"Герой нашего времени", М.Ю. Лермонтов. Сценарий урока
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Афанасьева Евгения Васильевна

Определяем:

- определить цели урока (обучающая, развивающая, воспитывающая)

- выбор технологии;

- ИКТ, ЭОРы

- методы и приемы работы;

- оборудование;

- содержание учебного материала;

- виды деятельности учителя и ученика на уроке;

- внутрипредметные связи;

- предполагаемые результаты;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока с использованием технологической карты

Необходимо определить:

- определить цели урока (обучающая, развивающая, воспитывающая)

- выбор технологии;

- ИКТ, ЭОРы

- методы и приемы работы;

- оборудование;

- содержание учебного материала;

- виды деятельности учителя и ученика на уроке;

- внутрипредметные связи;

- предполагаемые результаты;

Примерный сценарий урока

Общая часть

Предмет

Литература

9 класс

Тема

2 мин.                  

  Трагедия жизни Печорина и его поколения в романе «Герой нашего времени». М. Ю. Лермонтова.

 

Печально я гляжу на наше поколенье.

 Его грядущее иль пусто, иль темно.

 Меж тем под бременем познанья и сомненья

 В бездействии состарится оно…

 Толпой угрюмою и скоро позабытой

 Над миром мы пройдем без шума и следа

 Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

 Ни гением начатого труда…


 "Дума". М. Ю. Лермонтов.


Несмотря на то, что фразе уже почти 200 лет, она часто используется как критика молодежи…



Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику

Уметь пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка

Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус

Устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания

Смысловое чтение

Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение

Умение учащегося построить и продемонстрировать грамотно оформленный монолог;

Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

Актуализация проблемы: «Трагедия жизни Печорина и его поколения»

Создание у учащихся представления о человеке как объекте и продукте воздействия обстоятельств и окружающих людей и человеке как творце обстоятельств;

Формирование понятия об образе жизни как системе деятельности и личностных смыслов: «что делаю в этой жизни?», «что считаю главным в жизни?»;

Предоставление ученику пространства для самоопределения, принятия решений, самовоспитания с позиции представления о жизни, достойной человека, самоанализа.

Решаемые учебные проблемы

1. Дать нравственно-психологическую  характеристику (портрет) главного героя   романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Ответить на вопрос: кто же Печорин - виновник или жертва трагедии собственной жизни? Проследить, как на фоне жизни других людей выступает противоречивость Печорина, выявить авторское отношение к своему герою.

2. Определить нравственно-психологические особенности поколения 30-х годов XIX века в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

 

 3. Акцентировать внимание на сюжете произведения (поиск экспозиции, завязки, развития событий, кульминации и развязки в тексте), изучить литературоведческие термины: диалог, монолог, кольцевая композиция.


4. Развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

4. Актуализация проблемы «потерянного» поколения.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация, фрагмент фильма.

Методическое назначение средств ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучающихся.

Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ

Образовательные интернет-ресурсы

http://www.muzeum.ru/Painting/index.htm/.

(см. приложение)

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в  тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного материала

5 мин.

Формулировка целей и задач урока

Подготовка к восприятию художественного произведения.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

3 мин.

Вступительное слово учителя 

1.На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и попытаемся ответить на вопрос: кто же Печорин - виновник или жертва трагедии собственной жизни? Проследим, как на фоне жизни других людей выступает противоречивость Печорина, выявим авторское отношение к своему герою.


2. В романе также важна и интересна для изучения  проблема потерянного поколения. У каждого поколения свои особые черты и своя судьба. Сегодня мы попробуем вместе с вами нарисовать портрет поколения 30-х годов XIX века, опираясь на материал романа, романа «о времени и о себе». Филолог, писатель, публицист Михаил Веллер, наш современник, давая оценку художественному мастерству автора романа «Герой нашего времени», пишет: «Ты проникаешься изяществом и блеском неповторимого лермонтовского стиха, и сам становишься хоть на миллиметр менее косноязычным».

        

И потому поэт с грустью говорит:

 «Печально я гляжу на наше поколенье.

 Его грядущее иль пусто, иль темно.

 Меж тем под бременем познанья и сомненья

 В бездействии состарится оно.… …»

(цитата первой строки из стихотворения "Дума" М. Ю. Лермонтов)

Методы обучения

Пропедевтическая беседа

Формы организации деятельности учителя. Роль учителя

Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности, сбор информации групповой работы

Основные виды деятельности учителя

Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Формирование конкретного образовательного материала

1. Создание образа эпохи, в которую жил М. Ю. Лермонтов и эпохи, отраженной в романе М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени».

2. Обобщение и систематизация информации, подготовленной к уроку учащимися самостоятельно.

3. Представление групповых результатов по итогам обсуждения.

Основной вид деятельности, направленный на формирование  образовательного результата


35 мин.


Работа в группах.

Группа № 1. Портретная характеристика Печорина  (Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Повесть «Бэла», «Княжна Мери») на материале критических статей Белинского В.Г. и Герцена А.И. 


Портретная характеристика героя № 1.  


Печорин – человек вполне определенного времени, положения, социально-культурной среды. Он дворянин-интеллигент Николаевской эпохи, его душа «испорчена светом». Я считаю, что по натуре Печорин – деятель, но так как он сын своего времени, то деятельность его пуста и бесплодна, а поступки мелки.

 Он ставит перед собой вопрос о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Например, в ночь перед дуэлью с Грушницким он размышляет, спрашивая себя: «Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала, и верно было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…».

 Печорин так и не нашел главной цели в жизни, в этом трагизм его судьбы. Но все же цель постижения природы и возможностей человека у него есть. Поэтому у него в жизни много психологических и нравственно-философских экспериментов над собой и другими (Бэла, Мери).

 Печорину свойственен индивидуализм. Портретное описание помогает понять противоречивость характера Печорина, его раздвоенность. Например «его карие глаза…не смеялись, когда он смеялся». Это признак или злого нрава, или глубокой обиды постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц, они сияли каким – то фосфорическим блеском. То не было отражение жара душевного или играющего воображения, то был блеск, подобной гладкой стали, ослепительной, но холодной. Описание глаз показывает нам, что он серьезно разочарован в жизни. Печорин сам признается, что в нем два человека: один живет, другой мыслит и судит; один стремиться к высоким идеалам, другой скептик. Сам Печорин видит, чувствует, что душа его испорчена.

 В «Княжне Мери» Печорин в родной среде, но здесь видна пустота этой искусственной жизни. Здесь он проверяет идею практикой. Идея – возможность вернуться в среду, связанную с тем светским обществом, которое его породило, и обрести душевный покой, счастье. Но он отдает себе отчет в том, что это счастье не для него. Он говорит: «Я не ужился бы с этой долею! Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце…». По его воле разбито сердце Мери, оскорблено самолюбие девушки. Герой не вписывается в эту среду, он отчужден ото всех.  

Черты характера, которые прослеживаются в составленных характеристиках героя (на основе этих двух глав).


В главе «Княжна Мери»


 Черты характера

Бесцельность жизни.

Разрушительность.

Неудовлетворенность.        

Нет черт характера

Целеустремленность.

Дисциплинированность.

Искренность.

Благородство.

Лицемерие.

Индивидуализм.

Эгоизм.



Группа № 2. Портретная характеристика Печорина  (Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Повести «Максим Максимыч», «Фаталист» (опираются на материалы критических статей Белинского В.Г., Герцена А.И., Мануйленко).


                              Портретная характеристика героя № 2.


Главный герой романа - Григорий Александрович Печорин. Печорин – деятель не только по натуре, но и по убеждению. Поступки Печорина мелки, кипучая деятельность его пуста и бесплодна. Время поставило его, по мнению Белинского, перед альтернативой: «или решительное бездействие, или пустая деятельность». Герой полон действительно бунтарского неприятия всех устоев общества, в котором вынужден жить.  Он нигде не пытается показать себя в выгодном свете, откровенно рассказывает о мотивах своих поступков, и обо всех тайных движениях своей судьбы. Ему присущи самокритичность и дух самоанализа.

 Печорин слишком глубокая и самобытная натура, чтобы стать  только рефлектирующим дворянским интеллигентом. Он отличается силой ума и независимостью характера. Ему невыносимы пошлость и рутина. Он ничего не домогается – ни чинов, ни званий, ни выгод – и он ничего не делает, чтобы добиться успеха. Он стоит выше своего окружения. Но счастливым Печорин не кажется нигде. Ни одно из его действий, ни одно из проявлений его воли не имеет цели. Его активность бесплодна. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье людям, с которыми его случайно столкнула судьба (погибает Бэла, разбито сердце Мери, погибает Грушницкий, оскорблен Максим Максимыч, остался без крова слепой мальчик). Силы богатой натуры героя не находят настоящего применения.

 Процесс опустошения богатой человеческой личности совершился. Всем укладом  российской жизни 30-х годов Печорин был обречен на бездействие, судьба его в значительной мере оказалась предопределенной обстоятельствами.              


Черты характера, которые прослеживаются в составленных характеристиках героя (на основе этих двух глав)

        

Нет черт характера

Целеустремленность.

Дисциплинированность.

Искренность.

Благородство.

Лицемерие.

Индивидуализм.

Эгоизм.


В главе «Максим Максимыч»


Присутствующие черты

Равнодушие к жизни.

Холодность.

Безнадежность.

Опустошенность.


Повесть «Фаталист» мы читаем, когда, в сущности, уже поняли характер героя и нашли определенное объяснение его судьбы – трагической судьбы человека безвременья. Зачем же в конце романа мысль о судьбе заостряется уже самим названием повести «Фаталист»? Вопрос о предопределении – вопрос философский. Но в 30-40-е годы XIX века в связи со сложными условиями исторической жизни общества он утратил отвлеченный характер и приобрел особый интерес. В самом начале повести мы присутствуем при разговоре у майора С., где высказаны три позиции в отношении судьбы, рока, предопределения: одни верят в него, другие сомневаются, а третьи просто отрицают. Дальше мы становимся свидетелями трех событий: первое - пари у Вулича; второе - на что рассчитывал Вулич, приставив пистолет к своему виску, и на что рассчитывал Печорин, бросаясь на вооруженного пьяного казака; третье - каких личных качеств требовало испытание судьбы от Вулича и каких от Печорина.


Для реализации работы этой группы ребятам нужно было  выяснить(д/з см. словарь) значение слов: судьба, рок, предопределение, душа, фаталист, фатальный (объяснение значения слов учащимися).


Душа – термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории, философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый, в идеализме с особой нематериальной субстанцией. В представлении первобытных людей душа рассматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание). В религии под душой понимается некая бестелесная, бессмертная, нематериальная сила, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование в «потустороннем» мире. (Философский словарь под редакцией И. Т. Фролова).


Предопределение – то, что предопределено, предназначено кому-нибудь, судьба, рок. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).


Судьба – участь, доля, жизненный путь. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).


Рок – судьба. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).


Фатальный – роковым образом случающийся, неотвратимый, неизбежный, словно предопределенный фатумом. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).


Фаталист – человек, верящий в фатум, склонный к фатализму. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Фатум – неотвратимая судьба, рок, неизбежное. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

В повести  «Фаталист» Печорин показан не приносящим несчастья, а необходимым людям. Своим поступком Печорин доказывает, есть судьба или нет, человек должен действовать смело, идти ей навстречу, не переставая подвергать все сомнению и самостоятельному критическому пересмотру. В финальной части он говорит: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера, напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится, а смерти не минуешь!».


Группа №3.  Нравственно-психологические особенности поколения 30-х годов XIX века. (По материалам критических статей Герцена А.И. и Белинского В.Г., Михаила Веллера)

     Проблема «потерянного» поколения впервые в русской литературе глубоко осмыслена именно Лермонтовым. Писатель вскрыл трагическую двойственность человека последекабристской мертвой поры, его силу и слабость. Гордое и пассивное неприятие «преобразований» общества порождало горькое одиночество, а в результате - душевное ожесточение. Образ Печорина оказывается поразительно жизненным, его загадочность - привлекательной. В. Г. Белинский заметил, что в самых пороках Печорина проблескивает что-то великое. Герой не склоняется перед жестокой подлостью времени, во имя ненависти к этой жизни он жертвует всем: своими чувствами, своей потребностью любви. В бессмысленном протесте - крах человека, но автор шел на это сознательно.


Герцен говорил, что был нужен особый закал, чтобы вынести воздух мрачной николаевской эпохи; надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, уметь высоко держать голову, имея цепи на руках и ногах. Страх, внедренный в русское общество Николаем I, основывался на последекабристских репрессиях. От отцов, предавших идеалы верности дружбе, «вольности святой», поколение Лермонтова взяло лишь страх перед властью, покорное рабство. И потому поэт с грустью говорит:

 «Печально я гляжу на наше поколенье.

 Его грядущее иль пусто, иль темно.

 Меж тем под бременем познанья и сомненья

 В бездействии состарится оно …»

(цитата первой строки из стихотворения "Дума" М. Ю. Лермонтов)

Группа № 3. Составление словарика к тексту стихотворения М. Ю. Лермонтова. (Пользуясь литературоведческим словарем, оформляют термины на доске или выводят на экран через проектор)

 Сюжет – ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя.

Композиция – это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности.

Завязка - одна из начальных стадий в развитии сюжета произведения.

Экспозиция - составная часть сюжета, логически предшествующая завязке.

Кульминация - это момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению.

Развязка - это завершающая часть развития интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения

Диалог (греч. – разговор) – разговор двух или нескольких лиц.

Монолог (греч. Monos –  один) – речь одного человека, при этом слова говорящего обращены к зрителям или являются мыслями вслух. Признаки монолога: длительность и завершенность речи говорящего, не прерываемой собеседником.)

Эпилог – это заключение, сделанное автором после изложения повествования и завершения его развязкой – для объяснения замысла сообщением о дальнейшей судьбе героев, утверждающей последствия описанного в произведении явления.

Кольцевая композиция – это повторение в конце произведения какого – то элемента из его начала.


        Группа № 4. Чтение текста повести «Тамань». Литературоведческий анализ «Сюжет повести (поиск экспозиции, завязки, развития событий, кульминации и развязки в тексте), изучить литературоведческие термины: диалог, монолог, кольцевая композиция.

       По технологии РКМЧП –   развитие критического мышления через чтение и письмо: ученики, читая текст, помечают информацию значками:

V — известная информация.

+ — неизвестная ранее, новая информация.

! —информация стала настоящим открытием, чем-то удивила, поразила, особенно заинтересовала.

? — об этом хочется узнать больше.

Обсуждение прочитанного по значкам в форме цитирования и пересказа

(метод творческого чтения)

V Известная информация – ребята знакомы с терминами сюжет, композиция, завязка, экспозиция, кульминация, развязка.

+ Новая информация –  особенность построения повести

« Тамань». Дети показывают умение на примере литературного произведения различать сюжет и композицию. Определять тип (вид) композиции. Демонстрируют умение находить завязку, экспозицию, кульминацию, развязку, делить текст на вышеуказанные части.


 Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. Это можно легко доказать на примере «Тамани». Завязкой повести является ночная сцена, когда Печорин случайно подглядел встречу контрабандистов. Описание же городка Тамани, дома, где Печорин получил временный постой, и обитателей этого дома — экспозиция повести. Кульминацией становится сцена ночного свидания, в результате которого герой чуть не утонул. Развязка наступает сразу же после неудачного свидания: Печорин видит, как девушка-контрабандистка уплывает со своим милым Янко, прихватив большие узлы, в которых, как потом выяснилось, были вещи, украденные у Печорина. Повесть заканчивается своеобразным эпилогом, где главный герой рассуждает о своём приключении и о своей несчастной судьбе — разрушать всё вокруг себя.

 Интересная информация - в  эпилоге главный герой рассуждает о своём приключении и о своей несчастной судьбе — разрушать всё вокруг себя. (Внимание - см. классическое определение эпилога). То есть автор, через размышления главного героя выражает свое восприятие героя и ситуации, но мы из материалов урока знаем, что точка зрения автора не совпадает полностью с точкой зрения героя……


Вопросы (на карточке)

«тонкие»

«толстые»

1.Как вы оцениваете поведение и личностные качества героя?

2.Найдите в тексте картины и сцены романтического и реалистического плана.

1.Охарактеризуйте особенности языка, которым написана новелла.

2.Как раскрываются в повести «Тамань» проблемы свободы личности и предопределения?

Методы обучения

Эвристическая беседа, работа в группах, метод творческого чтения по системе ИНСЕРТ.

Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности

Подготовка слайдов как одна из возможностей представления результата деятельности в группе.

Форма организации деятельности учащихся

  Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Основные виды деятельности учителя, роль учителя

   Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

Этап 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного материала

10 мин.

    Организация чтения и анализа художественного произведения. Работа над теоретическими понятиями. Просмотр фрагмента фильма.

Основной вид деятельности, направленный  на формирование образовательного результата


20 мин.

    Аналитическая беседа. Аналитическая беседа по тексту с использованием  приёмов устного словесного рисования.

   Какова форма изложения романа?  В чем особенность сюжета произведения кульминации и развязки?

    Сюжет романа необычен. В нём отсутствует экспозиция: читатель ничего не знает о жизни Печорина до его приезда на Кавказ, кто его родители, как он воспитывался, какое у него образование, почему он оказался на Кавказе. В сюжете нет и завязки — например приезда Печорина на Кавказ. В романе само действие представлено как ряд эпизодов из жизни главного героя, описанных в пяти повестях. Поэтому в романе пять кульминаций, которые одновременно являются кульминациями отдельных повестей. В романе есть развязка: это сообщение, что «Печорин, возвращаясь из Персии, умер» (предисловие к «Журналу Печорина»).

Как представлена общая сюжетная линия романа? Общая сюжетная линия романа представлена только кульминациями и развязкой.

  Как оформлена каждая отдельная повесть?( к вопросу о сюжете)

  Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. Это можно легко доказать на примере «Тамани». Завязкой повести является ночная сцена, когда Печорин случайно подглядел встречу контрабандистов. Описание же городка Тамани, дома, где Печорин получил временный постой, и обитателей этого дома — экспозиция повести. Кульминацией становится сцена ночного свидания, в результате которого герой чуть не утонул. Развязка наступает сразу же после неудачного свидания: Печорин видит, как девушка-контрабандистка уплывает со своим милым Янко, прихватив большие узлы, в которых, как потом выяснилось, были вещи, украденные у Печорина. Повесть заканчивается своеобразным эпилогом, где главный герой рассуждает о своём приключении и о своей несчастной судьбе — разрушать всё вокруг себя.

  Какие виды композиций  представлены в романе?

  Композиция романа так же, как и сюжет, необычна. Как уже было отмечено, общий сюжет романа не имеет экспозиции и завязки, а развязка находится в середине текста. Весь роман построен по кольцевой композиции: начинается с «Бэлы» и заканчивается «Фаталистом», то есть время обеих повестей относится к периоду службы главного героя в далёкой горной крепости, в начале и в конце присутствуют два героя — Максим Максимыч и Печорин.

Дать временно  - пространственную характеристику расположения повестей в романе

   В романе пять повестей, которые составляют всё произведение, они расположены странным образом, с нарушением временной последовательности. По намёкам, разбросанным в романе, учитывая логику развития действия, можно утверждать, что повести должны быть расположены следующим образом: «Княжна Мери», «Бэла», одновременно с ней «Фаталист», потом «Максим Максимыч». Литературоведы спорят о месте в этом ряду повести «Тамань». По одной версии «Тамань» открывает приключения Печорина на Кавказе, по другой — эта повесть может быть поставлена в любое место хронологической цепи, потому что в «Тамани» отсутствуют какие-либо сведения или намёки на события в других повестях. Из приведённых точек зрения более убедительной кажется вторая.


    Повести в романе расположены не в хронологической последовательности, а именно: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Почему же Лермонтов выбирает именно такое построение? Потому что для писателя важна прежде всего не временная последовательность, но наиболее полное раскрытие характера главного героя. Избранная писателем очерёдность повестей лучше всего служит поставленной задаче.

    Как раскрывается характер главного героя повести? Как это происходит, в какой из повестей раскрывается его характер? Посредством какой ситуации или ситуаций это происходит?

   Характер Печорина раскрывается постепенно. В «Бэле» о главном герое рассказывает Максим Максимыч, человек добрый, честный, но довольно ограниченный, недостаточно образованный для того, чтобы понять Печорина. В результате, из рассказа штабс-капитана, Печорина можно представить крайним эгоистом, который по своей прихоти, не задумываясь, губит Бэлу. Печорин — человек, который сам для себя устанавливает правила поведения: он помогает Азамату украсть у Казбича чудесную лошадь, что явно противоречит кодексу чести русского офицера.

   Основная черта характера главного героя, на которую автор обращает внимание читателя в каждой повести?

   Но, несмотря на такие неприглядные поступки, Максим Максимович замечает, что характер Печорина противоречив: Григорий Александрович быстро охладел к Бэле, однако очень тяжело переживал её смерть; он не боялся на охоте идти против кабана, но бледнел от скрипа двери и т.д. Эти непонятные противоречия оставляют у читателя впечатление, что Печорин не заурядный злодей и эгоист, а человек с неоднозначным, сложным (то есть интересным) характером.


   Такое впечатление усиливается во второй повести, где Печорина описывает безымянный офицер-путешественник, более близкий главному герою по взглядам и развитию, чем Максим Максимыч. Офицер наблюдает во Владикавказе нетоварищеское поведение Печорина, который не спешит встретиться с добрым штабс-капитаном, но одновременно наблюдатель отмечает, что Печорин побледнел и принуждённо зевнул, когда Максим Максимыч упомянул о Бэле.


   Кроме того, рассказчик даёт психологический портрет Печорина, в котором сочетаются самые противоречивые черты. Волосы у героя светлые, а усы и брови тёмные; походка небрежная и ленивая, а руками не размахивает; у него стройная, крепкая фигура, а сидит он так, как будто у него в спине нет ни одной косточки; на вид ему тридцать лет, а в улыбке есть что-то детское и т.д. Это портретное описание ещё больше подчёркивает противоречивость характера главного героя.

   В чем особенность изображения главного героя в трех последних повестях?


   Три последние повести составляют дневник («журнал», как говорили во времена Лермонтова), в котором Печорин сам рассказывает о себе и своих мыслях. Из «Тамани» выясняется, что Григорий Александрович имеет чрезвычайно деятельную натуру: из любопытства, не задумываясь о последствиях, он вмешивается в жизнь совершенно посторонних людей. Из самых опасных ситуаций ему удаётся счастливо выпутаться (не умея плавать, он бесстрашно отправляется в лодке на свидание и в критический момент успевает - таки скинуть девушку в воду). Заканчивая свой рассказ о случае в Тамани, Печорин, однако, не очень радуется счастливому финалу, но с грустью отмечает, что и здесь, как обычно, оставил после своего приключения только беды и разрушения, вопреки собственным желаниям.

   В какой из повестей  Печорин подводит итог прожитой жизни, каким вы его видите в этой повести?

   В «Княжне Мери» к прежним чертам героя (эгоизму, презрению к общепринятым правилам чести, таланту подчинять себе окружающих, влюблять в себя дам и вызывать ненависть кавалеров) добавляется очень важная черта, которая выясняется в решительный момент жизни Печорина — из ночных размышлений перед дуэлью. Григорий Александрович, вполне допуская, что завтра может быть убит, подводит своеобразный итог прожитой жизни. Он спрашивает себя, для чего жил, ради какой цели родился, и не находит ответов. Перед читателем предстаёт страдающий от собственной бесполезности, одиночества человек, о котором никто не пожалеет, никто не заплачет в случае его смерти.

   Какая повесть замыкает роман? Почему именно этой повестью роман завершается?

   В последней повести «Фаталист» автор отодвигает на второй план эпизоды, в которых проявляется уже известный читателю эгоизм Печорина (бессердечное пари с Вуличем), а подробно описывает успешный захват пьяного казака, который произошёл бескровно, благодаря решимости и смелости Печорина. Автор доказывает, что главный герой способен не только на эгоистические поступки, но и на деятельное добро. Таким образом, характер Печорина поворачивается к читателю совершенно неожиданной стороной.

   Вывод:

   Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что роман «Герой нашего времени» чрезвычайно сложен как по построению, так и по идейному содержанию. Эта сложность обусловлена, в свою очередь, психологической неоднозначностью образа Печорина.


   Общий сюжет произведения имеет практически только два обязательных элемента — пять кульминаций и развязку. Композиция кольцевая и, кроме этого, необычная потому, что нарушены, во-первых, логическая последовательность элементов общего сюжета (развязка находится в середине романа); во-вторых, временная последовательность событий. Такое построение подчинено постепенному раскрытию характера главного героя — от бессердечного эгоиста и циника в начале романа до очень привлекательного человека, способного на благородные поступки, в конце. Иными словами, последовательность повестей в «Герое нашего времени» мотивируется не только сменой рассказчиков (Максим Максимыч, автор, Печорин), но и постепенным знакомством читателя с главным героем.

Методы обучения

   Аналитическая беседа с элементами устного словесного рисования, создание презентации.

Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности

   Презентация: портрет М. Ю. Лермонтова, иллюстрации к роману Лермонтова «Герой нашего времени», выполненные художниками (И. Архипов, Н. Богатов, А. Кондратьев, В. Шевченко)

(по выбору учителя) см. приложение.

  Просмотр эпизода из экранизации романа.

Форма организации деятельности учащихся

   Работа с художественным текстом, участие в аналитической беседе, поисковая деятельность со словарем литературоведческих терминов.

Основные виды деятельности учителя, роль учителя

Организация аналитической беседы.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Формирование конкретного образовательного материала

Выводы, наблюдения.

Основной вид деятельности,

направленный на формирование образовательного результата


10 мин.

1. Запись выводов в тетрадь.

   Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов). Герой гибнет от тоски, от того, что не может найти применение своим способностям и реализовать свою активность. Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности. Вместо мрачного и пессимистического вывода, автор приводит читателя к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою.

2. Проблема «потерянного поколения» впервые в русской литературе глубоко осмыслена именно Лермонтовым. Писатель вскрыл трагическую двойственность человека последекабристской мертвой поры, его силу и слабость. Гордое и пассивное неприятие «преобразований» общества порождало горькое одиночество, а в результате - душевное ожесточение. Основная идея произведения – проблема потерянного, поколения 30-х годов XIX века, но, несмотря на то, что фразе уже почти 200 лет, она часто используется как критика молодежи.

 «Толпой угрюмою и скоро позабытой

 Над миром мы пройдем без шума и следа

 Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

 Ни гением начатого труда…»

("Дума". М. Ю. Лермонтов)

   Лермонтов искренне сожалеет о горькой судьбе своих современников, многие из которых оказались «лишними людьми» в своей стране. Автор призывает не плыть по течению жизни, а сопротивляться, совершая нравственный подвиг.


3. В романе  действие представлено как ряд эпизодов из жизни главного героя, описанных в пяти повестях. Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. В романе пять кульминаций, которые одновременно являются кульминациями отдельных повестей. Общий сюжет романа не имеет экспозиции и завязки, а развязка находится в середине текста. Композиция романа необычна. Весь роман построен по кольцевой композиции: начинается с «Бэлы» и заканчивается «Фаталистом», то есть время обеих повестей относится к периоду службы главного героя в далёкой горной крепости, в начале и в конце присутствуют два героя — Максим Максимыч и Печорин. Кроме того, пять повестей, которые составляют всё произведение, расположены с нарушением временной последовательности.



Методы обучения

   Аналитическая беседа.

Основные виды деятельности учителя

   Систематизация материала, обобщение.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам


10 мин.

Возвращение к теме уроков.

Критерии оценки работы в группе:

качество отобранного материала;

степень участия в работе группы;

качество представления информации (логичность, убедительность, эмоциональность, выразительность и пр.).

Качество речевого высказывания (точность, образность, правильность и пр.)

Домашнее задание.

 Эссе «Проблема «потерянного поколения» в русской  литературе XX и XXI века»

Используемые технологии

   РКМЧП, групповая работа, личностно – ориентированная, ИКТ

Формирование универсальных учебных действий

   Коммуникативные УД

   Умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения и способствовать совместной деятельности.

Умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою позицию.

Обмениваться знаниями с другими людьми для принятия совместного решения.

Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевого высказывания своих чувств, мыслей и пр.

   Личностные УД

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Понимание   учащимися представления о человеке как объекте и продукте воздействия обстоятельств и окружающих людей и человеке как творце обстоятельств;

Освоение понятия об образе жизни как системе деятельности и личностных смыслов: «что делаю в этой жизни?», «что считаю главным в жизни?»;

Реализация пространства для самоопределения, принятия решений, самовоспитания с позиции представления о жизни, достойной человека, самоанализа.

   Познавательные УД

Умение видеть, формулировать проблему (задачу).

Умение ставить вопросы и находить ответы.

Умение структурировать текст.

Умение делать выводы, обобщения и умозаключения.

   Регулятивные УД

Планирование цели своей деятельности пути её достижения.

Решение задач и принятие ответственности за это решение.

Уровень самооценки (представление о своих возможностях).

Умение контролировать своё эмоциональное состояние и поведение.

Способы оценки на уроках

Возможно балльное или рейтинговое оценивание по результатам изучения раздела в курсе литературы 9 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Умники и умницы "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов

Интеллектуальная игра о литературе...

Тест по повести "Бэла", "Герой нашего времени". М.Ю.Лермонтов

Тест составлен в двух вариантах, в каждом 22 вопроса. Предназначен для проверки знания содержания повести "Бэла" из романа Лермонтова "Герой нашего времени"....

Рабочий лист "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов

Данная работа станет вашим помощником на уроке литературы. Рабочий лист можно использовать, как итоговый контроль....