Бал- маскарад по произведениям М.Ю.Лермонтова
методическая разработка по литературе (10 класс)

Мурзиненко Елена Сергеевна

Бал- маскарад по произведениям М.Ю.Лермонтова

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Бал- Маскарад Лермонтова

Цели: Углубить знания детей о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, развивать интерес к литературе через звучащее слово; способствовать креативному мышлению; воспитывать эстетический вкус через приобщение к прекрасному (классическая музыка, классический танец). 
Оборудование и материалы к мероприятиям: костюмы, маски

Ход мероприятия

Серебренников Р: Господа! Мы приглашаем вас в эпоху М.Ю. Лермонтова, на бал, где вы будете не только зрителями, но и участниками восхитительного действа. Это необычный бал, а бал- маскарад, которым он был в начале 19 века, когда жил Михаил Юрьевич Лермонтов!

Ефимова: Маскарад для Лермонтова — символ романтического понимания жизни, трагической сущности человеческого бытия. Это и взаимное непонимание и скрытность. Жизнь и игра в драме «Маскарад» Лермонтова словно меняются местами: в обыденной жизни человек носит маску, как баронесса Штраль, а в маскараде он открыт и свободен в проявлении чувств.

Серебренников: Посещение балов стало привычкой, правилом светского общества. Я рад вас приветствовать со своей супругой Энгельгардт в нашем доме на Невском проспекте.
Ладатко: «Вчерашний маскарад был великолепный, блестящий, разнообразный, жаркий, душный, восхитительный, томительный, продолжительный… Кадрили царицы были прекрасны… Бал продолжался до шестого часа» 
Сабашникова: Журнал «Северная пчела» описывает первый такой маскарад 5 февраля 1830 года в выражениях весьма восторженных: «Вот храм вкуса, храм великолепия открыт для публики. Все, что выдумал роскошь, все, что изобрела утонченность… соединилось здесь. Тысячи свеч горят в богатых бронзовых люстрах и отражаются в зеркалах, отличная музыка гремит в обширных залах. 
Звучит Хачатуряна к драме Маскарад – сначала громко, затем тише, тише. (все классы проходят вальсовым шагом)
Савельева:«На маскарадах можно вволю посмеяться, пофлиртовать, поинтриговать знакомых и незнакомых.: «Эти маскарады в моде, потому что там бывает император и великий князь, а дамы общества решились явиться туда замаскированными» 
Серебренников: И вот однажды «средь шумного бала» появился молодой М.Ю. Лермонтов, сначала никому еще неизвестный офицер молодого училища. А после того как он прославился, поэт пишет

Кашлаков: «Я пустился в большой свет. В течение месяца на меня была мода, меня наперерыв отбивали друг у друга. Самые хорошенькие женщины добиваются у меня стихов и хвалятся ими, как триумфом. Но я начинаю находить это несносным» 

Быкова, Алексеева

Из-под таинственной холодной полумаски…

Из-под таинственной холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.
Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит и шеи белизну.
Счастливец! Видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!..
И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою:
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
И всё мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.

Звучит вальс 10Б класс

Ефимова: Не худо бы немного отдохнуть. 
Медведева: так жарко здесь, что я растаю. 
Серебренников: Настасья Павловна споет вам что-нибудь. 
Девушка Нина- Карташова: Романсов новых, право, я не знаю. 
А старые наскучили самой. 
Медведева: Ах, в самом деле, спой же Нина, спой. 
Ефимова: Ты так мила, что, верно, не заставишь 
Себя просить напрасно целый час. 
Карташова: Но слушать со вниманьем мой приказ 
А впрочем, новый есть роман для Вас. 
Звучит романс «Выхожу один я на дорогу» (Е. Шашаина – М.Ю. Лермонтов) в исполнении А. Герман. 
Сокольникова: Она поет и звуки тают 
Как поцелуи на устах, 
Глядит и небеса играют 
В ее божественных глазах; 
Идет ли – все ее движенья, 
Иль молвит слово – все черты 
Так полны чувства, вдохновенья, 
Так полны дивной красоты. 

Серебренников: Рано повзрослевший, с трагическим мироощущением, гордый и независимый Лермонтов быстро определил всю цену светского общества

Кашлаков: «Видел я образчики здешнего общества: дам очень любезных, кавалеров очень воспитанных – вместе они производят впечатление французского сада

Серебренников: Неудивительно, что М.Ю., бывая на балах, не хотел смешиваться с этой толпой. Чужой для всех, он стоит одиноко в дверях или у стены, скрестив на груди руки, и в горьком, желчном раздумье разглядывает светскую толпу. 

Луковкина:
И ненавидим мы, и любим мы случайно, 
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, 
И царствует в душе какой-то холод тайный, 
Когда огонь кипит в крови. 
(М.Ю. Лермонтов «Дума») 
Петрова: ….видеть перед собою 
Одних обедов длинный ряд, 
Глядеть на жизнь, как на обряд, 
И вслед за чинною толпою 
Идти, не разделяя с ней 
Ни общих мнений, ни страстей… 
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин») 
Этого Лермонтов не хотел. 
Но он наблюдает и внимательно анализирует то, что видит. 
Инсценировка: 
11 класс (Печорин, Княжна, пьяный кавалер)

Печорин:
-Я слышал, княжна, что, будучи вам вовсе не знаком, я имел же несчастие заслужить вашу немилость…что вы меня нашли дерзким… неужели это правда? … Если я имел дерзость вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте мне еще большую дерзость – просить у вас прощения. И, право, я бы очень желал доказать вам, что вы насчет меня ошибаетесь. 
- Вам это будет довольно трудно… 
- Отчего же? 
-Оттого, что вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться. 
Печорин: Хохот и шушуканье нас окружающих заставили нас обернуться… Господин во фраке с длинными усами и красной рожей… направил неверные шаги свои прямо к княгине: он был пьян. 
- Позвольте… ну, да что тут! … просто ангажирую вас на мазурку… Вы, может, думаете, что я пьян? Это ничего! Гораздо свободнее, могу Вас уверить… 
Печорин: Я видел, что она готова упасть в обморок от страха и негодования. 
Я подошел к пьяному господину, взял его довольно крепко за руку и, посмотрев ему пристально в глаза, попросил удалиться, - потому прибавил я, что княжна давно обещалась станцевать мазурку со мною. 
(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») 

Вальс. -11 класс

Серебренников: На балах маскарадах Лермонтов, конечно же, бывал тоже. 
Все эти балы чуть позже аукнуться в его произведениях, особенно в драме «Маскарад» Итак, начало драмы: князь Звездич проигрывается в карточной игре и задумывается. 
Инсценировка. 
Сцена 1 Башаров, Дульский,Семушев
Вскоре его замечает Арбенин и подходит к нему. 
Арбенин: Князь, как вы здесь? 
Князь: Я тоже самое хотел спросить у Вас 
…. Я проигрался. 
Арбенин: Вижу, что ж? Топиться? 
Князь: О, я в отчаянье. 
Арбенин: Погодите, я сяду вместо вас. Дайте мне на счастье руку смело, А остальное уж не ваше дело

Казарин: не вытерпел, зажглось ретивое, но не ударься в грязь лицом, и докажи им, что такое Возиться с прежним игроком.

Играют

Казарин: Арбенин вы мастак
Звездич благодарит Арбенина: «Ах, никогда мне это не забыть, Вы жизнь мою спасли» 

Арбенин: рассеяться б и вам не худо. 
Ведь нынче праздники и, верно, маскарад 
У Эндельгарда. 
Князь: Да. 
Арбенин: В толпе я отдохну. 
Князь: Там женщины есть… чудо… 
И даже там бывают, говорят… 
Арбенин: Пусть говорят, а нам какое дело? 
Под маской все чины равны, 
У маски ни души, ни званья нет – есть тело. 
И если маскою черты утаены, 
То маску с чувств снимает смело. 
(Уходит) 
Сцена 3 Семушев, Пискунова
На балу маскараде к князю Звездичу подходит маска и ударяет его по плечу веером. Другая маска садится поодаль. 
Маска: Я знаю… тебя! 
Князь: И видно очень коротко. 
Маска: О чем ты размышлял, - и это мне известно. 
Князь: А в этом ты счастливее меня 
(заглядывает под маску) 
Но если не ошибся я, 
То ротик у нее прелестный! 
Маска: Я нравлюсь тебе, тем хуже. 
Князь: Для кого? 
Маска: Для каждого из нас. 
……………………. Савельева, Кирпичев
К оставшейся маске кто-то подходит и интригует, берет за руку. Маска вырывается и убегает – браслет спадает с руки. 
Пискунова 
Маска, ушедшая с князем, быстро входит и в волнении садится: 
Ах, я едва дышу… он все бежал за мною, 
Что, если бы он сорвал маску… нет, 
Он не узнал меня… да и какой судьбою 
Подозревать, что женщина, которой свет 
Дивится с завистью, в пылу самозабвенья 
К нему на шею кинется… 
Пускай, .. я не хочу… но он желает 
На память у меня какой-нибудь предмет, 
Кольцо… что делать… риск ужасный! 
(видит браслет, поднимает его) 
Вот это счастье, боже мой – потерянный браслет 
С эмалью золотой… отдам ему, прекрасно… 
Пусть ищет с ним меня. (отдает Звездичу браслет) 
Идет князь Звездич с браслетом в руках, видит Арбенина, подходит к нему
Князь: Мне в пользу послужил ваш давешний урок. 
Арбенин: Душевно радуюсь. 
Князь: Но счастье налетело само собой… (задумался) 
Князь Арбенину: .. Я вам все расскажу. 
(несколько слов на ухо) 
… Как я был удивлен! Плутовка вырвалась и вот 
(показывает браслет) 
Как будто сон. 
Конец прежалобный. 
Арбенин (улыбаясь) А начали не худо! 
Но покажите-ка… браслет довольно мил, 
И где-то я видел такой же… погодите… 
Да нет, не может быть, забыл… 
Серебренников: Интрига, развиваясь, приводит к трагедии. Арбенин вспоминает, что такой же браслет у его жены.

Сцена 9А класс стр 153 Вернувшись домой, он спрашивает Нину о браслете. Нина говорит, что потеряла его на балу. Арбенин подозревает измену. Ужасный ревнивец, он делает массу глупостей; ему кажется, что в свете уже все говорят об измене его жены с князем Звездичем.

Сцена 9В стр174 Слухи, стихотворении Как часто пестрою толпою окружен

Сцена 10А стр212 Арбенин вносит мороженое

Истерзанный дикой ревностью, на одном из балов он подсыпает своей жене яд в мороженое. Вернувшись домой, Нина умирает со словами: 
… Прощай, Евгений! 
Я умираю, но невинна… ты злодей… 
Узнав в дальнейшем, что Нина пала жертвою интриги на балу – маскараде, что он отравил нив чем не повинную жену, Арбенин сходит с ума. 
Звучит вальс Хачатуряна в драме «Маскарад» Вальс 10А класс
Ефимова: Наступило время сыграть на лермонтовском балу в кошки- мышки 
Серебренников: В одну из таких минут Лермонтову на балу – маскараде в Дворянском собрании не давала покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки, одна маска сменялась другой, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Будучи свидетелем этой сцены, И.С. Тургенев рассказывал: «Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества.
Ведущий: такая же двойственность натуры присуща и Печорину, главному персонажу романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» вот что записывает Печорин в совеем журнале от 3-го июня (повесть «Княжна Мэри») 

Перова Д:
«Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили, я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние, но то отчаяние, покрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она иссохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и это никто не заметил» 
(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») 
Ведущая «Я перерыл всю свою душу, чтобы добыть из нее все, что только способно обратиться в ненависть», - это уже сам М.Ю. Лермонтов. 
И свет отомстил ему так же как А.С. Пушкину, чье место в поэзии достойно занял М.Ю. Лермонтов. «Погиб поэт, невольник чести…» 
Закончен бал жизни М.Ю. Лермонтова. Но на нашем балу, посвященном памяти поэта, вы еще получите его пожелания. 
Выносят поднос с пожеланиями, их разбирают и читают вслух. 

Ведущая: На балах – проигрывали. На балах – выигрывали. На балах – играли.

А еще на балах получали записки с пожеланиями. Дамы и господа, сейчас каждый из нас получит записку с пожеланием. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить. 
Первую записку подносят проигравшемуся князю Звездичу. Он разворачивает и читает вслух: 
• Зная меру, будешь иметь всего вдоволь. 
Остальные записки выносят на подносе. К нему подходят, берут, разворачивают пожелания и читают вслух: 
• Выбрав дорогу, не сворачивай! 
• Загляни к себе в душу, спроси свое сердце! 
• Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего не возможного. 
• Не забывай о себе! 
• Помни, пущенная стрела не возвращается. 
• Найди счастье в дне сегодняшнем. 
• Знай, рассеются облака, покается вершина. 
• Помни, как бы медленно ты ни двигался, главное – не останавливаться. 
Ведущая: И опять все танцевали. 

Звучи музыка Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель», «Отзвуки вальса»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок  литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...

Упражнения по стилистике на материале произведений М. Ю. Лермонтова.

Для упражнений использованы стихотворения М. Ю. Л ермонтова  "Смерть поэта", "Дума" и роман " Герой нашего времени"....

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе:"Отечественная война 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова".

Интегрированный урок дает возможность шире и глубже изучить данную тему. Позволяет провести комплексный анализ стихотворений, получить полную историческую информацию о сюбытиях 1812 года. Развитие меж...

Тест по теме "История в произведениях Пушкина и Лермонтова"

Тест предназначен для осуществления контроля знаний учащихся по теме "История в произведениях Пушкина и Лермонтова". После вариантов теста помещен ключ к тесту и критерии оценки....

Внеклассное занятие по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино" в 7 классе

Внеклассное инегрированное занятие по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино" в коррекционной школе VIII вида...

Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

ЦЕЛИ УРОКА: знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова, с идейно-художественным своеобразием баллады “Бородино”; воспитание уважения к великому историческому прошлому России; совершенствовани...