Умники и умницы "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Малышева Елена Алексеевна

Интеллектуальная игра о литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy_geroy_nashego_vremeni.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Умники и умницы» для учащихся 9 класса. Сценарий

Викторина для 9 класса по книге М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Автор: Малышева Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы.
Материал в копилочку учителям-словесникам.
Цель: формирование у учеников внимательного чтения художественного текста.
Задачи: 
1. Познакомить учащихся с лучшими образцами русской классической литературы.
2. Способствовать развитию внутренней культуры учащихся.
3. Продолжить работу по становлению внимания и памяти и логического мышления школьников



В игре 3 тура:в каждом три участника, которые выбирают- зеленую дорожку, на которой можно дважды ошибаться(4 вопроса); желтую, где допускается только одна ошибка(3 вопроса); красную – ошибаться нельзя(2 вопроса).
Вопросы под номерами представлены на табло сразу все, участники называют цифру, а ведущий озвучивает этот вопрос. Если участник не может дать ответ, то его задают залу «теоретикам», которые, отвечая на вопросы, и зарабатывая ордены, могут стать победителями, если таковых не окажется на дорожках.
Для розыгрыша дорожек дети пишут сочинение - рассуждение "Какой поступок Печорина вам кажется самым непростительным, почему?"

Ход игры

1. «Первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики.» О чем так отзывается автор? 
(Предисловие)
2. Назовите того, о ком будут данные слова и того, кто их произнес: «…офицер, молодой человек лет двадцати пяти... Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно»
(Максим Максимыч о Печорине)
3. «…она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у
горной серны, так и заглядывали нам в душу…» - это высказывание одного героя об этом человеке, а вот это другое:
«Как она пляшет! как поет! А вышивает золотом - чудо!» 
Кто и кому рассказывал о герое, назовите имя и самого человека, о котором идет речь.
(Максим Максимович- рассказчику; Азамат - Казбичу о Бэле)
4. Кто кому и ком рассказывает это пришествие? «… он раз и дождался у дороги версты три за аулом; старик возвращался из напрасных поисков за дочерью; уздени его отстали, - это было в сумерки, - он ехал задумчиво шагом, как вдруг …, будто кошка, нырнул из-за куста, прыг сзади его на лошадь, ударом кинжала свалил его наземь, схватил поводья - и был таков; некоторые уздени все это видели с пригорка; они бросились догонять, только не догнали.»
(Максим Максимыч – рассказчику об отце Бэлы и Казбиче)
5. Что предпринял Печорин, добиваясь руки Бэлы, когда та, получая подарки, стала ласковее и добрее, и только…?
(Предложил остаться ей полной хозяйкой всего его имущества, а сам собрался покинуть ее навсегда)
6. «- Вот и Крестовая! - сказал мне штабс-капитан, когда мы съехали в Чертову долину, указывая на холм, покрытый пеленою снега; на его вершине чернелся каменный крест, и мимо его вела едва-едва заметная дорога, по которой проезжают только тогда, когда боковая завалена снегом…» Какой император, по преданию, поставил этот крест? 
(ПетрI)
7. О чем размышлял Максим Максимыч, чему адресовал он эти слова: "И ты, изгнанница, - думал я, - плачешь о своих широких, раздольных степях! Там есть где развернуть холодные крылья, а здесь тебе душно и тесно, как орлу, который с криком бьется о решетку железной своей клетки". 
(Метель)
8. О чем больше всего печалилась Бэла перед смертью, и какая мысль пришла в голову Максиму Максимычу в этот момент? Исполнил ли он свои намерения?
(Бэла печалилась, что она не христианка; Максим Максимыч предлагал окрестить её, но она предпочла умереть в своей вере.)
9. Кто и о ком произносит следующие слова? «…имел глубокие сведения в поваренном искусстве: он удивительно хорошо зажарил фазана, удачно полил его огуречным рассолом, и я должен признаться, что без него пришлось бы остаться на сухоядении.»
(Рассказчик о Максиме Максимыче)
10. Чьё это описание? Чьими глазами мы смотрим на героя? «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека»
(Печорин в глазах рассказчика)
11. На последней странице одной из глав романа мы прощаемся со упрямым, сварливым штабс-капитаном, назовите его имя и тот эпитет, который характеризует его на протяжении всего повествования, где он входит в круг действующих лиц.
(Добрый Максим Максимыч)
12. Что хотел сделать Максим Максимыч из бумаг Печорина прежде того, как рассказчик попросил их? 
(«Велю наделать патронов»)
13. Какая история, по мнению автора, « едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа»
(«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души»)
14. В главе «Тамань» Печорин, войдя в предложенную ему для ночлега хату, обвел её глазами и заключил: «Дурной знак!» Чего не увидел Печорин?
(«На стене ни одного образа)
15. - Что, слепой? - сказал женский голос, - буря сильна. Янко не будет.
- Янко не боится бури, отвечал тот.
- Туман густеет, - возразил опять женский голос с выражением печали.
- В тумане лучше пробраться мимо сторожевых судов, - был ответ.
- А если он утонет?
Что ответил слепой на этот вопрос?
( - Ну что ж? в воскресенье ты пойдешь в церковь без новой ленты.)
16. «Она была далеко не красавица,- замечает Печорин, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты,- продолжает он. В ней было много... Чего было много в «ундине» из главы «Тамань», в ком еще, по мнению Печорина этого тоже бывает много и это ценится?
(«Порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело»)
17. Большую группу людей, собравшихся в Пятигорске у минеральных источников, Печорин называет…
(Водяное общество)
18. Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель - сделаться героем романа. Что во внешности этого героя отличает его от других? Назовите его.
( Грушницкий. Оттого-то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель.)
19. «Милый мой,- восклицает Грушницкий,- я ненавижу людей, чтобы не презирать их». На это Печорин отвечает: «Я презираю…» Кого и почему презирает Печорин?
(Женщин, чтобы не любить)
20. « А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не улыбнулась на твою пышную фразу.
- Ты говоришь о хорошенькой женщине, как… . 
Как о чем, по мнению Грушницкого, сказал о женщине Печорин?
(Об английской лошади)
21. Вот фрагмент беседы Печорина и доктора Вернера: Теперь к делу: что вам сказала княгиня Лиговская обо мне?
- Вы очень уверены, что это княгиня... а не княжна?..
- Совершенно убежден.
- Почему?
Что ответил Печорин, будучи абсолютно прав?
( - Потому что княжна спрашивала об Грушницком ) .
22. «Дама из новоприезжих, родственница княгини по мужу, очень хорошенькая, но очень, кажется, больная...» По какому отличительному признаку во внешности угадал её Печорин. Назовите её имя.»
(Вера, « на правой щеке черная родинка»)
23. Как поступил Печорин с ковром, который перекупил у княгини Лиговской?
(Покрыл свою черкесскую лошадь)
24. «Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает... То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков...Вот хоть княжна: вчера ее глаза пылали страстью, останавливаясь на мне, нынче они тусклы и холодны...»- печалился Грушницкий. Как объяснил холодность в глазах Мери Грушницкому Печорин?
(Это, может быть, следствие действия вод)
25. Из беседы Мери и Печорина:
- …вы, может быть, не любите музыки?..
- Напротив... после обеда особенно.
- Грушницкий прав, говоря, что у вас самые прозаические вкусы... и я вижу, что вы любите музыку в гастрономическом отношении...
- Вы ошибаетесь опять: я вовсе не гастроном: у меня прескверный желудок.
О каком отношении к музыке Печорин поведал Мери?
(« Но музыка после обеда усыпляет, а спать после обеда здорово: следовательно, я люблю музыку в медицинском отношении.»)
26. Какое слово имеет магнетическую власть над Печориным, с каким преданием из его детства оно связано?
(Жениться, «Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про
меня моей матери; она мне предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе...»)

27. На каком расстоянии должны были стреляться Печорин и Грушницкий, почему было выбрано именно это количество шагов?
(На 6 шагах: стреляться – к смерти, но Грушницкий с товарищами хотели поморочить Печорина, поиздеваться над ним.)
28. Из диалога Вернера и Печорина накануне дуэли:
- Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости?..
Я покачал головой.
- Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память?..
О чем или о ком всё-таки думал Печорин перед дуэлью?
(О себе самом)
29. Почему Печорин предсказал Вуличу близкую смерть?
(«Я читал печать смерти на его бледном лице»)
30. «Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой.»
Чьё это описание и кто его автор?
(Доктор Вернер в глазах Печорина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"

Презентация к изучению романа "Герой нашего времени"...

"Герой нашего времени", М.Ю. Лермонтов. Сценарий урока

Определяем:- определить цели урока (обучающая, развивающая, воспитывающая)- выбор технологии;- ИКТ, ЭОРы- методы и приемы работы;- оборудование;- содержание учебного материала;- виды деятельности учит...

М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" интеллект-карта

Интеллект-карта разработана ученицей 10 класса "А" Пелымской Анастасией. Она дает возможность вспомнить всех основных героев произведения, прослеживает связь между ними, дает краткую характеристику пе...

Презентация по литературе "М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени".

Презентация  предназначена для учащихся 9 классов и в помощь учителям литературы. Направлена на знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова и на обучение анализу художественного произведения через к...

Презентация по литературе "М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени".

Презентация  предназначена для учащихся 9 классов и в помощь учителям литературы. Направлена на знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова и на обучение анализу художественного произведения через к...