РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
презентация к уроку по музыке по теме

Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно - ориентированного взаимодействия с детьми. Взаимодействие может рассматриваться только через систему позитивных отношений, которые, с одной стороны, выражаются в понимании, признании, принятии педагогом ребёнка, с другой - дают возможность детям выразить своё «хочу», «могу», проявить активность, творчество, выразить эмоциональное устремление. Исходя их этого, можно определить главную цель - развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Отсюда и задачи: - Развивать способность эмоционально воспринимать музыку; - Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка, учитывая его индивидуальные возможности; - Высвобождать первичную креативность, создавать условия для спонтанных творческих проявлений; - Расширять кругозор детей через знакомство с про- изведениями композиторов, поэтов, художников; - Вовлекать детей в разные виды художественно - эстетической деятельности, развивая чуткость к чувствам и красоте. - Формировать умение слушать и слышать музыку, сопоставлять, сравнивать музыкальные интонации с цветом, светом, поэтическим образам. Свою работу начала с проведения диагностики и определению этапов работы по развитию художественного восприятия музыкальных произведений средствами изобразительной деятельности: I этап - музыка имеет образ; II этап - музыка имеет цвет; III - музыка имеет сюжет. При составлении конспектов занятий ориентировалась на принцип: от простого - к сложному. Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трёх основных методов (наглядный, словесный и практический) применяла в проблемной форме, с нарастанием сложности. Использовала синтез музыки, поэтического слова и живописи, с последующим заданием: поделиться впечатлениями с родителями и нарисовать «услышанное». Сочетание разнообразных методических приёмов, таких как: - сравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами; - выбор соответствующего по настроению поэтического слова или иллюстрации; словесное описание «услышанного»; - придумать название для музыкального произведения; сочинить сказку об «услышанном» в музыке; - подобрать слова к характеру музыкального произведения; поэтическое слово, звучащее на фоне музыки. Всё это позволяет сделать процесс слушания более интересным и запоминающимся. Задание на дом - «нарисовать услышанное», побуждает ребёнка к общению с родителями: рассказать о занятии, выполнить рисунок вместе. I ЭТАП - МУЗЫКА ИМЕЕТ ОБРАЗ Сказочные персонажи являются наиболее оптимальными для восприятия ребёнка, поэтому этот этап включает в себя сопоставление различных сказочных образов и пьес с одинаковыми названиями, он соответствует теме из программы Радыновой О.П. «Сказка в музыке». Дети старшего возраста ярко и выразительно рисуют портреты сказочных персонажей, сюжеты из прослушиваемых «музыкальных сказок». Так, дети по разному представили себе образы, созданные П.Чайковским в балете «Спящая красавица» - фрагмент «Кот в сапогах и белая кошечка». Настойчивая, просящая тема «Кота» и мягкая, капризная тема «Кошечки» нашли своё отражение в их рисунках (слайд №6). При прослушивании фрагментов оперы «Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова дети познакомились с новым для них музыкальным языком -восточными темами, с их затейливо вьющимися, причудливыми мелодиями, характеризующими Звездочёта и Шемаханскую царицу. Для того чтобы дети лучше почувствовали изысканный рисунок этих мелодий, мы рассматривали с ними восточные орнаменты. Дети сами пришли к выводу, что узоры на кувшинах, блюдах, коврах напоминают рисунок мелодии. При повторных прослушиваниях дети «рисовали» воображаемые «узоры»: моделировали движениями руки рисунок мелодии во время звучания восточных тем. Дети с увлечением «рисовали», а затем переносили эти узоры в свои реальные рисунки, изображающие Шемаханскую царицу, её шатёр и т.д. (слайд №7). Тембр музыки — наиболее «живописный» её компонент, воплотился в рисунках детей. Чем богаче была тембровая палитра музыкального произведения, тем более яркими и насыщенными по колориту становились рисунки. Роскошной, радужной музыке Жар-птицы («Жар-птица» И.Стравинского) с преобладанием прозрачных тембров арфы, колокольчиков, скрипок и флейт в верхнем регистре дети дали определения: «сияющая», «блестящая», «сверкающая». Сказочную Жар-птицу они представили по -разному, но использовали при этом исключительно яркие, сочные краски, даже фон, выбранный детьми оказался не белым, а светло - розовым, что подчёркивает характер музыки (слайд № 8). После цикла занятий по теме «Баба Яга», на которых дети знакомились с одноимёнными произведениями П.Чайковского и А.Лядова «Баба Яга» и М.Мусоргского «Избушка на курьих ножках» мы устроили в группе выставку рисунков, которые дети выполняли дома с родителями. Видно, что в некоторых случаях родители сами рисовали, а дети только раскрашивали рисунок. По словам родителей - они получили огромное удовольствие от такого занятия. В тех работах, которые дети выполняли сами, проявляется индивидуальный характер их восприятия. Персонаж «Баба Яга» у всех получился разный, оно и понятно, ведь и прослушанные детьми произведения были написаны разными композиторами и имели разный характер (слайд № 9 -12). Та же «помощь» родителей прослеживается и работах по произведению Д.Шостаковича «Вальс - шутка» (слайд № 13). Интегрированные и комплексные занятия, на которых восприятие музыки объединялось с рисованием, дали ряд примеров интересных цвето¬звуковых соощущении у детей. Так, они с восхищением слушали и прекрасно запомнили сказочно-таинственную музыку из «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова. Звуки колоколов и переливчатое радостное звучание вызвало яркие образные ассоциации у Ксюши: «Всё такое светлое и радостное, как будто солнышко всё золотит». Это нашло отражение в её рисунке (слайд № 14). II ЭТАП – МУЗЫКА ИМЕЕТ ЦВЕТ. Для понимания детьми сущности музыки как вида искусства, передающего настроения, чувства, их смену этот этап является важнейшим. Он близок теме «Музыка выражает настроения, чувства, характер» и является сквозным, так как все остальные темы изучаются в опоре на него. На этом этапе я преследовала цель не только высказываться о характере музыкального произведения, но и в соответствии с этим, использовать всё богатство цветовой палитры и изобразительных материалов. Для этого сочиняются сказки, придумываются игры, подбираются репродукции художников-живописцев. На одном из комплексных занятий дети попадают в весеннюю сказку, где знакомятся с Кощеем Бесцветным, знакомят его с первыми весенними цветами. На занятии дети совершенствуют навыки смешивания красок и получения оттенков путём «разбеливания» (СЛАЙД № 15). Рисование «цветовых настроений» способствует той возможности, которая открывается перед художником, чувствующим выразительность колорита. И оказывается, что вовсе не обязательно рисовать что-то конкретное, имеющее узнаваемый конкретный контур. (слайд №16) Дети охотно включаются в игровую ситуацию, где краски на листе встречаются друг с другом и разговаривают на своём языке. В радостной, сочной цветовой гамме дети передали настроение, возникающее в процессе слушания произведения «Утро» Э.Грига. Рисуем «радость» и «страх» - какие разные получаются работы! Два контрастных эмоциональных состояния: добро и зло - и дети с лёгкостью выбирают из известных им красок наиболее подходящие. Это легко можно просмотреть в работах детей по темам «Фей» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица».(слайд № 17) В рисунках детей нашёл отражение и ритм музыки. В отличие от мелодии, анализу которой на занятиях уделялось специальное внимание, ритмические особенности прослушиваемых произведений, как правило, не анализировались. Дети передавали ритм посредством собственного тела при воплощении музыки в творческом музыкальном движении, а затем он начинал «звучать» и в их рисунках. Наиболее интересными были рисунки, в которых дети воплощали ритмически яркую танцевальную музыку: «Вальс цветов», «Вальс снежных хлопьев», «Танец русских самоцветов», «Осень» Вивальди. (Слайд№18,19) III ЭТАП - МУЗЫКА ИМЕЕТ СЮЖЕТ Музыка - объединяет в себе образ, настроение, содержание. На этом этапе дети учатся передавать музыкальный сюжет изобразительными средствами, используя изобразительные материалы по своему желанию. Большое внимание при прослушивании музыки уделяется анализу мелодии. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, мелодия - основное выразительное средство, «душа музыки»; а с другой - мелодическая линия близка линии в живописи, и можно предположить, что наиболее яркие особенности мелодики прослушанных пьес найдут отражение в рисунках. (слайд № 20) Тот же «изгиб» мелодии нашёл отражение в рисунках к произведению Р.Шумана «Весёлый крестьянин». (слайд № 21) В произведении Э.Грига «В пещере горного короля» средняя часть больше всего поразила детей своими «переливами», сиянием, сверканием, когда «слышен» цвет каждого камешка.(слайд № 22) Нежная мелодия скрипок, переливчатые пассажи фортепиано и звон челесты изображают волшебную картину - «Аквариум» К.Сен-Санс. На вопрос: «Как звучит музыка?» дети отвечают: «Музыка переливается и искрится, как будто плавают золотые рыбки»; « Рыбки плавают между водорослями и слышно, как они «оплывают» их. (слайд № 23) Постепенно задачи усложняются: например, воплотить в рисунках на одну и ту же тему контрастные по настроению и музыкальному языку музыкальные произведения. Дети ставятся в проблемную ситуацию: они должны выбрать из двух музыкальных произведений - одно, близкое им по настроению. Здесь же сопоставляем с детьми музыкальные произведения со стихотворениями. «Осень» А.Вивальди, «Осенняя песнь» П.Чайковского, «Фея осени» С. Прокофьева (слайд № 24); «Зима» А.Вивальди, «Зима» П.И.Чайковского.(слайд № 25) Интересны работы детей по содержанию и композиционному решению по музыкальной сказке «Колобок - недопеченный бок», которые они выполняли в группе. Здесь хорошо заметен характер героев, передано настроение музыки - то светлое и радостное, то настороженное, не забыли ребята и про характер персонажей (слайд № 26). Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребёнком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создаётся специфическими для того или иного вида искусства средствами. Занятия, на которых дети «рисуют музыку», является для них подлинным праздником. Звучание прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, в разные цвета тонированная бумага - на выбор, карандаши, восковые мелки, гуашь и акварель, обязательная похвала педагогов создают особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая её в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты. После занятия педагог беседует с каждым ребёнком о том, что он нарисовал, и спрашивает, помогла ли ему в этом музыка. Значительным событием становится выставка детских рисунков, которая оформляется в группе, чтобы дети могли продемонстрировать свои работы родителям и рассказать им о том, какую музыку они нарисовали. При работе с ребёнком одна из задач — установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребёнка. Каждый его успех в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей. Что для него очень важно. В помощь семье я проводила консультации, показывала фрагменты занятий, приглашала родителей на комплексные занятия, просмотрев которые родителям легче продумать совместный досуг с ребёнком. В группе вместе с детьми устраивали выставки работ по прослушанным произведениям, предлагали родителям тоже «нарисовать музыку» и поучаствовать в выставке. Очень интересна работа Миши П. по произведению С.Прокофьева «Дождь и радуга», которую он выполнял сам, но решение использовать восковые мелки и краски было подсказано мамой. (слайд № 27,28). ВЫВОД: - рисунки обогащаются новым содержанием; - созданный рисунок помогает ребенку глубже постичь музыкальный образ; - настроение музыки в рисунках детей чаще всего передается с помощью колорита, цвета; сила звучания – с помощью величин изображения; темп – динамичности движений; - музыкальное произведение только тогда обогащает детское изобразительное творчество, когда дети способны выделить выразительные средства музыки; - чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребёнка.
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль живописных произведений в развитии художественного восприятия изобразительного искусства

На развитие и проявление творческих способностей школьника существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняю...

Логопедический семинар на тему: «Использование средств изобразительной деятельности в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников».

«Использование средств изобразительной деятельности в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников»....

Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения

Статья. Развитие музыкально-творческих  способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения...

Изучение средств музыкальной выразительности с целью развития у учащихся осмысленного восприятия музыкальных произведений

В статье рассматривается вопрос изучения средств музыкальной выразительности на уроке музыки в общеобразовательной школе, что  является необходимым условием понимания содержания и замысла сочинен...

Педагогический проект "Развитие художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности через систему социокультурного партнёрства школы-интерната"

Проблема: развитие творческих способностей и личностных качеств обучающихся во внеурочное время средствами дополнительного образования согласно требованиям федеральных государственных образовательных ...

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации...