Открытый урок по литературе в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Маскыр Шончалай Васильевна

Конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока135 КБ
Office presentation icon презентация к уроку768.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сушинская средняя общеобразовательная школа

Пий-Хемского кожууна

Открытый урок по литературе

«Геродот «Легенда об Арионе,

А.С. Пушкин «Арион». Сравнительный анализ двух произведений»

Класс: 6

Учитель: Маскыр Ш.В.

Суш – 2018

Открытый урок по литературе в 6 классе
ГЕРОДОТ «ЛЕГЕНДА ОБ АРИОНЕ» И А.С. ПУШКИН «АРИОН».

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДВУХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Задачи деятельности учителя:

- способствовать формированию представления о легендах и мифах Древней Греции; показать общее и различное в понятиях «миф» и «легенда»; познакомить с «Легендой об Арионе»; расширить представления о мифах, рассказывающих об искусстве, также познакомить со стихотворением «Арион» А.С.Пушкина, сделать сравнительный анализ двух произведений.

Тип урока: усвоение новых знаний

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

 познавательная сфера: иметь представления о мифах и мифологии, о понятии «легенда», «стихотворение»; находить общее и различное в понятиях «миф» и «легенда»; владеть навыками сравнительного анализа текста;

 ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к легендам и мифам Древней Греции, к творчеству А.С. Пушкина; приобщаться к духовно-нравственным ценностям мировой литературы и культуры; оценивать выразительное чтение одноклассников;

 коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения, умениями пересказа.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (выразительное чтение, самостоятельная работа, работа с учебной статьей).

Оборудование: выставка книг «Легенды и мифы Древней Греции»; портреты Геродота и А.С. Пушкина, иллюстрации к легенде, эпиграф к уроку: «Музыка – высшее в мире искусство» (Л. Н. Толстой).

Основные понятия и термины: легенда.

Ход урока

Музыка – высшее в мире искусство.

Л. Н. Толстой

I. Организационный момент

Постановка целей и задач урока.

Вступительное слово учителя.

– На предыдущих уроках вы получили представление о мифах Древней Греции. И мы говорили о том, что древнегреческую мифологию называют сокровищницей мировой культуры.

А сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, произведениями, но нам необходимы уже полученные знания. Поэтому, я надеюсь на вашу помощь и поддержку. Что в названии темы вам знакомо? Поговорим об этом.

  1. Прием «Верные и неверные утверждения»

 Верно ли утверждение?

Задание: Выберите верные утверждения: (П)

1

У всех древних народов были свои мифы. (а)

2

Мифы создавались только в Древней Греции и Древнем Риме.(б)

3

Мифы появились задолго до письменности. (г)

4

У мифов нет автора, т. к. это произведения, созданные фантазией народа. (д)

5

В мифах древние люди выражали свои представления о зарождении мира.(е)

6

 Мифы рассказывают о богах и подвигах великих людей – героев. (е)

7

Создателем всех древнегреческих мифов является Гомер (ж)

8

В мифах древнегреческие поэты рассказывали только о богах. (з)

9

Геракл совершил 12 подвигов и после двенадцатого подвига был освобожден от службы Эврисфею (л)

10

Сюжеты Древнегреческой мифологии являются источником вдохновения поэтов, художников. (н)

Вывод: что мы знаем о мифах?

Ключ:

верные ответы-1-а, 3-г,  4-д,  5-е, 6-е, 9-л, 10-н. Соберите слово из полученных ответов 9, 5, 3, 6, 10,4, 1. (легенда)

- Итак, какова же тема нашего урока?

(Ответы учащихся)

•Определите ключевые слова в теме? Что вам знакомо? Что нужно узнать?

«Знаю»                                                      

•Поэта А.С. Пушкина.

«Узнаю»

Слайд 3.

•Что такое легенда? Почему одинаковое  название «Арион».

II. Изучение нового материала.

Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о значительных событиях в жизни людей передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Сегодня нам предстоит познакомиться с одной из знаменитых легенд древнегреческой мифологии – «Легендой об Арионе». Она была записана древнегреческим историком Геродотом. Арион – исторически реальное лицо, жил в VII веке до н. э. Арион наделен талантом музыканта. Известен фрагмент его произведения «Гимн Посейдону».

Как мы знаем, тема искусства в мифах Древней Греции занимает особое место. Бог Аполлон широко известен как покровитель искусства, поэзии и музыки. И, например, в Москве на здании академического Большого театра стоит статуя Аполлона с лирой в руках, едущего на колеснице, запряженной четверкой лошадей.

1. Знакомство со статьей учебника «Легенда» (с. 185).

Вопросы для беседы:

– Что такое легенда?

– Что такое миф?

– Что общего и различного в понятиях «миф» и «легенда»?

        Легенды со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.

        Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. В ней – «элементы чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходящее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время» (Мифы народов мира – т.2)

        Легенда (в переводе с латинского языка - то, что должно быть прочитано) – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.

А теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же такое «предание».

В словаре С.И.Ожегова:

«Предание – это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда».

В.И.Даль даёт такое определение этому слову:

«Преданье – рассказ, повествование, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам».

 Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.  

•Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти?  

Слайд 4.

2. Легенду об Арионе записал историк Геродот.

Геродот — древнегреческий историк, живший в 484-425 гг. до н.э., удостоенный почётного имени Отца истории.

Слайд 5.

•Иногда Ариона изображали на морском коне или на морском змее. Арио́н — греческий лирический поэт и певец.

  1. Словарная работа

Тиран – в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии – единоличный правитель

Кифаред – тот, кто играет на кифаре, родственном лире музыкальном инструменте древних греков

Дифирамб – преувеличенно восторженная похвала

  1. Выразительное чтение «Легенды об Арионе» (учащимися)

Беседа по вопросам:

  • Когда и где происходит действие легенды?
  • Почему Арион оказался именно на этом корабле?
  • Как изображены эти мореходы? Почему они пытались убить Ариона?
  • Каким показан Периандр?
  • Что в образе Ариона особенно привлекает?
  • Почему это произведение называется легендой?
  • Что главное узнали из легенды?
  • Когда и где происходит действие легенды?
  • Почему Арион оказался именно на этом корабле?
  • Как изображены эти мореходы? Почему они пытались убить Ариона?
  • Каким показан Периандр?
  • Что в образе Ариона особенно привлекает?
  • Почему это произведение называется легендой?
  • Что главное узнали из легенды?

         III. Анализ текста легенды

Слайд 6.

2. Дифференцированное задание учащимся: заполнить таблицу. Прочитайте текст, отмечая ключевые события, явления, лица. (на выбор: события-лица)

События

Лица

Приключилось в жизни величайшее дело.

Периандр Коринфа

Нажил великое богатство.

Возвращается в Коринф.

Арион из Мефимны – кифаред.

Сочинял дифирамбы.

Завладеть сокровищами Ариона.

Корабельщики задумали злое дело.

Драматические события разыгрываются на море, на корабле.

Дельфин вынес Ариона  к Тенару.

Ответ: события.

•Приключилось в жизни величайшее дело.

•Нажил великое богатство. Возвращается в Коринф.

•Завладеть сокровищами Ариона.

•Драматические события разыгрываются на море, на корабле.

Ответ: люди.

•Периандр Коринфа

•Арион из Мефимны – кифаред. Сочинял дифирамбы.

•Корабельщики задумали злое дело.

•Дельфин вынес Ариона  к Тенару.

Слайд 7.

2.Сопоставим образы Периандра и Ариона.

•Попробуйте собранный материал представить в виде схемы. (задание выполняется по желанию).

Ответ.

Арион.                                                                                                          Периандр Мудрый, талантливый человек.                            Человек, облечённый властью

Обучил хор. Великий певец.                        Недоверчивый. Не поверил Ариону          Перед лицом смерти ведёт достойно:            о его опасном приключении и

поёт последнюю песнь                                  чудесном спасении

                                                                       Уличил корабельщиков в преступлении

Слайд 8.

•Творческое задание. Создайте единый образ (то есть составьте текст на основе собранного материала).

Ответ.

        В Древней Греции человек ценился не только сильный, но и умный,  талантливый. Своих любимцев боги награждали поэтическим или музыкальным даром. Поэт в представлении древних – избранник богов. Он обладает способностью хранить божественную память, традиции народа. Поэтому в легенде особое место занимает тема искусства.

        Корысть, желание лёгкой наживы  определили поведение мореходов. Они знали, что Арион великий певец, но знали и то, что он везёт богатство. Убивать своими руками они не решались и заставили его самого лишить себя жизни, перед этим порадовавшись, что услышат лучшего певца на свете.

        Облачась в полный наряд певца, взяв в руки кифару – поёт для преступников. Храбро бросается в воду.

        Происходит величайшее диво – спасение Ариона.

3. Работа по учебнику (вопросы 1–3, с. 187).

– Почему это повествование называется легендой? (Это повествование называется легендой, потому что оно записано Геродотом на основе устного предания, существовавшего в Коринфе и на острове Лесбос. Повествование рассказывает о реальных людях. Сказочное обогащение Ариона в Италии и на Сикелии и спасение его дельфином могут восприниматься как фантастические события. Мифы и легенды появились в древности. Люди создавали их, чтобы найти объяснение непонятных явлений природы и возникновения мира, рассказать другим о необыкновенных событиях.)

Вывод: легенды, мифы и сказки – произведения устного народного творчества. Во всех этих повествованиях есть фантастические элементы.

4. Найдём ответ на второй вопрос: почему одинаковое название «Арион».

IV. Знакомство со стихотворением А.С Пушкина «Арион». Сопоставительный анализ двух произведений

А. С. Пушкин написал стихотворение «Арион» в 1827 год.

•Предположите, почему он выбрал такое название?

Ответы.

•Наверное, посвятил стихотворение смелому человеку.

•Понравилась легенда…

Слайд 9.

Прочитаем стихотворение А. С. Пушкина «Арион».

Нас было много на челне;

Иные парус напрягали,

Другие дружно упирали

В глубь мощны веслы. В тишине

На руль склонясь,

    наш кормщик умный

В молчанье правил грузный чёлн;

А я — беспечной веры полн, —

Пловцам я пел... Вдруг лоно волн

Измял с налету вихорь шумный...

Погиб и кормщик, и пловец!

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

Слайд 10.

•О чём вам говорит дата 25 декабря 1825 год?

Ответ.

•Восстание декабристов на Сенатской площади.

Слайд 11-12.

•Из истории создания стихотворения «Арион».

•Стихотворение написано 16 июля 1827 года, а за три дня до этого, 13 июля, исполнился год со дня казни вождей декабрьского восстания. Пушкин в эти дни особенно остро размышлял о судьбе декабристов.

•Эти мысли нашли отражение в стихотворении «Арион», в основу которого Пушкин положил мотивы древнегреческой легенды об Арионе. Поэт воспользовался этим преданием для иносказательного изображения связей с декабристами.

Слайд 13.

•Как использует Пушкин сюжет древней легенды?

  1. Дифференцированное задание учащимся: Выберите из текста  примеры  для цитирования?

Работа в группах. Выявление сходства и различий произведений

-Выявите сходство, при этом можете составить план

Ответ. (план)

•Одинаковое название.

•Драматизм сюжета.

•Герои - корабельщики.

•Спасение Ариона.

•Талант поэта  и  ценность искусства

        Это мы нашли сходство стихотворения и легенды.

Слайд 14-15.

•Выявим различия в этих произведениях?

•Дифференцированное задание учащимся: Собранный материал (по возможности) представьте в виде схемы.

Ответ.

Легенда об Арионе.

Стихотворение «Арион».

Корабельщики – враги

 Ариона.

Арион в кругу друзей

Арион  бросается в  воду

Вместе с другими  становится   жертвой «вихря»

Ариона спасает дельфин

Все погибают, Арион спасён грозою

Поёт последнюю  песнь

« Я гимны прежние пою…»

Слайд 16.

•Сделайте вывод о том, что удалось узнать в результате сравнения?

Ответ.

Сюжет легенды переосмыслен. Для Пушкина важно сопоставить своё творчество с творчеством древнего кифареда, выразить горе  по поводу гибели друзей.

“Арион” - лирическое стихотворение. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого помогла А.С.Пушкину выразить одно из самых главных и дорогих для него убеждений: свою верность идеалам декабристов.

V. Практическая деятельность: самостоятельная работа.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Легенда (в переводе с ____________________языка - то, что должно быть _____________) – это произведение, созданное на основе____________________________, в котором рассказ о ____________________________ и подлинных _____________________ сочетается с элементами _______________________________.

Легенда, как и миф, появилась_________________________________

Легенды, как и _____________, __________________автора.

Легенду об Арионе записал _______________________________.

VI. Работа со словарем.

– Какие слова и выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии, вам известны? Запишите их. Значение выражений найдите в словаре.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Итак, мы узнали, что человек в Древней Греции ценился не только за могучую силу, но также за ум и различные таланты. Вспомним бога Аполлона. Когда он появлялся на Олимпе в сопровождении 9 муз и играл на своей кифаре, то звуки музыки и пение муз покоряли всех вокруг. Кругом воцарялась тишина. «Музыка – высшее в мире искусство», – сказал великий русский писатель Л. Н. Толстой.

Сегодня ваши знания о мифах, посвященных теме искусства, значительно расширились. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Закончите предложения:

•Я узнал...

Я научился...

Я понял, что могу...

Мне понравилось...

Для меня стало новым...

Меня удивило...

У меня получилось...

Я приобрёл...

Мне захотелось...

Меня воодушевило...

VIII. Домашнее задание (по выбору)

1. Подготовьте пересказ легенды от имени дельфина, спасшего Ариона.

2. Найдите общность и различие мифа и легенды.

3. Прочитать статью учебника «Гомер и его поэмы “Илиада” и “Одиссея”», с. 188–191.

Рабочие листы

  1. Прием «Верные и неверные утверждения»

 Верно ли утверждение?

Задание: Выберите верные утверждения: (П)

1

У всех древних народов были свои мифы. (а)

2

Мифы создавались только в Древней Греции и Древнем Риме.(б)

3

Мифы появились задолго до письменности. (г)

4

У мифов нет автора, т. к. это произведения, созданные фантазией народа. (д)

5

В мифах древние люди выражали свои представления о зарождении мира.(е)

6

 Мифы рассказывают о богах и подвигах великих людей – героев. (е)

7

Создателем всех древнегреческих мифов является Гомер (ж)

8

В мифах древнегреческие поэты рассказывали только о богах. (з)

9

Геракл совершил 12 подвигов и после двенадцатого подвига был освобожден от службы Эврисфею (л)

10

Сюжеты Древнегреческой мифологии являются источником вдохновения поэтов, художников. (н)

  1. Работа с таблицей

Заполните таблицу

События

Лица

Приключилось в жизни величайшее дело.

Нажил великое богатство.

Возвращается в Коринф.

Завладеть сокровищами Ариона.

Драматические события разыгрываются на море, на корабле.

  1. Работа в группах

Выявите сходство и различие легенды и стихотворения

Сходство

Различие

  • Название

  • Сюжет

 

  • Герои

  • Концовка произведений

  • О чем эти произведения

  1. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа с самопроверкой

Легенда (в переводе с ____________________языка - то, что должно быть _____________) – это произведение, созданное на основе____________________________, в котором рассказ о ____________________________ и подлинных _____________________ сочетается с элементами _______________________________.

Легенда, как и миф, появилась_________________________________

Легенды, как и _____________, __________________автора.

Легенду об Арионе записал _______________________________.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Prezentacii.com Сравнительный анализ. Легенда об Арионе Геродота. Стихотворение А. С. Пушкина «Арион».

Слайд 2

Развивать умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой; Соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи.

Слайд 3

Легенда Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. Легенда – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.

Слайд 4

Легенду об Арионе записал историк Геродот Prezentacii.com Геродот — древнегреческий историк, живший в 484-425 гг. до н.э., удостоенный почётного имени Отца истории.

Слайд 5

Иногда Ариона изображали на морском коне или на морском змее. Арио́н — греческий лирический поэт и певец.

Слайд 6

Словарная работа Тиран – в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии – единоличный правитель. Кифаред – тот, кто играет на кифаре. Кифара – родственный лире музыкальный инструмент Дифирамб – преувеличенно восторженная похвала

Слайд 7

Прочитайте текст, отмечая ключевые события, явления, лица. События Лица Завладеть сокровищами Ариона. Периандр Коринфа Приключилось в жизни величайшее дело. Арион из Мефимны – кифаред. Сочинял дифирамбы. Нажил великое богатство. Возвращается в Коринф. Корабельщики задумали злое дело. Дельфин вынес Ариона к Тенару. Драматические события разыгрываются на море, на корабле .

Слайд 8

Периандр. Арион. Человек, облечённый властью. недоверчивый мудрый Не поверил Ариону о его опасном приключении и чудесном спасении. Уличил корабельщиков в преступлении. Талантливый человек. Обучил хор. ВЕЛИКИЙ ПЕВЕЦ. Перед лицом смерти ведёт достойно: поёт последнюю песнь. Спасительная сила искусства.

Слайд 9

Создайте единый образ, то есть составьте текст на основе собранного материала. В Древней Греции человек ценился не только сильный, но и умный, талантливый. Своих любимцев боги награждали поэтическим или музыкальным даром. Поэт в представлении древних – избранник богов. Он обладает способностью хранить божественную память, традиции народа. Поэтому в легенде особое место занимает тема искусства. Корысть, желание лёгкой наживы определили поведение мореходов. Они знали, что Арион великий певец, но знали и то, что он везёт богатство. Убивать своими руками они не решались и заставили его самого лишить себя жизни, перед этим порадовавшись, что услышат лучшего певца на свете. Облачась в полный наряд певца, взяв в руки кифару – поёт для преступников. Храбро бросается в воду. Происходит величайшее диво – спасение Ариона.

Слайд 10

А. С. Пушкин. «Арион». 1827 год. Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. В тишине На руль склонясь, наш кормщик умный В молчанье правил грузный чёлн; А я — беспечной веры полн, — Пловцам я пел... Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный... Погиб и кормщик, и пловец! Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.

Слайд 11

25 декабря 1825 год? Восстание декабристов на Сенатской площади.

Слайд 12

Из истории создания стихотворения «Арион». Стихотворение написано 16 июля 1827 года, а за три дня до этого, 13 июля, исполнился год со дня казни вождей декабрьского восстания. Пушкин в эти дни особенно остро размышлял о судьбе декабристов. Эти мысли нашли отражение в стихотворении «Арион», в основу которого Пушкин положил мотивы древнегреческой легенды об Арионе. Поэт воспользовался этим преданием для иносказательного изображения связей с декабристами.

Слайд 13

Определим взаимосвязь исторического события со стихотворением Пушкина? Дружные пловцы друзья поэта- декабристы В «грузном» челне они заняты общим опасным делом Певец духовно близок своим путникам . «А я, беспечной веры полн, пловцам я пел» Несоответствие «необъятной силы» моря и слабости перед ней пловцов. Вихрь погубил плывущих: «погиб и кормщик и пловец» Погибли вожди декабристов, другие в тюрьмах, на каторге «Я гимны прежние пою…» Верность идеалам декабристов «иные парус напрягали, другие дружно упирали в глубь мощны вёсла»

Слайд 14

Выберите из текста примеры для цитирования. Одинаковое название. Драматизм сюжета. Герои - корабельщики. Спасение Ариона. Талант поэта и ценность искусства сходство

Слайд 15

Легенда об Арионе. Стихотворение «Арион». Корабельщики – враги Ариона. Арион бросается в воду Ариона спасает дельфин Поёт последнюю песнь Арион в кругу друзей Вместе с другими становится жертвой «вихря» Все погибают, Арион спасён грозою « Я гимны прежние пою…»

Слайд 16

Если известно, что Пушкин положил в основу стихотворения легенду об Арионе, можно ли считать, что он её пересказал? Повествовательную форму древнегреческой легенды поэт превратил в лирическую. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого помогла Пушкину выразить одно из самых главных для него убеждений: свою верность идеалам декабристов.

Слайд 17

Сделайте вывод о том, что удалось узнать в результате сравнения? Сюжет легенды переосмыслен. Для Пушкина важно сопоставить своё творчество с творчеством древнего кифареда, выразить горе по поводу гибели друзей.

Слайд 18

Рисунок Пушкина. Казнь декабристов.

Слайд 19

Рефлексия. Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Мне захотелось... Меня воодушевило... Спасибо за внимание.

Слайд 20

Домашнее задание 1 . Подготовить пересказ легенды от имени дельфина, спасшего Ариона 2. Подготовить устные иллюстрации к легенде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии

На уроке учащиеся знакомятся  с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...

Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.

Средства художественной выразительности  (А. К. Толстой.  Лирика.  Анализ поэтического произведения)....

Открытый урок родной литературы 7 класс

Техническая карта открытого урока родной литературы  7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...

Конспект открытого урока по литературе 5 класс.

Конспект урока по литературе по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образ...

презентация обучающегося к открытому уроку по литературе 10 класс по творчеству Ф.И. Тютчева

Презентация обучающегося к открытому уроку по творчеству Ф.И.Тютчева на тему:"История первой любви Ф.И.Тютчева"....