Урок посвященный творчеству М.Ю.Лермонтова
учебно-методический материал по литературе (9 класс)

"Любить … но кого же?...." Любовная лирика М.Ю.Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc44.5 КБ
Office presentation icon urok_moy.ppt2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 9 классе на тему:

"Любить … но кого же?...." Любовная лирика М.Ю.Лермонтова

Цели урока: Образовательная: Познакомить учащихся с «музами» поэтического вдохновения М.Ю.Лермонтова;

Развивающая: Продолжить формирование коммуникативно-речевой компетенции, формировать аналитические умения и навыки выразительного чтения

Воспитательная: Воспитать у учащихся такие качества, как любовь, нежность, отзывчивость;

Предварительное домашнее задание: выучить  поправившее стихотворения.

Методы и приемы: наглядно-иллюстративный материал, слово учителя,  беседа, словарная работа.

Любить…но кого же?...на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно .

М.Ю.Лермонтов.

Ход урока:

  1. Организационный момент

 II. Введение в тему урока.

1.Послушайте романс, постарайтесь определить, о чём мы сегодня будем говорить.

-Прозвучал  романс «Мне грустно, потому что я тебя люблю…». Армянский языковой деревянный духовой музыкальный инструмент - дудук

2.О чём мы с вами будем говорить? (Речь на уроке пойдет о любви)

3.Да, действительно, сегодня на уроке мы будем говорить о возвышенном чувстве, свойственном человеку, о любви.  

Цели урока. Ребята, а мы можем определить цели нашего урока?

- Познакомить учащихся с «музами» поэтического вдохновения М.Ю.Лермонтова; Сформировать интерес к поэзии М.Ю.Лермонтова;

- Как вы понимаете значение слова «муза» ?

Словарная работа

Слово «муза » имеет 2 значения. 1. В греческой мифологии : одна из девяти богинь, покровительниц искусства и науки

2. переносное . источник поэтического вдохновения, творчество.

Скажите, к чему бывает «любовь»? Давайте ребята создадим кластер к слову   ЛЮБОВЬ.

Ребята, я попрошу вас по ходу урока заполнить в своих тетрадях такую таблицу.

плюс

минус

интересно

Всё, что понравилось вам

Всё, что знали

Всё , что хотите узнать дальше.

III. Новая тема.

2. Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть;

Как я любил, как я страдал,

Тому судья лишь Бог да совесть.

Вы, конечно, догадались, что на этом уроке мы с вами поговорим о жизни сердца в поэзии М.Лермонтова, о том, как он любил, как он страдал.

Итак, первая героиня нашего сегодняшнего разговора  Екатерина Сушкова

Сушкова Екатерина Александровна-первая любовь поэта. Они познакомились в ранней юности, когда ему было 14, а ей 16.Красивая, умная, ироничная Сушкова стала предметом увлечения Михаила. Екатерина долгое время была равнодушна к поэту и не скрывала этого. Насмешки её и шутки приводили юношу в ярость. Однажды она со своей подругой Сашей Верещагиной , чтобы доказать, что Мишель неразборчив в пище, приказали испечь булочки с опилками, и Миша с удовольствием съел целых две; узнав об этом, он вновь пришёл в бешенство, но всё же его  чувство к Сушковой оставались неизменными. Сейчас мы об этом посмотрим.

Светская красавица посмеивалась над его чувствами. Через 5 лет они вновь встретились. Он уже известный поэт. Лермонтов решил отомстить её, вскружил ей голову и расстроил её замужество со своим другом.

Кокетливая Екатерина Сушкова заставила юношу испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман.

 Стихотворения "Нищий" адресовано ей. (аудиозапись)

Когда Лермонтов и Сушкова расстались, сердце поэта стало склоняться к другому чувству.  Это Наталья Федоровна Иванова.  Около два года мучило Лермонтова неразделенная чувство к Наталье Федоровне. За это время написано около 30 стихотворений. Этот Цикл стихотворений называется  « ивановский»

 Наталья Федоровна намеревалась выйти замуж за некого военного, но брак сорвался. Узнав об этом, Лермонтов не смог уйти от своей любви: она превратилась в муку. Лермонтов прощается с Натальей Федоровной, как прощаются со своей последней надеждой. На разлуку поэт пишет стихи, в которых откровенность и прямота.

 Стихотворение «Я не унижусь пред тобой…»(аудиозапсь)

Любовь – это не только радость, но и борьба, и высокая мука, и безнадежность.

     Мария Алексеевна Щербатова. Она была умна, образована, любила поэзию, музыку. Очень много молодых людей претендовали не её руки и сердце. Среди них был и Лермонтов. Она была причиной дуэли Лермонтова с де Брантом. К счастью, итог дуэли был счастливым. Прекрасной княгине Лермонтов посвятил не одно стихотворение. И среди них я предлагаю прослушать стихотворение «Молитва» (аудиозапись. )

У ног других не забывал
Я взор твоих очей; 
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней; 
Так память, демон-властелин,
Все будит старину, 
И я твержу один, один:
Люблю, люблю одну!

 Эти стихи были адресованы Вареньке Лопухиной. Она была «подругой юных дней», возлюбленная поэта. После многих разочарований, Лермонтов понял, что всю свою жизнь любил только ее одну.   Варенька отдала свою судьбу другому человеку  не молодому также  , как и  Татьяна Ларина, от безнадежности своей любви к Лермонтову. Она любила её даже тогда, когда Лермонтов влюблялся в другие девушки.

Образ Вареньки Лопухиной жил в воображении Лермонтова всю жизнь. Он стал прототипом многих героинь его произведений. В романе «Герой нашего времени» ее образ  переплетается в образах княжны Мэри и княгини Веры Лиговской.

Варвара Александровна очень тяжело пережила смерть Лермонтова. Узнав о его гибели, она две недели не могла подняться с постели, отвергая врачей и лекарства. Она пережила Лермонтова на десять лет, но томилась   воспоминаниями о нем. Она любила его и только его всю свою жизнь.

 Свое последнее стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтов посвятил Вареньке Лопухиной. ) Оно было обращено к  дальней родственнице Лермонтова Екатерине Быховец, которая напоминала ему Вареньку. С Быховец Лермонтов встречался на Кавказе в последние дни своей жизни, она стала последней женщиной Лермонтова.  Охотнее всего говорил он с ней о Вареньке. Прошлое не умерло, образ любимой жив, хотя  она «подруга юных дней»

IV. Закрепление изученного материала

-Ребята, вы познакомились с «музами» М. Ю. Лермонтова, вдохновлявшими его на творчество. Как вы думаете, кому из них можем дать характеристику эпиграф нашего урока? (Слова эпиграфа могут дать характеристику Екатерине Сушковой и Наталье Ивановой, любовь которых была недолгой)

- Отметьте мотивы любовной лирики Лермонтова. (Лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой, подчас трагична, как и судьба самого поэта)

V. Подведение итогов. Выставление оценок.
Любовь к женщине принесло Лермонтову одни страдания, она   трагична, исполнена страдания и боли. Но, несмотря на это, поэт любит всем сердцем и готов любить снова и снова. В его жизни было много женщин, которых он любил и которым посвящал стихи. В них он и воспевает, и укоряет,  показывает истинное лицо возлюбленных.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Армянский языковой деревянный духовой музыкальный инструмент - дудук

Слайд 2

«Любить … но кого же ? » Любовная лирика М. Ю. Лермонтов

Слайд 4

ЦЕЛЬ УРОКА Познакомиться с «музами» поэтического вдохновения М.Ю.Лермонтова Сформировать интерес к поэзии М.Ю.Лермонтова;

Слайд 5

Слово «муза » имеет 2 значения. 1. В греческой мифологии : одна из девяти богинь, покровительниц искусства и науки. 2. переносное . источник поэтического вдохновения, творчество.

Слайд 6

ЛЮБОВЬ К ЖЕНЩИНЕ К СЕМЬЕ К РОДИНЕ К ЖИВОТНЫМ К ПРОФЕССИИ К РЕЛИГИИ

Слайд 7

Екатерина Сушкова « Как Лермонтов влюблен в тебя!!»

Слайд 8

Наталья Фёдоровна «Я не унижусь пред тобой…»

Слайд 9

Марии Алексеевны Щербатовой Такая, что ни в сказке сказать, ни пером написать”

Слайд 10

Варенька Лопухина « подруга юных дней», возлюбленная поэта

Слайд 11

Екатерина Быховец . Почему именно Быховец? Да потому, что она была похожа на В. Лопухину

Слайд 12

Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. (КТО?ЧТО?) 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. (КАКОЙ?) 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. (ЧТО ДЕЛАЕТ?) 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (ЧТО АВТОР ДУМАЕТ О ТЕМЕ?) 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). (КТО?ЧТО?)

Слайд 13

Любовь. Возвышенная, божественная. Восхваляет, радуется, дарит. Встречается редко и мыслит сердцем. Дар. Лермонтов Талантливый, знаменитый Сочинял, творил, изображал Наследник пушкинских традиций и вглядов Поэт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения Декады русского языка и литературы, посвященной творчеству М.Ю. Лермонтова 2012г.

Данная разработка окажет неоценимую помощь руководителям ШМО при проведении Декады русского языка и литературы в школе....

К 200-летию со дня рождения. Литературная гостиная, посвященная творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.

М.Ю.Лермонтов. Загадочный, дерзкий,задумчивый... Хотите вызвать интерес к судьбе и творчеству  поэта? Данный  материал поможет  это сделать....

Литературно-музыкальная композиция «Страницы мятежной жизни», посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова...

Детская филармония, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова

Романсы и песни русских композиторов на стихи М.Ю.Лермонтова...

Литературно-музыкальная композиция посвященная творчеству М.Ю. Лермонтова

Материал предназначен для учителей литературы как помощь в проведении внеклассного мероприятия по предмету...