«Картинная галерея» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
статья по литературе

Павлова Жанна Васильевна

Научная статья. Символика образа картины в поэме Н.В. Гоголя как средство раскрытия характеров литературных персонажей. Возможно использование информации на уроках литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Автор статьи: Павлова Жанна Васильевна,

учитель русского языка и литературы

 МОУ «СОШ» с.Корткерос, Республики Коми

«Картинная галерея» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Я всегда чувствовалмаленькую страсть к живописи

Н.В. Гоголь

В поэме «Мертвые души» Гоголь сам выступил как художник, используя возможности живописи. В этом произведении важную художественную роль играют изображения картин. Никто из героев не увлекается живописью и не рассуждает о ней. Однако картины упоминаются уже в первой главе. Наиболее развернуто даны описания картин в гостиных Собакевича и Плюшкина, упоминаются они и в гостиной Коробочки. К живописным фрагментам следует отнести вывески губернского города NN в первой главе, картины в трактире (3).

Как ни странно, в доме Манилова картин нет, во всяком случае они не упомянуты. При всем тяготении к изысканности Манилов равнодушен к истинной красоте, предпочитая словесные изыски.

А вот в доме Коробочки Чичиков находит картины. Приехав ночью, герой не очень внимателен, но главное все же улавливает — «картины с какими-то птицами». (2)  Е.А. Смирнова в книге «Поэма Гоголя “Мертвые души» замечает: «Все упоминаемые в связи с Коробочкой птицы (индюк, куры, сороки, воробьи) прочно связаны в фольклорной традиции с обозначением глупости, бессмысленной хлопотливости или, попросту говоря, безмозглости — качеств, персонифицированных Гоголем в личности его героини» (3). Если рассматривать птиц, изображенных на картинах и гуляющих во дворе, в эклетике, то с точки зрения фольклорной мудрости получаем подсказки автора в характеристике персонажа.  Курица в народном представлении глупая птица, но при этом «по зернышку клюет, да сыта живет»Сорока, известно, птица, хватающая всё блестящее и без разбору несущая в своё гнездо: «Охоча сорока до находки». Сорока припасливая. Воробей «по двору шныряет, крошки собирает». Мы видим, что все птицы, упомянутые в 3 главе свидетельствуют о крохоборстве, припасливости, как и сама Коробочка. Так же птицы характеризуют её поведение во время торга мёртвыми душами: «старого воробья на мякине не проведешь», а индюк долго «думал».

Однако Чичиков, «проснувшись на другой день, замечает, «что на картинах не все были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, что нашивали при Павле Петровиче» (VI, 47)» (4). Соседство исторических имен и многократно упомянутых птиц бросается в глаза. Перед нами своего рода модель русского мира, гротескно представленная: историческое и бытовое располагаются рядом, но это соседство далеко от продуманности, системы; всему находится место, но логика взаимосвязи не поддается моментальной расшифровке. Соседство птиц и Кутузова не может не удивить. Неожиданный птичий контекст способен снизить героический ореол полководца. (2) Ведь «Куда орлы летают, туда сорок не пускают». Но в поэме портрет Кутузова свидетельствует о недавней войне с Наполеоном. А портрет старика «с красными обшлагами на мундире, что нашивали при Павле Петровиче» сговорит о том, что Коробочка живёт прошлым, не желая меняться, развиваться. К тому же она, «безмозглая» хлопотунья, подобно Кутузову сама того не желая совершила «героический штурм»: приехавшая в губернский город, чтобы узнать, не продешевила ли, продав Чичикову мертвые души, Коробочка нарушает то спокойное состояние, в котором город находился: «Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город».

        Больше всего картин находит Чичиков в доме Собакевича: «На картинах всё были молодцы, всё греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Колокотрони, Миаули, Канари. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу. Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках. Потом опять следовала героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные»(Y гл.).

 В. А. Воропаев, российский литературовед, специалист в области русской литературы XIX века, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, в программе «Наблюдатель»: Гоголь. Всё тайное становится явным» на канале «Культура».  прокомментировал имена, названные Гоголем. В картинной галерее Собакевича висят портреты героев греческого национально-освободительного движения 1821–1829 годов: Александроса Маврокордатоса, Андреаса Миаулиса, Константиноса Канариса, Теодороса Колокотрониса. Но это менее всего «портреты» в привычном смысле слова. В доме Собакевича Чичиков видит лубочные картинки. И они в соответствии со спецификой народной эстетики изображения известных исторических деятелей напоминают карикатуры. Мы видим, что фольклорное и историческое в данном описании неотделимы друг от друга. Перед нами своего рода народный вариант истории.(2) 

Собакевич, если соотнести его с портретами-картинками, окажется на фоне истинных полководцев и героев уподоблен Багратиону, едва заметному рядом с Бобелиной и другими великанами. «Между крепкими греками» русский полководец, «тощий» и «худенький» почти не бросается в глаза. Но, может быть, в нем таким образом подчеркнута именно «человеческая сила», которая не нуждается в фольклорно-мифологическом преувеличении и не допускает лубочной карикатуры. Герой Отечественной войны, получивший на поле боя смертельную рану, заслужил право быть изображенным в человеческий, а не исполинский рост. Его богатырство — не внешнее, не сугубо физическое. Наделенный изрядной физической силой Собакевич, быть может, мечтает о силе другой. Вспомним его сожаление, что ни разу еще не поболел. Судьба Багратиона — не судьба Собакевича, но высокий, героический и жертвенный смысл жизни полководца — бессознательная мечта помещика, похожего на медведя.(1)

У Ноздрева картины упоминаются вскользь: в бесконечном перечислении  вороха вещей в его доме. ЧТО именно на них изображено – неизвестно… А что если картины в поэме Н.В. Гоголя - это символ духовности, души? Тогда получается, что она у Ноздрева «завалящая», потерянная где-то в глубине души. И что в ней происходит не известно.

Так размышляет о картинах в доме Плюшкина Наталия Александровна Черникова в статье «Живописные полотна в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» (4): совсем другие картины висят на стенах в доме Плюшкина. Как и многое другое, они, вероятно, появились в комнате в процессе бессмысленного накопления вещей: «По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин…». Гоголь подчеркивает необыкновенную  ветхость полотен: «пожелтевший гравюр», «огромная почерневшая картина».

На первой картине, которая упоминается в связи с Плюшкиным, изображено какое-то сражение: «…длинный, пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями, без стекла, вставленный в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам». Гоголь намеренно не указывает, о каком именно сражении идет речь, ведь Плюшкин давно уже утратил связь с реальным миром. Однако писатель подчеркивает, что, хотя  картина и висит «без стекла», рама все же «из красного дерева» с бронзовой окантовкой, что напоминает о прежней жизни зажиточного помещика Плюшкина.

Вторая картина в комнате Плюшкина представляет собой натюрморт: «В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку». Она напоминает натюрморты голландских художников, изображавших жизнь зажиточного человека, каким в прошлом являлся Плюшкин. На картине изображены серебряная посуда, хрусталь, заморские яства. Но когда смотришь на картину в доме Плюшкина, создается ощущение небрежности: накрахмаленная скатерть вся измята,  серебряные бокалы беспорядочно расставлены на столе, даже серебро почернело от времени. (5)

Но если продолжить тему картин как символа духовности, души, то получается Плюшкин заменяет духовную пищу материальной (мы-то с вами знаем, что он далеко не беден). Картина с неизвестным сражением символизирует сражение персонажа с нереальными врагами: неизвестно, от кого он прячет свои богатства, для кого их бережет.

Следуя предполагаемой символике картин в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», Манилов – наиболее бездушный из всех персонажей. Так как картин в его доме в описании интерьера нет. Как же так? Наименее греховный, наиболее приятный их всех персонажей, Манилов оказывается духовно «мёртвым». Мечтательный. Ленивый. Равнодушный. Ведь еще А.Энштейн говорил: «Мир опасен не потому, что некоторые люди творят зло, но потому, что есть люди (…), которые ничего не делают».

Таким образом, мы видим, что картины в поэме «Мертвые души» выполняют разнообразные художественные функции. Они помогают раскрыть образы героев, изобразить уездный город, создать образ эпохи в целом. Кроме того, они способствуют выявлению особенностей идейно – эстетической позиции писателя.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Анненкова Е. И. Путеводитель по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Сайт https://litresp.ru/chitat/ru/А/annenkova-elena-ivanovna/putevoditelj-po-poeme-nv-gogolya-mertvie-dushi/1

  2. Воропаев В. А.  «Наблюдатель»: Гоголь. Всё тайное становится явным». Телеканал «Культура».

  3. Печерская Т.И. Пространственно-семиотическая функция картин в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Новосибирский государственный педагогически университет

  4. Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Сайт «Библиотека русской и советской классики». http://ruslit.traumlibrary.net/book/gogol--smirnova-poema/gogol--smirnova-poema.html

  1. Черникова Н. А. Живописные полотна в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». https://philol-forum.uni-sofia.bg/gogol-and-painting-in-dead-souls/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе. Тема "Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души""

Урок с использованием ИКТ. Форма работы на уроке - групповая....

Галерея образов в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы для учеников 9 класса представлен в форме игры "Кто хочет стать миллионером". Вопросы по содержанию произведения варьируются от самых легких и смешных до серьезных, требующих дополните...

Тест "Галерея помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Контрольный тест по литературе в 9 классе, проверяющий усвоение материала по теме "Галерея помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души". Содержит 12 вопросов с несколькими вариантами ответов....

Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс

Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...

«Картинная галерея» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Научная статья. Символика образа картины в поэме Н.В. Гоголя как средство раскрытия характеров литературных персонажей. Возможно использование информации на уроках литературы....

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Галерея образов помещиков" (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души")

Конспект урока на тему "Галерея образов помещиков" соответсвует требованиям ФГОС. этапы урока помогут всесторонне раскрыть образы помещиков, выделить их главные черты характеров, особенности...