Доклады
методическая разработка по литературе

Кочнева Надежда Викторовна

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Селенгинская специальная (коррекционная) школа-интернат».

                                  Доклад

                   Причины школьной неуспеваемости

                                                          Выполнила: учитель русского языка и                                       чтения                                                                                                           Кочнева Н.В.

                                           

                                      январь 2016

Педагогика, как и дипломатия – искусство возможного. Российский учитель по традиции принимает всю ответственность за ход и результаты учения на себя. В действительности не один педагог не может контролировать полностью педагогическую ситуацию. Не все - «заложники» наших учащихся. Настоящие профессионалы понимают педагогическую ситуацию, глубоко рассматривают учителя как личность, создающую для учащихся хорошие познавательные возможности, но не подменяющую их, не сажающую их себе нашею и не выполняющую обязанности «бурлака на Волге». Что остается учителю? – Работать, помогать, понимать, содействовать и мотивировать. Требовать тоже можно, но в пределах реального. А если мы видим, что перед нами ученик, «нуждающийся в лечении», то мы сочувствуем его родителям и не осложняем их без того трудную судьбу.
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.
С чем же это связано?
Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих. 
Однако никак нельзя сбрасывать со счета социально – психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребенок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживают ситуацию неуспеха. Все это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов. Еще древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему - наполовину решить ее, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп. 
1 группа – Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.
2 группа – Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3 группа – Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Актуальная проблема школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Для этого необходимо ответить как минимум на три вопроса:
Кого учить?
Чему учить?
Как учить?
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
^ 1.Низкий уровень умственного развития.
Причины:
- Педагогическая запущенность.
- Частые заболевания.
- Пропуски и занятий.
- Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
2.Несформированность учебных навыков
Ребенок не умеет учиться: с текстом; выделять главное, существенное; может организовать свое время и распределить усилия и т.д.
3.Дефицит внимания с гиперактивностью
4.Отсутствие познавательного интереса.
Обусловлено: с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности; ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книги, а предпочитает пустое времяпрепровождение. 
5.Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач. 
6.Конфликтные отношения со сверстниками, учителями, отказ от усилий учебной деятельности. 
7.Низкий познавательный интерес
8.Низкий уровень развития словесно – логического мышления.
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
9.Низкая работоспособность.
Чему учить? - Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего «возвратить его» на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.
Как учить? – 
Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? – Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
Создавать проблемные ситуации;
Активизировать самостоятельное мышление;
Организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
Выстраивать позитивные отношения с группой;
Проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения цели следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавая ребенку такие вопросы: «Ты удовлетворен результатом?». Вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой».). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже освоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Упражнение – «Самое главное»
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала, одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой – то секрет, то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и секреты. Выбираются самые точные и лучшие ответы.
Упражнение – «Моментальное фото»
Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.
Упражнение – «Лучший вопрос»
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему игроку и т.д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
Упражнение – «Пересказ по кругу»
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
^ Работа с учащимися, не желающими учиться:
Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательской деятельности, к поручениям учителя относятся отрицательно. Об учениках этой группы, можно сказать: будет мотивация – будет продуктивность учения. 
Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?
Задача педагога в этом случае:
Помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
Развивать ответственность;
Поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно продумывать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения:
Решение проблемных ситуаций;
Использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
Связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
Организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп;
Позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредотачивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение «Пиктограмма, или пляшущие человечки»:
Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов или словосочетаний. Написание отдельных слов или букв не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 сек. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.
^ Пример набора слов или словосочетаний
Веселый праздник
Тяжелая работа
Развитие
Вкусный ужин
Смелый поступок
Болезнь
Счастье
Разлука
Дружба
Темная ночь
Печаль
Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30 – 40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.
При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.
Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока:
Контроль подготовленности учащихся;
Создание атмосферы особой доброжелательной при опросе;
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
Предложение учащимся примерного плана ответа;
Разрешение пользоваться наглядным пособиями, помогающими излагать суть явления;
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой;
Поддерживание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала;
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учени

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала;
Стремиться меньшим числом упражнений, но поданным в определенной системе достичь большего эффекта;
Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах;
Инструктировать о порядке выполнения работы;
Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе;
Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность;
Учить умениям планировать работу, выполняя её в должном темпе, и осуществлять контроль;
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного;
Систематически давать домашние работы над типичными ошибками;
Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками;
Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически!
Памятка «Работа с неуспевающими учащимися»

Ф.И.О. ученика________________________________________________________

Класс _______________________________________________________________

По каким предметам не успевает________________________________________

__________________________________________________________________.

Поведение ученика____________________________________________________

_____________________________________________________________________.

Причины, которые привели к плохой неуспеваемости_______________________

_______________________________________________________________.

Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником________________

____________________________________________________________________.

Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика___________

____________________________________________________________________.

Сколько времени длиться эта работа_____________________________________

____________________________________________________________________.

Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы_________________

____________________________________________________________________.

Памятка «Психотерапия неуспеваемости»

«Не бить лежачего»

Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет помощи, а не новых упреков.
Не более одного недостатка в минуту.
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберете из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
«За двумя зайцами погонишься...»
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами.
Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Не скупитесь на похвалу.
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
Сравнивайте достижения.
Оценка должна выражаться в каких – либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.
Можно сделать следующие выводы:
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Как повысить работоспособность:
Разнообразить виды деятельности.
Проветривать кабинет.
Проводить физминутки.
Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими учениками:
Карточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором ответа.
Деформированные задания.
Перфокарты.
Карточки – тренажеры.
Творческие задания.
«Карточки – информаторы».
«Карточки с образцами решения».
«Карточки – конспекты».
Учитель должен:
Знать психическое развитие ребёнка:
Восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)
Внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
Память (вербальная, невербальная)
Стремиться понять и принять каждого ребенка.

Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.
В обучении применять:
Опережающее обучение
Различные формы групповой работы
Взаимоопрос, самоконтроль
Конспекты – блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию непредметных способов деятельности, развитию психологических процессов)
Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
Применять частую смену видов деятельности на уроке
Многократно проговаривать и закреплять материал урока
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценочной, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют 
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
При закреплении.
При проверке домашнего задания.
При самостоятель
ной работе.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
Специальных обучающих таблиц;
Плакатов и схем для самоконтроля;
Карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания;
Карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференцированного подхода:
Трёхвариантные задания по степени трудности – облегченный, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
Индивидуальные дифференцированные задания.
Индивидуально – групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
Ещё я часто использую дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2 – 3 примера по теме, я вызываю 3 – 4 человека к доске, даю им индивидуально – дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1 – 2 учащимися, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий.
. Сильные учащиеся всегда лучше адаптированы, и они могут почти весь урок работать самостоятельно. Слабым учащимся нужно больше внимания и учитель проводит с этой малой группой намного больше времени.
В конце урока – подведение итогов и «демонстрация себя» несколькими учащимися. На первый взгляд эффективность такого урока невысока, но центрирование на учениках (а это и есть урок, центрированный на ученике) приносит главный результат – умение учиться.
Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик – учитель.
Понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);
Помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);
Для того чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.
Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например:
Урок-игра
Урок-спектакль
Урок-путешествие
Урок-детектив
Урок-сказка
Урок-силовое многоборье
Урок-концерт
Урок-картина
Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательской деятельности учащихся, что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.
Суть технологии «полного усвоения» выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успеют выучить, и поэтому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной «хромающих» знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.
Технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.
Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться и социально адаптироваться. Это является наиболее важным для учащихся коррекционных школ.

Использованная литература:

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998 год.

Хребтищева Е.Ю Здоровьесберегающие технологии  на уроках русского языка и литературы, используемые на уроках русского языка и литературы



Предварительный просмотр:

ГБОУ «Селенгинская специальная (коррекционная) школа-интернат».

Доклад

Развитие познавательного интереса

к урокам русского языка у учащихся с ОВЗ

Выполнила: учитель русского языка и чтения

Кочнева Н.В.

ноябрь 2018

Развитие познавательного интереса

к урокам русского языка у учащихся с ОВЗ

учитель русского языка и чтения Кочнева Н.В.

На протяжении восемнадцати  лет работы в должности учителя русского языка и литературы меня, как и многих моих коллег, интересуют вопросы: как оживить урок, активизировать мыслительную деятельность учащихся, поддержать интерес к предмету, желание изучать то, что кажется хорошо знакомым?

Одна из основных причин того, что учащиеся коррекционной школы теряют

интерес к русскому языку заключается, на мой взгляд, в том, что мы, учителя

русского языка, не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства; не все делаем для того, чтобы ученики дивились "драгоценности нашего языка".

Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся любовь к русскому языку как к предмету?

Таких путей много, но одним из них, я считаю, является применение

элементов занимательности на уроках русского языка при изучении

различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков.

Не заставлять, а заинтересовывать, надо сделать серьезное обучение

занимательным, давая интересные уроки. Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого, ищущего ума - вот к чему надо стремиться.

Занимательность на уроке - это отнюдь не синоним развлекательности, а,

наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.

Учеба - это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть

интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, желание

понять, будит мысль. Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов, тем более для учащихся с ОВЗ.  С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Тем более что многие учащиеся имеют речевые нарушения.  Если учащиеся поймут всю важность задачи, поставленной перед ними, и полюбят наш

предмет, то успех в обучении почти обеспечен.

Все эти годы я искала и накапливала такой материал, который помогает

разнообразить урок, делает его запоминающимся, эмоциональным.

С учащимися 5 класса я начинаю 1 урок с беседы о русском языке. Кроме

высказываний о русском языке Л. Успенского, К.Г. Паустовского, которые

приведены в учебнике 5 класса, я использую высказывания М.В., Ломоносова, И.С. Тургенева. Обращаюсь к устному народному творчеству – применяю загадки, пословицы, потешки.

Но это только начало. Дальше успех будет зависеть от того, как учитель

сможет поддерживать интерес к предмету от урока к уроку, от класса к классу.

Большое значение имеет живое, научно-популярное объяснение нового

материала; такое объяснение, при котором неизвестные учащимся факты

преподносятся в виде интересного рассказа, который убеждает школьников в том, что овладеть языком - значит, действительно повысить культуру речи, понять тайну языка, научиться говорить еще точнее и ярче. В тех случаях, когда материал в какой-то мере знаком ученикам, его необходимо дополнить такими сведениями, о которых ребята и не подозревали. Такой приём позволяет повысить интерес учащихся, позволяет начать беседу. А диалог с учащимися помогает работать над устной речью, открывает горизонты познания.

Например, при изучении рода имен существительных можно рассказать

о том, что не во всех языках существительные имеют три

рода. Есть языки, в которых только 2 рода; есть языки, в которых

существительные вообще не распределяются по родам. В настоящее время нам непонятно, почему одно слово мужского рода, другое женского или среднего.

В древние времена категория рода была объяснима. Предлагаю ученикам

"изобрести" какое-нибудь слово. "Перевернем" существительное «лампа»,

получим не существующее в языке слово "апмал". Определяем его род - мужской.

Почему? Потому что в современном русском языке род существительных

чаще всего определяется по окончаниям. Все существительные на твердый

согласный мужского рода.

На всех этапах урока можно использовать разнообразные занимательные

формы обучения: игры, упражнения, состязания, конкурсы, диктанты-

молчанки, сигнальные карточки, игры-путешествия, викторины, загадки, шутки.

В 5 классе для лучшего усвоения темы «Одушевленные и неодушевленные

существительные» я использую красочные рисунки, изображение разных

предметов, читаю загадку, учащиеся отгадывают предмет.

Загадки - распространенная и любимая детьми форма народного

творчества. Отгадывание загадок не только развлечение, но и проверка

сообразительности. Загадка развивает ум, смекалку; будит мысль. Отгадывание загадок вырабатывает у ребенка умение сравнивать предметы и явления природы. Использовать загадки можно при проверке и закреплении изученного материала, а также при объяснении и самостоятельной работе. Часто я использую загадки для словарных диктантов, когда учащиеся записывают только отгадки.

Изучая тему "Правописание падежных окончаний имен существительных", я

использую загадки, которые учащиеся записывают полностью, а также

отгадывают их, выделяют окончания существительных.

Загадки способствуют развитию связной речи. Создавая свои учебники для

детей, К.Ушинский и Л.Толстой обязательно включали в них как необходимый компонент народные загадки.

Также провожу игры с целью развития наблюдательности у учащихся.

Применяю игру "Кто наблюдательнее?". Ребята записывают в свои тетради

названия предметов, находящихся в классе

На собственном опыте убедилась, что усвоение нового материала учащимися

происходит механически, которое держится в детской памяти очень недолго.

Заучивание слово в слово правил не помогает ребенку выработать лингвистическое

чутье, стать грамотным. Более того, родной язык нередко становится для

учащихся ненавистным, скучным, сухим сводом этих орфографических и

пунктуационных правил. Между тем, даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение детей к русскому языку, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, смекалки, зрительной памяти.

Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент

пробуждения интереса к предмету изучения. В преподавании русского языка в корекционной школе особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка.

Всегда можно найти что-то увлекательное в жизни (оно окружает нас). Надо только найти это и подать детям, побуждая их к подобным находкам и открытиям.

Планирую в следующем учебном году начать проект , посвящённый этимологии. На каждом уроке (в определенном объеме) давать знания о значении, истории и происхождении слов. Ведь этимология - один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке, который сможет помочь учителю добиться лучшего усвоения учащимися значения слов, а также сознательного овладения

навыками правописания трудных орфограмм.

И еще немало важный аспект - это создание в учебном процессе ситуаций

успеха у учащихся, испытывающих определенные затруднения в учебе. Без

переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на

дальнейший успех в преодолении учебных затруднений.

Все эти методы позволят учителям в каждом конкретном случае избрать те из них, которые наилучшим образом соответствуют решаемым учебно-

воспитательным задачам, особенностям учеников, степени развитости у них

познавательного интереса с тем, чтобы приподнять его на новый, более высокий уровень.

Урок русского языка важен не только и не столько отработкой знаний,

умений и навыков - он должен быть интересным и проблемным для ребёнка,

развивающим его способности. Тогда и наше представление о ребёнке становится полнее. Занимательные, творческие задания, стимулирующие у детей желание выразить себя, - основа личностно ориентированного обучения, подразумевающего

индивидуальный подход, знание возрастной психологии ребёнка.

Именно на таких уроках создается атмосфера взаимного доверия

Список литературы

1.Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. – М., 1990.

3. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. – М., 1989.

4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1989.

5. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1993.

6. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М., 1989.

7. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. – М., 1989.

8. Карупе А.Я. Обучение детей в школе. – М., 1994.

9. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. – М., 1985.

10. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. – М., 1993.

11. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1983



Предварительный просмотр:

ГКОУ  «Кабанская специальная  коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII  вида»

                                               

                                                Доклад

«Применение игровых технологий на уроках письма и развития речи

 в коррекционной школе VIII  вида»

Выполнила: Кочнева Н.В., учитель русского языка и чтения

январь 2014

Доклад учителя русского языка Кочневой Н.В.

Применение игровых технологий на уроках письма и развития речи.

          Профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми, но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.

     Предмет, который в школе именуется «русский язык», часто называется детьми в числе самых нелюбимых.   Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников, имеющих нарушение интеллекта, обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.   Поверхностное осмысление явлений внешнего мира, неразвитая речь, сниженная эмоциональность,    ограниченность интересов, недостаточная любознательность учащихся с трудностями в обучении нередко становятся непреодолимым препятствием на пути развития их познавательных интересов.

Как учитель письма и развития речи  я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, так как этого от нас в данное время требует социальная среда.

      У учителей есть возможность выбрать те методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние, они являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игровых  действий активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации.

Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:

-проводить уроки в нетрадиционной форме;

-дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;

-развивать коммуникативные навыки учащихся;

-обеспечивать свободный обмен мнениями;

-организовывать процесс обучения в форме состязания;

-облегчать решение учебной задачи;

-вовлекать всех учащихся в учебный процесс;

-практически закреплять полученные знания;

-расширять кругозор детей; формировать навык совместной деятельности.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал,   а как детям удобно и естественно его взять.

Игра выполняет такие важнейшие функции, как:

- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональную: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса. 

Спектр целевых ориентаций игровой технологии:

• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков;

• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

 Я бы хотела остановиться на дидактических играх, ведь именно дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Одним из эффективных средств обучения русскому языку является использование на уроках  игр и игровых ситуаций.  Проблема применения игровых методов обучения на уроках письма и развития речи является узловой темой, разработка которой должна способствовать эффективной подготовке учителя к работе с детьми с нарушением интеллекта. Выбор игры в качестве первоочередного объекта творческого анализа и практического освоения продиктован тем обстоятельством, что именно она может выполнять  исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения по русскому языку для детей с нарушением интеллекта, ускорения развития ребёнка.

           Дидактические игры следует рассматривать как особый метод обучения русскому языку, который определяет специфику взаимоотношений учителя и учащихся: задания выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми, а учителю отводится роль руководителя и судьи играющих. Перед учащимися стоит задача показать в выполнения игрового задания свои знания, умения и навыки.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

 1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

 2) доступность для учащихся данного возраста;

 3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

 1) ролевые игры на уроке;

 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

 4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

 5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

         Игры позволяют вовлечь в работу большое количество учащихся, вызвать активность детей и наглядно показать результат соревнования.  Как показывают мои наблюдения, игровые задания дети выполняют с большим интересом при максимальной активности и позволяют сделать работу более эффективной по усвоению материала по русскому языку.

Задача - сделать  процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

  Большинству игр присущи четыре главные черты:

  1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая  лишь по желанию ребенка, ради  удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  2. творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности;
  3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
  4. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую временную последовательность ее развития

Выделяют следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия.  (Путешествие в страну Лингвинию, Состав слова) Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. (На предметной неделе) Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой.

    В практике работы коррекционной школы игра заняла прочное место на уроках письма и развития речи.   Игры могут применяться на уроках различного характера, но чаще я  использую их  на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщающего повторения и работы над ошибками. Игры можно использовать на любом этапе урока. Целесообразно использование  в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности детей,  в начале урока (организационный момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки, как своеобразную форму словарной работы.

     Мыслительные операции, которые осуществляются учащимися коррекционной школы, должны быть подготовлены и дозированы. В противном случае игра становится для них либо утомительной, либо вообще недоступной. Игра и игровые упражнения на уроках письма реализуют познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. Очень часто на уроках письма я включаю в работу загадки. (слайд 12) Учащиеся отгадывают загадки, записывают отгадки, составляют с отгадками предложение, ориентируясь на раннее изученные правила. Здесь коррекционно-развивающие и познавательные поурочные цели прослеживаются достаточно чётко. Дети переключаются на новый вид деятельности: выбирают картинки-отгадки, доказывают правильность выбора и написания слов, предложений.

   Нельзя забывать, что игровые моменты на уроке письма очень эмоционально насыщены. Участвуя в играх на уроке, ребёнок переживает волнение, радость от удачно выполненной задачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный подъём захватывает всех детей, даже обычно пассивных, легко отвлекающихся от решения учебной задачи. Дети испытывают радость от того, что они что-то умеют, знают.  Игру на уроках действительно можно назвать методом детской радости в воспитании положительного отношения к учёбе. В игре дети чувствуют себя свободно, они не боятся получить отметку, за которую его будут, возможно, бранить.

     При  включении в урок игровых  и занимательных упражнений я руководствуюсь методическими указаниями  к проведению дидактических игр и занимательных упражнений на уроках письма и развития речи.

Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.

Правила игры должны быть точными, немногочисленными.

Подбор учебного материала должен соответствовать программе.

Легкие и трудные игры должны чередоваться.

Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.

Все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени.

После игры обязательно должны быть подведены итоги.

                 Исходя из практики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я могу сделать вывод, что игры, игровые упражнения на уроках письма, да и на всех уроках в коррекционной школе, делают процесс обучения более интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Школьное сочинение – сложный, но, вместе с тем, интересный труд учителя и его учеников. Такая творческая работа является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. По тому, что и как пишут ученики, можно определить не только уровень развития их речи, но и отношения к жизни. Необходимо также отметить, что любое сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления. Но писать сочинения дети не так-то и любят: как заинтересовать детей? 

  Игровая технология – вот что спасает учителя и учащихся. Много интересных приемов в работе над сочинением уже сложилось  в современной методике. Мое внимание привлек прием сотворчества, когда в классе пишется коллективное мини-сочинение. При его написании учитывается ход мысли ученика, внесшего в текст первое предложение, затем ученика, который с учетом первого предложения составил последующее предложение и т.д. здесь своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы или микротемы. По завершении работы созданный общими усилиями текст выразительно прочитывается.

(показать сочинения детей и рассказать)

В наше время сплошной телефонизации отходит в прошлое жанр письма. Письмо – это полузабытое искусство, очень интересная форма творческой работы, на литературном материале я практикую письма – обращения к какому-нибудь персонажу, письма - признания таланта какого-то человека, воображаемые письма одного героя другому.

  Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке. Кроме того, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.

 Игровые формы на уроке русского языка. Дидактические игры.

Игра «Бумеранг» воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и «возвратить» его учителю.

        Найди синоним.

Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).

      Найди антоним.

Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).

      Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только  называло признак, но и давало яркое,  образное представление о предмете.

Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая и т. д.); трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая и др.); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная и др.); туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая и др.); русский язык (богатый, могучий, яркий, образный и др.); сорока пестрая (болтливая, суетливая, бойкая, хитрая и др.); осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая и др.).

Антонимы.

 «Мозговой штурм»

Почему именно эти слова объединены учителем в пары? Что можно сказать о значении данных слов? Что можно сказать об их принадлежности к частям речи? Как называются такие слова? Дальше - работа по изучению темы.

На этапе формирования умений и навыков применяю различные игровые задания:

Заполнить «Лестницу» однокоренных слов.

….лис….

….лис….

….лис….

….лис….

….ход….

….ход….

….ход….

Игра «Орфографическая эстафета».

Класс делится на команды (по рядам). На доске записано слово с орфограммами (например, директор). Каждый член команды должен написать слово с орфограммами, которое начиналось буквой, на которую закончилось предыдущее. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием. (Например: директор - Рукавичка-ателье...).

 Существительное. Повторение.

A) Угадайте слово, в котором: корень от слова земля, суффиксы от слов весенний, кровать, окончание от слова лопата (землянка).

Б) Угадайте слово: государственная песня + часть мира (гимназия).

B) Угадайте слово: воронье слово + игровая карта (картуз).

Г) Угадайте слово, в котором: приставку от слова бесцветный, корень от слова вода, суффикс от слова парный, окончание от слова красивый (безводный).

Кроме того, используем в 5 - 6 классах нетрадиционные уроки: языковой турнир, брейн-ринг, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-викторина, урок- исследование и др., которые также привлекают учащихся и повышают уровень познавательной деятельности и мотивации к изучению родного языка.

Итак, исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что использование на уроках русского языка отдельных интерактивных технологий и игровых заданий действительно повышают уровень познавательной деятельности и мотивации учащихся, заинтересовывают их, что способствует желанию выполнять те или иные виды работ, а следовательно - усваивать учебный материал в сотрудничестве, сотворчестве, путем самостоятельной работы. А мне (как учителю) позволяет дифференцировать, индивидуализировать процесс обучения, развивать аналитическое мышление учащихся, формировать у них навыки самооценки, самоконтроля своей учебной деятельности, способствовать развитию творческого мышления, культуры общения, воспитывать активную личность, которая умеет видеть, ставить и решать нестандартные проблемы.

Понятно, что при использовании интерактивных технологий, игровых задач, возникают некоторые трудности, а именно:

- иногда трудно контролировать процесс взаимообучения,

- результаты работы учащихся менее предсказуемы,

- выработать у учащихся понимание того, что целью урока является не просто игра, а игра дидактическая, направлена в первую очередь на усвоение определенных знаний,

-организовать работу всех учеников, которые должны понять и соблюдать правила, что требует та или иная технология или игра,

- научиться выслушивать мнение другого,

- научиться аргументировано высказывать свое мнение.

       Роль и значение дидактических игр, используемых на уроках  письма и развития речи трудно переоценить. Они становятся не только источником активизации учебной деятельности школьников, имеющих нарушение интеллекта, но и открывают возможности для приобретения знаний, умений и навыков, а также создают благоприятные условия для коррекции имеющихся у детей отклонений. Использование дидактических игр на уроках  письма воздействует на совершенствование механизмов памяти, внимания, активизации мыслительных операций, на развитие таких психических процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и установление причинно-следственных связей.

Использованная литература:

Савенко Н.В Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998 год.

Хребтищева Е.Ю Здоровьесберегающие технологии  на уроках русского языка и литературы, используемые на уроках русского языка и литературы



Предварительный просмотр:

ГКОУ  «Кабанская специальная  коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII  вида»

                                               Доклад

«Словарная работа на уроках письма в коррекционной школе VIII  вида»

Выполнила: Кочнева Н.В., учитель русского языка и чтения

Март 2015 г

 «Словарная работа на уроках письма в коррекционной школе VIII  вида»

Одной из главных работ на уроках письма в коррекционной школе является словарная работа, которая способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению.

Проведение словарной работы зависит не только от характера лексического материала, но и  возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Цель: обогащение словарного запаса  через уроки письма, чтения и развития речи.

Задачи:

1.развивать словарный запас речи у обучающихся ограниченными возможностями

2. Уточнять значения слов

3. Активизировать словарный запас речи обучающихся

Эти задачи реализуются на всех уроках, в зависимости от специфики предмета и от этапа урока.

На уроках письма центральной задачей становится уточнение словаря.

В своей работе использую следующие формы деятельности:

- теоретические и практические занятия;

- индивидуальная работа с учащимися;

- стимулирование самостоятельного изучения материала (контроль);

- организация конкурсов, викторин, предметных недель по предмету;

Работу над  словарным словом  делю на  2 части:

1. Словарная работа на уроке с отдельным словом (номинативная функция- конкретизация предметов, действий, признаков и т.д.);

2. Работа на  уроках по составлению предложений и  рассказов по вопросам учителя, по картине, серии картинок, материалам наблюдений, ответов на вопросы (коммуникативная функция).

Работа над словом  в учебном процессе, таким образом, является работой, направленной на развитие речи и развитие мышления. Формирующая мысль требует для своего выражения языковых средств, от богатства которых зависит точность и глубина мысли, в свою очередь, и качество речи находится в зависимости от предмета мысли.

Л.Н. Толстой говорил: "Почти всегда непонятно не само слово, а то понятие, которое выражается словом. Слово почти всегда готово, когда готово понятие. Поэтому есть все основания рассматривать значение слова не только как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления".

Методы работы над правописанием трудных слов

  1. Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.
  2. Вставка слова в классное наборное полотно.
  3. Чтение слова учителем.
  4. Объяснение значения слова (учителем или детьми).
  5. Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
  6. Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).
  7. Запись слова в орфографический словарик.
  8. Задание на дом – выучить написание слова.
  9. Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.
  10. Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
  11. Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
  12. Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
  13. Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).
  14. Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.)
  15. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
  16. Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
  17. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
  18. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

19. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).

20. Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).

  1. Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).

22. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:

Методика запоминания словарных слов:

    1. Записать словарное слово и поставить ударение. Например: береза.

    2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании. Например: бе-ре-за.

    3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму. Например: бЕ, бе.

    4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

    Виды словарных работ

по родам;

по числам;

по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;

с непроверяемой и проверяемой гласной;

одушевленные или неодушевленные предметы;

по тематике – «Город» и «Деревня»;

по частям речи;

Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).

1 Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.

  1. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
  2. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко–буквенного анализа.
  3. Подбор однокоренных слов.
  4. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
  5. Разбор слов по составу.
  6. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
  7. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
  8. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
  9. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
  10. Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу - побеждать).
  11. Письмо по памяти.
  12. Самодиктант и взаимопроверка.
  13. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
  14. Перфокарты, перфоконверты.
  15. Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
  16. Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
  17. Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
  18. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
  19. Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
  20. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить……...).
  21. От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.

 СЛОВА ИЗ СЛОВАРЯ

Ты  спросишь:

«Как , дружок, живешь?» -

Одаришь доброй вестью.

Нас водой не разольешь –

Всегда мы всюду …

( Вместе) 

Веселые припевочки

Запели звонко …

(девочки)

Массу в тысячу грамм

Называют …

(Килограмм)

Мне запомнить это нужно,

Получив оценку «пять»:

Как зовем мы ту часть света,

Куда уходит солнце спать.

(Запад)

 В моей комнате стоит

И к себе меня манит.

Если вдруг устану –

Ночи ждать не стану:

Лучше лягу я бочком

И забудусь сладким сном.

(Кровать)

 Кто приходит первым в класс,

Моет доску он для нас,

Все растения польет,

Мусор с пола уберет.

Следит за порядком,

Раздает тетрадки?

(Дежурный)

 - Ты, Серега, молодец! –

Похвалил меня …

(Отец)

Осень краску принесла

Цвета солнца и тепла.

Цвет тот золотистый,

Яркий и лучистый.

(Желтый)

 Покупая марки,

Не пошел на лекцию,

Потому что пополнял

Личную  ….

(Коллекцию)

 Скажу тебе я: «Посмотри»,-

А ты ответишь: «Не гляди».

Скажу тебе я: «Позади»,-

А ты ответь мне …(Впереди)

 Он и теплый, он и ясный,

Денек солнечный …

(Прекрасный)

 Подходит к дому Клава,

А Петр свернул …..

(Направо)

Лена с Машей возле дома

Лук сажают в лунки.

Это все в моем альбоме

На моем ….

 На краю деревни дом,

Под окном смородина.

Я родился в доме том –

Это моя …

(Родина)

 У меня есть дружок –

Замечательный щенок.

А с красавцем котом

Мы подружимся ….

(Потом)

 Правильно закончите стихотворные строки, прочитайте слово в

выделенных в  клетках

1.Каждый день по многу раз

Входим мы в знакомый  …

2. Я в кроссворде слово спрятал.

Что за слово, а, … ?

3. Поможем, если у кого-то

Не получается ….

4. Сидела  на скамеечке

Маленькая …

5. Коля Котиков не знал,

Где лежит его …

6. С парты не забудь убрать

И учебник, и …

7. Открываем …

Начинается январь.

8. Снова в школу я пришел,

Это очень …

 Ответы: 1. Класс. 2. Ребята. 3. Работа. 4. Девочка.

5. Пенал. 6. Тетрадь. 7. Календарь. 8. Хорошо

Заключение

Развитие словарного запаса обучающихся как один из показателей общего развития личности является способом  введения ученика в культуру, условия его саморазвитии , его способности общаться. Кроме того, речевая деятельность и словарный запас является первоосновой любой деятельности человека.

     Таким образом,    можно сделать выводы:

Уточнение словарного запаса:

  1. беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, внешний вид)
  2. формулирование значения слова

Обогащение словарного запаса осуществляется:

  1. введение новых слов в этапы работы:

а) толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:

  1. контекстуальный;
  2. подбор синонима, антонима;
  3. наглядный;
  4. развернутое описание.

б) актуализация слова.

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарной работе в школе уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы

Список литературы

1.Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. – М., 1990.

3. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. – М., 1989.

4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1989.

5. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1993.

6. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М., 1989.

7. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. – М., 1989.

8. Карупе А.Я. Обучение детей в школе. – М., 1994.

9. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. – М., 1985.

10. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. – М., 1993.

11. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1983.

12. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.

13. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1990.

14. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. – М., 1994.

15. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. – М., 1991.

16. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1975.

17. Рождественский Н.С., Кустарева В.Л и др. Методика начального обучения русскому языку. – М., 1978.

18. Федоренко Л.П. Методика русского языка. – М., 1984.

19. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. – М., 1985.

20. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.



Предварительный просмотр:

ГКОУ «Кабанская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида».

 

Доклад по теме:  Урок чтения как средство

воспитания и самовоспитания.

                                                Составила учитель русского языка и    

                                                                            чтения Кочнева Н.В. .                                                                                                                                      

    Всё начинается с детства, и важно, чтобы ребёнок с детства усвоил  суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок будет взрослеть , и жизнь поставит перед ним отнюдь не лёгкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, инвалидам, родным и друзьям? Отзовётся ли по-доброму его душа на нужды и беды общества?

   Сопереживанию , состраданию должна учить новая детская книга. Искажённое представление о действительности, потребительство, эгоизм в детстве  порождают бездуховность взрослых. Отсюда житейская жестокость, взрывы в метро, заказные убийства, глумление  над идеалами, неприятие христианских заповедей.

   Чтобы человеку стать человеком, нужна книга, по-доброму рассказывающая об окружающем мире во всех подробностях, мелочах, красках, оттенках, мелодиях, тембрах. Найти теперь такую книгу среди комиксов, детективов, низкопробных стихов трудно. А это очень плохо.  Именно детская литература обращает человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность рождается  в детстве, если стремление ребёнка к независимости  и внутренней свободе находит поддержку.

   Не случайно так много внимания уделяли детской книге, детскому чтению лучшие умы своего времени - педагоги Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский.

    Ничто не развивает так, как чтение. Это аксиома верна  и для детей с ОВЗ. Только читая, ребёнок может получать бесценный опыт, развивать речь, память, внимание и внимательность.

     В учебниках чтения специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида предусмотрены произведения, которые учат детей  великодушию, трудолюбию, совести, благородству, воспитывают уважение к  своей стране, её героях, побуждают желание  быть похожими на них.

     В учебниках чтения 5-6 классов в разделе «Сказки» - дети учатся отличать плохие поступки от хороших, видят как высмеивает народ плохие черты: зависть, лень, предательство (сказки « Морозко», «Три дочери», «Два мороза»). В рассказах о природе мы учим ребят видеть красоту природы,  быть внимательнее к ней, ценить каждое время года.

В разделе о друзьях – товарищах в рассказах Ю. Яковлева «Колючка», « Рыцарь Вася», Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома» ;В.Медведева « Фосфорический мальчик», Л.Воронковой «Дорогой подарок» . Дети понимают как важен коллектив, мнения о тебе товарищей, как важно иметь друзей, как нужно себя вести с ними , ценить дружбу, как важно вовремя прийти на помощь, поддержать, а возможно, сделать замечание, удержать от поступка , о котором в будущем можно пожалеть.

Учат добру, трудолюбию, сочувствию такие рассказы, как « Будущий олимпиец» Н. Хмелика, « Слепой домик» О.Бондарчук, «Бабка» В.Осеевой, «Сухой хлеб» А.Платонова.

   Пример патриотизма, любви к своей родине показаны в рассказах « Из прошлого нашего народа». О. Тихомирова « На поле Куликовом», С.Алексеев « Рассказы о войне 1812 года», « Без Нарвы не видать моря» , « На берегу Невы», «Рассказы о русском подвиге», Е.Холмогоровой «Великодушный русский воин», Л.Жариков « Снега, поднимитесь метелью!»

Ю.Коринец « У могилы неизвестного солдата», Р.Рождественский « Огромное небо».

   В этих произведениях описываются подвиги людей разного поколения, которые на первое место ставили не свою жизнь , а жизнь всех людей, страны. Дети видят пример героизма, самопожертвование в стихотворении Р.Рождественского « Огромное небо». Это стихотворение о двух друзьях, которые пожертвовали жизнью ради жизни других. Они могли спастись из вспыхнувшего самолёта, но они дотянули до леса и погибли. Дети характеризуют их как героев, сознаются, что не каждый поступил бы также.

   Погружаясь в чтение, ребята познают мир, осознают своё место в этом мире, учатся думать и мечтать.

Т   .о. целью уроков чтения является не только научить детей беглому, выразительному чтению, развить  их  устную речь , но и воспитать социально ориентированную  личность с широким кругозором.

Использованная литература:

1. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. – М., 1993.

2. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.

3. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1990.

4. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. – М., 1994.

5. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. – М., 1991.

6. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1975.

7. Рождественский Н.С., Кустарева В.Л и др. Методика начального обучения русскому языку. – М., 1978.



Предварительный просмотр:

ГКОУ  «Кабанская специальная  коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII  вида»

                                               Доклад

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ

                                                                                          Выполнила:

 учитель русского языка и чтения                                                                                                          Кочнева Н.В.

                                                     

                                          ноябрь 2017

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ

Эффективные методы преподавания чтения и русского языка – это методы, позволяющие давать ученикам твердые знания, активизирующие познавательные способности учеников.

Для того, чтобы процесс обучения был успешным, учитель должен из арсенала приемов и методов выбрать такие, которые позволят ученикам развивать творческие способности, обогащать знаниями, воспитывать и стимулировать процесс обучения и воспитания.

На уроках чтения очень важно развивать монологическую речь учащихся с ОВЗ.

Для реализации этой задачи необходимо давать задания для аргументированного ответа (проблемный вопрос и доказательства). На начальной стадии этой работы учитель должен помочь ученику составить план устного выступления, помочь подобрать доказательства.

Чтобы помочь ребятам овладеть грамотной устной речью, нужно давать творческие задания – готовить сообщения, отзывы о прочитанных книгах, просмотренных кинофильмах.

Подготовка к докладам и их прочтение позволят ученикам не только повысить культуру монологической речи, но и приобщат к научной и исследовательской деятельности. Целесообразно применять метод интервью при изучении биографии писателя.

Все необычные, свежие приемы обучения привлекают внимание учеников к изучаемому материалу.

Развитие монологической речи учащихся осуществляется в основном на уроках русского языка и литературы, истории и географии.

Для развития монологической речи учащихся рекомендуется давать задания для аргументированного ответа, в котором приводятся аргументы ( доказательства), подтверждающие правильность тезиса, заключенного в вопросе.

Для развития речи учеников рекомендуется давать сообщения по опережающему обучению, написание отзывов о прочитанных книгах и просмотренных кинофильмах, особенно экранизацию литературных произведений., написание докладов и интервью.

На уроках русского языка для развития монологической речи учащихся целесообразно вести работу над речевыми нормами языка, для этого нужно давать упражнения и задания по исправлению речевых ошибок. Большую ценность имеет лексическая работа по выяснению знаний словосочетаний типа «Четвертое лишнее» (1), коллега по работе,/(2), памятный сувенир (3), снится во сне (4)..

Для развития речи на уроках русского языка необходимо составлять рассказы по изученной теме, например, «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием», «Падежные окончания имен существительных». Составление таких рассказов позволит ученикам не только развивать речь, но и закреплять теоретические знания по данным темам.

Неоценимую ценность представляют лингвистические разминки – осложненный словарный диктант. Когда ученики пишут вместо диктуемого учителем слова словосочетание с этим словом. Большую образовательную ценность представляют синтаксические пятиминутки- ученики не только проводят синтаксический разбор предложений, но и составляют схемы этих предложений., составляют предложения по данным учителем схемам. Например, 1) О:О,О и О..2)О ,но О и О,о.3)О и о, О и О.


Эффективным приемом обучения является творческое списывание упражнений, когда ребята вводят в текст упражнения однородные члены и т.д.

Можно также по составленным схемам сложного и простого предложений придумать предложения, выделить грамматическую основу, расставить недостающие знаки препинания.

Очень ценный вид работы - составление таблиц на уроках русского языка по обобщающим темам, например , «ь» в именах существительных, прилагательных и глаголах. Ученики не просто вставляют где нужно «ь», но ставят слово в нужный столбик таблицы, осуществяля, таким образом,  анализ и синтез изучаемых частей речи.

Высокой эффективностью отличаются задания соревновательного характера, например блиц- турниры (объяснить лексическое значение слова, ответы произносить быстро и четко):

Наверное, применение дидактических игр как никакой другой вид обучения отличается эффективностью и любовью ребят к этому виду деятельности на уроке.

 «Угадай слово»

Хорошо отрабатывает навык морфемного разбора слов. «Изюминка» в том, что задание учитель готовит только на начальном этапе, а потом это с успехом будут делать сами ребята.

-Какое слово я загадала, если в нем такое же окончание,

Как в слове КОНЬ?

- В нем такая же приставка как ив слове ЗАБЛУДИЛСЯ.

-В нем такие же суффиксы ,как в слове ЧИТАЛА.

В нем такой же корень как в слове ПЕРЕБЕЖЧИК.


Считалочка «Частицы»


Бы, ли, же,

Неужели, разве, не,

Ишь, лишь, бишь,

Пусть ,да, вишь,

Даже, именно,

Как ни,

Вот, вон ,раз,

И просто ни.

Все частицы повтори,

В центр круга выходи!

Анаграммы

1) Придумайте новые слова, состоящие из тех же букв, но расположенных в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда) ,армия (Мария), автор (товар), аист (стаи), араб (раба), арфа (фара).

2) Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но расположенных в другом порядке : атлас ( салат), акт (так),адрес (среда), армия (Мария) , автор (товар), аист (стаи) , араб (раба), анис (сани), арфа (фара).

Морфологические шарады:

1 Корень тот же , что в слове « сказка»,

Суффикс тот же, что в слове «извозчик», приставка та же , что в слове «расход» (рассказчик)

2 Корень тот же , что в слове отдавать», приставки взяты из слов «преграда» и «посылка», суффикс и окончание взяты из слова «знание» (преподавание).

Волшебная цепочка

Замените одну букву в словах:

Палка, балка, галка; печка-речка, почка; пень –день -тень- лень ;порт-сорт- корт –торт; пол- -вол – кол; кот –кит

Третий лишний

Найдите лишнее слово:

Желток, железо, желтый. Носильщик, нос, носатый. Часовщик, часть , час. Печурка, печать, печка. Циркуль, циркач, цирк.

Загадки –складки ( при изучении пословиц )

1) Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь,

О них обычно говорят :

Водой …….

2) Мы исходили в городок

Буквально вдоль и ……

И так устали мы в дороге,

Что еле…….

3) Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки,

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…….

4) Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, кто ……

Ребята слушать их не станут:

От этой песни …..

Пословицы шутят

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чье-то место заняла?

Два сапога – тара, трус кормит, а лень портит; ус хорошо – два лучше; нашла коза на камень; голод –не щетка; первый клин комом; один в золе не воин; правда глаза полет; трус своей лени боится; крутится как булка в колесе; жди у горя погоды; полк в овечьей шкуре

Фразеологический зверинец

Вместо точек вставьте названия животных:

Голоден как ….

Хитер как …

Труслив как….

Здоров как….

Колючий как….

Нем как…

. Грязный как…

Лексическая беседа «Кушать или есть»? (По культуре речи)

Если вам предложили поесть, а вы уже пообедали, что вы ответите : «Я уже покушал» или «Я уже поел»?

К.И.Чуковский в книге «Живой как жизнь» вот что писал по этому поводу : «С казать о себе: я кушаю – это все равно, что сказать: я настолько великодушен, что снисходительно вкушаю мою пищу». Чем же нехорош глагол «кушаю»? Глагол как глагол. Надо только знать, когда его можно употреблять. Это считается недостатком воспитания. При «Я» лучше использовать глагол» есть» :поел, ел, буду есть. А вот с местоимением ты, вы, она глагол «кушать, покушать».

Шуточные вопросы-загадки

Название какого распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (с-о-с-на), Из каких двух предлогов можно составить домашнее животное? (к- от)

Веселая постановка двоеточия в предложении

Двоеточие глазастое

Ходит знаниями хвастается:

Так и хочется ему

разъяснить нам что к чему.

Веселая грамматика (разграничение частей речи)

Существительное школа,

Просыпается - глагол,

С прилагательным веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,

Бьет числительное семь.

За ученье , без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

НЕ и НИ у нас частицы, Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях,

Здесь особенно уместны

Междометья «ох» и «ах».

А потом у теплой печи повторяем части речи!

Соедини карточки

В одной стопочке карточки с названиями частей речи , а в другой слова разных частей речи (народ, копировать, превосходный, глядеть, дышащий, возмутив и т.д.) Ученик должен на карточку с названием части речи положить слово, соответствующее этой части речи.

При обобщающем повторении эффективным является проведение всевозможных викторин по тексту изученных произведений.

Фразеологические турниры, интеллектуальные ринги, ролевые игры, игры «подбери себе пару» способствуют более крепкому усвоению изучаемого материала и имеют высокую эффективность при обучении детей с ОВЗ.






Список использованной литературы:

  1. Н.В.Апатова « Информационные технологии в школьном образовании» Москва «Просвещение» 1994
  2. С.Ф.Занько « Игры и учение» Москва «Просвещение» 1992
  3. Ю.Л.Азаров «Игра и труд» Москва «Дрофа» 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...