Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
презентация к уроку

Садовская Оксана Николаевна

Цели и задачи:

1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.

2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к родному городу.

3. Коррекция и развитие связной речи, пополнение и обогащение словарного запаса в процессе чтения стихов и прозы, исполнения песен о блокадном Ленинграде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27_yanvarya_blokada_leningrada.odt24.5 КБ
Office presentation icon 27_yanvarya_blokada_leningrada1.ppt1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия,

посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Педагог-библиотекарь :

Садовская Оксана Николаевна

г. Ачинск, 2020 г

Цели и задачи:

1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.

2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к родному городу.

3. Коррекция и развитие связной речи, пополнение и обогащение словарного запаса в процессе чтения стихов и прозы, исполнения песен о блокадном Ленинграде.

Подготовительная работа: чтение книг и стихов, просмотр видеофильмов о блокаде Ленинграда.

Никогда не забыть нам

Страшных дней Ленинграда,

Тех, что словом зловещим

Зовутся — Блокада.

Звучит торжественная музыка

На экране слайд - «27 января - день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Дети читают стихи:

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, -

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей...

Беспощадная фашистская осада

продолжалась девятьсот голодных дней.

Замерзая, люди близких хоронили,

Пили воду из растопленного льда,

из любимых книжек печь зимой топили,

И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба

По чуть-чуть... Никто ни крошки не ронял.

И бомбёжка вместо звёзд ночного неба...

И руины там, где дом вчера стоял...

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!

И когда врага отбросили назад,

Был салют! Его снаряды возвещали:

Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

1ведущий:

По книгам, фильмам и рассказам взрослых мы знаем о страшной смертоносной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве. Сегодня у всех жителей нашего родного и прекрасного города большой праздник. 76 лет назад 27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда.

 2 ведущий:

Мы не слышали взрывов, грохота,

Мы не видели эту блокаду,

Но мы знаем, как трудно было

Осаждённому Ленинграду.

На экране слайд - 1941 год. Город во вражеском кольце.

1 ведущий:

Фашистская Германия напала на нашу страну 22 июня 1941 года. Фашисты говорили, что Москва-это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.

2 ведущий:

 Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли. Уже через 2 месяца враги окружили Ленинград, а 8 сентября кольцо блокады замкнулось.

Дети читают стихи:

8 сентября, обычный день недели,

Начало осени, красивое и яркое.

Сентябрьский ветерок, и голуби летели,

И лес к себе манил людей подарками,

И тишиной, и свежестью дыхания.

Привычно занималось утро раннее...

Так было до того или потом,

 Но в этот год беда стучалась в дом.

 В том 41-ом памятном году

Железным обручем сковало красоту.

Безжалостный, губительный охват,

Жизнь ленинградцев, превративший в ад.

На экране слайд-разрыв снарядов на Невском проспекте.

2 ведущий:

Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла.

Висит над Невою морозная мгла.

И если не лает, не воет война –

Глухая, немая стоит тишина.

1 ведущий:

На Невском проспекте, главном проспекте нашего города

 разрывались снаряды и фугасные бомбы. Город обстреливали из дальнобойных орудий, бомбили все чаще и чаще.

На экране слайд - надпись на одном из домов на Невском проспекте: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!»

Чтец:

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт! »

Чтоб помнили все строчки эти!

2 ведущий:

Самым страшным испытанием для осаждённого города стал голод. От нехватки продуктов питания люди умирали в холодных квартирах, на работе и на улицах.

Чтец:

А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы. Тишина.

Не отыскать в снегу трамвайных линий,

Одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных

В кастрюлях воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных.

Скрипят полозья в городе, скрипят.

Как многих нам уже не досчитаться!

Но мы не плачем, правду говорят,

Что слёзы вымерзли у ленинградцев.

На экране видео -  песня «Саночки» в исполнении  Саши Курневской (Творцы истории). 

1 ведущий:

Осаждённому городу помогала вся страна. Осенью питание и топливо доставляли в город по небольшой полоске воды Ладожского озера. Но с наступлением зимы это стало невозможно.

На экране слайд - « Дорога жизни».

2 ведущий:

Тогда по Ладожскому льду была проложена трасса. Вдоль нее располагались ремонтные мастерские, на каждом километре стояли регулировщики. Зенитная артиллерия и истребители защищали небо над магистралью, дорожники перекрывали трещины во льду и воронки от вражеских бомб деревянными мостами. Дорога жила своей жизнью и давала жизнь стоящему за ее спиной огромному городу.  Потому и назвали её «Дорогой жизни».

Чтец:

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

1 ведущий:

 По этой дороге вывозили из города маленьких детей, раненых, самых больных, истощенных и слабых. «Дорогу жизни» постоянно обстреливали и бомбили фашисты, образовывались огромные полыньи и часто машины тонули. Огромный героизм проявляли водители автомобилей. Приходилось  устранять поломки  и разогревать  моторы тогда, когда руки застывали от мороза и ледяного ветра.

Дети читают стихи:

И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

Ну, так и есть: мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк,

Поломка эта – не угроза.

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь – опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны! Он спасёт

16 тысяч ленинградцев!

И вот в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей

Пайки получат на заре -

125 блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром»  назван

Обычный хлеб. И тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь!

На экране слайд - дневник Тани Савичевой

2 ведущий:

Вы, конечно, знаете печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала сиротой. В те дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.

Дети читают стихи:

Не спорьте, я прошу вас… – Бога ради!
Так страшно – каждый звук своей душой чеканя –
Никто нам не поведал о блокаде,
Как девочка, чьё имя - Савичева Таня…

Великий город взят в кольцо врагами -
Не разорвать стальные путы окруженья…
Зима и голод. И тайком от мамы
Она запишет в декабре: «Не стало Жени…»

День дня страшней – бомбёжки, артобстрелы,
И слёзы детские, что не бывают горше…
Родные лишь каким-то чудом целы…
Январь. Выводит Таня: «Бабушки нет больше…»

Весна ещё не отогрела город,
И дотянуть живым немыслимо до лета.
Всё злей, невыносимей жуткий голод.
Вновь в марте запись Тани: «Утром умер Лека…»

Озноб пронзает, как ни утепляйся,
Жизнь  держится в телах иссохших еле-еле…
Рукою слабой: «Умер дядя Вася… -
Запишет Таня, - Ночью, в два...» - в сыром апреле…

Кошмарней и короче стали ночи…
Март и апрель - ещё одной строкою больше,
Вновь в дневнике неровный детский почерк…
Май. Запись: «Днём сегодня умер дядя Лёша…»

Нам не дано постичь весь ужас драмы –
Где брались силы сердцем детским, чтобы биться? –
Через три дня не стало её мамы…
Скупая запись: «Мама умерла в семь тридцать»…

От записи последней стынут руки,
Читаешь строки - и сбивается дыханье,
Кровь вязнет в жилах от сердечной муки.
Из дневника… - «Все умерли. Осталась одна Таня…»

…Ей жить, да жить бы и учиться в школе,
Но слишком тяжким было горем испытанье –
Ушла из жизни от безумной боли,
Нам завещая помнить, Савичева Таня…

Танин дневник на суде над фашистами

Был документом страшным и веским,

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник — это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это всё повториться!»

1 ведущий:

Несмотря на страшные испытания, осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ.

2 ведущий:

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. Они работали на заводах и фабриках,  помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, приносили воду из Невы больным и старым людям.

1 ведущий:

 Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями

 «За оборону Ленинграда».

Чтец:

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта…

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом –

Паспорта.

Дети исполняют песню «Мальчишки у стен Ленинграда». На экране видео этой песни. 

2 ведущий:

И вот пришел этот час. 27 января 1944 года враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады.

900 дней и ночей боролся наш город, но выстоял и победил.

В этот день над Невой прогремел торжественный салют.

На экране слайд – салют в Ленинграде 27 января 1944 года.

Дети читают стихи:

Как майский гром, салют над Ленинградом:

Ракеты, рассыпаясь, ввысь летят.

Над Невским, над Невой, над Летним садом

Ликующие возгласы гремят.

Снаряд немецкий больше не взорвётся

На непреклонном невском берегу.

Не брызнет кровь, стекло не разобьётся,

До Ленинграда не достать врагу!

В сияющее небо Ленинграда

Взмывают без конца огни ракет.

То город наш за снятие блокады

Шлёт воинам восторженный привет.

На экране слайд – Пискарёвское мемориальное  кладбище. 

1 ведущий:

За мужество и героизм нашему городу было присвоено высокое звание: город — герой!

Город выстоял и победил, но эта победа досталась дорогой ценой. Очень много ленинградцев не дожили до победы. В память обо всех погибших в нашем городе поставлены памятники на братских могилах Пискаревского мемориального  кладбища.

Чтец:

Под шелестом опущенных знамён

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискарёвских плитах нет имён,

На пискарёвских плитах только даты.

Год сорок первый…

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

2 ведущий:

Над всем мемориалом возвышается величественный монумент Матери-Родины и стена-стела. В центре стены выбиты полные трагизма слова поэтессы Ольги Берггольц.

1 ведущий:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты - красноармейцы.

Всею жизнью своей они защищали тебя,

Ленинград - колыбель революции.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита,

но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт, и ничто не забыто.

2 ведущий:

Прошу всех встать и почтить память погибших Минутой молчания.

Звучит стук метронома.

1 ведущий:

Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.

Поэтому и собрались мы с вами, чтобы нести вахту памяти об этом подвиге Ленинграда и ленинградцев.

Дети читают стихи:

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли,

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

Кружился снег, а город наш бомбили,

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима.

Окружённый врагами, в военные дни

Город выстоял в битве с врагом.

Это мы никогда забывать не должны,

Мы ведь в городе этом живём!

слайд-город Санкт-Петербург - наши дни

2 ведущий:

Нашему городу, который сейчас носит имя - Санкт – Петербург, уже более 300 лет. Наши прабабушки и прадедушки сберегли для нас с вами наш чудесный город. Давайте и мы с вами будем любить его и беречь.

Чтец:

Ты красив в любое время года:

Грустной осенью, студеною зимой.

И в жару, и даже в непогоду

Я люблю тебя, мой город над Невой!

Город музеев, чудесных дворцов,

Город каналов, мостов, островов,

Город чугунных оград на Неве, -

И нет прекрасней его на земле!

1 ведущий:

Мы благодарны ветеранам за их подвиг, будем помнить об этом, потому что очень хотим сохранить мир для нас и будущих поколений.

Дети исполняют песню и танец «Не уроните шарик». В руках у них яркие воздушные шары. На экране – видео этой песни.

После исполнения последнего куплета дети дарят шары гостям праздника.

Список используемых ресурсов:

Интернет ссылки:

Торжественная музыка -   http://naitimp3.ru/mp3/1621847-izvestniy_ispolnitel-torzhestvennaya_muzika/

Открытая группа «Творцы истории»- https://vk.com/historymakers2014-песня «Саночки».

https://www.youtube.com/watch?v=yeZftntJK7 - музыкальный клип «Мальчишки у стен Ленинграда!»

https://www.youtube.com/watch?v=9wLOmaPtiQs  - музыкальный клип   «Не уроните шарик!»        

Литература:

Поэтическая хроника. 1941-1945 гг. Издание второе, дополненное. Автор-составитель Нина Яковлевна Спиридонова. Санкт-Петербург 2015

Суслов В.Н. Город над Невой: Страницы истории (Ленинград: Лениздат, 1984. - Серия «Библиотека молодого рабочего»)

Ольга Берггольц. Стихи и поэмы. Л.: Советский писатель, Лен. отд-е, 1979.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 8

Рецепт блокадного хлеба 57% — обойная мука, 20 — 30% — овсяная мука, 10% — подсолнечный жмых, 3% — соль, 2 — 3% — солод.

Слайд 10

Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но случалось и прямо на уроке Девчонка руки протянула И головой – На край стола. Сначала думали – Уснула. А оказалось, умерла... Никто не обронил ни слова Лишь хрипло, Сквозь метельный стон, Учитель выдавил, Что снова уроки – После похорон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мероприятие, посвященное 70-летию снятия блокады Ленинграда

Разработка сценарий мероприятия, посвященного 70-летию снятия блокады Ленинграда с использованием фотодокументов, видео и др. материалов...

Возможности проведения мероприятий, посвященных годовщине полного снятия блокады Ленинграда, посредством школьного радио

Передача лицейского радио, посвященная годовщине полного снятия блокады Ленинграда...

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного празднованию годовщины снятия блокады города Ленинграда «По страницам памяти…»

Цель мероприятия: способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти. Задачи:1) приобщить обучающихся к пониманию ценности человеческой жизни и значению под...

Сценарий тематического мероприятия, посвященного 75-летию снятия блокады Ленинграда

Содержательный  и доступный для дошкольников литературно - музыкальный материал раскрывет тему Великой  отечественной войны 1941-1945 года; тяжелые годы страданий и испытаний  как детей...

Сценарий тематического мероприятия, посвященного 75-летию снятия блокады Ленинграда

Содержательный  и доступный для дошкольников литературно - музыкальный материал раскрывет тему Великой  отечественной войны 1941-1945 года; тяжелые годы страданий и испытаний  как детей...

Внеклассное мероприятие ко дню снятия блокады Ленинграда

Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны...