Технологическая карта урока "Маленький человек хуже ветошки" по повести Н.В.Гоголя "Шинель"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

 Елена Геннадьевна Павлова

Урок литературы в 7 класса по программе Меркина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

«Маленький человек» хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может»

(Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»)

Цели педагогической
деятельности

 познакомить учащихся с новым произведением Н.В.Гоголя, определить новую грань его писательского таланта; формировать навыки публичного выступления, выразительного чтения,   воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Тип урока

Урок формирования новых знаний

Планируемые образовательные результаты

  • формирование у детей представления о петербургском периоде творчества Николая Васильевича Гоголя , знакомство  с историей создания повести «Шинель», главным героем – Акакием Акакиевичем Башмачкиным        
  • развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; навыков публичного выступления, выразительного чтения ; совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
  • воспитание на примере читательского опыта бережного отношения друг к другу, формирование гуманных отношений;
  • оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, системно-деятельностный; индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные
ресурсы

1. «Литература», учебник для 7 класса 1ч.,  Г.С.Меркин, издательство «Русское слово», 2017 г.

2. Друзья А.С.Пушкина[Электронный ресурс] ]. – Режим доступа :. http://fb.ru/article/123553/druzya-pushkina-v-litsee-samyie-schastlivyie-i-bezzabotnyie-godyi-v-jizni-poeta

3.Видеоролик А.Н.Ужанков: Толкование смыслов сочинения Н.В.Гоголя «Шинель» https://www.youtube.com/watch?v=E3HNTLZnLiA

4.Видеоролик ЮРИЙ НОРШТЕЙН. "Шинель". Библейский сюжет https://www.youtube.com/watch?v=iRHZpvqUQ6M

5. Иллюстрация для презентации https://yandex.ru/images/search?pos=1&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0cfd%2F0009e484-de1b03ec%2Fimg8.jpg

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Метод.комментарии

I.Организационный момент

Цель: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку,

Организация внимания детей.

Настраиваются на работу.

Регулятивные УУД:

контролируют и оценивают свою готовность к уроку.

Слайд 1

II.Актуализация знаний.

Цель: активизировать опорные знания

1.Чтение сочинений «Мой Гоголь»

2.Беседа о Петербургском периоде жизни писателя:

Как встретил Петербург Гоголя? (нужда, материальные затруднения, холод)

Вывод: Петербург показал писателю изнанку жизни, контрасты и противоречия богатства и бедности, униженность и забитость простых тружеников, научил различать за парадной внешностью столицы её оборотную сторону, тяжелую и безрадостную жизнь бедняков.

Знакомят с творческой работой.

Отвечают на вопросы учителя, слушают.

КУУД: осознанно и произвольно строят речевое высказывание, развивают навыки публичного выступления

ПУУД: анализируют и делают обобщения.

Слайд 2

III.Самоопределение к деятельности. Цель: развитие познавательной деятельности посредством определения темы урока и предмета изучения.

Впечатления этого периода жизни писателя отражены в цикле «Петербургские повести». Завершает этот цикл повесть «Шинель».

  • Значит, чем мы будем заниматься на уроке?
  • Какова задача нашего урока? (познакомиться с историей создания повести и её главным героем – Акакием Акакиевичем Башмачкиным, рассмотреть образ его жизни, привычки, поведение)

Обратите  внимание на название повести - «Шинель». Не странно ли звучит? Что такое шинель? (форменная одежда военных,  полицейских, представителей прокуратуры, определенных ведомств)

 Название произведения определяет тему, как вы думаете, о чем пойдет речь в новой повести Гоголя?

Отвечают на вопросы.

КУУД: учатся слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.

ЛУУД: мотивация к учебной деятельности, стремление развивать наблюдательность, логическое мышление.

Слайд 3

IV. Открытие новых знаний.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и запоминание детьми изученного.

1.Видеролик «История создания повести «Шинель»» 54 сек.

2. Беседа с учащимися:

Гоголь был хорошо знаком со скудным существованием мелких чиновников. Он сам тянул в молодости канцелярскую лямку в чине коллежского регистратора (самом низшем в чиновничьей табели о рангах), в должности писца. В департаменте он получал 30рублей в месяц, жалование поистине нищенское. Велик был у Гоголя опыт живых впечатлений от жалких углов, где ютились бедные чиновники. Требовался какой-то толчок, чтобы накопленные впечатления ожили.

Анекдот был первой мыслию чудной повести, которую он впоследствии назвал «Шинель».

  •  Ребята, как вы думаете, почему Гоголь переиначил анекдот? Ружье превратилось в шинель?

 (ружье- это предмет роскоши для человека, шинель –предмет первой, жизненной необходимости. Мы помним, что действие повести происходит в Петербурге,  а в нем - суровый климат.)

  • Если следовать сюжету анекдота, чем становится шинель для героя? – мечтой.
  • А как вы думаете, какой человек так страстно может мечтать о новой шинели? Богатый? Каким мы можем предположить главного героя повести?

3.Просмотр видеофрагмента

4. Каким  предстал пред нами Акакий Акакиевич в данном фрагменте?

(Рассуждения детей)

5. Чтение текста ( стр. 231 со слов « Уже по самому имени…. До  Акакий Акакиевич». Обратите внимание на словарь, который лежит пред вами на парте.

  • Что означает имя Акакий?
  • А если еще и Акакиевич?
  • Влияет ли имя на характер человека?

6.Беседа:

  • Мама, родившая младенца, должна ли думать только о благозвучии имени?
  • Как, вы думаете, сложится его судьба?

7.Видеофрагмент. «Сколько ни переменялось начальников… зачем вы меня обижаете?»

8. Беседа:

  • Каким предстал перед нами герой здесь?
  • Справедливы с ним сослуживцы?
  • Какое чувство он вызвал в вашей душе?

9.Видеофрагмент «Один молодой человек… я брат твой»

10. Беседа:

  • Какую проблему поднял Гоголь в повести?
  • Заслуживает такого отношения к себе Акакий Акакиевич?

11. Чтение отрывка повести: «Вряд ли где можно найти человека,… до нажил геморрой в поясницу»

  • Какой он труженик? (замечательный)

12. Чтение фрагмента «Впрочем, нельзя сказать…. Оставили его навсегда переписывать»

  • Какие размышления вызывает это фрагмент? (Акакий Акакиевич не способен даже к самой простейшей творческой работе)
  • Чем это вызвано? (Он привык к автоматическому переписыванию, мыслительные процессы его заторможены, он не может приспособиться к новому заданию)
  • Это хорошо?

13. Чтение фрагмента: «Вне этого переписывания….. но по адресу к какому-нибудь новому и важному лицу»

  • Как живет Акакий Акакиевич?
  • Похожа его жизнь на жизнь обычных людей?

14. Видеофрагмент: «Есть в Петербурге…

  • Как вы думаете, о чем пойдет дальше речь?
  • Интересно?

 Я думаю, каждому будет интересно дочитать повесть до конца. Это будет наше домашнее задание. Обратите внимание на то, какие перемены произойдут с Акакием Акакиевичем? С чем это связано? Нужно будет выполнить задания к уроку 37 по рабочей тетради.

15. Вывод.

Несчастья героя «Шинели» самые, что ни на есть обычные. Они порождены обыкновенными обстоятельствами. В чем же тогда смысл открытия, совершенного Гоголем? Пожалуй, самое гениальное в сюжетном замысле повести то, что, переосмыслив анекдот, он показал все самое скорбное в жизни своего героя еще до утраты любимой вещи, изобразив сами условия его существования. В житейских мелочах Гоголь смог увидеть подлинную трагедию человеческой судьбы.

Смотрят и слушают, анализируют получаемую информацию.

Отвечают на вопросы, рассуждают

Смотрят и слушают, анализируют получаемую информацию, высказывают свою точку зрения.

Читают и слушают. анализируют, отвечают на вопросы, рассуждают.

Смотрят и слушают, анализируют получаемую информацию, высказывают свою точку зрения.

Отвечают на вопросы, рассуждают.

Смотрят и слушают, анализируют получаемую информацию, высказывают свою точку зрения.

Отвечают на вопросы, рассуждают.

Читают и слушают. анализируют, отвечают на вопросы, рассуждают

Читают и слушают. анализируют, отвечают на вопросы, рассуждают

Смотрят и слушают, анализируют получаемую информацию, высказывают свою точку зрения.

Высказывают предположения.

Слушают, высказывают предположения.

ПУУД: добывают новые знания

ПУУД: добывают новые знания,

КУУД: осознано и произвольно строят речевое высказывание, развивают навыки публичного выступления,

РУУД: учатся планировать, прогнозировать, оценивать

ПУУД: добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя информацию, учебник, жизненный опыт, решают проблемы, рассуждают, анализируют, доказывают, приходят к  выводам.

КУУД: оформляют свою мысль в устной форме, слушают и понимают речь других, определяют основную и второстепенную информацию, выполняя задания, сотрудничают с одноклассниками и учителем, высказывают свое мнение

ПУУД: добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя информацию, учебник, жизненный опыт, решают проблемы, рассуждают, анализируют, доказывают, приходят к  выводам.

КУУД: оформляют свою мысль в устной форме, слушают и понимают речь других, определяют основную и второстепенную информацию, выполняя задания, сотрудничают с одноклассниками и учителем, высказывают свое мнение

ПУУД: добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя информацию, учебник, жизненный опыт, решают проблемы, рассуждают, анализируют, доказывают, приходят к  выводам.

КУУД: оформляют свою мысль в устной форме, слушают и понимают речь других, определяют основную и второстепенную информацию, выполняя задания, сотрудничают с одноклассниками и учителем, высказывают свое мнение

РУУД: осознают важность полученных знаний.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Сл. 10-11

Сл. 12-13

Сл. 14-15

Сл.16-17

Сл.18-19

Сл.20

Сл.21

Сл.22

V.Итог урока.

Цель: обобщение полученных знаний на уроке

1.Беседа по вопросам:

  •  Так какую же новую грань таланта Н.В.Гоголя мы открыли сегодня? (грань человечности, гуманности, сострадания)
  • Каким увидели мы Акакия Акакиевича Башмачкина?

«Маленький человек» хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может». Теперь понятна вам тема нашего урока. Почему именно эту фразу Ф.М.Достоевского из романа «Бедные люди» я сегодня взяла?

  • Какие-то места повести примерили к себе?
  •  Задумались ли над своим поведением?

Молодцы.   Оценивание

Отвечают на вопросы

РУУД: осознают важность полученных знаний.

КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

ЛУУД: самооценка на основе наблюдений

Слайд 27

VI. Домашнее задание

Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения д.з.

1.Дочитать повесть до конца.

2.Выполнить задания к уроку 37 по рабочей тетради

Записывают домашнее задание

Слайд

VII.Рефлексия учебной деятельности

Цель: инициирование рефлексии по поводу психоэмоциональ-

ного состояния

Рефлексия (работа по карточкам)

Сегодня на уроке я узнал__________________

Я задумался о________________________

Считаю, что работал на уроке_________________

Урок мне показался_________________________________

Работают по карточкам

ПУУД: рефлексия способов и условий действий,.

КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

РУУД: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

ЛУУД: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Человек и экономика"

Урок обществознания для  учащихся 11 класса  с применением деятельностного подхода в обучении....

Технологическая карта урока Человек-личность

Цель урока - сформировать  представления обучающихся о личности, качествах личности, ее месте в истории; способствовать  расширению знания учащихся о влиянии социальной среды на человека....

Технологическая карта урока Человек и его деятельность

Способствовать формированию представлений о деятельности как о типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях...

Технологическая карта раздела Человек на Земле

Мною разработана технологическая карта раздела Человек на Земле по географии 5 класса линии "Полярная звезда" по ФГОС...

Технологическая карта урока "Человек в группе". 6 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОБЛЕМНОГО  УРОКА  по обществознанию в 6 классе....

Технологическая карта урока "Человек в группе"

Технологическая карта урока по обществознанию в 6 классе "Человек в группе"...

Технологическая карта урока литературы по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере об...