Методические рекомендации. Итоговое сочинение. Цели и средства.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)

Бадыжык Чечена Маадыровна

Презентация для подготовки к итоговому сочинению 2018 в направлении "Цели и средства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli_i_sredstva.pptx2.88 МБ
Файл sochinenie_shablon_tseli_i_sredstva.docx13.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговая аттестация 2018 Сочинение по ЛИТЕРАТУРЕ

Слайд 2

Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. С . И. Ожегов

Слайд 4

Цель и средства

Слайд 5

Цель Средства То, к чему мы стремимся, то, чего добиваемся, что хотим получить, в чем желаем преуспеть. Реальные условия, возможности. Духовные или физические качества человека, необходимые для чего-либо. Деньги, капитал.

Слайд 6

Цель Средство Синонимы: мечта, мета, идеал, телос , смысл, миссия, мишень, замысел, интенция, итог, предел мечтаний, намерение, задание, самоцель, высшая цель способ, возможность, метод, орудие, приспособление, оружие, панацея, инструмент, система, путь, актив, ресурс, состояние, метода, рецепт

Слайд 7

+ Цель - достойная великая благородная высокая благая нравственная духовная истинная бескорыстная настоящая добродетельная мудрая справедливая чистая низкая недостойная ничтожная безнравственная ложная корыстная неблагородная жалкая пошлая дурная циничная меркантильная т ривиальная пустая материальная государственная

Слайд 8

+ Средства - Нравственные Гуманные Достойные Честные Чистые Добрые Этические Порядочные Законные Верные Благородные Справедливые Бесхитростные Безнравственные Жестокие Низкие Недостойные Дурные Циничные Незаконные Грязные Гнусные Неприличные Грешные Непристойные Аморальные

Слайд 9

Цель Средство Действия: Желает Ставит Старается Стремится Противостоит Борется Преодолевает Достигает… Применяет Использует Употребляет Привлекает Пускает в ход Оперирует Пользуется Прибегает…

Слайд 10

Цель Средство

Слайд 11

Цель Средства Результат цели

Слайд 12

Цель и средства О роли и важности наличия цели в жизни человека Об отсутствии цели О способах, средствах человека к вершинам О различиях цели и мечты О связи цели человека с его личностью О том, что и как помогает человеку на пути к его целям О преградах на пути к поставленной цели О возможности оправдания великих целей, достигнутых нечестным путем Об этической оценке средств, методов достижений цели О том, к чему приводит стремление к тем или иным целям О разновидностях целей (истинные, ложные, великие, низменные…) О цели как двигателя прогресса О самореализации, о великих открытиях, возможных только благодаря цели

Слайд 13

Структура сочинения Ι . Вступление ΙΙ . Основная часть Тезис Аргумент ΙΙΙ . Заключение

Слайд 14

Вступление Тема-вопрос Тема-утверждение Тема-ключевые слова Может ли человек жить без цели? И что такое цель? Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на вопросы) Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, … (ответ на вопрос) Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что … (ответ на вопрос) «Овчинка выделки не стоит,» - утверждает русская поговорка. Задумаемся над этой народной мудростью. Действительно, … «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти,»- утверждал известный французский писатель Оноре де Бальзак. Не могу не согласиться с его высказыванием. Действительно, … Цели и средства… Что значит цель оправдывает средства? (далее см. тема-вопрос) Каждый человек задумывался над вопросом: для чего нужна цель? Я не случайно выбрал эту тему. Эти вопросы интересуют меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

Слайд 15

Основная часть Тезис ( формулировка главной мысли сочинения) Я думаю, что без цели нет настоящей жизни, цель – это маяк, который освещает наш путь. Как честно и достойно прожить жизнь, используя для этого дозволенные средства, неотделимые от требований морали? Аргумент . Обращение к произведению (развитие мысли о связи цели и средств) В литературе есть немало примеров, освещающих данную проблему. Так, в романе … Многие писатели обращались к этой теме. Так, в романе … К проблеме … обращались многие русские и зарубежные писатели. Так, в произведении… Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении … так, в романе… Обратимся к роману… (автор, название) Проблема (чего?) волновала многих писателей. Обращается к ней и ..(имя писателя) в … (название произведения). Вспомним героя повести … (автор, название)

Слайд 16

Основная часть Интерпретация фрагмента или эпизода (иллюстративная часть, желательно не менее 3 раз упомянуть автора) Автор повествует о / описывает… Художник слова показывает/ размышляет о.… Писатель обращает /заостряет /акцентирует наше внимание на… Мастер слова осуждает … Он ставит нам в пример … А.С. Пушкин подчеркивает/ утверждает… Промежуточный вывод в конце каждого аргумента (Результат цели) Наверное, это дин из ярких примеров, когда для достижения цели не все средства хороши… Писатель считает, что…/ Автор хочет донести до нас мысль о …/ Художник слова подводит нас к мысли: …

Слайд 17

«Мостики» Тип мостика Его характеристика Примеры 1. Риторический вопрос Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора «Чему же посвящён рассказ А.М.Горького ?» «Как поступает наш герой?» «Может писатель не прав?» 2. Прямая связь Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях «Рассмотрим теперь…» «Проанализируем этот рассказ…» «Ещё хочу сказать, что…» 3. Переход- соединение Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий… « Этот пример иллюстрируется также в произведении…» «Следующая черта, которую необходимо отметить…» «Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..»

Слайд 18

«Мостики» Тип мостика Его характеристика Примеры 4 . Переход- противопоставление Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же «Совсем иные взгляды свойственны…» «Для Булгакова же эта мысль неприемлема » 5. Внутренняя связь Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла «Сколько препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть цель, - если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет, если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть. Герою романа Н.Островского пришлось побывать под пулями бандитов, он строил, стоя по колена в студёной воде, узкоколейку, выдержал тюрьмы, голод, насмешки врагов, сражался с болезнями. Павка Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…»

Слайд 19

Заключение Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод… Таким образом, мы пришли к выводу, что самое главное в жизни – постановка высоких и благородных целей… В заключение хочется призвать людей к … В заключение хочется выразить надежду на то, что … Хочется верить, что… Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что каждый из нас серьезно задумается, прежде чем окончательно определиться с путями и средствами для достижения цели… Давайте же идти вперёд, к достойной цели, и пусть… не сбивают нас с верного пути . Итак, настоящая цель – это та, которая… Не это ли самое главное в жизни?

Слайд 20

РЦ+ С+ Ц+ Пьер Безухов «Война и мир» Л.Н.Толстой «Надо жить, надо любить, надо верить…» Личное счастье: п оиск себя, истинной любви Благородные: помощь другим, противоборство с салонной публикой, единение с родиной и природой Счастливый семьянин, любящий и любимый

Слайд 21

Андрей Болконский «Война и мир» Л.Н.Толстой «Оставим мертвых хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым…» Личное счастье: Быть полезным людям, приносить им пользу Благородные: входит в законодательную комиссия А.Сперанского , помощь Счастлив, живя единой жизнью с народом, Отечеством Ц+ С + РЦ+

Слайд 22

Элен В асильевна Курагина (Безухова) «Война и мир» Л.Н.Толстой « Г де вы – там разврат и зло…» Материальное благополучие Обманом женит на себе Пьера, изменяет Ц С- РЦ З авладевает его наследством

Слайд 23

Александр Андреевич Чацкий «Горе от ума» А.С.Грибоедов «…Служить бы рад, прислуживаться тошно…» Достой но прожить жизнь Честность, верность нравственным принципам Ц+ С+ РЦ?

Слайд 24

Алексей Степаныч Молчалин «Горе от ума» А.С.Грибоедов «А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных …» Материальное благополучие, высокое положение в обществе Обманывает, пытается угодить всем, льстит, лицемерит Ц С- РЦ?

Слайд 25

Петр Гринев «Капитанская дочка» А.С. Пушкин «Береги честь смолоду…» Личное счастье, д остойная жизнь Верность, непринятие осквернения дворянской и офицерской чести и нарушения воинской присяги. Сохранение жизни Ц+ С + РЦ+

Слайд 26

Алексей Иванович Швабрин «Капитанская дочка» А.С. Пушкин «…он за душегубство из гвардии выписан…» Сохранение жизни Предательство, подлость, измена присяге Жизнь дарована, презрение своих и чужих Ц+ С- РЦ+

Слайд 27

Родион Романович Раскольников «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский «…разрешить своей совести перешагнуть… если исполнение идеи того требует…» Проверить себя, спасение человечества убийство Пропасть, несчастье Ц С- РЦ

Слайд 28

Соня Семеновна Мармеладова «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский «Бог этого не попустит…» Спасение других «пошла по желтому билету» Ц+ С- РЦ?

Слайд 29

Акакий Акакиевич Башмачкин «Шинель» А.П. Чехов «…он питался духовно, кося в мыслях своих вечную идею будущей шинели…» Новая шинель Голодает, проживает горемычную и бедную жизнь Ц С- РЦ «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое…»

Слайд 30

«Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин «До этой поры он не жил…» Богатство Работал всю жизнь Ц С РЦ Богатая, но бессмысленная жизнь

Слайд 31

Ефим Дмитриевич «Юшка» А.П. Платонов «…глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить…» Творить добро честно трудился, вырастил сироту, терпел зло, глумление Ц+ С+ РЦ + «…припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка…»

Слайд 32

Катерина Измайлова «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лесков «…для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила.…» Личное счастье Убийства, безразличие к судьбе своего ребенка Ц+ С- РЦ Разрушение личности, смерть

Слайд 33

Павел Иванович Чичиков «Мертвые души» Н.В. Гоголь «…больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете… Богатство, знатность Обман, противозаконные сделки, продажа «мертвых душ» Ц С- РЦ ?

Слайд 34

Гармония: достойная цель и нравственные средства

Слайд 35

Дисгармония: благая цель и безнравственные средства

Слайд 36

Материально Духовно Цель Деньги (средства)

Слайд 37

Григорий Александрович Печорин «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов «… гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно…»

Слайд 38

Илья Ильич Обломов «Обломов» ,И.А. Гончаров «…или я не понял этой жизни, или она никуда не годится…»

Слайд 39

Делайте добро!



Предварительный просмотр:

Сочинение.

Чем опасно бесцельное существование?

ФИО:___________________

_______________________

_______________________

Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла
стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я закрываю книгу, смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы прекрасно, если бы каждый человек, как призывал Чехов, стремился к благородной цели  и достигал ее честными средствами _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Использование дидактической игры, как средства для экологического воспитания дошкольников"

Представленные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, занимающихся  с детьми старшег...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ И КЛАССИФИКАЦИИ СРЕДСТВ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

Использование предложенной классификации тренировочных средств позволит программировать на единой основе тренировочный процесс квалифицированных борцов. Улучшить физические качества, разнообрази...

Методические рекомендации к изучению темы «Современные средства массового поражения и способы защиты от них» на уроках основ военной подготовки

Цель представления данного материала - систематизировать практический опыт и представить некоторые методические приёмы изучения раздела «Радиационная, химическая и биологическая защита» (РХБЗ) для фор...

Методические рекомендации: «Игры на внимание, как средство повышения уровня физической подготовленности младших школьников»

Формирование у детей привычки здорового образа жизни и выработки у них правильных двигательных действий с помощью подвижных игр...

Подготовка к итоговому сочинению. Цели и средства

Презентация содержит материал для подготовки к итоговому сочинению 2017г. по направлению "Цели и средства"...

Методические рекомендации "Итоговое сочинение 2017-2018"

В работе рассмотрены направления тем итогового сочинения, в частности формулировки тезисов, примерные темы, литературные примеры, цитаты и др...

Декабрьское сочинение "Цели и средства"

Готовимся к декабрьскому сочинению по литературе....