Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине снятия блокады Ленинграда
план-конспект урока по литературе

Афонина Наталья Валентиновна

Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине снятия блокады Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 75_let_so_dnya_snyatiya_blokady_leningrada.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ " Средняя общеобразовательная школа № 13"

Сценарий мероприятия, посвящённого снятию блокады Ленинграда.

Сценарий мероприятия, посвящённого снятию блокады Ленинграда.

Ход мероприятия

Ведущий 1  27 января наша страна отмечает День снятия блокады Ленинграда.

 Ведущий 2   Мы в этот день вспоминаем всех тех, кто дожил и выстоял в блокаду, кто защищал этот город и его жителей, тех, кто не дожил до этого дня… 

Ведущий 3   900 дней и ночей подвига, боли, скорби, величия…

 

Ведущий 4   С каждым годом война становиться все дальше и дальше, стираются в памяти лица и факты этой великой войны

Ведущий 5  Но мы не вправе забывать тех, кто сложил головы ради нашей свободы, кто выдержал, выстоял, победил.

Ведущий 4   Вам, героическим защитникам Ленинграда,

Ведущий 3   Вам, участникам прорыва и снятия блокады,

 Ведущий 5   Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду,

Ведущий 1   Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых Посвящается…

Ведущий 2   Стой! Остановись! Время замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кого сейчас нет, кто сейчас смотрит на нас с высоты своих памятников.

Ведущий 1   Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной плиты, на которой золочёнными буквами вписаны имена павших на поле боя!

Ведущий 4     Память…Она не имеет начала, но не имеет и конца

 27 января – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Ведущий 2     Почти три года, длилась беспримерная героическая борьба жителей города на Неве с врагом и голодом. Ничто не смогло сломить их воли и мужества.

 Ведущий 5    Оборона Ленинграда – одна из самых героических  и трагических страниц нашей истории

 Ведущий 3 Вся страна в тяжелые первые два года войны знала: несмотря ни на что Ленинград держится.

Ведущий 2   Это придавало уверенности в собственных силах, укрепляло веру в окончательную победу.

Ведущий 1   В Ленинграде, как нигде, фронт и город, родственно соединились на все девятьсот дней.

Ведущий 3   8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей.  900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы.

Ведущий 2   Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания...

Ведущий 4     Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. Но ничего не вышло!  

 

Выходят  чтеца

1Чтец.

 .Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна...

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

в мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом - смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикады -

мы не покинем наших баррикад.

2 Чтец А город был в дремучий убран иней. 
Уездные сугробы, тишина... 
Не отыскать в снегах трамвайных линий, 
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных, 
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных. 
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев. 
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало. 
Нам ненависть заплакать не дает. 
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведет. (О. Бергольц)

уходят

Выходит группа ведущих:

Ведущий 1    В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За годы блокады от голода, холода, бомбёжек и артобстрелов погибло 850 тыс. мирных жителей.

Ведущий 2     Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался однозначно: город должен был подвергнуться полному уничтожению..

Ведущий 1   К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть .В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей.

Ведущий 2   Блокадный хлеб...И сегодня в музее ВОв мы видим этот маленький кусочек, и сердце сжимается от боли...( Показать на подносе 125 грамм хлеба) От него зависела жизнь.

Ведущий 3    Пищевая целлюлоза - 10%, жмых -10%, обойная пыль - 2%, выбойки из мешков - 2%, хвоя - 1%, ржаная обойная мука - 75%.

Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму года.

Выходит 5 класс

На сцене разыгрывается инсценировка отрывка из поэмы С. Смирнова «Сердце и дневник» подготовленная учащимися(5класс)

Таня Савичева: 


Тетрадка, тетрадка

В линеечку косую.

Одни примеры пишут,

А я войну рисую.

И смерть идет с косою

В линеечку косую.

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года». 


Таня Савичева: 


Коптилка – мой фонарик.

Лица не различишь.

Да здравствует сухарик!

Но он мне сниться лишь.

Ни маковой росинки.

Зато дают бурду.

И плавают крупинки

В тарелке, как в пруду.

А куропатка в день съедает всего 22 грамма. Счастливая.

Как пишет, замерзая,

Дрожащая рука,

Страдая и дерзая,

Страничку дневника.

Строка… еще строка…

Таня писала свою летопись… 


Таня Савичева: 


«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».

Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим перышком, рейсфедер оно называется… Лека умер… Умер Лека…»

Она уронила голову и долго не могла ее поднять. И все, что происходило дальше, было как во сне. Она была и как бы не была в этом страшном блокадном мире.

Расскажи нам, старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Расскажи, как можешь, печка бывшая,

Как мы в дни блокады горевали.

Но молчит чернильница.

Печь к теплу дорогу не покажет,

Про огонь забывшая.

Только хлеб живой. Он все расскажет.

С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) – по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб – блокадный паек. 

 
Таня Савичева: 


Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года… Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года…»


 Звучит фонограмма «Взрывы» 

Ведущий 6.

За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка.

Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке. 


Таня Савичева: 


Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее.

Таня, уезжай на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь.


Таня Савичева: 


Я не могу уехать без мамы.

«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна …Таня…»

Ведущий

Ее голос оборвался. Но под сводами ледяной комнаты, как эхо, зазвучали другие голоса, такие же приглушенные, охрипшие:

Осталась одна Валя… Остался один Вадим… Осталась одна Катя… Женя… Кира…


Все уходят Звучит мелодияна экране «девник Тани Савичевой»

Ведущие 7 класс

Ведущий 1   Осаждённый город продолжал жить

. В Ленинграде работали фабрики и заводы,  театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ.

Ведущий 2   21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». 


Ведущий 3   «Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями.

Ведущий 4   Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

Ведущий 5    Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей. Сколько человек спасла от неминуемой смерти эта легендарная ледовая трасса!..


Финал

Ведущий1 : В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду! Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.

Ведущий 2   Медленной, суровой вереницей идут и идут люди по Пискарёвскому кладбищу. День за днём, год за годом. Словно несут они, сменяя друг друга, почётный караул у других могил.

Ведущий 3   Вспомним всех, кто выстоял и победил в те суровые годы Ленинградской блокады.

 Ведущий 4    Вспомним всех, кто жил, сражался, работал в ледяном, промёрзшем голодном Ленинграде, кто не дошёл до Победы, кто не дожил до сегодняшнего дня.

Не властно время.

Вот опять

Через несколько лет

 Женщина

В день победы

Не венок, не цветок, а хлеб

Принесла на могилу деда…

Ф-ма песни «Журавли». Зажигаются свечи.Идут к к стенду, ставят свечи…

Искорка души всех защитников Ленинграда -в отблеске этих сечей.

Стук их сердец – в голосе ленинградского метронома.

Их светлая память – минута молчания.

Ведущий1 :  Давайте же склоним головы перед ленинградцами и  защитниками города, не доживших до наших дней. Вечная им память! Прошу всех встать и почтить минутой молчания память погибших во время Великой Отечественной войны     (Минута молчания.)

 Песня .«Хотят ли русские войны»?

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ «СЛЕД БЛОКАДНЫЙ В ДУШАХ…», ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДОВЩИНЕ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

Литературно-историческая композиция, посвященная годовщине  "Ленинградского Дню победы" - 27 января 1944 года. Традиционно проводится для учащихся 2-4 классов школы. Участники проекта - учащиеся ...

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА «НЕПОКОРЕННЫЕ» (посвящен годовщине снятия блокады Ленинграда)

Основные цели: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, патриотических чувств ичувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил; изучение роли операции по прорыву блокад...

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, посвященная годовщине снятия блокады Ленинграда

Памяти тех, кто не сдался, кто стоял до последнего, кто защитил любимый город ценой своей жизни, посвящается......

Презентация к классному часу, посвященному годовщине снятия блокады Ленинграда

Презентация может быть использована для проведения часа общения с учащимися 5-9 классов 27 января в день снятия блокады Ленинграда...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

Монтаж, посвященный годовщине снятия блокады Ленинграда

Монтаж, посвященный годовщине снятия блокады Ленинграда, может быть использован во внеклассной работе....