Художественное восприятие мира в произведениях Анатолия Власова.
творческая работа учащихся по литературе

Дылгерова Энгельсина Владимировна

Биография  Власова А.Г. Анализ лирики А.Г. Власова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vlasov.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

РУО МО «Тункинский район»

МБОУ «Зун – Муринская средняя общеобразовательная школа»

Научно – практическая конференция «Роль молодежи в социально – экономическом развитии Тункинского района», посвященной 350-летию вхождения в состав Российского государства.

Секция «Литературное краеведение»

Художественное восприятие мира

 в произведениях Анатолия Власова.

Выполнила: Тускенов Тимур

Руководитель: Дылгерова

Энгельсина Владимировна.

п. Зун – Мурино, 2011 г.

Оглавление.

  1. Введение.
  • Биография А.Г. Власова.
  1. Основная часть.
  • Основные темы стихов.
  • Человек и природа в лирике Власова.
  • Тема войны в стихах А.Г. Власова
  • Роль изобразительно-выразительных средств.
  1. Заключение.
  2. Список использованной литературы.
  3. Приложения.

Введение.

Цель исследования:

1) показать художественное восприятие мира поэтом на основе стихов А. Г. Власова.

2) рассмотреть основные темы стихов Власова, в частности тему природы и тему войны.

3)  выявить роль  изобразительно-выразительных средств в лирике А.Г. Власова;

Объект исследования: стихи А.Г. Власова.

Методы исследования: ознакомление с письменными и устными источниками, анализ стихотворений А.Г. Власова; изучение рукописных источников.

Биография Власова А.Г.

Власов Анатолий Гаврилович родился 13 мая 1946 года в г. Усолье-Сибирское Иркутской области. Отец – Гавриил Михайлович Власов, родился в 1916 году, в Омской области. Мать – Сара Николаевна Ниометова, была комсомолкой. Закончила курсы электриков, работала воспитателем детского сада, учительницей начальных классов по ликвидации безграмотности в с. Тибельти. Впоследствии закончила курсы бухгалтеров. С Гавриилом Михайловичем они встретились перед войной и в мае 1941 года сыграли свадьбу. У них родилось пятеро детей: Александр, Анатолий, Виктор, Света и Оля.

С первых дней войны Гавриил Михайлович и его друзья начали осаду военкомата с просьбой взять их на фронт. Но на фронт они попали уже после разгрома немцев под Москвой. Друзей не разлучили, и они попали в тогда еще новые для нашей армии воздушно-десантные войска. По ускоренной программе осваивали прыжки с парашютом, приемы рукопашного боя и владение оружием. Подготовку прошли жесткую, но все это пригодилось потом. Воевать ему пришлось недолго, так как вскоре в одном из боев его ранило осколками взорвавшейся рядом мины, и он потерял сознание. Мелкими осколками посекло левый бок и спину, вскользь задело позвоночник, а крупными раздробило кисть правой руки. Один осколок застрял в каске, и это спало ему жизнь. Очнулся он под береговым обрывом, куда его волоком оттащил друг-белорус. Тут положение нашей армии спасли наши «катюши» и основные силы, подошедшие в это время.

Подлечившись в тыловом госпитале г. Кержач, отец приехал домой. Через неделю он вышел на работу на завод. Так он и проработал на заводе 18 лет. За время работы неоднократно награждался почетными грамотами, медалью «За трудовую доблесть». Потом ему по состоянию здоровья посоветовали переехать куда – нибудь в село. Так в 10-летнем возрасте в 1956 году с родителями Анатолий Власов оказался в селе Зун-Мурино Тункинского района.

Окончив 7 классов Зун-Муринской средней школы, поступил учиться в профтехучилище №12 г. Ангарска по специальности столяр – плотник. По окончании до призыва в армию работал в СМУ №5.

После вернулся в Тунку, работал в Тункинском коопзверопромхозе . сначала любителем, потом учеником, а с 1970 года кадровым охотником.

Стихи начал писать еще в школе, но что-то стало получаться, когда уже работал кадровым охотником. «Бывало, года полтора вообще не писалось ни строчки, а потом прорывало и приходилось писать огрызком карандаша, на чем придется: на оберточной бумаге, на сигаретных пачках, у костра, в таежной избушке при свете коптилки,»- вспоминает А.Власов

В 1995 году из-за болезни не смог больше заниматься охотой. Из-за вынужденного безделья появилось много свободного времени, и, следовательно, время для стихов. Мизерная пенсия, начавшийся в стране бардак порою доводили до отчаяния. Но друзья, соседи, родные своей поддержкой помогли пережить трудное время. За это он им очень благодарен. Дом А.Власова находится на улице Валентины Терешковой. Так получилось, что семьи он не создал. Сам он говорил: «У охотников, как у моряков, семьи редко складываются. Женщине нужно, чтобы муж был дома. Какая жена выдержит регулярные, длительные отлучки мужа, когда он все время в тайге».

Тайгу Анатолий Гаврилович любил страстно, и сам признавался в своих стихах:

Я раб тайги, реки и гор,

Снегов, дождей цветущих трав

И увядающих дубрав,

Хозяин мой – лесной простор.

Еще тогда, в 1956 году, приехав в Зун-Мурино, он не мог налюбоваться красотой здешних мест, величием Саянских гор. С деревянного тогда еще моста чрез реку можно было видеть плещущих тайменей. Вода была настолько прозрачна, что были видны все камни на дне реки. Хотя Анатолий Гаврилович родился в Иркутской области, родиной своей считает Зун-Мурино. Поступив учиться в Ангарское училище, Анатолий в первый раз приехал на каникулы. Подъезжая к родному селу, почувствовал, что сердце бьется готовое выскочить из груди. Так радостно было ему видеть родные места.

Уже в 14 лет Анатолий мог уйти в лес на 50 километров один, с собакой. А когда его спрашивали: «Неужели не было страшно?», он с улыбкой отвечал: «В тайге бояться нечего. Это в городе людей надо опасаться».

Тема войны в лирике А. Власова.

В книге стихов поэта А.Г. Власова есть одно стихотворение «Мы в душе это свято храним». Оно посвящено теме Великой Отечественной войны. Над ним Анатолий Гаврилович работал не один год, с 1975 – 2004 год. Эти цифры говорят о том, что очень серьезно и ответственно подошел к теме войны поэт. Начинал писать, что-то ему не нравилось, и он снова переделывал  стихи.

Анатолий Гаврилович родился в мае 1946 года, и стихотворение начинается со слов:

Я родился под мирной звездой,

Разминулся с войною на год,

Но она в мою память волной

Била яростно с детского сада.

Повествование ведется от первого лица. Лирический герой – мальчишка – подросток, который знает о войне  из фильмов:

/…/Я запомнил и рев самолета,

У которого крылья в крестах,

И смертельную дробь пулемета,

Это жуткое тра-та-та-тах.

Он меня пяти лет, шпингалета,

Расстрелял через зрительный зал/…/

Но не только из фильмов знают дети того времени о войне. Война прошла не так давно. Живы о ней воспоминания у солдат, у вдов, у инвалидов.

…Им, судьбою с войной повенчанным,

Выпал тяжкий и горестный путь.

Обгорелым, слепым, изувеченным

Радость жизни с отравой хлебнуть…

Война прочувствована мальчишками:

Мы смотрели с любовью и болью

На парад орденов и ран.

Восприятие военных событий передано  через восприятие мальчика, готового вместе с друзьями совершать подвиги, как герои – солдаты.

Нам казалось совсем не страшно

Лечь на дзот или в танке гореть,

И сходились мы в рукопашный

За Рейхстаг, презирая смерть.

И лишь в  заключении слышится голос взрослого:  

Это все нам досталось в наследство,

Мы в душе это свято храним,

А стихи – это просто средство,

 То, что есть, поделить с другим.

Стихотворение состоит из двадцати одного катрена. Оно очень динамично, написано двусложным размером – хореем:

песни клочьями рвали душу,

Автор использует перекрестный способ рифмовки (наследство – средство: храним -  с другим),  мужскую и женскую рифмы.

Кроме этого стихотворения есть еще одно, посвященное войне произведение: «Обелиски», которое было напечатано в районной газете «Саяны» ….

В нем А.Г. Власов с присущей ему..

Изобразительно – выразительные

средства в лирике А.Г. Власова.

      Сам автор стихов смеясь, говорит: «Я знаю, что есть хорей и ямб, а чем они друг от друга различаются, понятия не имею». Тем не менее, богата палитра его красок и художественных средств. Довольно выразительны эпитеты: в тайге седой,  в розовом тумане, мудрых пташек, жестокий счет.  Много олицетворений. Например:

«Осень стелет ковер золотой,

Плачет небо, взгрустнуло о лете».

«Заря купалась в розовом тумане…»

«Заря росой умылась и окрепла»

«Прозрение» с. 92

      Также мы встречаем примеры метафор – скрытых сравнений (например: «шепот звезд», «луны желток яичный», «блеск лысины гольца»). В стихах А.Г. Власова много инверсий, придающих стихам особую выразительность, помогающих автору сделать акцент на каком – либо слове. К примеру,  «в тайге седой, сгорала ночь, сияла роса, ручью хрустальному». Здесь мы можем наблюдать обратный порядок слов: подлежащее находится после сказуемого, а определение после определяемого существительного. Использованные средства яркие, эмоционально-насыщенные поражают воображение. Психология сближения понятий «луна – яичный желток» понятна и не требует пояснения. Здесь важно эмоциональное восприятие автора. Метафора «луны желток яичный» напоминает имажинизм С.А. Есенина. В целом, можно провести некую параллель между лирикой А.Г. Власова и С.А. Есенина.

      Стихи большей частью написаны четверостишиями, с использованием точной и неточной, мужской (с ударением на последнем от конца строки слоге) и женской (с ударением на втором от конца  слоге) рифм. Например: камуфляже – вяжем, прочно  - точно, гор – простор, трав – дубрав, с. 90).

Любимые поэты А.Г. Власова – С.А. Есенин, В. Высоцкий, а также А.А. Фет и Ф.И. Тютчев. Сам он говорил, что раньше писал, подражая Сергею Есенину. В самом деле, многое связывает лирику Власова с есенинскими стихами. Встречаются часто такие цвета, как белый, розовый, золотой, синий. Совсем как в есенинских стихах бодается месяц:

Там ночью дремлют звезды на лугах,

Проказник месяц, выточив рога,

Одну из них бодает осторожно,

И, коль рискнуть, его погладить можно.

      В лирике А.Г. Власова наблюдаются и сквозные образы: осени, рябины, дороги.

Осень! Осень! Сколько песен спето

О тебе, и сказано в стихах.

Осень, на тебя любуясь, лето

Синевой застыло в облаках.

Ты приходишь, в золоте купаясь,

Мне, наверно снова не суметь

Разобраться сколько не пытаюсь,

Где пролилось золото, где медь.

Пусть же медь и золото, сливаясь

Не зальют есенинскую грусть

И горят рябины разгораясь

Никого не грея – ну и пусть!

      В есенинских стихах Анатолия Гавриловича привлекают нежность и музыкальность стихов:

Рассказать, как поют соловьи

Я хотел, но не стал я поэтом.

Мне достались страданья любви,

Сулико моя знает об этом…

«Страдалец», с. 78

В этом отрывке заметно проявление ассонанса (повтор гласных звуков), придающих напевность, музыкальность стихам.

Другим его любимым поэтом является В.Высоцкий. У него есть стихотворение, посвященное ему:

Великий бард, актер, поэт.

Звезда России.

Твоих лучей разящий свет

Не погасили.

Иронию в потоке слов

Все понимали…

«Светлой памяти Владимира Высоцкого» с.96

      В лирике В.Высоцкого ему нравится ответственность перед людьми, правдивость, утверждение добра и низвержение зла, чувство юмора. Под влиянием поэзии В. Высоцкого в его стихах появляется сила, решимость, напористость «металла звон».

Я родился под мирной звездой,

Разминулся с войной всего на год,

Но она в мою память волной

Била яростно с детского сада.

Без меня отгремела страда,

О которой забыть мы не в силах,

О которой напомнят всегда

Обелиски на братских могилах.

«Мы в душе это свято храним», с.115.

      «Металла звон» появляется за счет такого фонетического средства выразительности, как аллитерация. Частый повтор звука /р/  создает скрежет металла, грохот танков, отзвук отдаленной войны советского народа.

Таким образом, использование изобразительно-выразительных, в том числе и фонетических средств выразительности (ассонанса, аллитерации, благозвучия, звукописи) наблюдается во многих стихах А.Г. Власова.

Заключение.

Любовь к родному краю – это то чувство, которое движет человеком на протяжении всей жизни. От того, насколько любит человек свою родину, родных и близких ему людей, зависит, как он проживет предначертанный судьбой отрезок времени на этой земле.  «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» - это дань уважения своим предкам, это память об историческом прошлом родного края.

Любовь к Родине – чувство, которое пронизывает творчество многих поэтов, в том числе и поэтов - тункинцев. Тема родины характерна и для творчества Л. Тапхаева. Его стихи глубоко лиричны и удивляют тем, что заставляют нас взглянуть на окружающую природу другими глазами. Да, действительно, природа нашего края удивительно прекрасна. Она вдохновляет многих. М. Пришвин говорил: «Человек равен вселенной. Потому равен, что без человека это без-мысленная природа. Только человек ее осмысливает, обнимает своей мыслью, включая в круг своего сознания. Это деятельное одухотворение совершается силой человека, которую мы назовем Поэзией».

      Природу нашего края прекрасно воспел  Анатолий Гаврилович Власов.     Он воспел и величавые Саяны, и спокойный в своем течении Иркут, и нашу быструю речку Маргасан; тайгу во все времена года, ее прекрасных обитателей. Когда читаешь его стихи, то мысленно представляешь себе тайгу, костер, неторопливый мужской разговор. Кажется, что там, в тайге, действительно золотыми россыпями искрится речная излучина, и тихим шепотом говорит листва…

 А.Г. Власов в своем творчестве отразил тот сложный период времени, в котором нам довелось жить: лихие 90-е годы, страшные годы, когда страна не жила, а выживала.

      Анатолий Гаврилович Власов – человек, который с болью переживал развал страны. В своих стихах он критикует пороки общества, человеческие пороки. Все творчество Анатолия Гавриловича Власова убеждает нас в том, что он патриот, поэт – гражданин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика восприятия музыкального произведения у учащихся 5-7 классов методом «Музыкальной живописи».

Меня заинтересовала психологическое и эмоциональное состояние ребенка, который приходит на урок музыки. Появилось желание отследить эти процессы в динамике, попытаться помочь ребенку восстановить гарм...

Роль живописных произведений в развитии художественного восприятия изобразительного искусства

На развитие и проявление творческих способностей школьника существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняю...

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно - ориентированного взаимодействия с детьми. Взаимодействие может рассматриваться только через сис...

Художественное время и художественное пространство в произведениях И.С. Шмелёва

Я надеюсь, это будет полезный материал для учителей литературы, учащихся старших классов для подготовки к ЕГЭ....

001. Формирование навыков эмоционально-образного восприятия музыкальных произведений в курсе музыкальной литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий (на примере разбора цикла фортепианных пьес «Времена года» П. И. Чайковского)

Семинар для преподавателей культуры, музыки и искусства довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации «Формирование навыков эмоционально-образного восприятия му...

Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения

Статья. Развитие музыкально-творческих  способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения...

Как развить художественное восприятие произведения искусства

laquo;Жить ведь значит всегда порываться вперёдк высшему совершенству»Б. Пастернак...