«Я вас любил…» (Сценарий литературного вечера, посвящённого теме любви в творчестве А.С.Пушкина)
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс)

Примерова Любовь Федоровна
Литературный вечер-спектакль для учащихся 9 - 11 классов был проведён в школе в год 200-летия темы любви в творчестве Пушкина. Несколько фотографий этого праздника можно увидеть на главной странице моего мини-сайта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_vas_lyubil.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

«Я вас любил…»

(Сценарий литературного вечера, посвящённого теме любви в творчестве А.С.Пушкина)

Цели:

Углубить знания учащихся о жизненном, творческом пути А.С.Пушкина, о его      личности, развитии темы любви в творчестве поэта; повысить интерес к творческому наследию поэта; воспитывать любовь и бережное отношение к русской классической литературе и к художественному слову, совершенствовать навыки     выразительного чтения учащихся, развивать их творческие способности.

Оформление сцены:

 портрет А.С.Пушкина, стол, свеча, два стула, мольберт

Оборудование:

мультимедийная презентация (название литературного вечера; эпиграф;  

фотографии Пушкина, Е. Бакуниной, А. Керн, Е. Воронцовой, Н. Гончаровой; виды памятных мест, связанных с именем Поэта и т.д.)

                           

Музыкальное сопровождение вечера: Глинка, Бетховен, Чайковский, духовная музыка

(На сцене – журнальный столик, за ним – ученик, играющий роль Пушкина-лицеиста. Свечи. На слайдах - портреты юного поэта и Бакуниной).

                                                                              Эпиграф:                                                

                                                                              Он пел любовь, но был печален глас.

                                                                              Увы, он знал любви одну лишь муку.

                                                                                                           Василий Жуковский.

Ведущий:

Он пел любовь, но был печален глас. Увы, он знал любви одну лишь муку.

                                                                                    Василий Жуковский.

Пушкин:

29 января 1815 года. Лицей. «Я счастлив был!.. нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданием, с неописуемым волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – её не видно было! Наконец, я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице – сладкая минута!»

Итак, я счастлив был, итак,

      Я наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался…

А где веселья быстрый день?

Промчался лётом сновиденья.

Увяла прелесть наслажденья,

И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!..

«Как она мила была! Как чёрное платье пристало к милой Бакуниной. Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положенье, какая мука! Но я был счастлив 5 минут!»

Ведущий:

Катенька Бакунина, сестра лицеиста Бакунина, весной и летом с матерью жила в Царском Селе.

                                                       -2-

Пушкин:

 Здесь «…мы впервой все трое полюбили, Наперсники, товарищи проказ…»

Ведущий:

Все трое – это Пущин, Пушкин, Малиновский. О любви они все давно пишут, толкуют, мечтают.

Пушкин:

Вчера за чашей пуншевою

С гусаром я сидел,

И молча с мрачною душою

На дальний путь глядел.

«Скажи, что смотришь на дорогу? –

Мой храбрый вопросил, -

Ещё по ней ты, слава богу,

Друзей не проводил».

К груди поникнув головою,

Я скоро прошептал:

«Гусар, уж нет её со мною!..» -

Вздохнул и замолчал.

Слеза повисла на реснице

И канула в бокал.

«Дитя, ты плачешь о девице,

Стыдись!» - он закричал.

«Оставь, гусар… ох! Сердцу больно.

Ты, знать, не горевал.

Увы! Одной слезы довольно,

Чтоб отравить бокал!..»

Ведущий:

Это стихотворение, как и другое, «К живописцу», положил на музыку Михаил Яковлев. И, собираясь по вечерам в лицейском зале, воспитанники пели их под гитару.

Екатерина Павловна Бакунина, фрейлина, художница, много позже, может быть, и узнала о тройственном лицейском воздыхании, когда стала госпожой Полторацкой и когда Пушкин, к тому времени давно женатый, побывал на её свадьбе.

Старшеклассники танцуют вальс

(При последних звуках вальса меняются исполнители. На слайдах – портреты Пушкина (кисти художника Горяева) и Воронцовой (карандашный рисунок самого поэта). Звучит «Сентиментальный вальс» П. Чайковского.

Ведущий:

В январе 1834 года Пушкин получил письмо. Такие конверты приходили 10 лет тому назад из Одессы. Они всегда волновали поэта. Пушкин посмотрел на подпись. Она была неразборчива. Но по почерку поэт узнал, от кого эти строки. С каким нетерпением он, бывало, ожидал весточки от неё, когда высланный из Одессы, оказался в Михайловском. Судорожно сжимая письмо в руках, поэт уходил в свою комнату и запирался, чтобы никто не мешал ему беседовать с той, которая оставила глубокий след в его жизни. Потом сжигал её письма.

                                                        -3-

Пушкин:

Прощай, письмо любви! Прощай, она велела.

Как долго медлил я! Как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

(Сжигает письмо на свече)

Ведущий:

И вот снова послание от неё. От «далёкой подруги». Спустя 10 лет Пушкин читает написанные знакомой рукою строки и перед ним встаёт её образ. Образ обаятельной «принцессы Бельветриль» - так поэт любил называть Елизавету Ксаверьевну Воронцову. На этот раз, обращаясь к Пушкину с просьбой принять участие в благотворительном альманахе, она писала:

Воронцова:

   «Право, не знаю, должна ли я писать вам и будет ли моё письмо встречено приветливой улыбкой или же тем скучающим взглядом, каким с первых же слов начинают искать в конце страницы имя навязчивого автора. Могу ли я не напомнить Вам о наших прежних дружеских отношениях, воспоминание о которых Вы, может быть, сохранили… Будьте же добры не слишком досадовать на меня, и… принимать во внимание, что воспоминания – это богатство старости и что Ваша старинная знакомая придаёт большую цену этому богатству…»

Ведущий:

Воронцовой было всего 42 года. Пушкину и того меньше.

Пушкин:

Читая письмо, я ясно ощущал рядом с собою присутствие Воронцовой. Я, конечно, ничего не забыл… «Осмелюсь ли, графиня,- написал я в ответном письме на французском языке,- сказать вам о том мгновении счастья, которое я испытал, получив Ваше письмо, при одной мысли, что Вы не совсем забыли самого преданного из Ваших рабов».

Ведущий:

Пушкин познакомился с Воронцовой в сентябре 1823 года. Он только что приехал тогда из Кишинёва в Одессу. Здесь он заканчивал первую главу «Евгения Онегина». Воронцова произвела на поэта сильное впечатление. «Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюблялись в неё»,- отмечает писатель В. Соллогуб.

Ведущий:

Предстоял отъезд в ссылку в Михайловское и час разлуки с Воронцовой. Она подарила Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с надписью на древнееврейском языке: «Симха, сын почтенного рабби Ианфа, да будет благословенною его память». Это кольцо Пушкин бережно хранил.

Ведущий:

9 августа Пушкин приехал в Михайловское. Здесь он работает над 3-ей главой романа «Евгений Онегин». Иногда ему приходят письма от Воронцовой. На полях рукописи в минуты раздумий поэт рисует портреты Елизаветы Ксаверьевны. Может быть, под впечатлением от них он пишет письмо Татьяны.

                                                              -4-

(За столом - ученица, читающая письмо Татьяны. Звучит музыка П. Чайковского из оперы «Евгений Онегин»)

Ведущий:

Пушкин не перестаёт думать о Воронцовой. Ей он посвящает своё стихотворение «Ненастный день потух».

Пушкин:

Там, под заветными скалами,

Теперь она сидит печальна и одна…

Одна… никто пред ней не плачет, не тоскует,

Никто её колен в забвенье не целует;

Одна…ничьим устам она не предаёт

Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных…

Никто её любви небесной не достоин.

Не правда ль, ты одна… ты плачешь… я спокоен;

Но если…

Ведущий:

Но если… Пушкин вспоминает Александра Раевского. Его волнует ревнивое подозрение. К нему он обращает эти строки:

Пушкин:

Но если ты святую дружбы власть

Употреблял на злобное гоненье,

Тогда ступай, не трать пустых речей –

Ты осуждён последним приговором.

Ведущий:

Поэт часто берёт подаренный Воронцовой медальон, вглядывается в любимые черты. А на руке его – подаренное ею кольцо.

Пушкин:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Ведущий:

В Михайловском мысли о Воронцовой не покидают поэта. В предельно кратком, потрясающем по силе послании поэт обращается к ней:

Пушкин:

Всё в жертву памяти твоей:

И голос лиры вдохновенной,

И слёзы девы воспаленной,

И трепет ревности моей,

И славы блеск, и мрак изгнанья,

И светлых мыслей красота,

И мщенье, бурная мечта

Ожесточённого страданья.                                                                                                    -5-

Ведущий:

В 1830 году, накануне женитьбы, Пушкин навсегда прощается с Воронцовой.

(Звучит скрипка)

Пушкин:

Бегут, меняясь, наши лета,

Меняя всё, меняя нас,

Уж ты для своего поэта

Могильным сумраком одета,

И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальняя подруга,

Прощанье сердца моего,

Как овдовевшая супруга,

Как друг, обнявший молча друга

Пред заточением его.

Ведущий:

«Воронцова до конца своей долгой жизни сохраняла о Пушкине тёплое воспоминание и ежедневно читала его сочинения. Когда зрение совсем ей изменило, она приказывала читать их себе вслух, и притом подряд, то есть когда кончались все томы, чтение возобновлялось с первого... Она сама была одарена тонким художественным чувством и не могла забыть очарований пушкинских бесед. С ним соединились для неё воспоминания молодости»,- писал П. Бартенев.

(Портрет А.П.Керн - карандашный рисунок Пушкина. Звучит музыка Свиридова к повести Пушкина «Метель»)

Ведущий:

Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19 – летней Анной Керн в доме президента Академии Художеств Оленина.

(Дамы и кавалеры прохаживаются по сцене, останавливаясь и беседуя)

- Позволительно ли быть до того прелестною!? – воскликнул он, увидев юную жену пятидесятидвухлетнего генерала Керна.

Ведущий:

Прошло шесть лет. Пушкин в Михайловском. В июне 1825 года Анна Керн неожиданно приехала в Тригорское к своей тёте Прасковье Александровне Осиповой. Анна Керн вспоминала…

Анна Керн:

«Мы сидели за обедом и смеялись. Вдруг вошёл Пушкин с большою толстою палкой в руках… Он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях… Мы не скоро ознакомились и заговорили. Однажды явился он в Тригорское с большою чёрною книгою… Вскоре мы уселись вокруг него, и он прочитал нам «Цыган»… Я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу».

                                                                -6-

Ведущий:

Пушкин закончил чтение «Цыган», и Анна Керн спела для него «Венецианскую ночь» Козлова на музыку Глинки.                                      

(Звучит «Венецианская ночь»)

Пушкин в письме Плетнёву потом писал…

Пушкин:

«Скажи от меня Козлову, что недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поёт его «Венецианскую ночь»… Жаль, что он не увидит её, но пусть вообразит себе красоту и задушевность…»

Ведущий:

Как-то вечером, вскоре после приезда Анны Керн, Прасковья Александровна предложила всем отправиться на прогулку из Тригорского в Михайловское. Пушкин очень обрадовался. Заложили экипажи и поехали. Через много лет Анна Петровна вспоминала…

(Дамы и кавалеры – 2 пары - прохаживаются по сцене)

Анна Петровна:

«Погода была чудесная, лунная июньская ночь дышала прохладой и ароматом полей… Ни прежде, ни после я не видела его так добродушно весёлым и любезным… Приехавши в Михайловское, мы не вошли в дом, а пошли прямо в старый, запущенный сад, длинными аллеями старых деревьев, корни которых, сплетаясь, вились по дорожкам, что заставило меня спотыкаться, а моего спутника вздрагивать».

 

Ведущий:

На другой день Анна Петровна уезжала. Утром Пушкин пришёл в Тригорское и на прощанье подарил ей отпечатанную главу «Евгения Онегина». В неразрезанных страницах лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами.

(Пушкин читает «Я помню чудное мгновенье…» на фоне музыки)

Ведущий:

Анна Петровна собиралась уже спрятать драгоценный поэтический подарок, но Пушкин, долго смотревший на неё, вдруг неожиданно выхватил стихи и не хотел возвращать.

Анна Петровна:

«Насилу выпросила я их опять. Что промелькнуло у него тогда в голове – не знаю».

Ведущий:

Уже через два дня Пушкин писал Алексею Вульфу…

Пушкин:

«Каждую ночь гуляю я по саду и повторяю себе: она была здесь – камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе, подле ветки увядшего гелиотропа. Я пишу много стихов – всё это, если хотите, очень похоже на любовь, но клянусь вам, что это совсем не то».

                                                             -7-

Ведущий:

Бродя по аллеям Михайловского парка, Пушкин мучительно переживал охватившее его чувство. Он написал Анне Керн семь восторженных посланий на французском языке, пёстрых по настроению, полных противоречивых чувств, насыщенных преклонением перед поразившей его красотой.

Ведущий:

Трепет влюблённого сердца, восторг перед женской красотой Пушкин старается излить в своих искренних письмах.

Пушкин:

«Снова берусь за перо, чтобы сказать вам, что я у ваших ног, что я по-прежнему люблю вас, что иногда вас ненавижу…что я целую ваши прелестные ручки и снова перецеловываю их, в ожидании лучшего, что больше сил моих нет, что вы божественны… Если вы приедете, я обещаю вам быть любезным до чрезвычайности – в понедельник я буду весел; во вторник восторжен; в среду нежен; в четверг игрив; в пятницу, субботу и  воскресенье я буду чем вам угодно, и всю неделю у ваших ног».

Ведущий:

На одном из писем Алексея Вульфа к Анне Керн Пушкин приписал строки из Байрона: «Видение пронеслось мимо нас, мы видели его и никогда больше не увидим».

Ведущий:

Прошло 15 лет. Уже три года как не было в живых Пушкина. Но удивительная история этого стихотворения продолжалась. Строки его горячо и беспокойно звучали в другом сердце, молодом и любящем. Композитор Михаил Иванович Глинка встретил дочь Анны Петровны Керн, эта встреча принесла ему много счастливых минут. Чуткость, одухотворённость, образованность Катеньки Керн поразили Глинку. И снова любовь и вдохновение идут рядом, только теперь не слова, а ноты записывает торопливая рука. Благодаря чистому и глубокому чувству Глинки к дочери Керн появился романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

(Звучит романс М. Глинки на стихи А. Пушкина)

 

(За мольбертом – художник. Пушкин выходит с Натальей Николаевной, усаживает её перед мольбертом. Звучит негромкая музыка).

Пушкин:

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём средь медленных трудов

Одной картины я желал быть зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец…

                                                             -8-

Ведущий:

   Тихим октябрьским вечером Пушкин попросил художника Карла Брюллова нарисовать портрет своей молодой жены Натальи Николаевны. Он звал её просто – Натали. Чувство глубокой любви он сохранил к жене на протяжении всей их совместной жизни. Кто же она, эта женщина, которой выпало счастье и одновременно испытание быть любимой такого человека? О ней говорили разное в веках прошедших и веке нынешнем. Кто-то завидовал, кто-то славословил, кто-то пытался очернить её. А Пушкин как будто чувствовал, что его счастье не может быть длительным. Поэтому Брюллов и рисовал этот портрет, запечатлевая образ прекрасной женщины для потомков. (Подходит к художнику). Спокойное лицо с тонкими чертами, кроткий взгляд, нежность в каждом движении… А платье Натали надела то, в котором Александр Сергеевич её впервые увидел и полюбил. Это был самый счастливый день в их жизни…

Пушкин:

Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой, прелестной, нежной Натали, произошла зимним вечером 1828 года на балу у танцмейстера Иогеля. Я даже не собирался в этот день никуда выезжать, но вдруг ко мне вбегает Вяземский, в своей бобровой шубе, мокрой от снега, и прямо с порога кричит…

(Вбегает Вяземский)

Вяземский: Пушкин! Мой милый Пушкин! Поехали к Иогелю выбирать мне молоденькую невесту!

Пушкин: Я не успел ни слова сказать, как очутился в санях.

Вяземский: А через некоторое время мы подъехали к роскошному особняку.  

Пушкин: Лунный свет заливал улицу, сыпал пушистый снег.

Вяземский: А из особняка доносились звуки музыки. И в больших окнах мелькали силуэты нарядных дам и кавалеров.

(Выходят дамы и кавалеры)

Пушкин:

Никогда ещё я с таким грустным чувством не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Пётр что-то говорил мне и показывал на молоденьких барышень, которые впервые появились в светском обществе. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел её – в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых… Я шагнул навстречу своей судьбе.

(Пушкин приглашает Натали на танец. Остальные присоединяются)

Ведущий:

С тех пор, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже неё. Он понял, что это прелестное создание составит его счастье. «Когда я увидел её в первый раз, я полюбил её, голова моя закружилась»,- говорил поэт.

                                                                   -9-

Пушкин:

Я думал, сердце позабыло

Способность лёгкую страдать.

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! Уж не бывать!

Прошли восторги и печали,

И легковерные мечты…

Но сердце вновь затрепетало

Пред мощной властью красоты…

Натали:

Звезда моя! Свет предречённых дней!

Твой путь и мой. Судьба их сочетает.

Твой луч светя звучит в душе моей,

В тебе она заветное читает.

И жар её, твой отблеск верный здесь,

Гори, гори! Не выгорит он весь!..

(Звучит романс «Гори, гори, моя звезда…»)

Ведущий:

Не так легко было Пушкину соединить свою судьбу с Натальей Николаевной. Её мать, скупая до чрезвычайности и сварливая, терзала душу Александра Сергеевича, то требуя свидетельства о его политической благонадёжности, то жалуясь на свою бедность и невозможность тратиться на приданое (на что Пушкин и не рассчитывал и дал ей затем для покупки приданого11 тысяч). Мать Натали устраивала оскорбительные сцены, иногда доводила Пушкина до исступления.

Ведущий:

16 апреля 1830 года Пушкин обратился с письмом к шефу жандармов графу Бенкендорфу, прося выдать ему нечто вроде свидетельства о благонадёжности…

(Выходит Бенкендорф, которому Пушкин вручает прошение)

Пушкин:

Госпожа Гончарова боится отдать свою дочь за человека, который имел бы несчастье быть на дурном счету у государя.

Бенкендорф (читая):

Ваше положение зависит только от вас. В нём не может быть ничего ложного и сомнительного… (Делает какую-то пометку на письме). Я рекомендую вам, милостивый государь, показать это письмо всем, кому вы найдёте нужным. Его императорское величество с благосклонным удовлетворением принял известие о предстоящей вашей женитьбе и при этом изволил выразить надежды, что вы хорошо испытали себя перед тем, как предприняли этот шаг, и в своём сердце и характере нашли качества, необходимые для того, чтобы составить счастье такой женщины, как Наталья Гончарова.

                                          (Бенкендорф уходит)

Пушкин:

А я не строил иллюзий насчёт будущей женитьбы и возможного счастья. Мне было тяжело. Я не знал, кто я, что я, зачем я…

                                                      -10-

Ведущий:

В откровенном, исполненном горечи и тяжёлых предчувствий письме к матери Натали вскоре после того, как было сделано предложение, Пушкин писал…

(подносит письмо матери Натали)

Мать Натали: (в окружении дам читает):

Только любовь и нежность помогли мне заслужить расположение вашей дочери. Но, будучи окружена всегда восхищением, поклонением, соблазнами, надолго ли она сохранит это расположение? Ей станут говорить, что лишь несчастная судьба помешала ей заключить другой, более достойный её союз. Не возникнут ли у неё сожаления? Не будет ли она смотреть на меня, как на коварного похитителя? Бог мне свидетель, что я готов умереть за неё… Перейдём к вопросу о денежных средствах. До сих пор мне хватало моего состояния. Хватит ли его после моей женитьбы? Я не потерплю ни за что на свете, чтобы жена моя испытывала лишения, чтобы она не бывала там, где она призвана блистать, развлекаться. Чтобы угодить ей, я согласен принести в жертву всё, чем я увлекался в жизни, моё вольное, полное случайностей существование…

Ведущий:

Около двух лет тянулась история сватовства поэта. Наконец согласие было получено.

(Мать Натали передаёт ведущему бумагу, которую та передаёт Пушкину)

Пушкин:

Участь моя решена! Я женюсь… Та, которую я любил целые два года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – боже мой! – она моя… Я никогда не хлопотал о счастии, теперь мне нужно на двоих…

Ведущий:

В конце августа, накануне свадьбы, Пушкин уехал в Болдино для устройства своих денежных дел. Ехал совсем на короткое время, но неожиданно застрял в деревне, окружённой холерным карантином. Три месяца тревог, тоски, ожидания, беспокойства за невесту, оставшуюся в Москве, три месяца уединения и необычайного, нечеловеческого взлёта таланта и творческих сил. Болдинская осень…

(На сцене – Пушкин и Гончарова читают по очереди письма. Звучит музыка)

Пушкин:

Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю ещё более твоего лица…

Натали:

Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не мгу, с тех пор, как я здесь, я только и думаю, как бы удрать в Петербург к тебе… Кроме тебя, в моей жизни мне утешения нет…

Пушкин:

О чём я думаю, Натали? Вот о чём: чем нам жить будет? Отец не оставляет мне имения. Царь не позволяет записаться ни в помещики, ни в журналисты. Писать книги для денег, видит Бог, не могу…

                                                              -11-

Натали:

Зато для души, для тебя, для друзей и для будущего я пишу с увлечением и вдохновением, какого ещё никогда не испытывал… Этой удивительной осенью нельзя не писать…

Ведущий:

В период удивительной болдинской осени Пушкин задумал написать «Маленькие трагедии», в которых он хотел выразить своё отношение к любви и ненависти, к скупости и щедрости, к счастью и к тому, что делает человека несчастным. Открываются они «Сценой из Фауста». Фауст – герой старинной немецкой легенды, учёный, добившийся больших успехов, но не познавший счастья. На помощь он призывает дьявола, который помогает ему. Пушкинский Фауст тоже пошёл по этому пути, но счастья так и не достиг.

(На сцене появляются Фауст и Мефистофель)

Фауст:

Мне скучно, бес.

Мефистофель:

Что делать, Фауст?

Таков вам положён предел,

Его ж никто не преступает,

Вся тварь разумная скучает:

Иной от скуки, тот от дел.

Кто верит, тот утратил веру,

Тот насладиться не успел,

Тот насладится через меру,

И всяк зевает да живёт –

Зевай и ты.

Фауст:

Сухая шутка!

Найди мне способ как-нибудь развеяться.

Мефистофель:

Доволен будь

Ты доказательством рассудка.

В своём альбоме запиши:

Скука – отдохновение души.

……

Скажи, когда ты не скучал?

……

Тогда

ль,

как

погрузился

ты
В великодушные мечты,

В пучину тёмную науки?

Но – помнится, тогда со скуки,

Как арлекина из огня,

Ты вызвал, наконец, меня.

                                                           -12-

Я мелким бесом извивался,

Развеселить тебя старался,

Возил по ведьмам, по духам,

И что же? Всё по пустякам!

Желал ты славы – и добился,-

Хотел влюбиться – и влюбился.

Ты с жизни взял возможну дань.

А был ли счастлив?..

Фауст:

Перестань!

Не растравляй мне язвы тайной.

В глубоком знанье жизни нет.

Я проклял знаний ложный свет.

А слава, луч её случайный

Неуловим. Мирская честь

Бессмысленна, как сон…

Но есть прямое благо: сочетанье

Двух душ…

(Фауст и Мефистофель уходят)

Пушкин:

Но есть прямое благо: сочетанье двух душ…

Ведущий:

Пушкин увидел улыбку любимой только в начале декабря, когда, наконец, была открыта дорога на Москву после длительного карантина. Он встретил Наталью Николаевну, и не было для него более счастливых мгновений. Однако почему поэт писал: «И может быть, на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной…»? Может, это предчувствие своей будущей трагической судьбы?

Пушкин:

16 февраля, за два дня до свадьбы, в доме Павла Нащокина я встретился с молодой певицей из цыганского хора.

(Входят цыгане)

Цыганка:

Позолоти ручку, Александр Сергеевич, нагадаю тебе судьбу твою. Ждёт тебя невеста красивая, свадьба счастливая, а жизнь унылая… Будешь страдать и писать, а потом дорога тебя ждёт ранняя… Эх! Жизнь моя цыганская! Спляши со мной – развеешься!

(Звучит музыка, исполняется цыганский танец. Пушкин тоже танцует)

Ведущий:

Много лет спустя цыганка Татьяна, вспоминая об этом вечере, рассказала, как поэт, очнувшись, попросил её спеть…

                                                           -13-

Цыганка:

Говорю я ему, Александр Сергеевич, дай вам Бог… Только на сердце у меня самой не весело. И думая об этом, запела я Пушкину песню…

(Поёт 1 куплет или звучит в записи)

Пою я, а на сердце грусть-тоска. Как вдруг слышу: зарыдал Пушкин. Подняла я глаза, а он рукой за голову схватился и говорит: «Ах, эта песня всё во мне перевернула, она мне не радость, а большую потерю предвещает!..»

(Цыгане с песнями уходят)

Ведущий:

18 февраля 1832 года свадьба. Венчались Пушкин и Гончарова в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот.

(Звучит духовная музыка)

В ту пору известная всему высшему свету Долли Фикельмон, внучка Кутузова и жена австрийского посланника, имела славу предсказательницы. Она вела дневник. И после первого приёма, сделанного семьёй Пушкиных, записала в него следующее (читает): «Жена его, Пушкина, прекрасное созданье, но это меланхолическое и тихое выражение лица похоже на предчувствие несчастья. Лица мужа и жены не предсказывают ни спокойствия, ни тихой радости в будущем. У Пушкина видны все порывы страстей, у жены – вся меланхолия отречения от себя. Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого моего сердца. Есть что-то воздушное и трогательное во всём её облике. Эта женщина не будет счастлива. Голова её склоняется, и весь облик как будто говорит: «Я страдаю». Но какую же трудную ей предстоит нести судьбу – быть женой поэта, и такого поэта, как Пушкин…»

Пушкин:

«Я женат - и счастлив: одно желание моё, чтоб ничего в жизни не изменилось, лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец…

(Пушкин опять усаживает Гончарову перед художником)

Ведущий:

Первое время жизнь Александра Сергеевича и Натали казалась безоблачной. Брюллов рисовал портрет любимой жены. Пушкин давал советы. И всё это происходило в Царском Селе, куда переехала молодая семья после свадьбы. «Я видел Александра Сергеевича,- пишет брат Натальи Николаевны,- между ими царствует большая дружба и согласие». «А жёнка Пушкина очень милое творение… И душа, и жизнь, и поэзия в выигрыше»,- писал Жуковский князю Вяземскому.

Ведущий:

Там же, в Царском Селе, находился и императорский двор, и вскоре жизнь поэта  осложнилась. Всё сильнее сжималось кольцо светской вражды, всё более ужесточался контроль со стороны царя и Третьего отделения, продолжались грубые нападки

                                                                 -14-

официальной критики. В это время поэт особенно глубоко задумался о справедливости устройства государства Российского. Своими мыслями он делился с друзьями, цитировал «Стансы», напоминающие о славных днях правления Петра.

Пушкин:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд,

Во всём будь пращуру подобен:

Как он, неутомим и твёрд,

И памятью, как он, незлобен…

Ведущий:

Царь с помощью Бенкендорфа быстро развеял эти иллюзии. Он назначает поэта камер-юнкером, чтобы постоянно видеть при дворе его прекрасную жену. Этот чин, даваемый неумудрённым жизнью юношам, оскорбил Пушкина. Но это было только начало. Бенкендорф потребовал, чтобы поэт представлял свои стихи императору на высочайшую цензуру. Чтобы он прекратил публичные чтения неблагонадёжных стихов. Чтобы внёс в тексты те изменения, которые полагают необходимыми царь и Третье отделение.

Ведущий:

Пушкин с горечью писал жене: «Государю неугодно было, что о своём камер-юнкерстве отзывался я не с умилением и благодарностью. Но я могу быть подданным, даже рабом, но холопом и шутом не буду и у царя небесного».

Ведущий:

А прекрасная Натали дарила нежные и добрые улыбки. И письма Пушкина к ней дышат нежностью и заботой, они полны любви и нежности: «Мой ангел, кажется, я глупо сделал, что оставил тебя… Тебя теребят за долги повар, извозчик, аптекарь…». И в другом письме: «Жёнка, жёнка! Я езжу по большим дорогам, живу по три месяца в степной глуши… Для чего? Для тебя, жёнка, чтобы ты была спокойна и блистала себе на здоровье, как прилично в твои лета и с твоею красотою…». «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив…»

Ведущий:

27 августа, в день рождения Натали, Пушкин благодарит мать Натальи Николаевны за то, что она дала жизнь этому прелестному, чистому созданию: «Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание».

Ведущий:

Но вместе с тем уже близка была развязка. Всё оборачивалось против Пушкина, всё толкало его к гибели: ненависть светского общества, чрезмерное внимание Николая к красоте Натали, ухаживание Дантеса, подлость и грязь…

(Входят Пушкин и Данзас)

Данзас: Ты настаиваешь на этих условиях?

                                                           

                                                                  -15-

Пушкин: Разумеется.

Данзас: Это очень жестокие условия: барьер 10 шагов. Смертельные, я бы сказал.

Пушкин: Это ничего не меняет.

Данзас: твои условия приняты. И Дантес ждёт тебя… На Чёрной речке…

(Уходят. Звучит выстрел)

Ведущий:

Пушкин стрелялся с Дантесом. Рана поэта оказалась смертельной. Умирая, поэт испытывал величайшие муки. Но несмотря на это, думал о других и прежде всего – о семье. Простился с детьми и нашёл в себе силы сказать слова утешения Наталье Николаевне. Увидев жену, он сказал: «Как я счастлив! Я ещё жив, и ты возле меня… Ты не виновата, я знаю, что ты не виновата».

Ведущий:

Первая красавица Петербурга, Наталья Николаевна семь лет носила траур по мужу, потом вышла замуж за Ланского.

«Здесь похоронена Ланская…»

Снега некрополь замели.

А слух по-прежнему ласкает

Святое имя – Натали.

Как странно, что она – Ланская.

Я не Ланской цветы принёс,

А той, чей образ возникает

Из давней памяти и слёз.

Как странно, что она – Ланская.

Ведь вслед за выстрелом сама

Оборвалась её мирская,

Её великая судьба.

Ведущий:

Как вас любил поэт,

Тысячи строк посвятил

Вашей любви, Натали.

Стали вы песней любви,

Чистой звездою любви,

Музой его, Натали…

(Звучит музыка. Выходят все актёры).

Литература:

1. О.Н. Николенко. Поэт и любовь. Ж. «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР», 1991, № 5.

2. С.Б. Зархи. «Я вас любил…». Ж. «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР».

3. Н.С. Шер. Рассказы о русских писателях. Изд-во «Детская литература», Москва, 1964 г.

                                                         -16-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного вечера, посвящённого поэзии Роберта Бёрнса.

Сценарий литературного вечера, посвящённого поэзии Роберта Бёрнса....

Из опыта знакомства с произведениями современной зарубежной литературы. Сценарий литературного вечера, посвящённого памяти жертв концлагерей.

Имена... Даты... 11апреля 1945... Этот день записан в книгу Истории как Международный день освобождения узников концлагерей.  Концлагерей, разбросанных по всей оккупированной фашистской Германией...

Сценарий литературного вечера. посвящённый году Литературы

Внеклассное мерприятие для учащихся 5-6 классов...

Сценарий "Литературный вечер, посвящённый 110-летию М.А.Шолохова"

Литературный вечер посвящен жизни и творчеству Михаила Александровича Шолохова. Рассчитан на учащихся 6-11 классов...

Сценарий литературного вечера, посвящённого 120-летию со дня смерти С.Есенина

Литературно-музыкальна композиция, посвящённая памяти Сергея Есенина для учащихся 8-11 классов....

Сценарий литературного вечера, посвящённого 450-летию Уильяма Шекспира "Певец любви и свободы", для учащихся старших классов

Предлагаемый сценарий литературного вечера "Певец любви и свободы" посвящен английскому поэту и драматургу Уильяму Шекспиру. Вечер проводился как открытое мероприятие для учащихся старших классов, учи...

Литературно - музыкальная композиция "Свеча горела на столе..." (тема любви в творчестве А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина)

Любовь – часть жизни каждого из нас.Любой повторит за художником Ван Гогом: «Я – человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви – иначе я замерзну и превращусь в кам...