Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы.
статья по литературе

Дылгерова Энгельсина Владимировна

Уроки литературы – это уроки человечности, а духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы является насущной проблемой современности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st.duhovno-nravstvennoe_vospitanie_uch_na_urokah_lit.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы.

Литература должна быть насущным хлебом

А. Блок

Уроки литературы – это уроки человечности, а духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы является насущной проблемой современности. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия — воспитание гуманного человека, духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В общественной атмосфере духовно-нравственное возрождение человека — это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. Это требует от современного учителя пересмотра своей педагогической деятельности. Поэтому особо значимой является роль педагога-воспитателя, целенаправленно и организованно помогающего ребёнку «восходить к культуре современного ему общества и развивать способности жить в этом обществе. Я считаю, что жить достойно в обществе может только духовно-нравственный человек. Воспитание духовно-нравственного начала тесно и неразрывно связано с развитием самосознания учащихся, сознанием ими своих национальных корней, потребности любви к Родине и народу.

Целью моей педагогической деятельности является воспитание и формирование творческой, созидающей, волевой, несущей ответственность за свои дела и поступки личности, которая будет стремиться к духовному освоению мира, к самореализации.

Свои задачи я вижу в том, чтобы уроки литературы помогали:

  • формировать представление о духовном мире человека;
  • осознавать необходимость этих знаний для становления личности;
  • формировать умения оценивать и анализировать художественные произведения;
  • научить учащихся грамотному анализу прочитанного художественного произведения;
  • развивать потребность в чтении, в книге.

Для решения этих задач нужны условия, при которых необходимо:

  • создать комфортную обстановку, где ученик не чувствовал бы себя обделенным вниманием;
  • создать на уроках эмоциональную атмосферу увлеченности;

Ведущей идеей своей работы я считаю обеспечение условий формирования духовно богатой, способной к самореализации в обществе личности в процессе преподавания на основе включения каждого ученика в интересную для него практическую деятельность. В своем поиске творческого подхода к преподаванию уроков литературы использую основные концептуальные положения Е.Н.Ильина. «…Общение с книгой — это, прежде всего, общение с жизнью!» (Е.Н.Ильин).

1. Урочная деятельность

Литература выделяется в системе школьных предметов, так как обладает немаловажной особенностью: не только формирует у учащихся определенные знания, умения, навыки, но и помогает их нравственному становлению, приобретению моральных  принципов.

Почему это происходит? Литературные произведения — это духовный опыт поколений, и одна из важнейших целей литературного школьного образования — помочь ученикам понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в произведениях русской и зарубежной литературы.

Не случайно преподавание литературы в пятом классе начинается с изучения фольклора. Фольклорные произведения доносят до читателей из глубины веков народные представления о таких важных этических категориях, как добро и зло, верность, преданность, любовь к Родине и предательство, отвага и трусость, и многое другое. Например, читая русские народные сказки, ребята должны понять, какие моральные качества сказочных героев народ одобряет и награждает, а за какие поступки наказывает. Задача учителя — направить анализ текста сказки на выяснение авторской (народной) позиции, по отношению к событиям и героям, привлекая при этом такие литературоведческие понятия (уже знакомые и вводящиеся впервые) как жанр, композиция, сюжет, постоянные эпитеты, сравнения, олицетворения. Таким образом, учитель начинает подготовку учащихся к целостному восприятию художественного произведения, к пониманию единства его формы и содержания, и в то же время определяет характеры героев и их оценку народными сказителями. Но не менее важно развивать такой элемент читательского восприятия, как эмоциональный отклик на поступки героев, помочь прямое выражение эмоций представить как осмысленную нравственную позицию. Ученик-читатель должен включаться в творческий процесс, прочитанное произведение служит в таком случае толчком к пробуждению творческого воображения. Например, после изучения русских народных сказок ученикам могут быть предложены следующие задания: творческие пересказы с изменением лица рассказчика, устное словесное рисование, составление киносценария по наиболее интересному, важному эпизоду, инсценирование части произведения, домысливание сюжета. Все эти формы ставят ученика «внутрь» художественного произведения, позволяют понять и принять (или не принять) мысли и действия героев, оценить их личности и сопоставить, а если нужно, и скорректировать свою точку зрения с точкой зрения народа.

Интересным и нужным, на мой взгляд, является и сопоставление русских народных сказок и сказок народов мира. Ученики понимают, что, несмотря на художественное своеобразие разных фольклорных миров, все сказки объединены близостью нравственных общечеловеческих ценностей.

Очень важно, чтобы ученики увидели, что этические народные принципы (доброта, честность, любовь к Родине, бескорыстная помощь другим людям, забота об окружающих, смекалка, находчивость) поддержаны и русскими писателями, подчеркнуть нравственное единство писателей и народа. Для этого необходимо предусмотреть в системе уроков и внеклассных занятий изучение литературных сказок (например, сказки А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, П.П. Ершова) и сказочных повестей (например, повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя).

Еще один жанр фольклора, глубоко и полно представленный в школьном курсе литературы, имеет огромное влияние на формирующееся самосознание учеников, на их складывающуюся личность. Это, конечно, жанр русской былины. И фольклор, и древнерусская литература, и литература XIX-XX веков провозглашает патриотизм одним из главных нравственных качеств истинно русского человека. Защита Родины — главное дело в жизни и для героев русских сказок, и для русских богатырей, и для дружинников князя Игоря в «Слове о полку Игоревом», и для Тараса Бульбы («Тарас Бульба» Н.В. Гоголя), и для Андрея Соколова («Судьба человека» М.И. Шолохова) и т.д. Причем народ и писатели едины в создании этих образов, используют схожие средства и приемы художественной выразительности, чтобы сделать героев привлекательными как внешне, так и внутренне (необходимо обращать внимание учеников на использование постоянных эпитетов, сравнений, гипербол, подчеркивающих физическое и нравственное превосходство защитников Русской земли над захватчиками). Герои часто оказываются в ситуации нравственного выбора, и необходимо, чтобы ученики осознали, что авторы на стороне героев, выбирающих защиту интересов Родины в ущерб собственным нуждам, интересам. Поэтому самые различные виды работ при анализе художественного произведения обязательно включают задания, выявляющие нравственный аспект содержания произведения. Так, работа по характеристике литературного героя обязательно требует определения авторской позиции по отношению к персоналу, средств и приемов ее выражения. При этом следует особое внимание обращать на противоречивость, многомерность оценки писателем героев и событий, учить воспринимать позицию художника целостно.

Для достижения данной цели важно добиваться аргументации оценки героев и событий всем строем художественного произведения — от отдельного тропа до композиции, выделять основной конфликт произведения и прослеживать его развитие на всех уровнях художественной системы.

В различные формы итоговой аттестации (сочинения-рассуждения на литературную тему, вопросы устного экзамена по литературе, темы рефератов) включаю темы, ориентируемые на нравственную проблематику, например:

Нравственные уроки комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»;

- Проблемы чести и человеческого достоинства в историческом романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;

Тема совести в одном из произведений русской литературы. Из фольклора и произведений духовной литературы берет начало еще одна традиция русской литературы — интерес к нравственному, духовному самосовершенствованию человека. Поэтому главные герои многих художественных произведений — молодые люди, ищущие цель и смысл жизни, формирующиеся как личности на протяжении развития действия произведения. Эти герои и их судьбы вызывают интерес у учеников, которые также на протяжении всех школьных лет проходят путь становления себя как личностей. Конечно, нравственные и философские искания молодых людей -героев произведений русской литературы зависят во многом от идей и проблем эпохи, в которую они живут, от политических, философских, нравственных позиций, занимаемых писателями. Поэтому жизненные перипетии Петра Гринева, Евгения Онегина, Григория Печорина, Евгения Базарова, Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, на первый взгляд, могут казаться чуждыми и неинтересными современным ученикам. Но учителю совместно с учениками необходимо увидеть, что этические проблемы, волнующие молодых людей прошлых веков, являются вечными: проблемы чести, долга, верности слову; цели и смысла жизни; любви, дружбы, взаимопонимания, уважения чувств и мыслей других людей; проблемы взаимоотношений отцов и детей. И современным школьникам придется по мере взросления решать те же нравственные дилеммы, что и их предшественникам.

Изучение творчества А.С. Пушкина занимает особое место в литературном, нравственном и идейно-эстетическом развитии учащихся. Поэзия Пушкина — это школа эстетических чувств и богатства идей, школа высокой нравственности. Еще в раннем детстве Пушкин входит в духовный мир школьников. Они чувствуют красоту художественного слова, понимают мораль сказки, их сочувствие на стороне доброго героя. Они понимают, слушая «Сказку о рыбаке и рыбке», что старуха «была злая и наказана за свою жадность и грубость». «Так ей и надо», — говорят дети, рассматривая иллюстрацию к «Сказке о рыбаке и рыбке» Детям жаль старика. Мораль сказок А.С. Пушкина доходчива. Они воспитывают у детей стремление к добру, гуманность, эстетическое чувство, они обогащают детский язык, Взрослея, школьники приближаются к Пушкину, учатся воспринимать его как личность. В старших классах осуществляется дальнейшее нравственно -эстетическое развитие личности школьника, перед ними раскрывается во всей многогранности образ поэта мыслителя, труженика, художника и борца. К Пушкину следует идти оттого, что соединяет нас сегодня с миром поэта. Таким источником могут быть заочные экскурсии по памятным местам жизни поэта. В Михайловском все хранит память о Пушкине. Михайловские рощи видели поэта мальчиком, поэт писал: Тогда я был

Веселым юношей, беспечно, жадно

Я приступал лишь только к жизни. Они сохранили облик поэта — курчавая темно-русая голова, юное смуглое лицо, по-детски округленные щеки, небольшие голубые глаза, то веселые, насмешливые, то задумчивые хмурые. Видели они поэта и в годы ссылки молодым, полным сил и зрелым мужем. С Михайловского холма из усадьбы и сейчас открываются картины деревенской природы.

Везде предо мной подвижные картины,

Здесь вижу двух озер лазурные равнины.

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада

Овины длинные и мельницы крылаты… В Тригорском парке везде Пушкин: его чувство, его стихи как бы сливающиеся по настроению с окружающей природой. Здесь властвует «Евгений Онегин». Члены семьи Осиповых-Вульф считали себя прообразами основных героев романа. И здесь, в Тригорском, особенно ярко ощущаешь живую, почти физическую реальность этих образов. И, кажется, обогни пруд, сияющий чистыми, белыми лилиями, — увидишь Ленского, Ольгу. Войди в липовую аллею, куда едва падает солнце, и мелькает перед тобою белое платье, слышатся быстрые легкие шаги Татьяны. Белая, березовая, совсем такая же, как и во времена Пушкина — «скамья Онегина» стоит под толстой ветвью дуба, над обрывом. Внизу — дорога, по которой ходил в Тригорское поэт. Теперь по ней идут к Пушкину люди, чтобы вдохнуть воздух, которым дышал он, воочию увидеть красоту природы, которую воспел он в своих стихах, ощутить всю глубину его поэзии.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Здесь под стенами старинного белого собора, на вершине холма — могила поэта. Холм порос липами и кленами. Они шумят ветвями над могилой поэта, роняют на нее листья. Но здесь все солнечно, всё светло.

На уроках по изучению жизни и творчества поэта можно совершить экскурсию в пушкинский Петербург, или отправиться вместе с ним в путешествие вдоль берегов Черного моря в Гурзуф. Все эти заочные путешествия развивают не только образное мышление, но и способствуют глубокому пониманию и восприятию личности А.С. Пушкина.

Встреча с поэзией Пушкина на уроках — это встреча с прекрасным, она должна волновать душу, рождать высокие порывы, приобщать школьников к вдохновенному искусству поэзии. Сильное нравственное воздействие на учащихся оказывает лирика Пушкина. Изучение каждого стихотворения поэта предполагает решение определенных нравственных задач. «Красота мыслей, красота жизни, красота чувств — вот основной смысл и содержание лирики Пушкина, ее непреходящее значение для всех новых и новых поколений. Пушкин отрыл в своей лирике тот мощный источник, который облагораживал и возвышал человеческие чувства, который сохранил своё значение для последующих поколений читателей…. До сих пор высокие чувства пушкинской лирики влияют на духовный облик человека, помогают любить верить, надеяться». Трудно назвать то, чего не коснулось перо Пушкина. Поэтически нежная дружба — «Мой первый друг, мой друг бесценный!», благоуханная огромная и страстная, робкая и вдохновенная любовь и светлая печаль. Юношеский порыв посвятить Отчизне «души прекрасные порывы» и мудрость земная — зрелые размышления над жизнью, неограниченное чувство свободы, гнева и страсть гражданина и, наконец, поэт-грозный судья — все это в лирике поэта. Человеческие страсти и исторические судьбы, современный человек, мечущийся в поисках смысла жизни, и великая и горькая любовь русской женщины — все это слилось в одном сердце поэта, столько болей, тоски и радостей земных. «Поэзия Пушкина — неисчерпаемый источник, который как в сказке, поит живой водой всех, кто прикасается к нему. Помимо радости общения с человеком глубокого ума и пылкого, благородного сердца она дарит нам «неизъяснимы наслажденья», воспитывает в нас «чувство доброты», учит любить и понимать «гений чистой красоты»

Творчество М.Ю. Лермонтова продолжает развивать представления учащихся о прекрасном, формировать их нравственные идеалы. Иное звучание получает в его лирике тема любви к родине. И эта особая новизна выраженных поэтом чувств волнует. Школьники пытаются осмыслить свое личное, разобраться в чувствах, возникших под влиянием прочитанного, изученного. Детям близка волевая, сильная личность Печорина, привлекает их его мужество, колоссальная энергия, самообладание, но не могут они простить герою бесцельность и пустоту жизни, эгоизм, хотя и понимают трагическую сущность его существования. Поэзия Лермонтова и его герои заставляют задуматься учащихся над самым сокровенным. Они мыслят, спорят, здесь-то и осуществляется связь между произведениями прошлого и нашим временем. Герои и события воспринимаются живо, особенно когда они познаются в сравнении. Взгляды Лермонтова на подлинное назначение искусства дают возможность ставить перед учащимися вопрос, что такое подлинная, нужная народу поэзия? Так устанавливается тесная связь прошлого с настоящим, Лермонтов и его поэзия воспринимаются учащимися как «вечные спутники».

Уроки по изучению творчества И. С. Тургенева обогащают представления детей о прекрасном, открывая им красоту русской природы, удивительную силу любви писателя к родине. Учащиеся чувствуют эту красоту, Находят отклик у старшеклассников повести Тургенева о любви. Урок на тему «Песнь торжествующей любви» начинаю словами: «Сегодня мы поговорим с вами о самом сокровенном человеческом чувстве — о любви, В Библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога. Что же это за дар, над тайной которого бьется не одно поколение писателей, поэтов, музыкантов, людей способных нее только испытывать это чувство, но и выражать его в слове и музыке.

Любовь, любовь — загадочное слово, -

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем, старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката,

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет?

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот? Много прекрасных строк русских поэтов посвящены этому прекрасному чувству. О любви писали Пушкин. Лермонтов Тютчев, Фет.

Я вас знавал … тому давно, Мне, право, стыдно и смешно, Что я тогда вас не заметил…

Вы только что вступили в свет -Нам было восемнадцать лет … На бале где-то я вас встретил…

И.С. Тургенев

Тургенев часто в своих произведениях обращался к теме любви, но в них нередко проявлялась щемящая душу нотка грусти. Должно быть это связано с историей любви самого писателя. И, тем не менее И.С. Тургенев писал: «Страдание — это счастье, которое, например, эгоисту или человеку низкому неведомо».

И далее начинается разговор о повестях И.С. Тургенева «Ася», «Первая любовь», «Вишневые воды».

Учащиеся говорят о «Чистом золоте поэзии» повести «Ася», о поэтической атмосфере произведения, о нравственной чистоте главной жизни, Они приходят к выводу, что в произведениях И.С. Тургенева нередко женщина превосходит мужчину в силе любовного чувства и решительности. Писатель часто проверял волевые качества героев на их отношении к любви.

Так при изучении русской классической литературы постепенно формируются эстетические представление учащихся, раскрываются нравственные основы человеческого поведения. Уже при составлении программного материала старших классов ставится задача — подчинить изучение курса литературы целям нравственно-эстетического воспитания школьников, выявлению потенциальных возможностей нравственного воздействия произведений программы.

При изучении творчества Ф.И. Тютчева задача учителя ввести учащихся в художественный мир поэта, показать особенности его творчества. И уже первый урок приоткрывает десятиклассникам мир полный света, солнца, любви к природе и человеку, и мы идем вместе с поэтом по миру навстречу радостям, замечая множество маленьких чудес, драгоценных образов и находок, запечатленных им в стихах. И мы видим тютчевский зимний лес, елочки и березы, согнувшиеся под тяжестью снега, видим весну, как несутся вниз по лугам весенние потоки, и там, где мчались они, появляются потоки цветов, видим, как рано встает щедрое солнце, и как падает и долго кружится в воздухе желтый осенний лист.

Современные школьные программу курса литературы, включают множество лирических стихотворений и предлагают формирование у школьников навыков филологического анализа этих произведений. О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду. Может быть оно -

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездомном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Спешу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано…

Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. День вечереет, небо опустело Гул молотилки слышен на гумне… Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне…

«Счастье… Такое простое и такое сложное понятие,… Какое оно? Откуда приходит и куда исчезает? Почему еще вчера казалось чудесным и необыкновенным, а сегодня ничто не радует глаз? Почему вчера хотелось смеяться и петь от восторга, а сегодня глаза застилает мутная пелена и влага, переполняющая их, вот-вот готова вырваться наружу и обжечь щеки горячими потоками слез? Что же такое счастье? Это не вещь, не кусок сладкого пирога в жизни, не глупые рассуждения, которые некоторые пытаются выдать за шедевры. Мне думается — счастье — это состояние души человека. Это красота и глубина мироощущения, радость жизни, восторг от -того, что ежеминутно мы имеем возможность наслаждаться красотой окружающей нас природы, любоваться памятниками старины, внимать бархатным аккордам волшебной мелодии. Мне кажется, что именно эти чувства пытался передать И.А.Бунин в своем стихотворении. Любовь ко всему окружающему нас миру захватывает уже с первых строк. Автору дорого все, он обращает наш взор к природе, к той природе, из которой вышли все мы, в ней источник нашего счастья, это и «осенний сад», и «чистый воздух», и «облако в бездонном небе», и «маленькая птичка». Обычно мы этого не замечаем, потому что, мы мало видим, знаем. «А счастье только знающим дано». Книги…. В них самопознание и ответы на все интересующие вопросы, в них смысл и глубина жизни. Но стоит лишь отвести мысли от страниц и окинуть все вокруг себе пытливым взглядом, то можно увидеть массу интересного — того. Без чего не бывает полного и гармоничного мироощущения. Увидишь как День вечереет, небо опустело Гул молотилки слышен на гумне…

Увидишь и поймешь, что самое настоящее и простое человеческое счастье заключается именно в том, чтобы все это слышать, переживать и этому внимать, что касается композиции этого стихотворения, то автор не разделил его на отдельные строфы. Оно состоит из 15 строк, которые составляют единое целое, воплотив в себе тему и основную мысль стихотворения. «Вечер» — это красивое, жизнеутверждающее стихотворение. В нем чувствуется и любовь к природе, и любовь к жизни. Сильное впечатление оказывает на нас глубокая и проникновенная лирика этого стихотворения.

Много ценного и полезного привнесли в процессе литературного образования в школе новые программы, предоставившие учителю свободу творческого поиска. Отбор произведений для уроков внеклассного чтения я стараюсь определять в соответствии принципами актуальности, художественности, богатства нравственно-эстетической проблематики. Хорошее семинарское занятие позволяет организовать обмен мнениями, дискуссию, полемику по наболевшим жгучим вопросам современности, чести определить свою эстетическую и жизненную позицию.

Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. На данных уроках использую проектную деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Таким образом, уроки литературы должны объяснить ученикам, как тяжела и напряженна внутренняя нравственная работа тех, кто стремится найти свое место в жизни, ориентируясь на этические моральные принципы предшествующих поколений. Судьбы лучших героев русской литературы подтверждают слова Л.Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». Состоянию душевного поиска, нравственного самосовершенствования учеников и должны помочь уроки литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно - нравственное воспитание школьников на уроках литературы в 6 классе.

В данной статье я старалась обратить внимание на актуальность темы и возможности решения вопроса на уроках литературы в 6 классе....

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы.

В данной статье представлен опыт работы по  формированию  у школьников системы моральных отношений: к людям, обществу на примере повести В. Г. Короленко "Дети подземелья"...

Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.

Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....

Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы»

Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность.Иоган Гербарт...

Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.

В данной статье обобщен опыт работы по применению технологии роблемного обучения на уроках литературы в 5-9 кл.Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять...