Монтаж, посвященный годовщине снятия блокады Ленинграда
классный час

Жеренкова Елена Вячеславовна

Монтаж, посвященный годовщине снятия блокады Ленинграда, может быть использован во внеклассной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Монтаж, посвященный годовщине снятия блокады Ленинграда

                        1 страница « Жизнь довоенной страны»

Ведущий 1:  - Время- лекарь и  эту  роль  повторяет оно  со  всеми.
                     Но  бывает  людская  боль, над  которой  не  властно  время.
                   - Годовщине  снятия  блокады  Ленинграда посвящается.

Ведущий 2:  21 июня 1941г. Теплый, ласковый субботний вечер. Закончились школьные экзамены, прошли выпускные вечера.

(Музыка « В городском саду играет духовой оркестр…»)

1 пара:  - Геля, я давно хотел тебе предложить: давай дружить…

               -  Знаешь, а я догадывалась. Давай!

2 пара: - Что ты решила с поступлением?    

                -   Вчера весь вечер на семейном совете решали. Папа настаивает на Политехническом, мама – на медицинском, а я все-таки попробую … в театральный.

                 - Как хорошо, что закончились экзамены. Завтра же утром поеду на дачу. Помогу бабушке - и сразу купаться!  Я уже ощущаю прохладу воды. Хочется плыть, плыть…

  Ведущий 2:  Июнь! Клонился к вечеру закат,

              И белой ночью разливалось море,

              И раздавался звонкий смех ребят,

              НЕ знающих, не ведающих горя.

( Звучит фрагмент песни «Довоенный вальс» в исполнении И.Кобзона; муз. П.Аедоницкого, сл. Ф.Лаубе)

Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров к Неве шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится лишь в 45-ом, в мае.

И песня над рекой лилась Невой,

Мы шли навстречу  утру и смеялись.

НЕ знали мы еще тогда с тобой,

Что с детством мы и с юностью прощались.

(Звучит голос за кадром – сообщение Ю.Б. Левитана «Внимание! Говорит Москва! Говорит Москва!...)

Ведущий 1: 22 июня 1941 года именно Юрий Борисович Левитан прочел сообщение о начале В.О.в. и потом на протяжении всех четырех лет сообщал стране о ситуации на фронтах. Маршал Рокоссовский как-то сказал, что голос Левитана был равносилен целой дивизии. А Гитлер считал его врагом  Рейха № 1.  

     Интересно, что за голову Левитана было обещано 250 тысяч марок, а специальная группа СС готовилась к заброске в Москву, чтобы ликвидировать диктора. Для того чтобы обезопасить главный голос СССР, Левитану выделили охрану, а по городу распускали ложные  слухи о его внешности, благо в лицо Юрия Борисовича знали немногие.

( Звучит музыка песни «Вставай, страна огромная!» На фоне музыки говорят чтецы)

Что может быть страшнее, чем война?

Лишь слезы да страдания несет она

И счастье забирает у людей,  

Любимых разделяет и друзей.

                                     2 страница   «Блокада Ленинграда»

  Ленинград… Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Здесь создавали свои творения Пушкин и Достоевский, звучала завораживающая музыка Чайковского и Бородина.

                        ( Слайды – виды довоенного Ленинграда )

      И всего этого уже через месяц могло не быть. Перед северной группировкой фашистских войск была поставлена задача к 21 июля захватить Ленинград. Гитлер хотел путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять город с землёй. Для осуществления этого замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолётов.

Враг бешенный на нас пошел войной.
Жестокий враг на наше счастье поднял руки,
Враг топчет мирные луга,
Он сеет смерть над нашим краем,
Иди смелее в бой, рази врага,
Жестокий дай отпор кровавым хищным стаям.
Как дом, в котором ты живешь,
Оберегай страны просторы.
Завод родной, сады, леса и рожь,
И воздух наш, и степь широкую, как море.
Храни, как дом, в котором ты живешь!

     Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование  приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения.

       Началась блокада Ленинграда немецкими, финскими и испанскими войсками во время Великой Отечественной войны, которая длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944  — 871 день.

     Это были ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: "Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!". В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ, стук метронома. Вот так он выглядит и работает (звучит стук метронома).

     Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город - крепость.

      Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог. Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб - это совсем маленький кусочек: тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую примеси и лишь немного муки. Почти все ленинградцы страдали от дистрофии. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень болезни. Другие - высохли - вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

     Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.

      Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

      Смерть входила во все дома.

      Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Осенью 1941года для связи с осажденным городом оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной, оборвалась.

      И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.

      22 ноября 1941 года по еще не окрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)

     Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях: и в цепенящую стужу, и в слепящий буран, и под непрерывными бомбежками и обстрелами.

И было так: на всем году
Машина задняя осела,
Шофер вскочил, шофер на льду:
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.

      Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, что позволило постепенно увеличить хлебный паек,а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

     Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни ( это сам народ дал ей такое точное название) жила сама и дарила жизнь великому городу.
    Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".

(Слайды

  С наступлением весны пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок свой город: разбирали разрушенные дома, убирали мусор, вывозили трупы, прямо на улицах разрабатывали грядки и сажали овощи, огороды были даже на Марсовом поле и в Летнем саду.

                       3 страница    «Культура блокадного города»

Школы

    В первые месяцы войны сотни тысяч ленинградских детей были эвакуированы в глубь страны. Но с блокадой Ленинграда массовая эвакуация прекратилась, поэтому в осажденном городе осталось около 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста.

     Несмотря на суровые блокадные условия, было принято решение о необходимости продолжить обучение детей. В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников первых-шестых классов приступили к учебным занятиям в школах и  бомбоубежищах школ , а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели более 30 тысяч учащихся старших классов.


      Занятия проходили в необычной обстановке. Часто во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Каждый учитель обычно имел два плана урока: один – для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки.

    С каждым днем все меньше и меньше детей приходило в школу. Голодная смерть ежедневно уносила новые жизни. Поэтому в декабре 1941 года школам было разрешено временно прекратить занятия.

    Но в 39 ленинградских школах педагоги и ученики решили продолжить учебу. Это было равносильно подвигу.  Пульс школьной жизни, хотя и слабо, но продолжал биться. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в классах. В школах стало необычно тихо, дети не бегали и не шумели на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

    Урок продолжался 20-25 минут – больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах не только мерзли худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Детей, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941/42 годов, ленинградцы трогательно и с большим уважением называли «зимовщиками».

    Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла:
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.

   Несмотря на истощение, дети вносили свой посильный вклад в дело защиты любимого города, совмещая общественную работу с учебными занятиями. Зачастую подросткам приходилось работать наравне с взрослыми. Они вставали к станкам на военных заводах, дежурили на крышах домов и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, помогали ловить шпионов и диверсантов.

Культурная жизнь города

    В январе 1942 года в школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в эти дни, когда население города страшно голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было сказочным, волшебным праздником. Одна из учениц писала: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Все жадно ели суп-лапшу, кашу, хлеб и желе и были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти».

   Елка во время постоянных артобстрелов, голода и смерти. Это кажется совершенно невероятным. Но только на первый взгляд.

Дух ленинградцев, волю к жизни поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только покинули город, но и продолжали активно работать. Их творчество помогало выжить. Не закрывали кинотеатры, постоянно работало радио,  и даже шли концерты.

«Здесь, как в бреду, все было смещено:

здесь умирали, стряпали и ели,

а те, кто мог еще

вставать с постелей,

пораньше утром,

растемнив окно,

в кружок усевшись,

перьями скрипели.

Отсюда передачи шли на город —

стихи, и сводки,

и о хлебе весть.

Здесь жили дикторы и репортеры,

поэт, артистки...

Всех не перечесть.

( Ольга Берггольц)

           Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

   4 страница  « Личные дневники блокадного города»

 Едва ли не каждый десятый, живший в блокаду в Ленинграде, писал и продолжает писать дневники, воспоминания, стихи.

Никита: «Нам выдали талончики. На них дадут немного жидкой – жидкой каши, а мы еще подходим и разбавляем кипятком, чтобы ее было побольше, вроде впечатление, что больше поел. Потом у нас без карточек так называемый дрожжевой суп давали. Ну, в то время что только в рот лезло, то и ели. Вот в столовой мужчины, которые остались в городе по возрасту, – один сидит  за столом, и вдруг видишь: упал и умер».

Таня: Из меню столовой лета 1942 года:

·                    Щи из подорожника

·                    Пюре из крапивы и щавеля

·                    Котлеты из свекольной ботвы

·                    Шницель из лебеды

·                    Оладьи из казеина

·                    Суп из дрожжей

·                    Соевое молоко

Никита: «Набрали полные мешки лебеды, конского щавеля – он считался деликатесом, набрали всякой травы. И вот у меня было чувство, что хотелось лечь на землю и целовать ее только за то, что только земля может спасти человека. Свет. Солнце. Где-то в небесах жаворонок поет. А здесь мы просто этой травы наелись досыта».

Ксюша: «3 ноября. Сегодня мы пошли учиться, как я рада! Обещали кормить обедом и давать 50 гр. хлеба в день без карточек. Учителя все новые».


Таня: «8 ноября. Пока учусь. По геометрии получила 4. Учительница по русскому все время нас ободряет. Она говорит, что к Новому году война кончится. А правда ли? Сейчас очень тяжело».


Никита:
 «12 ноября. Обед в школе давать прекратили. Все по карточкам. Положение тяжелое, учителя советуют подтянуть кушаки».

.
Ксюша:
 «15 ноября. Пока с учебой все благополучно. Имею две пятерки и одну четверку. С едой очень плохо. Сегодня во рту не было ни крошки».

Ученик: Одним из самых известных документов является дневник девочки Тани Савичевой, в котором всего 9 страниц, и на шести из них даты смерти близких людей.

( Слайд – портрет и дневник Тани Савичевой)

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
"Вновь не должно это все повториться".

Это детские воспоминания. А сколько же оставалось детей в осажденном городе?  

    5 страница    «Памяти павших будьте достойны»

     Люди, пережившие блокаду… Это они не скрывали слезы радости 27 января 1944 года во время салюта в честь снятия блокады Ленинграда.

За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем.
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось...

Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе -
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут...

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять, а того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти...

Сегодня на нашей линейке присутствуют люди, которые пережили ужасы блокадной жизни. Это Барашкова Галина Викторовна и Стругалева Тамара Михайловна. Низкий Вам поклон. (Вручение цветов)

 .В память о жителях блокадного Ленинграда, о его защитниках, о тех, кто умер в те страшные дни и кто выжил тогда, сегодня будет гореть свеча.

(Зажечь свечу, слайд)

               Помните о тех,

              Кто  уже  не  придёт

               никогда,
               Помните,
               Не  плачьте,
               В горле  сдержите  стоны,
               Горькие  стоны.
               Памяти  павших будьте  достойны,
               Вечно  достойны.                                     (Роберт Рождественский)

 Объявляется минута молчания.      

Спасибо за внимание.                               

Звучит « Гимн Великому  городу» Глиэра.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ «СЛЕД БЛОКАДНЫЙ В ДУШАХ…», ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДОВЩИНЕ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

Литературно-историческая композиция, посвященная годовщине  "Ленинградского Дню победы" - 27 января 1944 года. Традиционно проводится для учащихся 2-4 классов школы. Участники проекта - учащиеся ...

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА «НЕПОКОРЕННЫЕ» (посвящен годовщине снятия блокады Ленинграда)

Основные цели: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, патриотических чувств ичувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил; изучение роли операции по прорыву блокад...

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, посвященная годовщине снятия блокады Ленинграда

Памяти тех, кто не сдался, кто стоял до последнего, кто защитил любимый город ценой своей жизни, посвящается......

Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине снятия блокады Ленинграда

Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине снятия блокады Ленинграда...

Презентация к классному часу, посвященному годовщине снятия блокады Ленинграда

Презентация может быть использована для проведения часа общения с учащимися 5-9 классов 27 января в день снятия блокады Ленинграда...

Конкурс чтецов стихотворений, посвященный 76-летней годовщине снятия Блокады Ленинграда

Война оставляла глубокие раны в сердцах. И те, кто пережил Великую Отечественную, имели честь поделиться впечатлениями с потомками. Важной точкой в войне стала блокада Ленинграда. Это была трагедия вс...