Межрегиональная конференция педагогов, посвященная Закрытию Года Л.Н.Толстого в РТ.Исследовательская работа по теме "Суть женского счастья"
статья по литературе (10, 11 класс)

Исследовательская работа на тему "Суть женского счастья". Я посвятила стихи прекрасным героиням романа "Война и мир", "Анна Каренина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issl.rabota_sut_zhenskogo_schastya.docx49.56 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

1.Введение, цель и задачи.

“Ему было близко все человечество. Но любил он, непобедимой любовью, свою Россию»

                                                                         В.Я.Брюсов

2.Основная часть.

Женские образы в произведениях писателя:

  1. Наташа Ростова
  2. Марья Болконская
  3. Анна Каренина

3.Выводы

«Суть женского счастья. В чем? – спросите ВЫ…»

4.Печатные и электронные источники информации.

5. Приложения (презентация)

Введение

“Ему было близко все человечество. Но любил он, непобедимой любовью, свою Россию» писал Валерий Брюсов – русский поэт, прозаик, литературный критик и историк. И он был прав. Но больше всего его волновала жизнь русского человека. «Много лет звучал суровый и правдивый голос, обличавший всех и все; он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вся остальная наша литература» (М Горький)

В служении людям видел писатель смысл своей жизни, а жизнь его была наполнена писательским трудом. Каждый день, каждый час он трудился, не зная лени, был беспощадно строг и требователен к себе.

Удивительная личность.

Восхищаться не устану,

И любить не перестану я его.

Столько сути в каждом слове,

Мудрости не счесть.

Мы тобой гордиться будем

И тебя беречь…

Литературное наследие Толстого — это 90 томов Юбилейного издания сочинений. Литература была для него делом, в которую он вкладывал всю свою душу. В книгах гениальный Толстой выражал свои мысли и чувства русского народа, показывал всю силу и величие народного духа, народного патриотизма и народной любви к родине.

Произведениями Льва Николаевича зачитывались целые поколения, а жаркие дискуссии по поводу отдельных эпизодов его творчества не умолкают до сих пор. Проблемы, поднимаемые Толстым в его романах и рассказах, были актуальны в XIX веке, и остаются таковыми до сих пор. Это проблемы нравственности, неравенства в сословных отношениях, мучительные поиски смысла жизни.

 Женская тема занимает одно из важных мест в произведениях великого писателя. У женщины особое предназначение, данное самой природой: она прежде всего мать, жена. Для Толстого это бесспорно. Мир семьи – это основа человеческого общества, и хозяйка в нем – женщина…Толстой пытался понять загадочную неповторимость души прекрасной половины человечества, и каждый раз открывал для себя что-то новое. «Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то виноват и обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения»  (Л.Н.Толстой).

Актуальность проблемы: в связи с юбилеем писателя возникла необходимость расширить знания о творчестве Л.Н.Толстого

Цель: изучить творчество Л.Н.Толстого

Задачи:

- собрать и изучить материалы, связанные с творчеством Л.Н.Толстого;

- рассмотреть образы героинь, ответить на вопрос  «Счастливы ли они, что приносит им счастье?»

- определить систему нравственных ценностей и личностных качеств женщин 19 века

Объект исследования: образ женщины в произведениях писателя

Гипотеза: актуальны ли образы женщин в произведениях Л.Н.Толстого для современного общества?

Сущность практического опыта: повышение интереса к творчеству писателя, мотивация на исследовательский аспект изучения литературы

Практическая ценность:

Применение опыта на уроках литературы, на внеклассных мероприятия

Основная часть

         Женщины занимали не последнее место как в жизни писателя, так и на страницах его произведений. Героини Толстого обладают самыми разнообразными характерами, со всевозможными оттенками. Это и дети, наивные и очаровательные, не знающие жизнь, но, несомненно, украшающие её. Это и практичные женщины, знающие цену материальным благам и умеющие достигнуть их. Это и готовые игрушки для первого встречного, кто скажет им слово любви, кроткие, нежные создания. Это кокетки, играющие чужой любовью, и страдалицы, безропотно угасающие под гнетом, и сильные натуры. Каждый раз, создавая образ женщины, Толстой пытался понять загадочную неповторимость души прекрасной половины человечества, и каждый раз открывал для себя что-то новое. Его героини всегда колоритны и как нельзя более естественны. Они живут на страницах написанных книг.

Толстой создал огромное количество женских образов, но наиболее значимыми из них и любимы для меня - это образы Наташи Ростовой , Марьи Болконской и Анны Карениной.. Так же интересны светские дамы романа «Война и мир».Это и Элен Курагина, и княгиня Друбецкая, и Анна Павловна Шерер. Судьбы всех этих женщин, их характеры и их поступки меня очень трогают. Я хотела бы остановиться на своих любимых героинях.

Счастлив тот, кто у себя дома…Писал Л.Н.Толстой.

Образ  Наташи Ростовой: Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа "Война и мир" и, пожалуй, самый любимый у автора. Этот образ зародился у писателя, когда возник первоначальный замысел повести о вернувшемся в Россию декабристе и его жене, переносившей с ним все тяготы изгнания. Прототипом Наташи считается свояченица писателя Татьяна Андреевна Берс, в замужестве Кузминская, обладавшая музыкальностью и красивым голосом. Второй прототип — жена писателя, который признавался, что «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа».По данной героине характеристике, она «не удостаивает быть умной». В этом замечании проявляется основная отличительная черта образа Наташи — ее эмоциональность и интуитивная чуткость; недаром она необыкновенно музыкальна, обладает редким по красоте голосом, отзывчива и непосредственна. В то же время в ее характере есть внутренняя сила и несгибаемый нравственный стержень, что роднит ее с лучшими и популярнейшими героинями русской классической литературы.Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах страниц романа. Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение.

           Наталья Ильинична — дочь известных в Москве хлебосолов, добряков, разоряющихся богачей графов Ростовых, семейные черты которых получают от Денисова определение «ростовская порода». Наташа предстает в романе, пожалуй, наиболее ярким представителем этой породы, благодаря не только своей эмоциональности, но и многим другим качествам, важным для понимания философии романа. Ростова как бы бессознательно воплощает в себе то истинное понимание жизни, причастность к общенародному духовному началу, достижение которого дается главным героям — Пьеру Безухову и Андрею Болконскому — только в результате сложнейших нравственных исканий.

Наташа появляется на страницах романа тринадцатилетней. Полуребенок-полудевушка. Толстому важно в ней все: и то, что она некрасива, и то, как она смеется, что говорит, и то, что она черноглаза и волосы ее сбились назад черными кудрями. Это гадкий утенок, готовый превратиться в лебедя. По мере развития сюжета Ростова превращается в привлекательную своей живостью и обаянием девушку, чутко реагирующую на все происходящее. Чаще всего именно Наташе принадлежат в романе самые точные характеристики других героев. Она способна на самопожертвование и самозабвение, высокие душевные порывы (обжигает раскаленной линейкой руку, чтобы доказать свою любовь и дружбу Соне; фактически решает судьбу раненых, отдавая подводы, чтобы вывезти их из горящей Москвы; спасает от умопомешательства мать после смерти Пети; самозабвенно ухаживает за умирающим князем Андреем).Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселости в московском доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Пейзажи и святочные игры, гадания. Она даже внешне, и, думается, совершенно не случайно похожа на Татьяну Ларину. Та же открытость любви и счастью, та же биологическая, бессознательная связь с русскими национальными традициями и началами. А как Наташа отплясывает после охоты! "Чистое дело, марш", - удивляется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор: "Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух... Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка".

В то же время Наташа может быть очень эгоистичной, что диктуется не разумом, а скорее инстинктивным стремлением к счастью и полноте жизни. Став невестой Андрея Болконского, она не выдерживает годичного испытания и увлекается Анатолем Курагиным, готовая в своем увлечении на самые безрассудные поступки. После случайной встречи в Мытищах с раненым князем Андреем, осознавая свою вину и получив возможность искупить ее, Ростова вновь возрождается к жизни; а после смерти Болконского (уже в эпилоге романа) становится женой Пьера Безухова, близкого ей по духу и по-настоящему любимого ею. В эпилоге Н.Р. представлена Толстым как жена и мать, целиком погруженная в свои семейные заботы и обязанности, разделяющая интересы мужа и понимающая его.

В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно. При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется некоему "роевому" инстинкту жизни. После гибели Пети Ростова она - главная в семье. Наташа долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень трудная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, - высокую, чистую, красивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом. Наташа находится с князем Андреем до самого конца. Вокруг нее концентрируются авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной этической силой. Теряя близких, имущество, испытывая в равной мере все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, - она не испытывает духовного надлома. Когда князь Андрей пробуждается "от жизни", Наташа пробуждается для жизни. Толстой пишет о чувстве "благоговейного умиления", которое охватило ее душу. Оно, оставшись навсегда, стало смысловой составляющей дальнейшего существования Наташи. В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть истинное женское счастье. "Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила". Уже ничего не напоминает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее "сильной, красивой и плодовитой самкой". Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. Да и мыслит она по-особенному, не умом, "а всем существом своим, т. е. плотью". Об ее интеллектуальных способностях прекрасно говорит Пьер, сказав, что она "не удостаивает быть умной", потому что она гораздо выше и сложней понятий ума и глупости. Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы. Не удивительно, что подобное состояние жизни не кажется примитивным или наивным ни героям, ни автору. Семья - обоюдное и добровольное рабство. "Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа". Она не только любит и любима. И в этом для нее скрыто истинное положительное содержание  жизни.

Молода. Наивна. Хороша собой.

Ты -  светла. Ты – дивна. Так прекрасна ты душой…

Счастьем окружила всю свою семью.

Все им подарила: нежность, доброту,

И заботу, ласку детям отдала…

Нежная, родная, милая моя…

Образ Марьи Болконской:

Есть истина правдивая навек:

Красивым быть – не значит им родиться,

Когда красив душою человек –

Какая внешность может с ним сравниться… (О.Хайям)

      Считается, что прототипом княжны Марьи была мать Толстого. Писатель не помнил матери, даже портреты ее не сохранились, и он создал в своем воображении ее духовный облик.

Княжна Марья безвыездно живет в имении Лысые Горы со своим отцом, сиятельным екатерининским вельможей, сосланным при Павле и с тех пор никуда не выезжающим. Ее батюшка, Николай Андреевич, — человек не из приятных: часто брюзглив и груб, ругает княжну дурой, тетрадки швыряет и в довершение всего педант. Но он по-своему любит свою дочь и желает ей добра. Старый князь Болконский стремится дать дочери серьезное образование, сам давая ей уроки.

А вот портрет княжны: “Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо”. Толстой не сообщает нам деталей внешности княжны Марьи. Интересный момент - княжна Марья «всегда хорошела, когда плакала».Мы знаем о ней, что светским щеголям она казалась “дурною”. Себе она тоже казалась некрасивой, когда смотрела на себя в зеркало. Анатоля Курагина, сразу отметившего достоинства глаз, плеч и волос Наташи Ростовой, княжна Марья ничем таким не привлекала. Она не выезжает на балы, потому что живет одиноко в деревне, обществом пустой и глупой компаньонки-француженки тяготится, смертельно боится строгого отца, но ни на кого не обижается.

Как ни странно, главные идеи о войне и мире высказывает в книге Толстого женщина - княжна Марья. Она пишет в письме Жюли, что война — это знак того, что люди забыли Бога. Это в начале произведения, еще до 1812 года и всех его ужасов. По сути, к этой же мысли придет после многих жестоких сражений, после того, как он видел смерть лицом к лицу, после плена, после тяжелых ранений ее брат, Андрей Болконский, — профессиональный военный, посмеивавшийся над своей сестрой и называвший ее «плаксой».

Княжна Марья предсказывает князю Андрею, что он поймет, что есть “счастье прощать”. И он, повидавший Восток и Запад, переживший счастье и горе, составлявший законы для России и диспозиции сражений, философствовавший с Кутузовым, Сперанским и другими лучшими умами, перечитавший массу книг и знакомый со всеми великими идеями века, — он поймет, что права была его младшая сестра, которая проводила жизнь в захолустье, ни с кем не общалась, трепетала перед отцом и разучивала сложные гаммы да плакала над задачами по геометрии. Он действительно прощает смертельного врага — Анатоля. Обратила ли княжна брата в свою веру? Сказать трудно. Он неизмеримо выше ее по своей проницательности, умению понимать людей и события. Князь Андрей предсказывает участь Наполеона, Сперанского, исход сражений и мирных договоров, что не раз вызывало изумление критиков, упрекавших Толстого в анахронизме, в отступлениях от верности эпохе, в “осовременивании” Болконского и т. д. Но это особая тема. А вот участь самого князя Андрея предсказала его сестра. Она знала, что он не погиб под Аустерлицем, и молилась за него, как за живого (чем и спасла, наверное). Она поняла и то, что на счету каждая минута, когда, не имея о брате никаких сведений, пустилась в трудный путь из Воронежа в Ярославль по лесам, в которых встречались уже отряды французов. Она знала, что он идет на смерть, и предсказала ему, что он простит перед смертью своего злейшего врага. И автор, заметьте, всегда на ее стороне. Даже в сцене богучаровского бунта права она, никогда не управлявшая имением робкая княжна, а не мужики, предполагающие,что им лучше будет под властью Наполеона.

Можно сказать, что сама княжна чуть было не ошиблась роковым образом в Анатоле. Но ошибка эта иного рода, чем ошибка Наташи. Наташей движет тщеславие, чувственность — что угодно. Княжной Марьей движут Долг и Вера. Поэтому она не может ошибиться. Она принимает судьбу как испытание, которое посылает ей Бог. Что бы ни случилось, она будет нести свой крест, а не рыдать и не пытаться отравиться, как Наташа Ростова. Наташа хочет быть счастливой. Княжна Марья хочет быть покорной Богу. Она думает не о себе и никогда не плачет от “боли или от обиды”, а только от “грусти или жалости”. Ведь ангелу нельзя причинить боль, нельзя и обмануть или обидеть его. Можно только принять его предсказание, весть, которую он несет, и молиться ему о спасении.

Марья Болконская, безусловно, умна, однако она не выставляет свою «ученость» напоказ, поэтому с ней интересно и легко общаться. К сожалению, не все могут понять это и оценить. Анатоль Курагин, как типичный представитель светского общества, не может, а, скорее всего, просто не хочет разглядеть эту поистине редкой красоты душу. Он видит только невзрачную внешность, не замечая всего остального.

Несмотря на разные характеры, взгляды, стремления и мечты, Наташа Ростова и Марья Болконская крепко дружат в конце романа. Хотя первое впечатление друг о друге у обеих было неприятным. Наташа видит в сестре князя Болконского препятствие для ее брака, тонко чувствуя негативное отношение семьи Болконских к своей персоне. Марья же, со своей стороны, видит типичную представительницу светского общества, молодую, красивую, имеющую колоссальный успех у мужчин. Мне кажется, Марья даже немного завидует Наташе.

Но сближает девушек страшное горе - смерть Андрея Болконского. Он много значил для сестры и бывшей невесты, и чувства, которые девушки испытывали во время предсмертной агонии князя, были понятны и схожи для обеих.

Семья Марьи Болконской и Николая Ростова – это счастливый союз. Марья создает в семье атмосферу духовности, облагораживающе действует на Николая, который ощущает возвышенность и высокую нравственность того мира, в котором живет его жена. Эта тихая и кроткая девушка, настоящий ангел, однозначно заслуживает всего того счастья, которым наградил ее Толстой в конце романа.

Я горжусь тобой. О, Марья!

Силой, добротой.

Удивительно красивой,

Чистою душой…

Ты прекрасна, как Богиня.

Ты мудра не по годам.

Ты мила, ты справедлива,

                                          Всем пример ты нам…             (Л.Кузнецова)

Образ Элен Курагиной:

Ты красива. Но беспечна.

Холодна,  как лед.

Ты расчетлива. И грешна.

Ты сладка, как горький мед.

        В Элен влюблялись, но никто ее не любил. Она - как красивая статуя из белого мрамора, на которую смотрят, восхищаются, но никто не считает ее живой, никто не готов полюбить ее, потому что то, из чего она сделана, — камень, холодный и твердый, там нет души, а значит, нет отклика и тепла.

Ни деньги, ни богатство, ни светское общество не принесло Элен счастья.

Любимый образ Анны Карениной:

        Анна Каренина – главная героиня одноименного романа, над которым Лев Николаевич Толстой работал с 1873 по 1877 годы. После окончания написания романа «Война и мир», события в котором происходят с 1805-1820гг., автор обращает свой взор на окружающую его современность и отношения между людьми конца XIX века. Сам Толстой писал: «Я невольно, нечаянно, сам не зная, зачем и что будет, задумал лица и события, стал продолжать, потом, разумеется, изменил, и вдруг так завязалось красиво и круто, что вышел роман очень живой, горячий и законченный, которым я очень доволен…». Первый портретный набросок Анны, сделанный Толстым на бумаге, весьма далек от того, который встает перед нами в романе; вот он: «…она некрасивая, с низким лбом, коротким, почти вздернутым носом и слишком толстая. Толстая так, что еще немного, и она стала бы уродлива. Если бы только не огромные черные ресницы, украшавшие ее серые глаза, черные огромные волоса, красившие лоб, и не стройность стана и грациозность движений, как у брата, и крошечные ручки и ножки, она была бы дурна».В первой части романа героиня предстает перед читателями примерной матерью и женой, уважаемой светской дамой и даже примирительницей неурядиц в семье Облонских. Жизнь Анны Аркадьевны более всего наполняла любовь к сыну, хотя свою роль любящей матери она несколько преувеличенно подчеркивала. Лишь Долли Облонская чутко улавливала во всем складе семейной жизни Карениных что-то фальшивое, хотя отношение Анны Карениной к мужу строилось на безусловном уважении. После встречи с Вронским, еще не дав воли зарождающемуся чувству, Каренина осознает в себе не только пробудившуюся жажду жизни и любви, желания нравиться, но и некую неподвластную ей силу, которая независимо от ее воли управляет поступками, толкая к сближению с Вронским и создавая ощущение защищенности «непроницаемой броней лжи». Кити Щербацкая, увлеченная Вронским, во время рокового для нее бала видит «дьявольский блеск» в глазах Анны и ощущает в ней «что-то чуждое, бесовское и прелестное». Следует отметить, что, в отличие от Каренина, Долли, Кити, А.Каренина совсем не религиозна. Правдивая, искренняя, ненавидящая всякую фальшь и ложь, имеющая в свете репутацию справедливой и морально безукоризненной женщины, она сама запутывается в лживых и фальшивых отношениях с мужем и светом. Под влиянием встречи с Вронским резко изменяются отношения Анны со всеми окружающими: она не может терпеть фальши светских отношений, фальши взаимоотношений в своей семье, но существующий помимо ее воли дух обмана и лжи увлекает ее все дальше к падению. Сблизившись с Вронским, Каренина осознает себя преступницей. После неоднократно проявленного мужем по отношению к ней великодушия, особенно после полученного во время послеродовой болезни прощения, главная героиня все больше и больше начинает ненавидеть его, болезненно ощущая свою вину и сознавая нравственное превосходство мужа.Ни маленькая дочь, ни поездка с Вронским в Италию, ни жизнь в его имении не дают ей желаемого покоя, а приносят лишь осознание глубины своего несчастья (как при тайном свидании с сыном) и унижения (скандально-унизительный эпизод в театре). Больше всего мучений Анна испытывает от невозможности соединить вместе сына и Вронского. Углубляющийся душевный разлад, двусмысленность общественного положения не могут компенсировать ни окружение, искусственно создаваемое Вронским, ни роскошь, ни чтение, ни интеллектуальные интересы. Анна Аркадьевна постоянно чувствует свою полную зависимость от воли и любви Вронского, что раздражает ее, делает подозрительной, а иногда побуждает к несвойственному ей кокетству. Постепенно Каренина приходит к полному отчаянию, мыслям о смерти, которой она хочет наказать Вронского, оставшись для всех не виноватой, а жалкой. История жизни Анны обнаруживает незыблемость «мысли семейной» в произведении: невозможности достижения собственного счастья за счет несчастья других и забвения своего долга и нравственного закона.Какая резкая перемена произошла в этой удивительной женщине за время любви! Трагический эпизод на станции железной дороги был предупреждением Анне, и та, чувствуя это, говорит так: «Дурное предзнаменование». Уже в самом начале романа Толстой предсказывает нам трагедию, которая случится много позже. Каренина приехала в Москву молодой, здоровой, красивой женщиной, замужем за богатым мужем. Все у нее было хорошо (или почти все). Молоденькая Кити Щербацкая восхищается ею: «Кити смотрела, любуясь, на вальсировавшую Анну…»Но все меняется в одночасье. Анна влюбляется во Вронского, и тотчас же положение Карениной становится ужасным, если не сказать безвыходным. Она потеряна для света, хотя раньше была «светской дамой, которую все хвалят». Теперь дамы в ее присутствии кривят лица, называя Анну «этой женщиной» и боятся с ней знаться, так как это общение может скомпрометировать их в свете. Анна все это прекрасно понимает, но ничего поделать не может, так как любит Вронского. Безгранично, безоглядно. Такая любовь достойна уважения и восхищения, но приносит, наоборот, одно лишь горе и страдания. Л.Н.Толстой удивительно ярко и реалистично описывает все светское общество Петербурга и Москвы, все их устаревшие понятия о браке и мнимую благочестивость. Происходит парадокс: большая и сильная любовь между двумя людьми порицается и всячески отрицается, однако фальшивые отношения в семье, безразличие, а порою и ненависть между двумя супругами считается нормальным явлением. Главное, что все происходит в браке, а там уж «у каждого свой скелет в шкафу». Анна жестоко страдает из-за человеческих предрассудков и даже порою глупости. Казалось бы, ну какое им всем дело до отношений Анны и Вронского! Но нет! Свет-это огромное скопище людей, находящихся друг у друга на виду и всячески стремящихся «насолить» друг другу. Естественно, «бесстыдный» поступок Анны не мог остаться незамеченным. Еще бы! Уважаемая в обществе А.Каренина, замужем за преуспевающим мужем, воспитывающая прелестного сынишку…и тут такая оказия! Свет не может, а, скорее всего, не хочет понять Анну, т. к. ее поступок идет вразрез с их устоявшимся представлением о жизни, браке, любовных отношениях. Эти представления формировались в сознании людей поколениями, и изменить эти принципы в одночасье, на тот период времени, вряд ли было можно.Я не могу даже представить себе, как интеллигентной, тонко чувствующей настроение окружающих Анне было трудно и унизительно переживать это негативное отношение! Она пыталась создать свое собственное маленькое общество из людей, понимающих все «как должно», однако прекрасно сознавала, что все эти отношения фальшивы, и тяготилась ими. Еще труднее ей было оттого, что муж разлучил ее с сыном. Даже рождение дочки не спасает ее, она постоянно ищет встреч с Сережей. Единственное, что ее грело, не давало упасть пучину отчаяния, – это любовь Вронского. Ведь именно ради него она все мужественно терпела, понимая, что выбор сделан и что назад дороги нет. Но со временем ее все чаще и чаще стали одолевать сомнения по поводу искренности Вронского и, надо сказать, не беспочвенно. Постепенно Алексей остывает к ней, хотя и боится признаться в этом самому себе. На мой взгляд, бесконечно убеждая Анну в том, как сильно он любит ее, Вронский в первую очередь старался убедить в этом самого себя. Однако это унизительное и двусмысленное положение Анны не могло продолжаться долго. Наступает момент, когда душевный разлад Анны достигает своего предела, когда она полностью убеждает себя в том, что Вронский больше не любит ее, а следовательно, жить больше не для кого и незачем. В порыве отчаяния Каренина бросается под поезд.            Таким образом, автор напоминает читателям об инциденте(человек бросился под поезд и его раздавило), произошедшем на железной дороге в день приезда главной героини в Москву. История любви Карениной была обречена с самого начала. Увы, такая сильная и цельная натура, как Анна, не смогла бы долго выносить презрение окружающих. Конечно, выходы из того положения были. Анна выбрала самый страшный из них.

Все в тумане:

Лица. Мысли.

Перепутано.

Ничего не сознавая,

Ты идешь…

Запутана.

Так мне хочется с тобою рядышком идти,

И тебя, с твоей бедою

От вагона увести…

Эх, забрать бы в век грядущий,

Счастьем одарить.

Из твоей проблемы грешной

Выйти. Все решить…

Что хотела Анна? Счастья!

Быть любимой и любить.

Оказалось, не во власти,

Но не нам ее судить…

                                            (Л.Кузнецова)

Выводы:

           Исследовательская работа еще больше убедила меня в том, что изучая с детьми эти произведения Л.Н.Толстого, мы способствуем воспитании бесценных нравственных качеств. Образы героинь актуальны и сегодня. Они – пример для нас. Произведения гениального писателя – духовная ценность для подрастающего поколения. И для будущего. Они  - вечны. Во время понять, что:

-Не красота, не гордость и признание, и не наряды в людях хороши…

А простота, порядочность и честность – вот настоящие сокровища души…

            -«Счастлив тот, кто дома»( Л.Толстой), в семье, среди родных и близких…

-«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя» (М.Горький)

И это - очень важно!!!

И в чем суть женского счастья…

***

Суть женского счастья. В чем?- спросите ВЫ.

Все просто – в надежде, в вере, в любви.

В семье, самой доброй и самой родной,

Да в детях любимых, непослушных порой.

Да в доме, где радость, уют и покой,

Куда вечерами спешат все домой.

 Где шум, смех и слезы, и очень тепло

 Где  тебя ждут, не смотря ни на что…  

Счастье – в любви и согласии,

 Cчастье наше - в семье,

Там, где любимые рядом,

 просто  сидят в тишине…      

                                              (Л.Кузнецова)

                   

Источники:

1.Произведения Л.Н.Толстого

2.Высказывания Л.Н.Толстого, М Горького, О.Хайяма

3.Стихи собственного сочинения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление учителя истории Фролочкиной Р.Л. на Межрегиональной конференции,посвященной 110-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза,маршала Советского Союза В.И.Чуйкова "Роль поискового отряда в пополнении школьного музея экспонатами"

Выступление на Межрегиональной конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И.Чуйкова " Роль поискового отряда в пополнении школьног...

Исследовательская работа "Серафимо-Понетаевский женский монастырь"

Цель работы: изучение исторического наследия Серафимо-Понетаевского монастыря....

Выступление на межрегиональной конференции, посвященной реализации ФЦПРЯ

Базовая образовательная организация стажировочной площадки   ГБОУ ИРО Краснодарского края «Развитие содержания, методов, форм повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по ...

Исследовательская работа . Научное направление: Женские образы в творчестве А.С.Пушкина .«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет! …»(Ф.И. Тютчев) .

Актуальность. На уроке литературы мы знакомились с разными  произведениями А.С.Пушкина: стихотворениями, поэмами, повестями. Творчество Пушкина бессмертно и интересно. Нам были очень интересны им...

Статья по теме: МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ: АДАПТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ Материалы V Межрегиональной научно-практической конференции (28 февраля 2018 года)

Сборник содержит материалы V межрегиональной научно-практической кон-ференции «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление» повопросам организации и реализации методической р...

Научно-исследовательская работа по теме «Женские образы в повестях И. С. Тургенева о любви»

Научно-исследовательская работа по теме «Женские образы в повестях  И. С. Тургенева о любви»...