Путешествие по литературным местам Брянщины. Элективный курс
рабочая программа по литературе (9 класс)

Брянская земля, ее природа, героическая история всегда была неиссякаемым источником вдохновения многих выдающихся деятелей литературы. Более тысячи книг, начиная со «Слова о полку Игореве» и «Задонщины», созданы писателями, родившимися на нашей земле. Своим рождением и творчеством связаны с Брянской землей Ф.И.Тютчев, А.К. Толстой, А. Погорельский (А.А. Перовский), В.А. Перовский. Козьма Прутков (детище А.К. Толстого и двоюродных братьев Жемчужниковых). Брянщине посвятил А.С. Пушкин сцены из драмы «Борис Годунов» («Севск», «В лесу»).

В разные годы на короткий или длительный срок приезжали на Брянщину И.С. Тургенев, JI.H. Толстой, Н. Лесков, К. Паустовский и А. Твардовской. Брянская земля взрастила талантливых писателей современности: Героя Советского Союза Д. Медведева, лауреатов Государственных премий- Н. Грибачева, П. Проскурина, Е. Виноградова.

Не должны быть забыты многочисленные пушкинские тропинки, хотя сам А.С. Пушкин ни разу не бывал в наших пределах, но на «ты» был с А.А. Перовским и В.А. Перовским, А.И. Галич был любимым профессором поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_po_literature_dlya_9_klassa.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Доманичская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»                                                                                            «Утверждаю»

на заседании МО                                                               Директор школы:_________

                            гуманитарного цикла                                                                                     Погуляева А.А.

                             _________ Рассоленко Т.Г.

                            Протокол № 01                                                                     Приказ № 80

                            от «30» августа 2016г.                                                         от «30» августа 2016г.

 

Программа

элективного курса по литературе

 

«Путешествие по литературным местам Брянщины»

для учащихся 9 класса

на 2015 - 2016 уч. г.

Учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

МБОУ «Доманичская ООШ»

 Погуляева А.А


Пояснительная записка.

Брянская земля, ее природа, героическая история всегда была неиссякаемым источником вдохновения многих выдающихся деятелей литературы. Более тысячи книг, начиная со «Слова о полку Игореве» и «Задонщины», созданы писателями, родившимися на нашей земле. Своим рождением и творчеством связаны с Брянской землей Ф.И.Тютчев, А.К. Толстой, А. Погорельский (А.А. Перовский), В.А. Перовский. Козьма Прутков (детище А.К. Толстого и двоюродных братьев Жемчужниковых). Брянщине посвятил А.С. Пушкин сцены из драмы «Борис Годунов» («Севск», «В лесу»).

В разные годы на короткий или длительный срок приезжали на Брянщину И.С. Тургенев, JI.H. Толстой, Н. Лесков, К. Паустовский и А. Твардовской. Брянская земля взрастила талантливых писателей современности: Героя Советского Союза Д. Медведева, лауреатов Государственных премий- Н. Грибачева, П. Проскурина, Е. Виноградова.

Не должны быть забыты многочисленные пушкинские тропинки, хотя сам А.С. Пушкин ни разу не бывал в наших пределах, но на «ты» был с А.А. Перовским и В.А. Перовским, А.И. Галич был любимым профессором поэта.

Предлагаемый курс отличается от традиционного курса литературы. Специфично соединение литературы как искусства слова с краеведением.

Цели элективного курса:

-оказать помощь девятиклассникам в выборе дальнейшего профиля образования средствами данного курса;

-углубление и расширение программного материала элективного курса «Путешествие по литературным местам Брянщины»;

  • пропагандировать историю литературы и культуры Брянщины, произведения современных писателей, наших земляков;
  • воспитывать в душах детей любовь к своему краю, уважение к его героической истории.

Задачи элективного курса:

-реализация потребности учащихся в дальнейшем самоопределении;

-пробуждение и углубление чувства любви к своей малой Родине, Брянской земле, раскрытие удивительных человеческих судеб прозаиков и поэтов, издателей и филологов, краеведов, живших в нашем крае;

-воспитание художественного вкуса и воспитание творческого читателя с одной стороны, с другой стороны, предполагает углубление представлений о роли Брянской земли в формировании русской литературы и культуры.

В старших классах углубляется представление о литературных традициях Брянщины. В центре внимания школьников - творчество великих русских писателей, родившихся и проживших на Брянской земле многие годы — Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, А.А. Перовского (Антония Погорельского), П.Л. Проскурина, А.И. Галича и др., знакомство с литературно-поэтическими оценками их творчества, с монографиями ученых.

На занятиях элективного курса, так же, как и на занятиях основного курса литературы, отрабатываются теоретические понятия, овладение которыми повышает культуру чтения.

Проведение элективного курса предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя:

I. Учебная:

  1. классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции,

проведение литературно-краеведческих викторин, олимпиад; элементы

фольклорного и литературно-краеведческого театра, заочные путешествия по Брянской земле с использованием литературной карты и др.);

  1. внеклассная работа с книгой (изучение художественных сочинений, изучение литературно-критических отзывов, литературоведческих монографий, конспектирование изучаемых текстов, отыскивание справок в словарях, энциклопедиях, справочниках; составление библиографических описаний);
  2. развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное). Опора на идеи, изложенные в книге Парыгина «Из глубины веков», стараться развивать речь богатую, интонационно и лексически насыщенную, в которой отражается история и бытие народа, отдельно человека. Форма работы: устное рассказывание, запись рассказов своих родных о прошлом.

II.Творческая:

  • выпуск литературно-краеведческих стенных газет;
  • проведение литературно-краеведческих вечеров, классных часов;
  • встречи с писателями-земляками.

Элективный курс реализуется межпредметными связями. Проведение элективного курса на должном уровне зависит прежде всего от учителя.

Программа элективного курса «Путешествие по литературным местам

Брянщины»

№ п/п

Примерное содержание

Тема

Кол-во час

1.

Брянщина в «Слове о полку Игореве». «Яръ туре Всеволодъ! Стоили на брони, прощами на вой стрелами, гремлеши о шеломы мечи харолужными»,... так говорит в «Слове» о трубчевском князе Всеволоде Святославиче, брате Игоря, разделившем со своим братом и героизм на поле брани, и горечь поражения своей рати.

Брянщина в «Слове о полку Игореве»

1

2.

Г.С.Винский. Основные сведения о жизни и творчестве Винского. Почеп в записках Винского. Обучение детей в XVIII веке. Живое ощущение русской жизни в мемуарах писателя. Критическое изображение правления Екатерины II. Антикрепостнические суждения Винского.

Г.С.Винский «Мое время»

1

3.

А.М.Жемчужников, его жизнь в Почепе. Стихотворения: «Родная природа», «Лесок при усадьбе», «Грачи», «Конец лета», «Притча о сеятеле и семенах», «Осеннее ненастье», «Я музыку страстно люблю», «Зимний вечер в деревне», «Еще воспоминание о Петербурге». А.М.Жемчужников - один из создателей образы Козьмы Пруткова. Сочинения Пруткова: «Цапля и беговые дрожки», «Честолюбие», «Перед морем житейским», «Помещик и садовник». Особенности стиля Жемчужникова - бессмертие Козьмы Пруткова.

A.M.

Жемчужников, его жизнь в Почепе.

1

4.

А.А. Перовский (псевдоним Антоний Погорельский), его жизнь в деревне Погорельцы, в Красном Роге. Сказка «Черная курица или подземные жители» (написана для маленького племянника Алеши - А.К. Толстого). «Двойник, или мои вечера в Малороссии».

А.А. Перовский (псевдоним Антоний Погорельский)

1

5.

Н.А.Вормс. основные факты жизни и творчества. Вольнолюбивый характер стихов молодого поэта. Осуждение царской власти в статье «Белый террор».

Поэт - демократ Н.А.Вормс

1

6.

Ф.И. Тютчев. И.С. Тургенев. Дружба писателей. Посещение Тургеневым Брянских лесов с.Овстуга И.С Тургенев «Пожар на море». «Можно без преувеличения сказать, что дети были дважды обязаны своей жизнью их матери» (И.С. Тургенев о жене Тютчева - Элеоноре).

Ф.И. Тютчев и И.С. Тургенев. Дружба писателей.

1

7.

А.К. Толстой - один из создателей Козьмы Пруткова. Эпиграмма №1 («Вы любите сыр? - спросили раз ханжу»), «На небе вечерком светилась звезда...» (Звезда и брюхо), «Когда в толпе ты встретишь человека...» (К моему портрету), «Козьма Прутков» A.M. Жемчужникову («Вхожу в твой кабинет»), «Письмо из Коринфа», из Гейне «Вянет лист, проходит лето», «Память прошлого», «В борьбе суровой с жизнью душной», «Церемониал» (Погребение тем в бозе усопшего порочила и кавалера Фаддея Козьмича ...)

А.К. Толстой - один из создателей Козьмы Пруткова

1

8.

«Как сердцу высказать себя» Человек на земле, его дело, отношение к окружающему миру. Стихи современных поэтов о Брянщине.

«Как сердцу высказать себя» Стихи

современных поэтов о Брянщине

1

9.

В.Динабургский. Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Стихи автора. Поэма «Александр Пересвет».

В.Динабургский.

«Александр

Пересвет»

1

10.

«Окно горело у поэта». История Брянского края и лирические стихотворения Н. Постнова. «Роман Брянский», «В чистом поле», «Десна», «Сон Святослава» и др.

«Окно горело у поэта».

Стихотворения Н.Постнова

1

11.

Дмитровский А.З. Стихи о России и русском языке, малой родине, о предках. «Дорожные знаки», «Воспоминание», «Красный Рог», «Доманичи», «Живые и павшие» «Северные стихи» и др.

Три сердца именитого почепчанина (А.З. Дмитровский)

1

Заключение.

8. В.Динабургский. Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Стихи автора. Поэма «Александр Пересвет»

В.Динабургский.

«Александр

Пересвет»

1

9. «Окно горело у поэта». История Брянского края и лирические стихотворения Н. Постнова. «Роман Брянский», «В чистом поле», «Десна», «Сон Святослава» и др.

«Окно горело у поэта».

Стихотворения Н.Постнова

1

10. Дмитровский А.З. Стихи о России и русском языке, малой родине, о предках. «Дорожные знаки», «Воспоминание», «Красный Рог», «Доманичи», «Живые и павшие» «Северные стихи» и др.

Три сердца именитого почепчанина (А.З. Дмитровский)

1

11 .Заключение.

Человек должен гордиться своими корнями

1

Литература:

  1. В. Динабургский. «После полудня». - Тула, 1985.
  2. Парыгин В. «Из глубины веков». - Брянск, 1993
  3. Парыгин В. «Брянщина литературная». - Брянск, 1993
  4. Парыгин В. «На ощупь мир правдивей...». - Брянск, 1999. - 656с.
  5. Соболев Н.А. «Земля брянская в русской литературе». - Тула, 1937
  6. Соболев Н.А. «Земля брянская в русской литературе XVIII - начале веков». - Брянск, 1994
  7. Творогов О.В. «Литература Древней Руси».- М., 1984
  8. Шкроб А.,Соколов В «Брянская старина». - Брянск, 1961

Рецензия

на программу элективного курса

«Путешествие по литературным местам Брянщины»

для учащихся 9 класса, разработанную учителем русского языка и литературы

МБОУ «Доманичская основная общеобразовательная школа»

Погуляевой А.А.

 

            Не зная прошлого, - невозможно

понять подлинный смысл настоящего и                                   цели будущего

                         М. Горький.

Программа курса дает представление о богатстве и многообразии талантов литературной Брянщины.

Предложенный курс знакомит учащихся с историей литературы и культуры Брянщины, с устными памятниками прошлого, со знаменитыми людьми настоящего, с произведениями наших земляков, чьи жизни и творчество неразрывно связаны с брянским краем. Раскрываются многообразные связи Брянщины с русской художественной литературой.

Учащиеся получают возможность расширить свой кругозор, испытать гордость за свой край, любовь к людям, живущим на этой земле, уважение к его героической истории.

 

Руководитель МО гуманитарного цикла

 МБОУ «Доманичская ООШ»

_____________ Рассоленко Т.Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"

Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...

Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

     Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

Путешествие по литературным местам

Внеклассное мероприятие:Путешествие по литературным местам - Мелихово...

Элективный курс по литературе "Путешествие по литературным местам Брянщины" для учащихся 9 класса

Произведения  поэтов и писателей древнерусской литературы, средних веков,19 века. История создания, краткий анализ...

Литературное путешествие по историческим местам Брасовского края. "Здесь Русь моя, Отечество и Родина".

Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и литературе. Литературное путешествие по историческим местам Брасовского края. "Здесь Русь моя, Отечество и Родина".(Царевой дорогой по земле Брасов...

Геометрические места точек.Элективный курс

Элективный курс в рамках предпрофильной подготовки...

Рабочая образовательная программа ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ (элективный курс)

Аннотация к рабочей  программеРабочая  программа по литературе для обучающихся 6  класса составлена в соответствии ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 0...