкина «Дубровский»"

Цели урока: восприятие учащимися романа А. С. Пушкина «Дубровский» через авторское отношение к героям, размышление о проблемах взаимоотношений между людьми, власти денег над человеком.

Задачи:

обучающие:  познакомить учащихся с историей создания и реальными источниками романа; ввести в понятийный аппарат учащихся литературоведческий термин «роман»; формировать навык исследовательской работы с текстом, умение выделять главное в тексте, умение видеть слова, раскрывающие образ героя;

развивающие: развивать творческие способности, логическое мышление, речь учащихся, умение работать в группе; способствовать развитию информационной культуры детей; критическое мышление учащихся через чтение и письмо, используя приём синквейна

воспитательные: воспитание духовно – нравственной личности, умения общаться воспитывать чувство неприязни к высокомерию, тщеславию, подлости.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно - этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, планшеты, учебник, словари.  

Используемые технологии:

ИКТ - технологии

здоровьесберегающие технологии

технология проблемного и развивающего обучения

Особенности урока:

реализация системно - деятельностного подхода

чередование индивидуальной и групповой форм работы

организация исследовательской деятельности

создание атмосферы сотрудничества

   Ход урока

1. Мобилизующий этап урока. Имя Александра Сергеевича Пушкина вам, ребята, хорошо знакомо. Взрослея, вы открываете для себя снова и снова удивительный мир произведений писателя. Его поэзия и проза будят в душе самые лучшие чувства. Именно чувства и любовь. Как к самому писателю, так и к слову в его произведениях.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.  Определение темы урока и целей.

 «Жизнь прожить не поле перейти» - гласит народная мудрость, предупреждая человека о трудностях. Уроки жизни приходится преодолевать каждому из нас. И при решении жизненных задач часто допускаем ошибки. Мудрые советы классика помогут нам решить многие вопросы, только нужно уметь понять, услышать автора. И сегодня мы с вами прислушаемся к голосу классика.

 Послушайте цитату из произведения. Назовите это произведение и автора, голос которого будет звучать сегодня на уроке.

Цитата из произведения «Дубровский» (учебник литературы 6 класс)

«Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирилла Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение…»

Прозвучало несколько строк произведения.

- Узнали?

 - Из какого произведения эта цитата?

 - Кто автор?

 Мы с вами понимаем, что сегодня на уроке разговор предстоит о произведении А.С.Пушкина «Дубровский», понимаем, что предстоит  заново встретиться с его  героями.

Вы поделитесь открытиями, сделанными во время чтения  этого произведения. А кто-то, может быть, приоткроет нам тайну своего «Дубровского».

Итак, тема урока – "«Открывая страницы романа…» Роман А.С. Пушкина «Дубровский»". (Запись в тетрадях)

3. Проверка домашнего задания

Ребята, прежде чем знакомиться с произведением, узнаем историю создания романа. Роман трудно понять, не представляя времени, которое отражено в нем, а также вопросов и проблем, которые интересовали Пушкина в это время. Эту работу выполняла дома поисковая группа.

Предоставим им слово.

 1). История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский»

 Ученик 1 : Над романом "Дубровский" А. С. Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение Павла Воиновича  Нащокина, который был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить:". Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А. С. Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820 - е годы и развивается в течение полутора лет.

 Ученик 2. А. С. Пушкин в 30 - е годы очень плодотворно поработал. Он написал около четырехсот стихов, главы романа "Евгений Онегин", пишет прозу, много  статей. Пребывание в Болдино имело еще результат, важный для дальнейшей биографии Пушкина. Здесь он убедился в  запущенности имения. Он увидел, что будущее его не связано с поместьем. Стать помещиком ему не удалось бы, да он и не чувствовал к этому призвания. Болдино не могло давать доходы. Будущее Пушкина заключалось в том, что он был "грамотей и стихотворец". Само Болдино было для него местом творчества, а не помещичьих забот.

 Ученик 3. Тридцатые годы

По возвращении из Болдина Пушкин заложил имение, женился. В этот период (1832 г.) он задумывает "Дубровского" и "Историю Пугачева", в октябре возвращается в Болдино и проводит там до половины ноября. Это была вторая болдинская осень. Там он закончил "Историю Пугачева", написал "Медный всадник", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Сказку о мертвой царевне" и много стихотворений.

Творческий путь Пушкина с самого его начала — непрерывное восхождение. Но наиболее интенсивно это восхождение проявляется именно  в 30 - е годы.

2) Исследование «Топонимы в романе А. С. Пушкина «Дубровский»».

 Ученик 4. Топонимы в романе А. С. Пушкина «Дубровский».

А ещё один участник поисковой группы занимался более сложной работой.

Он искал топонимы романа. Не знаете, что это? Сейчас послушаем.

Топонимы – это имена собственные, связанные с географическими названиями.  Топонимы в романе также имеют реальные источники. В Покровском угадывается родовое имение  деда поэта А. П. Ганнибала - село Петровское, которое находилось недалеко от Михайловского.

В Кистенёвке – сельцо Кистенёво, находящееся близ нижегородского имения Болдино и подаренное Пушкину отцом к свадьбе.

3) Исследование «Имя и его отражение в характере и поступках героев романа «Дубровский».

 Ученик 5:

1. О том, что существует связь между именем, характером и судьбой человека знали ещё наши предки.

2. В России, вплоть до 18 века имя, данное при крещении ребёнку, родители держали в секрете, оберегая его от дурного влияния.

3.Загадочное влияние имени на характер и судьбу человека уже давно пытались объяснить и разгадать многие. Это интересно. Пословицы «По лицу видать, что Самсоном звать», «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт» свидетельствуют о том, что народ уже давно решил, что имя влияет на характер человека.

4. Ещё  интереснее  попытаться разгадать тайну имён литературных героев, определить, влияет ли происхождение имени на  характер и судьбу, поступки.

5. Как автор выбирает имя, фамилию своему герою? Насколько  писатель привязан к тому или иному имени, как часто его употребляет.

6. Чтобы проверить это предположение, мы определили тему исследования «Влияние имени героя на характер и поступки героев романа А.С. Пушкина «Дубровский».

8. Среди мужских имён  наиболее часто встречаются  у А.С.Пушкина Владимир ( в 4 произведениях), Алексей (в 4 –х произведениях),  среди женских имён наиболее часто встречаются  Полина и Мария.

Имя Мария было для Пушкина наиболее значимым. Ведь так звали бабушку поэта, так он назвал свою дочь. В 10 произведениях главная героиня носит это имя.

9. Владимира Дубровского Пушкин чаще всего (а именно 88 раз) называется просто по фамилии. В этом, как нам кажется, проявляется симпатия автора к герою,  кажется, что автор и его герой знакомы. Ведь молодые дворяне, учившиеся вместе с Пушкиным в Лицее, чаще всего обращались друг к другу по фамилии. Пушкин хочет и Дубровского ввести в круг своих друзей.

10. А вот Троекурова Пушкин 133 раза называет по имени- отчеству, подчёркивая тем самым расстояние между собой и Кирилой Петровичем. По имени – отчеству обращаются к человеку в официальной обстановке, если с человеком мало знакомы, а также,  если не хотят этого человека допускать в круг своих друзей и доверять им свои секреты и тайны. Кроме того, обращение по имени-отчеству  подчёркивает ещё и разницу в возрасте ( между писателем и героем). Именно по этой причине Пушкин называет отца Владимира Андрей Гаврилович.

В романе есть герои, которых автор называет только по  фамилии, присоединяя к ней должность или титул.  Например, Заседатель Шабашкин. Князь Верейский.

11. Какова же этимология имён главных героев? Владимир – имя старославянское, обозначает «владеющий миром». Слово «мир» многозначное. Но в каком бы значении это слово не употреблялось,  Владимиру будут близки заботы тех, кто его окружает, но он всегда имеет своё мнение. Характеристика героя перед вами. И если вспомнить основные эпизоды романа, связанные с именем этого героя, то вы согласитесь, что все названные черты присутствуют в характере Владимира.

12. Андрей – мужественный. Действительно, нужно иметь силу воли, независимость, решительность, прямолинейность, чтобы общаться с Троекуровым, не впасть в зависимость от него, и на все события иметь свою точку зрения.

13. Имя Кирилл древнегреческого происхождения, уменьшительное от имени Кир , которое обозначает «господин, владыка». Как всякий господин, Кирилла Петрович – человек избалованный, надменный, своенравный. Любитель пиров и проказ. Одна старинная забава с медведем чего стоит. Кирилла Петрович несправедливо поступил с Дубровскими и их имением. Хотя  один раз он  и поехал в Кистенёвку, чтобы помириться. Может быть, ждал, что Андрей Гаврилович попросит прощения? Но мы ведь выяснили, что имя Андрей означает «мужественный». Никогда Андрей Гаврилович не стал бы извиняться перед Троекуровым.

14. Имя Мария  в переводе с древнееврейского, означает госпожа. Мы, прочитав роман, решили, что Мария Кирилловна, была госпожой своему слову. Своих решений она не меняет. Об этом свидетельствует её разговор с Дубровским по дороге в имение князя Верейского, когда  Владимир хотел освободить её.

15. Итак, мы считаем, что Пушкину тоже была прекрасно известна этимология имён, и в описании характера героев, их поступков прослеживается её влияние

4. Теория литературы. Словарная работа.

 Ребята, давайте определим жанр этого произведения. (Запись в тетради)

 - Что же такое роман? (Знакомство с определением этого термина по словарю литературоведческих терминов и по учебнику. Запись определения в тетрадь. )

Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.

 - Какие признаки романа мы находим в «Дубровском»?

Запись в тетради:

1. Большое повествовательное произведение;

2. разветвлённый сюжет;

3. значительный объём.

-А что такое сюжет?

Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.

 - Запишите определение романа и сюжета в тетрадь.

- Каков же сюжет романа?

Ученик: Офицер, сын родовитого, но обедневшего помещика. После потери родового имения  Владимир Дубровский из мщения и ненависти поджигает усадьбу, уходит со своими крестьянами в лес и становится разбойником. Полюбив дочь виновника всех несчастий Троекурова – Марию Кирилловну, Дубровский под видом французского учителя Дефоржа проникает в дом своего врага, демонстрирует незаурядную храбрость и решительность: оказавшись в клетке с медведем, убивает его, чем покоряет сердце Марии Кирилловны. Но бежать с Дубровским Маша  соглашается, только когда ей грозит брак со старым князем Верейским. В результате случайности ( которая в произведениях Пушкина всегда полна значения) герой опаздывает освободить  Машу до венца. Дубровский со своей шайкой нападает на карету, в которой возвращаются из церкви обвенчанные Маша и князь. Маша отказывается от помощи Дубровского. В последней главе Дубровский распускает шайку и уезжает за границу.

5.   Работа с текстом

-Легко ли было читать роман? А может быть при чтении роман кому-то не давался и возникали трудности? Почему?

Смысл названия романа:

- В название романа вынесена  фамилия -  Дубровский. Как вы думаете, кто за ней скрывается Андрей Гаврилович Дубровский или Владимир Дубровский? (Найдите доказательства в тексте романа – глава 3: Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести… прочитать).

Задание на знание текста:

 Восстановите последовательность событий в романе (Слайды)

1.Обед у Троекурова

8.Первое свидание Маши и Дубровского

9.Троекуровы в гостях у  князя Верейского

10.Дубровский останавливает карету князя Верейского

3.Ссора Дубровского и Троекурова

2.Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского

4.Суд

 5.  Возвращение В.Дубровского в родную Кистенёвку

6.Похороны Андрея Гавриловича Дубровского

7.Пожар

6.Работа с иллюстрациями

- Роман прочитан. Появились ли у вас любимые страницы, герои?

-Посмотрите на иллюстрации. (Слайды) К каким эпизодам эти иллюстрации?  

 Назовите эпизоды, соответствующие иллюстрациям. Коротко расскажите об одном. Постарайтесь передать ваше отношение к героям.

7. Итоги. Рефлексия.

 Итак, вы поделились первыми впечатлениями, сделали удивительные открытия. Давайте подведём итог нашему разговору о героях романа, о ваших чувствах, о вашем отношении к роману, используя приём синквейна.

(Чтение стихотворений в жанре синквейна). Например:

«Дубровский»

Интересный,  полезный

Увлекает, учит, воспитывает

Книга – учебник жизни

Классика.

Оценки за урок.

Домашнее задание: 

 написать сочинение – миниатюру  по одной из двух тем на выбор:

1.«Открытие, сделанное мною, на страницах  романа «Дубровский».

2. « Слово, которое меня удивило».

Поделитесь своими открытиями. Составить план романа; перечитать гл. 1 - 4 и отметить особенности поведения главных героев.

Выступление

«Имя и его отражение в характере и поступках героев романа А. С. Пушкина «Дубровский»

ученика 6 класса МОБУ СОШ им. С.С. Ильина с.Жуково

Руководитель: учитель русского

 языка и литературы  Якупова Г.И.

                                     Выступление  

 « Имя и его отражение в характере  и  поступках  литературного героя»

1. О том, что существует связь между именем, характером и судьбой человека знали ещё наши предки.

2. В России, вплоть до 18 века имя, данное при крещении ребёнку, родители держали в секрете, оберегая его от дурного влияния.

3.Загадочное влияние имени на характер и судьбу человека уже давно пытались объяснить и разгадать многие. Это интересно. Пословицы «По лицу видать, что Самсоном звать», «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт» свидетельствуют о том, что народ уже давно решил, что имя влияет на характер человека.

4. Ещё более интересным нам представляется, приоткрыть тайну имён литературных героев, определить, влияет ли этимология имени на их характер и судьбу, поступки.

5. Как автор выбирает имя, фамилию своему герою? Насколько  писатель привязан к тому или иному имени, как часто его употребляет.

6. Работая над проектом, мы стремились проверить, существует ли, как сказал отец Павел (Флоренский), «гармония между именем героя и событиями его жизни.

7. Чтобы проверить это предположение, мы определили тему исследования «Влияние имени героя на характер и поступки героев романа А.С. Пушкина «Дубровский».

8. Среди мужских имён  наиболее часто встречаются Владимир ( в 4 произведениях), Алексей (в 4 –х произведениях).

Как звучат имена героев на страницах романа «Дубровский»? Называет ли автор своих героев только по имени или по имени – отчеству, или к имени – отчеству ещё присоединяется фамилия? И что бы это значило?

9. Исследуя этот вопрос, мы выяснили, что А.С. Пушкин был очень привязан к некоторым именам. Так, в его произведениях среди женских имён наиболее часто встречаются  Полина и Мария.

Имя Мария было для Пушкина наиболее значимым. Ведь так звали бабушку поэта, так он назвал свою дочь. В 10 произведениях главная героиня носит это имя.

10. Владимира Дубровского Пушкин чаще всего (а именно 88 раз) называется просто по фамилии. В этом, как нам кажется, проявляется симпатия автора к герою, , кажется, что автор и его герой знакомы. Ведь молодые дворяне, учившиеся вместе с Пушкиным в Лицее, чаще всего обращались друг к другу по фамилии. Пушкин хочет и Дубровского ввести в круг своих друзей.

11. А вот Троекурова Пушкин 133 раза называет по имени- отчеству, подчёркивая тем самым расстояние между собой и Кирилой Петровичем. По имени – отчеству обращаются к человеку в официальной обстановке, если с человеком мало знакомы, а также,  если не хотят этого человека допускать в круг своих друзей и доверять им свои секреты и тайны, не хотят допускать фамильярности в отношениях. Кроме того, обращение по имени-отчеству, как нам кажется, подчёркивает ещё и разницу в возрасте ( между писателем и героем). Именно по этой причине Пушкин называет отца Владимира Андрей Гаврилович.

В романе есть герои, которых автор называет только по  фамилии, присоединяя к ней должность или титул. Заседатель Шабашкин. Князь Верейский.

12. Какова же этимология имён главных героев? Владимир – имя старославянское, обозначает «владеющий миром». Слово «мир» многозначное. Но в каком бы значении это слово не употреблялось,  Владимиру будут близки заботы тех, кто его окружает, но он всегда имеет своё мнение. Характеристика героя перед вами. И если вспомнить основные эпизоды романа, связанные с именем этого героя, то вы согласитесь, что все названные черты присутствуют в характере Владимира.

13. Андрей – мужественный. Действительно, нужно иметь силу воли, независимость, решительность, прямолинейность, чтобы общаться с Троекуровым, не впасть в зависимость от него, и на все события иметь свою точку зрения.

14. Имя Кирилл древнегреческого происхождения, уменьшительное от имени Кир , которое обозначает «господин, владыка». Как всякий господин, Кирилла Петрович – человек избалованный, надменный, своенравный. Любитель пиров и проказ. Одна старинная забава с медведем чего стоит. Кирилла Петрович несправедливо поступил с Дубровскими и их имением. Хотя справедливости ради следует сказать, что один раз он поехал в Кистенёвку, чтобы помириться. Может быть, ждал, что Андрей Гаврилович попросит прощения? Но мы ведь выяснили, что имя Андрей означает «мужественный». Никогда Андрей Гаврилович не стал бы извиняться перед Троекуровым.

15. Об имени Мария мы уже упоминали. Оно, в переводе с древнееврейского, означает госпожа. Мы, прочитав роман, решили, что Мария Кирилловна, была госпожой своему слову. Своих решений она не меняет. Об этом свидетельствует её разговор с Дубровским по дороге в имение князя Верейского, когда  Владимир хотел освободить её.

16. Итак, мы считаем, что Пушкину тоже была прекрасно известна этимология имён, и в описании характера героев, их поступков прослеживается её влияние. Как сказал Флоренский «имена выражают сущность вещей».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по роману А.С.Пушкина «Дубровский» Автор – составитель: Якупова Гульсина Ильдусовна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ имС.С.Ильина с.Жуково

Слайд 2

История создания романа Роман не был завершен Пушкиным. Работал над ним с 21 октября 1832 по 6 февраля 1833г. Незавершенный роман автор не опубликовал. .Впервые он был напечатан посмертно в 1841 г. под названием «Дубровский» (по фамилии главного героя)

Слайд 3

О сюжете романа В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина ( друга Пушкина) «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский…, который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и , оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, а затем и других».

Слайд 4

Имя героя Первоначально герой фигурировал под фамилией Островского, замененной затем на Андрея Зубровского, и наконец назван Дубровским.

Слайд 5

История создания Известно, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдино и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Пушкин слышал псковские предания о бунте крестьян помещика Дубровского, оказавших вооруженное сопротивление присланной воинской команде и заявивших, что по наказу Дубровского они будут бить помещиков. Таким образом, в основу романа легли подлинные факты, жизненные обстоятельства.

Слайд 6

Словарная работа РОМАН( фр.- повествование) – большое повествовательное произведение , обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. СЮЖЕТ( фр. – предмет, содержание) – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Слайд 7

Восстановите последовательность эпизодов в романе: Троекуровы в гостях у князя Верейского Ссора Дубровского и Троекурова Похороны Андрея Гавриловича Дубровского Обед у Троекурова Дубровский останавливает карету князя Верейского Суд Пожар Первое свидание Маши и Дубровского Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского Возвращение В.Дубровского в родную Кистенёвку

Слайд 8

Восстановите последовательность эпизодов в романе: 9.Троекуровы в гостях у князя Верейского 3.Ссора Дубровского и Троекурова 6.Похороны Андрея Гавриловича Дубровского 1. Обед у Троекурова 10.Дубровский останавливает карету князя Верейского 4.Суд 7.Пожар 8.Первое свидание Маши и Дубровского 2.Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского 5.Возвращение В.Дубровского в родную Кистенёвку

Слайд 18

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Технологическая карта урока по литературе на тему «Барство дикое» в романе А.С Пушкина «Дубровский». Ссора А.Г. Дубровского и К. П.Троекурова.

Технологическая карта урока по литературе на тему «Барство дикое» в романе А.С Пушкина «Дубровский». Ссора А.Г. Дубровского и К. П.Троекурова....

Методическая разработка урока литературы по теме: "А счастье было…"(по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Итак, роман “Евгений Онегин” о русской жизни. Что есть Россия? В романе две России. Россия - Онегина, Россия - Татьяны. Что понял наш герой? Куда пойдет? От его выбора зависит будущее Росс...

Конспект урока по русской литературе на тему «Добро и зло» в романе А.С. Пушкина «Дубровский» 6 класс

Тип урока: педагогическая мастерская с применением ИКТ.Методы: проблемный, исследовательский.Цели урока:Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, и...

Дистанционный урок литературы. 6 класс. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения А. С. Пушкина.

Предлагается последовательность действий ученика при работе над сочинением. Дана инструкция и памятки для самостоятельной работы....

Открытый урок литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина "Дубровский". Тема : "Смысл финала романа "Дубровский""

Данный урок был проведен как заключительный , на котором учащиеся анализировали поведение главных героев романа, столкнувшихся с нравственным выбором....