Заключительный урок-обобщение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» (в форме игры, конкурса).
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Вашему вниманию предлагается разработка урока-конкурса по литературе для учащихся 11 класса.

В первом файле есть все задания с ответами  для двух команд. Во втором файле - план открытого урока. Видеофайлы можно скачать из облака по ссылке https://cloud.mail.ru/public/CpnZ/tzmCRE1Vw

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon задания180.5 КБ
Microsoft Office document icon план урока34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок подготовлен учителем русского языка и литературы МАОУ «СОШ №35» Ефремовой Еленой Александровной.

Заключительный урок-обобщение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» (в форме игры, конкурса).

Цели урока: на заключительном уроке по роману через схемы-конспекты выявить основные конфликты между героями и проблемы, которые в результате конфликтов возникают;  выяснить, что учащиеся знают об особенностях композиции романа, как через главных героев романа автор пытается современникам преподнести уроки нравственности и  поставить вопросы  о смысле человеческой жизни, об ответственности за содеянное, о необходимости жить творчески, а не обременять землю.

Учащиеся должны продемонстрировать умение видеть главное, делать выводы, понимать конфликты и проблемы, которые при этом возникают;  показать знание текста, характеров героев, уметь с помощью монологической речи  защитить свои взгляды.

Средства урока: схемы – конспекты в виде стрелок для заполнения учащимися, листы с кроссвордами для групп, три листа с эпиграфами урока для связи с проблемами романа, два портрета писателя во время написания романа, два видеоотрывка из телефильма «Мастер и Маргарита» (2006г.), законы урока-игры.

Тип урока: урок – обобщение в виде деловой игры (групповая форма урока). Законы урока-игры созданы и составлены для учащихся 7-11 классов.


Ход урока:

Объявление целей урока и задач, стоящих  перед классом. Представление учителем двух команд и их капитанов. Объяснение законов игры (см. Приложение 5).

1. Расшифровать геометрические фигуры на доске, как они связаны с романом Булгакова? (квадраты, пирамида) (см. Приложение 1)

(ответ: «Квадрат в квадрате» - эта геометрическая фигура показывает необычную композицию произведения – роман в романе. Романы Мастера о Пилате и Автора имеют разный стиль, слог, окраску, поэтому ясно, что они созданы разными людьми. В романе о Пилате три рассказчика: сначала главы из него рассказывает Воланд, затем сон о романе видит в клинике Бездомный, последние главы читает Маргарита. Это те люди, которые помогают автору создать произведение.

«Пирамида» - Примерно так структурно можно представить наличие и взаимодействие трех миров в романе: христианского (исторического, 29 г. н.э.), московского (1929 г.), вечного (потустороннего мира во главе с Воландом). При этом в первом показана верхушка власти с Каифой (церковной властью) и Пилатом (государственной властью). Через их действия показана вся сила тоталитарного режима Римской империи, да и любой другой. Вечный мир – лишь наблюдатель, беспристрастный судья, так как Воланд -  хозяин земли, и ему не безразлично, какие люди обитают в государстве нового мира и его столице Москве.

Время по - разному течет в мирах. В Московском - 4 дня (среда-суббота), в христианском – один день, в призрачном – один миг).

2. Докажите, что роман многожанровый.

(ответ: Можно насчитать 5 жанров: психологический (герои находятся в ситуации выбора, который для них жизненно важен), философский (решаются проблемы добра и зла, свободы и несвободы, мужества и трусости и смысла жизни), любовный (любовь прошла через поражения, счастье и сохранилась, несмотря на корысть и условности), городской (Москва конца 20-х – начала 30-х годов), сатирический (с издевкой изображены бездуховные обыватели, приспособленцы и доносчики, воры и негодяи, бездарная интеллигенция и плохие управленцы)).

3. Видеовопрос «Сон Пилата». (см. Видеоматериалы) Проясните суть разговора между Пилатом и Иешуа, выясните, что за конфликт протекает между ними, и изобразите схему конфликта на листе со стрелками.

(Ответ: На схеме (см. Приложение 2) необходимо изобразить конфликт между Иешуа и Каифой. Это идеологический конфликт и духовный, через который решается проблема свободы и несвободы личности в тоталитарном государстве. Между этими героями в конфликте участвует Пилат и выносит свой решительный приговор, занимая сторону Каифы, за что наказан после смерти мучениями в 12 тысяч лун. Можно указать, что между этими героями решаются другие проблемы: смелости и трусости, правды и лжи, веры и безверия, а также личной ответственности человека за свой выбор.)

Видеовопрос «Пожар в подвале». (см. Видеоматериалы)

а) Какую проблему поднимает автор, изображая Мастера, который отказался от жизни в этом обществе. Проясните некоторые фразы из отрывка. Изобразите схему конфликта на листе со стрелками, а также возникающие проблемы.

(Ответ: На листе со стрелками (см. Приложение 2) можно изобразить конфликт между Мастером и Маргаритой с одной стороны – Берлиозом и писателями с другой стороны. Между этими героями в конфликте участвует Иван Бездомный. Решаются проблемы творчества и приспособленчества писателей, духовности и бездуховности литературы. Берлиоз наказывается за тенденциозность взглядов: «каждому воздастся по его вере».

В романе существует центральный конфликт между мастером, творческим человеком, – и писательской массой во главе с председателем МАССОЛИТА Берлиозом. Несмотря на то,  что он однофамилец композитора, он далёк от творчества и создаёт литературу, поддерживающую взгляды тоталитарной власти. В центре конфликта – ученик Берлиоза Иван Бездомный, который в результате многих потрясений становится учеником мастера и завершает его роман. Автор поднимает проблемы творчества и приспособленчества, духовности и бездуховности литературы, тенденциозности взглядов его современников, которые не принимают иного взгляда. «Каждому воздаётся по его вере», - утверждает автор. Воспитатель 2-тысячного коллектива московских писателей, которых интересуют только вопросы комфорта, потребительства, получает самое жестокое наказание от Воланда.  Страданиями наполнена жизнь мастера, который вздумал спорить с Берлиозом, и был затравлен критиками. Пожар – это очищение. Горит не только прошлая жизнь мастера, но и ненавистный Дом литераторов. Мастер и Маргарита прощаются с Москвой навсегда. Новый мир, по мнению Воланда, не оправдал надежды. И мастер достоин не света (он сломлен этим миром и сжёг, предал роман), он достоин только покоя.)

б) Какой из эпиграфов на доске можно адресовать героям этого конфликта?

4. Сильнейшая сторона романа – сатирическая. Автор изобразил в романе 510 действующих лиц. Часть из них вы должны назвать в кроссворде (10 героев) (см. Приложение 3).

5. Защита проблемы капитанами. В каком конфликте участвует Воланд и его свита? (см. Приложение 4).

(ответ: Воланд и его свита противопоставлены москвичам, между ними в этом конфликте Мастер и Маргарита. Через этот конфликт проходит проблема добра и зла, культуры и бескультурья, веры и безверья).

6. Блицвопросы командам.

        * Почему роман был запрещен более чем на 50 лет?

        * Докажите, что Булгаков серьезно относился к своему роману и часто его переделывал (9 лет писал, 9 раз переделывал).

        * В ком из героев воплотился Булгаков (в Мастере и в Воланде)

        * Часто в романе звучит слово «прощение». Кто кого прощает и за что? Кто кого освобождает и почему? (Маргарита освобождает Фриду, Иешуа – Мастера, Мастер – Пилата, т.е. в его лице сам Булгаков прощает своих врагов).

        * Пастернак много говорил о необходимости сохранения культуры. Объясните его высказывания, которые есть на доске.

Подведение итогов игры. Заключительная речь учителя: Булгаков считал, что человеку нужно плодотворное существование при любых условиях, иначе жизнь прожита зря, смысл жизни в том, чтобы реализовать свой талант на пользу обществу. Булгаков знал цену свободе, творчеству, добру, именно поэтому роман является «вечным».


Приложение 1 (квадрат в квадрате).


Приложение 1 (пирамида).

ТРИ МИРА В РОМАНЕ


Приложение 2.

Идеологический и духовный конфликт

                       

         


Приложение 2.

Творческий конфликт


Приложение 3.

Кроссворд

4

6

8

3

5

9

2

7

10

1

  1. Бухгалтер Варьете.
  2. Директор Варьете, заброшенный в Ялту.
  3. Прозвище Коровьева.
  4. Председатель жилтоварищества, которого обвинили в торговле валютой.
  5. Название недели, во время которой свита Воланда гостит в Москве.
  6. Имя руководителя зрелищной комиссии, от которого остались пиджак, брюки и голос.
  7. Прозвище Аннушки, которая разлила масло.
  8. Буфетчик Варьете.
  9. Кем воображал себя директор ресторана Грибоедова.
  10. Имя соседа Маргариты, который побывал на празднике Весеннего полнолуния в качестве перевозочного средства.

Ответы на кроссворд:

  1. Ласточкин.
  2. Лиходеев.
  3. Фагот.
  4. Босой.
  5. Страстная.
  6. Прохор.
  7. Чума.
  8. Соков.
  9. Пират.
  10. Николай.


Приложение 4.

Проблема добра и зла.


Приложение 5.

Законы игры:

  1. Каждый выступает 1 раз.
  2. Подсказки команды необходимы отвечающему.
  3. Отвечающего выбирает капитан команды.
  4. Подготовка к ответу 2 минуты.
  5. При подготовке ответа можно пользоваться любыми материалами (текстом, учебником, дополнительными материалами).
  6. Ответы на блицвопросы  даются без подготовки любым участником команды.
  7. Команда, занявшая первое место, получает «5» за урок.



Силу подлости и злости

Одолеет дух добра.

(Б. Пастернак)

Культура – это плодотворное существование.

(Б. Пастернак)

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну,

Ты – вечности заложник

У времени в плену.

(Б. Пастернак)



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 «В» КЛАССЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЕФРЕМОВОЙ Е.А.

(13 марта 2007 года)

ТЕМА: РОМАН  М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» -

СИСТЕМА ОБРАЗОВ, КОНФЛИКТОВ И ПРОБЛЕМАТИКА.

        

Цели урока: на заключительном уроке по роману через схемы-конспекты выявить основные конфликты между героями и проблемы, которые в результате конфликтов возникают;  выяснить, что учащиеся знают об особенностях композиции романа, как через главных героев романа автор пытается современникам преподнести уроки нравственности и  поставить вопросы  о смысле человеческой жизни, об ответственности за содеянное, о необходимости жить творчески, а не обременять землю.

Учащиеся должны продемонстрировать умение видеть главное, делать выводы, понимать конфликты и проблемы, которые при этом возникают;  показать знание текста, характеров героев, уметь с помощью монологической речи  защитить свои взгляды.

Средства урока: схемы – конспекты в виде стрелок для заполнения учащимися, листы с кроссвордами для групп, три листа с эпиграфами урока для связи с проблемами романа, два портрета писателя во время написания романа, два видеоотрывка из телефильма «Мастер и Маргарита» (2006г.), законы урока-игры.

Тип урока: урок – обобщение в виде деловой игры (групповая форма урока). Законы урока-игры созданы и составлены для учащихся 7-11 классов.

Ход урока.

1. Объявление целей урока и задач, стоящих  перед классом. Представление учителем двух команд и их капитанов. Объяснение законов игры (их учащиеся знают, т.к. деловая игра у них уже была во 2 четверти).

2. Вопрос: расшифровать геометрические фигуры, изображённые на листах на доске. Какое отношение они имеют к роману? Через минуту первая команда должна объяснить первую фигуру («квадрат в квадрате»), а вторая команда – вторую фигуру («пирамиду»).

После ответа команда соперников имеет право дополнять то, что не сказано. Баллы за ответ (2б.) и оценки проставляет учитель и фиксирует результат на доске.

3. Ответы команд. «Квадрат в квадрате» ( 1 – ое приложение).

Роман имеет необычную композицию (структуру) – «роман в романе». Роман Булгакова составляет 28 глав, а роман его героя мастера – 4 главы и находится как бы внутри главного произведения. То, что произведения написаны разными людьми, говорит тот факт, что они имеют разный стиль, слог, разную скорость развития событий. В романе мастера «Понтий Пилат» 3 рассказчика: князь Тьмы Воланд, сон поэта Ивана Бездомного, чтение Маргаритой последних глав романа. Эти герои так или иначе верят, что всё написанное мастером - чистая правда, поэтому эти герои сразу выделяются как положительные. «Пирамида» (2 – ое приложение).

Примерно так можно зрительно представить наличие и взаимодействие  3 миров в романе   (3 сюжетных линий) – Христианского (или библейского 29 г. н.э.), Московского (современного автору 1929г.) и Вечного (потустороннего мира Воланда), который находится в пирамиде в виде секущего треугольника, т.к. присутствует сразу в двух других мирах. При этом в первом показана верхушка власти с Каифой (главой Синедриона) и Пилатом (наместником кесаря Тиверия в Иудее). Через их действия показана вся сила тоталитарной власти Римской империи, да и любой другой, как утверждает автор. Вечный мир лишь наблюдатель, беспристрастный судья, т.к. Воланд – хозяин земли. Нижняя часть пирамиды – это московский  мир времени автора с его героями – руководителями средней руки. Он наполнен обывателями и пошляками, аферистами и казнокрадами, карьеристами и  творческими бездарностями.

По верному замечанию ученика 11 класса, верхний мир с Понтием Пилатом наполнен духовностью и сильными страстями, а нижний мир - обывательскими интересами, доносами и интригами.

4. Видеовопрос. «Сон Пилата». Поясните суть разговора Понтия Пилата и  бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. В отрывке представлен результат конфликта. Назовите этот конфликт, изобразите его схему на листах со стрелками. Какие проблемы возникают в результате этого конфликта? (2 мин. для подготовки)

Ответ. Это конфликт между Иешуа и Каифой. У них разные точки зрения на многие вещи: на власть, на свободу, на государство.  Между этими героями не может сделать свой выбор Понтий Пилат. С одной стороны, он  давно уже живёт не боевыми подвигами, а закулисными интригами. С другой стороны, он ненавидит Синедрион и его главу Каифу, а бродячий философ-идеалист ему нравится и как врач, и как человек, который вокруг видит только добро и верит в мир без тоталитарной власти. Так возникают проблемы свободы и несвободы человека, правды и лжи, смелости и трусости, личной ответственности человека за свой выбор, и, конечно, проблема совести проходит через отрывок из фильма красной нитью.

5. Видеовопрос. «Пожар в подвале мастера». Здесь тоже показан результат конфликта. Какую проблему поднял автор, изображая мастера? Проясните некоторые фразы из отрывка. Изобразите схему конфликта на листе со стрелками, а также возникающие проблемы.

Ответ. В романе существует центральный конфликт между мастером, творческим человеком, – и писательской массой во главе с председателем МАССОЛИТА Берлиозом. Несмотря на то,  что он однофамилец композитора,  он далёк от творчества и создаёт литературу, поддерживающую взгляды тоталитарной власти. В центре конфликта – ученик Берлиоза Иван Бездомный, который в результате многих потрясений становится учеником мастера и завершает его роман. Автор поднимает проблемы творчества и приспособленчества, духовности и бездуховности литературы, тенденциозности взглядов его современников, которые не принимают иного взгляда. «Каждому воздаётся по его вере», - утверждает автор. Воспитатель 3 – тысячного коллектива московских писателей, которых интересуют только вопросы комфорта, потребительства, получает самое жестокое наказание от Воланда.  Страданиями наполнена жизнь мастера, который вздумал спорить с Берлиозом, и был затравлен критиками. Пожар – это очищение. Горит не только прошлая жизнь мастера, но и ненавистный Дом литераторов. Мастер и Маргарита прощаются с Москвой навсегда. Новый мир, по мнению Воланда, не оправдал надежды. И мастер достоин не света (он сломлен этим миром и сжёг, предал роман), он достоин только покоя.

Какой из эпиграфов на доске можно адресовать героям этого конфликта?

6. Кроссворд командам. «Сатирические страницы романа».  Сильнейшая сторона романа сатирическая. Автор изобразил в романе 510 действующих лиц, большая часть из них – сатирические персонажи московского мира. (На скорость назвать 10 героев).

7. Одновременно задание капитанам: на листах со стрелками (№3) написать, в каком конфликте участвует Воланд и его свита.

Капитаны справляются с заданием, указывая конфликт Воланда с москвичами, которые разочаровали даже князя Тьмы. Проблемы добра и зла, веры и безверия, культуры и бескультурья решаются автором через этот конфликт. В центре его – мастер и Маргарита, которые живут иными идеалами, нежели вся окружающая масса. Эпиграф «Культура – это плодотворное существование» ставит ещё одну проблему – смыла жизни.

8. Часто в романе звучит слово «прощение». Кто и кого прощает и почему?

Только мастеру, который освобождает Пилата и этим прощает своих врагов, свойственно благородство. А Маргарите, которая освобождает Фриду ценой собственного желания, свойственно сочувствие, милосердие.

9. Итоги урока подводит учитель и объявляет оценки и команду-победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...

Уроки по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"

Уроки по роману с применением новых технологий....

Контрольная работа для 11 класса по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».

Рекомендуется использовать на уроках контроля в 11 классе....

"Три мира в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"

Урок литературы в 11 классе«Три мира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».Цели: показать особенности композиционной структуры романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”; понять замысел писателя, замет...

«Любовь и творчество в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тип урока: комбинированный с включением сообщений по опережающим заданиям:История Мастера;История Маргариты;Встреча героев и Любовь, которая поразила обоих сразу и навсегда;Какой Дом обрёл Иван Бездом...

Кластеры по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"

Кластеры по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....