Проект" Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" ( по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»)
проект по литературе (10 класс)

Елисеева Ольга Николаевна

Проект разработан учащимися 10-го класса при изучении темы " Мысль семейная в романе - эпопее " Война и мир" Л.Н. Толстого". При чтении романа учащиеся учатся самостоятельно находить материал по теме, систематизировать его и определяют " толстовское " понимание семьи . Воспитательная цель проекта: воспитать устойчивые морально-этические нормы взаимоотношений в семье ; укрепить престиж семьи ; формировать ценностную систему нравственных ориентиров и идеалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schastliv_tot_voyna_i_mir.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» ( по роману - эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Слайд 2

Авторы: учащиеся Х класса Цели: На примере семей Ростовых и Болконских по роману «Война и мир» понять, что семья- носитель и хранитель духовности. Создать модель своей будущей семьи.

Слайд 3

Задачи: 1. Прочитать роман-эпопею Л.Н.Толстого « Война и мир» 2. Проследить развитие мысли семейной на примере анализа описаний семейств Ростовых, Болконских, Курагиных. 3. Собирать нужный материал ( из романа, критических статей) 4. Сделать анализ материала, обобщение, выводы о семьях из романа. Показать различие в отношении Л.Толстого к этим семьям, в воплощении его идеала семьи в образах любимых героев. 5. Создать свою модель счастливой семьи.

Слайд 4

Обоснование проекта: «Люди как реки: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад». (Л.Н. Толстой ) Л.Н. Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью - с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Поэтому в центре внимания два семейства: Ростовы и Болконские.

Слайд 5

Семья Ростовых- толстовский идеал патриархальной семьи Простота Радушие Сердечность Взаимная любовь в семье Благородство Близость к народу Естественность Хлебосольство Эмоциональный, полный искренних чувств образ жизни – «ум сердца». Артистичные натуры.

Слайд 6

Граф и графиня Ростовы Добрые и простодушные люди, рады всем, кто приходит в их дом. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. В их доме атмосфера радушия, любви, культ детей. Даже дворовые люди ощущают себя с хозяевами единой семьей.

Слайд 7

Николай Ростов «Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». Служит в гусарском Павловском полку. Служебные взаимоотношения выстраивает при помощи трех составляющих: честь, достоинство и верность присяге. Николая не отличает глубина ума, автор называет его «простодушным». И на самом деле перед нами простая душа, честная и порядочная.

Слайд 8

Наташа Ростова Наташа Ростова воплощает саму полноту жизни с ее беспрерывным движением, с ее крайностями. «Она не удостаивает быть умной», потому что живет сердцем. Тернистый путь ошибок и страданий вознаграждаются семейным счастьем героини в финале романа. Наташа близка к народу, живет его чувствами. Она воплощает русский национальный характер, который и определяет ее сущность.

Слайд 9

Соня Она неродная дочь в семье, но ей здесь очень уютно. Ее в семье так же трепетно и нежно любят в семье, как и других детей.

Слайд 10

Петя Ростов Младший сын Ростовых, всеобщий любимец. Добрый, честный, по-детски наивный. Охваченный сильным патриотическим чувством добровольно уходит в действующую армию и погибает в бою с французами.

Слайд 11

Семья Болконских- толстовский идеал аристократической семьи. Замкнутый характер жизни. Неприятие праздности и пустословия «высшего общества». В центре внимания – духовное развитие личности. Рассудочный образ жизни – «ум ума». Определяющим является понятие чести. Сдержанность и гордость. За внешней холодностью отношений скрывается глубокое, искреннее чувство любви.

Слайд 12

Незаурядная личность старшего князя Болконского – прототип прадеда Толстого Гордится происхождением от Рюрика , но не признает Бога. Аристократ, соблюдает неукоснительный порядок во всем. Постоянно трудится: то пишет новый военный устав, то работает на станке, то занимается дочерью. Много лет безвыездно находится в деревне, но в подробностях знает все военные и политические события. Считает, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум». Всегда педантично следует своим убеждениям. Зорко, «насквозь», видит людей.

Слайд 13

Марья Болконская Внешняя некрасивость героини и ее лучистые глаза. Ум и образованность. Способность к самопожертвованию. Любовь к ближнему. Патриотизм. Семейное счастье с Николаем Ростовым как награда.

Слайд 14

Князь Андрей От отца, участника походов Суворова, ему передалось чувство патриотизма и желание приносить пользу людям. Его мечта – совершить подвиг во имя Родины. Во время войны 1812 года воюет на передовой.

Слайд 15

Николенька Сына князя Андрея мы видим в эпилоге маленьким мальчиком. Он уже внимательно слушает Пьера. В нем происходит какая-то сложная работа чувств и мыслей.

Слайд 16

Быть с русским народом в грозные годы и отдать за него жизнь– в этом видят свое назначение семьи Ростовых и Болконских

Слайд 17

Толстовский идеал настоящей семьи воплотили в жизни любимые герои автора.

Слайд 18

Два семейства, Болконские и Ростовы , являют нам жизнь, руководимую нравственными законами, где главенствует долг, достоинство, умение сострадать. Двум этим семьям противопоставляется в романе семья Курагиных. Вывод

Слайд 19

Семья Курагиных – воплощение безнравственности Эгоизм и тщеславная самоуверенность. Отсутствие всяческих моральных принципов и нравственных традиций. Отсутствие семейного благополучия и бездетность Элен как наказание. В этой семье отсутствуют душевные связи, в ней живут люди родные только по крови. Члены этой семьи оказываются способными только к разрушению: Анатоль стал причиной разрыва Наташи и Андрея, Элен едва не разбила жизнь Пьера. Семья органично вписывается в общество завсегдатаев салона А.П.Шерер с его интригами, искусственностью и лжепатриотизмом .

Слайд 20

Князь Василий Глава семьи – светский лев, расчетливый, холодный проходимец. Фальшивость, неестественность, алчность – основные его черты. Деньги и положение в обществе являются главными в его жизни. Ради денег готов совершить самые низкие поступки, даже преступления. Фактически продает свою дочь, выдавая ее замуж за Пьера Безухова. Признается, что он лишен «родительской любви» и что дети – «обуза его существования».

Слайд 21

Анатоль Кутила и игрок. Князь Василий называет его «беспокойным дураком ». Причинил много горя Болконским и Ростовым. В нем заложено животное безнравственное начало. Будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Безнравственность и низость проявляются в отношении к Наташе, в истории сватовства к княжне Марье Болконской.

Слайд 22

Элен Светская красавица, символ блеска, но и пустоты светской жизни. Женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе на любую безнравственность и интригу. Холодное великолепие, мраморные плечи и неизменяющаяся улыбка делают ее похожей на бездушную статую.

Слайд 23

Ипполит Второй сын князя Василия – «покойный дурак ». Поражает внешним сходством с сестрой-красавицей, но при том поразительно дурен собой (его красота имеет другую сторону – безобразную). Связь с другими членами семьи только внешними отношениями, душевной близости у них нет.

Слайд 24

Вывод В своем романе "Война и мир" Толстой показал нам семьи идеальные (Болконские и Ростовы ) и семью лишь формальную (Курагины). И толстовский идеал – это семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на "добре и правде". Каждый должен стремиться к этому. Ведь счастье - в семье.

Слайд 25

Опрос «Осознанное родительство » Участвовало: 14 старшеклассников 1) Считаете ли вы, что быть родителем почетно? 2)Согласны ли вы с тем, что воспитанием детей должны заниматься оба родителя? 3)Нужно ли готовить себя к исполнению родительского долга? 4)С какого возраста, по-вашему, стоит готовить себя к достойному исполнению роли отца, роли матери? 5)Где вы чаще всего черпаете знания на заданную тему? 6)Беседуете ли вы на тему: взаимоотношения полов, материнства, отцовства, воспитания ( нужное подчеркнуть) 1) Да- 100%; нет- 0%; затрудняюсь ответить- 0% 2) Да- 96%; нет- 0%; затрудняюсь ответить- 4% 3)Да- 84%; нет- 10%; затрудняюсь ответить-6% 4)С детства- 56%; с подросткового возраста -12%; когда решили создать семью -23%; когда станешь родителем -9% 5)В книгах- 22%; в газетах -0%; от друзей-14%; от родителей- 64% 6) Да: с мамой -19%, с папой – 7%, с друзьями -38%, с родственниками- 10% Нет: 26%

Слайд 26

Модель моей будущей семьи Счастье Благополучие Ласка Тепло Дети Понимание между родителями и детьми Счастливая семья Любовь Забота Взаимоуважение Ответственность Мир

Слайд 27

Выводы: «Мысль семейная» занимает в романе очень важное место. Счастливая семья - это награда за праведную жизнь. Своих любимых героев в финале он награждает счастьем в семейной жизни. 3. Семья- носитель и хранитель духовности. 4. Крепость государства определяется крепостью семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастлив тот,кто счастлив у себя дома"

Урок внеклассного чтения "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" по пьесе  Мориса Метерлинка "Синяя птица"...

воспитательный час "счастлив тот, кто счастлив у себя дома"

Воспитательный час "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" разработан с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знан...

Эссе "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"

Творческая работа второго тура Шестого фестиваля русской речи "Русское слово" (2014)...

Родительское собрание "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"

Этот материал будет полезен классным руководителям, психологам для проведения родительских собраний....

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

Классный час для обучающихся 5-9 классов в форме творческих посиделок...