«…И скажет кто-нибудь: она была поэт…Белла Ахмадулина"
материал по литературе (10 класс)

Леутина Елена Валентиновна

Литературная гостиная, посвященная Б.Ахмадулиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ahmadulina.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная гостиная

«…и скажет кто-нибудь: она была поэт…» Белла Ахмадулина

Чтец:  

Тьмою здесь все занавешено

И тишина, как на дне…

Ваше величество женщина,

Да неужели – ко мне?

Тусклое здесь электричество,

С крыши сочится вода.

Женщина, ваше величество,

Как вы решились сюда?

О, ваш приход – как пожарище.

Дымно, и трудно дышать…

Ну, заходите, пожалуйста,

Что ж на пороге стоять?

Кто вы такая? Откуда вы?

Ах, я смешной человек…

Просто вы дверь перепутали,

Улицу, город и век.

ВЕДУЩИЙ: Кто она, эта странная женщина из стихотворения Булата Окуджавы? Беспомощная и могущественная одновременно, не имеющая ни адреса, ни имени, ни времени? Но в то же время все века и все люди ей близки и подвластны. Хочется приоткрыть завесу, придать женщине реальные черты. Она обретает голос – голос поэта. А зовут ее Белла.

Ведущий: «Она остаётся одной из самых замечательных женщин, которых я встречал, одним из самых замечательных поэтов, которые существовали за всю историю русской поэзии. Уж не знаю, как Бог расположил места, но она будет где-то рядом с Цветаевой и Ахматовой, безусловно», - так сказал Евгений Евтушенко о Белле Ахатовне Ахмадулиной.

Ведущий: Раскрепощённость, дерзость, безотчетность порыва, свобода были атрибутами 60-х годов прошлого века, когда в поэзию  не просто вошла, а буквально ворвалась молодая и необыкновенно талантливая Белла Ахмадулина.

Ведущий : Тогда она была настоящей королевой московской богемы, на ее выступления было трудно попасть. Ее имя, всегда окутанное ореолом таинственности и утонченности, необыкновенные интонации ее голоса и особая женственность манили людей как магнит, а стихи передавались из уст в уста и переписывались от руки в блокнотики и тетрадки.

Ведущий : По словам кинорежиссера Эльдара Рязанова, эта женщина была чудом. Ей были дарованы Богом прекрасная внешность, изумительный голос, неповторимый поэтический талант. Она прожила жизнь безукоризненную, была эталоном чести, достоинства и веры в высокие идеалы.

Чтец :

Я говорю вам: научитесь ждать!
Еще не все! Всему дано продлиться!
Безмерных продолжений благодать
не зря вам обещает бред провидца:
возобновит движение рука,
затеявшая добрый жест привета,
и мысль, невнятно тлевшая века,
все ж вычислит простую суть предмета,
смех округлит улыбку слабых уст,
отчаянье взлелеет тень надежды,
и бесполезной выгоды искусств
возжаждет одичалый ум невежды...
Лишь истина окажется права,
в сердцах людей взойдет ее свеченье,
и обретут воскресшие слова
поступков драгоценное значенье.

Ведущий: Каких мужчин она вдохновляла, сколькими вдохновлялась! Первый муж Беллы Ахатовны Евгений Евтушенко после того, как любовь ушла, признался: “...когда вижу ее, мне хочется плакать”.

Ведущий : Второй муж - писатель Юрий Нагибин в своем “Дневнике” описал ее полубезумной Геллой, дав ей имя вампирши из булгаковского романа “Мастер и Маргарита”, но любимой, бесконечно любимой.

Ведущий: Иосиф Бродский  сравнивал ее поэзию с розой.

Ведущий: У неё была царственная осанка, волшебный голос. Всё это завораживало многочисленных поклонников её таланта и красоты. Её поэтический дар вызывал восхищение. Она была высочайшим мастером, писала настолько тонкие стихи, что они словно таяли, будто иней на ладошке.

Ведущий: Тот, кому хоть раз посчастливилось слышать, как Белла Ахмадулина читает стихи, не могли забыть ее особую манеру чтения. Она читала стихи  по-особому, с трепетом и придыханием.   

Читает Б. Ахмадулина (видеозапись).

ВЕДУЩИЙ:  Белла  Ахатовна Ахмадулина. Полное имя – Изабелла, но так ее никогда не называли. Белочка, Белка, Белла… Росла она в центре Москвы, на Варварке. Мать – переводчик в КГБ. Отец – крупный таможенный начальник. Девочка долго не говорила, словно ни с кем не хотела разговаривать. А потом расцвели тюльпаны, и она сказала первую внятную фразу: "Я такого не видела никогда". Крепкая, по- восточному пухлолицая девочка с длинной косой – старшеклассница 50-х годов. Прилежная посетительница литературной студии и драмкружка в Доме пионеров. Она начала писать стихи еще в школе, как старшеклассницы пишут дневники.

Ведущий:  Во время войны семья Ахмадулиных была эвакуирована в Уфу, и Белла навсегда запомнила, как бабушка в поезде под бомбежкой читала ей стихи Пушкина.

Ведущий : В школе Белла была не только юной поэтессой,  но и юной журналисткой. Первая слава пришла после стихотворения “Родина” в 1955 в “Комсомольской правде”.

Чтец:

На грядках зеленого огородика,

Где тянется хмель 

к кривому крыльцу,

Я неожиданно встретила 

Родину,

С нею столкнувшись 

лицом к лицу. 

Она стояла, обнявшись с вишнею,

В сиянии белых ее цветов, -

Такая красивая и неслышная,

С простою улыбкой, без громких слов. 

Дрогнула тонкая ветка смородины,

На щеку мне бросив росинку одну.

Тогда я впервые увидела в Родине

Всю красоту ее и глубину.

Ведущий : Известность Ахмадулина приобрела в начале 1960-х. В ней восходящую звезду русской изящной словесности. Эльдар Рязанов вспоминал: “Белла в юности безо всяких практически усилий  поднялась, взошла на Парнас, на Олимп, на Эверест,  на Эльбрус и на все остальное. И осталась там, великая, непревзойденная, недосягаемая и прекрасная.”

Ведущий : Первый сборник стихов “Струна” был издан в 1962. За сборник “Сад” она получила государственную премию СССР.

Ведущий :Ахмадулина никогда никому не навязывала своих стихов, не заботилась о том, чтобы их пристроить, не старалась любой ценой «пробиться» к читателю, не хлопотала об издании своих книг.

Ведущий : Смелость и мужество были присущи Белле Ахатовне всю жизнь Её хрупкая рука подписала десятки, а может, и сотни писем в защиту диссидентов, правозащитников, тех, кто подвергался преследованиям. Она никогда не лезла в писательское начальство, и ни в какое другое тоже.

Ведущий :Активная общественная позиция чуть не разрушила ее так удачно начавшуюся карьеру: в 1960 году Ахмадулину отчислили из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака. Но затем ей удалось восстановиться, и в том же году она окончила институт, защитив диплом на “отлично”

Ведущий : «Я была молода, училась в Литературном институте, когда шёл разгром Пастернака за «Доктора Живаго». Я отказалось подписать обличительное письмо, за что и была изгнана из института. В 20 лет осознала, что не могу делать такие вещи».

Ведущий :Многие удивлялись, как она, дочь партийных работников, могла встать в одном ряду с теми немногими, кто выступил против травли Пастернака. Сама она вспоминала позже в одном из интервью: «Я видела, что потом происходило в душах тех людей, которые приняли в ней участие. Они медленно изнутри самоуничтожались».

Ведущий : 8 лет её творчество было под запретом, её не печатали, не давали выступать. И всё-таки  Белла Ахатовна до конца дней своих оставалась верной своим принципам и жёстко вставала на защиту тех, кого любила и ценила.  «По воле ветра не могу. Я такая, какая есть»,- говорила о себе Белла Ахатовна. 

Ведущий :  Союз писателей  СССР предлагал выгнать поэта Ахмадулину не только из своего союза, но и из Советского.

Ведущий : Эта хрупкая и нежная женщина никогда шла на компромисс ради собственного профессионального успеха, всегда твердо отстаивала свои убеждения.

Ведущий: “Безукоризненно самоуверенная, дерзко нарядная особа, поражающая героя даже не чужеземностью, а инопланетной столичностью обличья и нрава”. Такая героиня требовалась на главную роль в фильме “Живет такой парень”. Никого, кроме молодой поэтессы Беллы Ахмадулиной режиссер Василий Шукшин не мог и представить.

Ведущий: После опыта съемок в кино, больше Ахмадулина на экране как актриса не появлялась. Зато сочинила несколько фильмов. Ленты “Чистые пруды”, “Стюардесса”, “Времена года” сняты по ее сценариям.

Видео из фильма

Ведущий : В юности Белла Ахмадулина вышла замуж за поэта Евгения Евтушенко. Браки поэтов, увы, редко бывают прочными. Они поженились в 1957 году и зажили, судя по всему богемной жизнью: застолья на кухне с друзьями, стихи, споры об искусстве до утра...

 

Чтец:

Нет, мне ни в чем не надо половины!

Мне - дай все небо! Землю всю положь!

Моря и реки,горные лавины

Мои - не соглашаюсь на дележ!

 

Нет, жизнь, меня ты не заластишь честью.

Все полностью! Мне это по плечу!

Я не хочу ни половины счастья,

Ни половины горя не хочу!

 

Хочу лишь половину той подушки,

Где, бережно прижатое к щеке,

Беспомощной звездой, звездой падучей

Кольцо мерцает на твоей руке.

Ведущий: Вторым мужем Беллы Ахмадулиной был писатель Юрий Нагибин. Мастер слова, успешный кинодраматург, он оставил немало строк об Ахмадулиной в своём невероятном “Дневнике”. 

Ведущий : «Я так гордился, так восхищался ею, когда в битком набитом номере она читала свои стихи нежно-напряжённым, ломким голосом и любимое лицо её горело, — я не отважился сесть, так и простоял у стены, чуть не падая от странной слабости в ногах, и мне счастливо было, что я ничто для всех собравшихся, что я — для неё одной».

Чтец:

Прощай! Но сколько книг, дерев

нам вверили свою сохранность,

чтоб нашего прощанья гнев

поверг их в смерть и бездыханность.

Прощай! Мы, стало быть, — из них,

кто губит души книг и леса.

Претерпим гибель нас двоих

без жалости и интереса.

Ведущий : В середине 1970-х годов Белла Ахмадулина вышла замуж за известного театрального художника Бориса Мессерера. Супружеская пара была неразлучна вплоть до кончины Беллы Ахатовны.

Ведущий : Вот так вспоминал Борис Мессерер о первой встрече с Беллой Ахмадулиной: “Старый Дом кино на Поварской. Вестибюль первого этажа.  На полу талый снег. Толпится много людей. Дверь постоянно открывается, пропуская входящих.

Прекрасная незнакомка как бы впархивает в пространство зала. Она в соскальзывающей с нее шубке, без шляпы, со снежинками на взъерошенных волосах. Проходя мимо, она мельком окидывает нас взглядом и так же мельком шлет нам рукой едва уловимый привет.

— Кто это? — спрашиваю Леву.
— Это Белла Ахмадулина!
Первое впечатление. Сильное. Запоминающееся. Именно таким и останется в памяти”.

Ведущий : А потом они встретятся опять, Вот как об этом напишет Мессерер: «Весна 1974 года. Я гуляю с собакой Рикки. Во дворе появляется Белла Ахмадулина с коричневым пуделем. Белла в домашнем виде. В туфлях на низких каблуках. Темный свитер. Прическа случайная. От вида ее крошечной стройной фигурки начинает щемить сердце. Мы разговариваем. Ни о чем. Белла слушает рассеянно. Говорим о собаках. И вдруг я со всей ниоткуда возникшей ясностью понимаю, что если бы эта женщина захотела, то я, ни минуты не раздумывая, ушел бы с нею навсегда. Куда угодно»

Ведущий : Потом Белла напишет:

В чем смысл промедленья судьбы между нами? 
Зачем так причудлив и долог зигзаг?
Пока мы встречались и тайны не знали,
Кто пекся о нас, улыбался и знал? 
Неотвратимо, как двое на ринге,
Встречались мы в этом постылом дворе. 
Благодарю несравненного Рикки
За соучастие в нашей судьбе...

Ведущий : “В первые дни нашего совпадения с Беллой мы отрезали себя от окружающего мира, как сказано Высоцким, легли на дно, как подводная лодка, и позывных не подавали... Мы ни с кем не общались, никому не звонили, никто не знал, где мы находимся”.

Ведущий : Большие поэты не от мира сего. Возьмите любую книгу стихов Ахмадулиной и вы на титульном листе обязательно найдёте, что составитель Борис Мессерер. Белла имела удивительную способность писать стихи на салфетках, бумажках и т.д., раскидывать, терять, дарить и забывать их. Мессерер всё это находил, хранил и сумел издать посмертно 4 тома неопубликованных стихов Беллы.

Ведущий : Белла Ахмадулина называла его своим ангелом-хранителем и говорила  «Я счастлива в браке, любовь мужа охраняет меня всю жизнь». Борис Мессерер, народный художник России, рисовал, любил и боготворил ее. Они прожили вместе счастливых 36 лет. Воспитали двух прекрасных дочерей – Лизу и Аню. Последние годы жизни, когда у поэтессы начались проблемы со зрением, Борис Асафович стал ее глазами. Они ходили, крепко взявшись за руки — высокий, статный красавец Мессерер и хрупкая, изящная Ахмадулина. Казалось, время не властно над этой парой.  Она умерла на своей даче в Переделкино, не выпуская руки любимого мужа… 

Ведущий :

О чем писать? Я самозванка,
я - Ваша выдумка, я вздор.
Так длилась наша перебранка,
любви извечный разговор...

И раздается смех небесный,
и знаю: день житья-бытья
что значит по сравненью с бездной,
где неразлучны Вы и я?

Видео

Ведущий : В своей поэзии Белла Ахмадулина затрагивает самые разные темы. Она не отгораживается от забот и тревог окружающего мира, пишет о горе Матери, потерявшей дочь , о заботах щедрого душой садовника,, о волнении невесты перед замужеством, с негодованием пишет о «подонках», отравляющим жизнь и радость людям.

Чтец:

О, слово точное - подонки!

Меж них такая кутерьма.

Темны их лица

и подобны одно другому.

Я сама толкаюсь

в их движенье тесном,

не в силах скрыться в стороне,

как бы измазанные тестом,

их руки липнут и ко мне.

Всё, что удобно и съедобно

так безудержно их влечет.

Они ко мне добры сегодня

и обещают мне почет.

Но будут глухи их удары,

когда придет моя пора,

И, как надменные удавы,

они посмотрят на меня........

Есть утешение скупое

- в их жизни, алчной и лихой,

они наказаны собою,

своей бездарностью глухой.

Им предстоит удел обратный.

Он их настигнет всё равно.

Но сколько предано объятий

и душ нестойких растлено!

Ведущий : Целый ряд стихотворений Ахмадулиной посвящен описанию пейзажа, временам года, времени суток: «Плохая весна», «Декабрь», «Август», «Апрель», «Метель», «Ночь»… Эти описания не абстрактны, не оторваны от внутренней жизни лирического героя, а дополняют, обогащают её. В них проявилась тонкая наблюдательность, философское осмысление жизни.

Чтец:

Вот девочки - им хочется любви.
Вот мальчики - им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
объединяют всех людей с людьми.

О новый месяц, новый государь,
так ищешь ты к себе расположенья,
так ты бываешь щедр на одолженья,
к амнистиям склоняя календарь.

Да, выручишь ты реки из оков,
приблизишь ты любое отдаленье,
безумному даруешь просветленье
и исцелишь недуги стариков.

Лишь мне твоей пощады не дано.
Нет алчности просить тебя об этом.
Ты спрашиваешь - медлю я с ответом
и свет гашу, и в комнате темно. 

Ведущий : В своих стихах Белла Ахмадулина широко раздвигает горизонты понятия «Любовь», вмещающего в ее системе нравственных координат и добро, и женскую участливость, и бескорыстие, и вольную отвагу, и дерзость ума, и дар понимания, и чувство прекрасной сообразности.

Чтец:

В том декабре и в том пространстве
Душа моя отвергла зло,
и все казались мне прекрасны,
и быть иначе не могло.
Любовь к любимому есть нежность
ко всем вблизи и вдалеке.
Пульсировала бесконечность
в груди, в запястье и в виске…

Я знаю истину простую:

любить - вот верный путь к тому,

чтоб человечество вплотную

приблизить к сердцу и уму.

Ведущий : Казалось бы неразделенная любовь- традиционная тема женской поэзии. Но, если другие поэтессы, обращаясь к ней , сознательно или подсознательно рассчитывают на читательское сострадание, то лирическая героиня Беллы Ахмадулиной остаётся в своём страдании, одинокой, но твёрдой и благородной. У неё хватает сил не осуждать возлюбленного, она даже предлагает ему свою помощь.

Чтец:

О, мой застенчивый герой,

ты ловко избежал позора.

Как долго я играла роль,

не опираясь на партнера!

К проклятой помощи твоей

я не прибегнула ни разу.

Среди кулис, среди теней

ты спасся, незаметный глазу.

Но в этом сраме и бреду

я шла пред публикой жестокой -

все на беду, все на виду,

все в этой роли одинокой.

О, как ты гоготал, партер!

Ты не прощал мне очевидность

бесстыжую моих потерь,

моей улыбки безобидность.

И жадно шли твои стада

напиться из моей печали.

Одна, одна — среди стыда

стою с упавшими плечами.

Но опрометчивой толпе

герой действительный не виден.

Герой, как боязно тебе!

Не бойся, я тебя не выдам.

Вся наша роль — моя лишь роль.

Я проиграла в ней жестоко.

Вся наша боль — моя лишь боль.

Но сколько боли. Сколько. Сколько.

Ведущий: Подлинное горе, как правило, настолько велико, что само отрезает все пути к утешению. И задача у лирической героини одна – испытывая боль, сохранять человеческое достоинство.

Чтец:

Не уделяй мне много времени,

вопросов мне не задавай.

Глазами добрыми и верными

руки моей не задевай.

Не проходи весной по лужицам,

по следу следа моего.

Я знаю — снова не получится

из этой встречи ничего.

Ты думаешь, что я из гордости

хожу, с тобою не дружу?

Я не из гордости — из горести

так прямо голову держу.

Ведущий : Особое место в поэзии Беллы Ахмадулиной занимает тема дружбы.  Друзей она готова простить, спасти, защитить. “Дружество” — основополагающая ценность ее мира.

Ведущий : “Я никогда не боялась за себя, — говорила Ахмадулина, но мне знаком страх за товарищей”. Она подписывала письма в защиту Синявского, Даниэля. Не боялась говорить о Бродском, когда того уже выдворили из страны. Из ее квартиры уезжали в эмиграцию Василий Аксенов и Владимир Войнович. Ей посвящали стихи Высоцкий и Окуджава. Она написала письмо в газету Нью-Йорк Таймс в защиту Андрея Сахарова, когда промолчали все остальные. Вместе с мужем Борисом Мессерером они навестили Набокова в марте 1977-го.

Видео  “По улице моей который год”

Ведущий : По большому счету, Белла Ахмадулина не смогла бы ни состояться, ни выжить без своих друзей-поэтов. Вознесенский назвал ее «божественным корешем». В своих стихах Ахмадулина предстает перед читателем в образе обыкновенной земной женщины, которая может и пишущую машинку взять напрокат, и таблетку аспирина проглотить, и калоши напялить, и поговорить с ней можно на обычном человеческом языке о самых обычных житейских вещах. Но при этом она не утрачивает женственности, стихи ее изящны, легки, изысканны. Статус «товарища» означает для неё возможность и нравственную обязанность протянуть руку помощи другу в трудный для него час: стремление защитить друга, обогреть своей нежностью родственную душу становится нормой существования.

Ведущий :

Когда моих товарищей корят,

Я понимаю слов закономерность.

Но нежности моей закаменелость

Мешает слушать мне, как их корят.

Да будем мы к своим друзьям пристрастны!

Да будем думать, что они прекрасны!

Терять их страшно, бог не приведи!

Ведущий :У каждого поэта  есть стихи о творчестве. Для одних оно священнодействие, для других – восторг, для третьих – мука. Для Беллы Ахмадулиной творчество – это незаслуженная, на её взгляд, допущенность к тайне. И, углубившись в эту тайну, можно потеряться самому, исчезнуть. Божий дар становится Божьей карой, но и кару эту, поскольку ниспослана она свыше, поэт принимает с ликованием.

Чтец:

Смущаюсь и робею пред листом

бумаги чистой. Так стоит паломник

у входа в храм. Пред девичьим лицом

так опытный потупится поклонник.

Как будто школьник, новую тетрадь

я озираю алчно и любовно,

чтобы потом пером ее терзать,

марая ради замысла любого.

Чистописанья сладостный урок

недолог. Перевернута страница.

Бумаге белой нанесен урон,

бесчинствует мой почерк и срамится.

Так в глубь тетради, словно в глубь лесов,

я безрассудно и навечно кану,

одна среди сияющих листов

Ведущий : В своих стихах Ахматова  хвалит и боготворит атмосферу 19 века, где с восторгом рассказывает о рыцарстве, благородстве, аристократизме, которые за все это время человечество успело потерять и потеряться.

Ведущий : Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация “старинного” слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой.

Чтец:

Всего-то - чтоб была свеча,

Свеча простая, восковая,

И старомодность вековая

Так станет в памяти свежа.

И поспешит твое перо

К той грамоте витиеватой,

Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях

Все чаще, способом старинным,

И сталактитом стеаринным

Займешься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,

И ночь прошла, и гаснут свечи,

И нежный вкус родимой речи

Так чисто губы холодит.

Ведущий : Желание обрести духовную родословную обнаруживается в стихах, обращенных к Пушкину, Лермонтову, Ахматовой, Цветаевой. Марине Цветаевой она посвятила несколько стихотворений.

Чтец:

Четверть века, Марина, тому,
как Елабуга ластится раем
к отдохнувшему лбу твоему,
но и рай ему мал и неравен.

Неужели к всеведенью мук,
что тебе удалось как удача,
я добавлю бесформенный звук
дважды мною пропетого плача?

Две бессмыслицы - мертв и мертва,
две пустынности, два ударенья -
царскосельских садов дерева,
переделкинских рощиц деревья.

И усильем двух этих кончин
так исчерпана будущность слова.
Не осталось ни уст, ни причин,
чтобы нам затмевать его снова.

Впрочем, в этой утрате суда
есть свобода и есть безмятежность:
перед кем пламенеть от стыда,
оскорбляя страниц белоснежность?

Как любила! Возможно ли злей?
Без прощения, без обещанья
имена их любовью твоей
были сосланы вдаль обожанья.

Среди всех твоих бед и плетей
только два тебе есть утешенья:
что не знала двух этих смертей
и воспела два этих рожденья.

Ведущий : 29 ноября 2010 года Беллы Ахмадулиной не стало. В этот день поэт Андрей Дементьев скажет: “Мне тяжело говорить о том, что она была, потому что трудно представить. Удивительное мистическое совпадение: я вчера открыл книжный шкаф, у меня много в кабинете дома книг, просто открыл шкаф, стал на выбор смотреть книги, подаренные мне, и вдруг нашел книгу Беллы с ее трогательной надписью, и я вспомнил, когда это было написано - это было написано давно. И я вспомнил, вдруг на другой день после того, как я посидел с этой книгой, почитал стихи, взгрустнул, и вдруг на другой день мне звонят и говорят - умерла Белла Ахмадулина.Это невероятно было услышать. Это невероятно было услышать после того, как я сидел с ее стихами, когда я вспоминал ее лицо, ее улыбку, ее глаза. Она была очень ранимым человеком, очень нежным, очень тонким. Такие люди не рождаются часто, не просто потому, что она была невероятно талантлива, а просто потому, что она была так организована, духовно организована”.

Чтец:

Не плачьте обо мне - я проживу 
счастливой нищей, доброй каторжанкой, 
озябшею на севере южанкой, 
чахоточной да злой петербуржанкой 
на малярийном юге проживу. 
Не плачьте обо мне - я проживу 
той хромоножкой, вышедшей на паперть, 
тем пьяницей, поникнувшим на скатерть, 
и этим, что малюет Божью Матерь, 
убогим богомазом проживу. 
Не плачьте обо мне - я проживу 
той грамоте наученной девчонкой, 
которая в грядущести нечёткой 
мои стихи, моей рыжея чёлкой, 
как дура будет знать. Я проживу. 
Не плачьте обо мне - я проживу 
сестры помилосердней милосердной, 
в военной бесшабашности предсмертной, 
да под звездой моею и пресветлой 
уж как-нибудь, а всё ж я проживу. 

Чтец:

Ну вот и ты... Ты за друзьями вслед
Печально улыбнувшись, вдруг шагнула
В ноябрьский, осенний мокрый снег,
В безмолвие и строгость караула.

В том карауле все твои друзья,
Они при деле, и при строгой стати 
Стоят они, расправив для тебя
Забытое голубенькое платье.

Они не спят, не пьют и не поют,
Их тени здесь давно расположились,
И те, кто предал, так же предают,
И искренние тоже здесь прижились

А позади осталось меньшинство,
С характером крутым тоска и холод,
Логичный ход часов и естество,
Твое окно, и голос твой и город.

Осталась мудрость, слезы и печаль,
На книжных полках страсти силуэты
Так ветер нежность с горечью венчал
Так уходили в караул поэты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Если я когда-нибудь стану папой или мамой, то..."

Классный час для 8-9 кл. проводится на башкирском языке....

Моих друзей медлительный уход. Памяти Б. Ахмадулиной.

•Это материал для уроков внеклассного чтения или к теме «Поэзия 21 века. 11 класс». Учитель может дополнять, изменять ресурс. Презентация посвящена памяти Б. Ахмадулиной и содержит биографически...

Литературный вечер, посвящённый творчеству Беллы Ахмадулиной

Сценарий литературного вечера для старшеклассников, посвящённого творчеству известной российской поэтессы Беллы Ахмадулиной....

"Послушаем, что скажет лира..." Сборник дидактических материалов, посвященных жизни и творчеству сибирской поэтессы Л.Никоновой (Русский язык. 8-9 класс)

«Послушаем, что скажет лира…» - очередной сборник из серии «Людей Великих Имена». В него включены биографические сведения из жизни Любови Никонов...

Давайте вспомним что-нибудь о ком-нибудь хорошее, веселое, прикольное из наших школьных лет! Евдокимов О.В.

Отрывки драгоценных разговоров. Воспоминания о Школе Народного Искусства, ее учащихся, работниках и учителях. Воспоминания носят субъективный характер и выполнены в художественно-очерковом жанре.Памят...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме « Твоя прическа скажет все за тебя »

rdquo;Твоя прическа все скажет за тебя”- внеклассное мероприятие, для учащихся 6-10 классов.     Целью данного мероприятия  является содействие к сплочению коллектива ш...