Урок- диспут по роману И. С. Шмелева «Солнце мертвых»: «Спор пустоты, бездушия со смыслом и духом»
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Камалетдинова Ирина Анатольевна

Урок- диспут по роману И. С. Шмелева «Солнце мертвых»:

 «Спор пустоты, бездушия со смыслом и духом»

Цели занятия

 

Образовательные:

  • формировать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи; развивать навыки монологической речи;
  • умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
  • совершенствовать навыки анализа литературного явления, умение отбирать главное; систематизировать явления, объединённые одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации.

Развивающие:

  • развивать ассоциативное мышление;
  • активировать творческую деятельность, развивать навыки работы в группе;
  • способствовать сформированности у учеников способности к глубокой и самостоятельной оценке произведения.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус, чувство нравственности и гуманизма;
  • пробудить в учениках желание задумываться над вечными вопросами бытия;
  • способствовать воспитанию духовности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 11 классе.

Урок- диспут по роману И. С. Шмелева «Солнце мертвых»:

 «Спор пустоты, бездушия со смыслом и духом»

Цели занятия

Образовательные:

  • формировать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи; развивать навыки монологической речи;
  • умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
  • совершенствовать навыки анализа литературного явления, умение отбирать главное; систематизировать явления, объединённые одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации.

Развивающие:

  • развивать ассоциативное мышление;
  • активировать творческую деятельность, развивать навыки работы в группе;
  • способствовать сформированности у учеников способности к глубокой и самостоятельной оценке произведения.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус, чувство нравственности и гуманизма;
  • пробудить в учениках желание задумываться над вечными вопросами бытия;
  • способствовать воспитанию духовности.

Методы обучения

Низкий уровень

Репродуктивный, частично-поисковой.

Средний уровень

Частично-поисковой с обобщением; метод сопоставления разных видов искусства.

Высокий уровень

Исследовательский; метод аналогии, ассоциации; метод сопоставления произведений по тематике, проблематике.

Теория литературы: Роман (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений). Реминисценция

Оборудование и наглядность: портрет И.С.Шмелева и А.И. Солженицына, презентация 

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности
    и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего со-
    временному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные результаты:

  • формирование у школьников способности к самостоятельной и глубокой оценке произведения;
  • умение установить внутренние связи структурных элементов произведения с биографией и творчеством писателя, мировым историко-литературным и культурным процессом;
  • выяснение связей литературы с другими видами искусства.

Предметные результаты:

  • развитие умений выразительно читать, пересказывать, цитировать;
  • развитие умений повторять и обобщать ранее изученный материал, систематизировать биографические сведения;
  • совершенствовать умения работать со справочной литературой;
  • развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать, самостоятельно работать с первоисточниками;
  • развитие умения применять знания в новой учебной ситуации; развитие монологической речи и творческого воображения

Схема- карта урока диалога

Аспекты учебной деятельности

Разноуровневый материал занятия

Аргументация целесообразности учебной деятельности

  1. Организационный этап.

-

-

  1. Этап уровневых заданий репродуктивного и частично-поискового уровня.

1.Рассказать об истории создания романа

2.Чем ознаменован 1920 год в жизни И.С. Шмелева?

Совершенствование умения работать со справочной литературой; систематизировать биографические сведения.

1.История Крыма 1920 –х годов.

2. В книге Шмелева автобиографический рассказчик часто дает слово другим героям. Чьи голоса мы слышим?

3. С какой целью автор использует прием полифонии?

Совершенствование умения работать со справочной литературой; развитие умения обобщать ранее изученный материал

1.Расскажите о жизни главного героя.

Развитие умения пересказывать, цитировать.

1.Каковы его планы? Выскажите своё мнение о них.

Развитие умения пересказывать, обобщать ранее изученный материал.

1.Выразительное чтение главы «Утро»

Развитие умения выразительно читать; выбирать ключевые фразы

1.Расскажите о жизни животных, описанных Шмелевым

Развивать умение выбирать ключевые фразы, обобщать ранее изученное.

1.В чем же обвиняются большевизм и большевики? 2.Как изменяется Крым?

Развивать умение выбирать ключевые фразы

1.С какой целью автор использует антитезу, описывая жизнь до революции и после?

2.На чём основывались философские размышления Шмелева?

Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать.

  1. Этап исследовательских уровневых заданий

1. Как Шмелев описывает процесс расчеловечивания человека, его деградацию?

2. Какую роль в мучительных поисках героя играет эпизод из главы «Жива душа!»?

3. Сравните состояние героя в начале и в конце главы. Почему оно так изменилось?

Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать. Развитие творческого воображения.

1. Почему для того, чтобы вернуть своему герою веру в человеческую душу, в бога, автор выбирает татарина, человека иной национальности, иной веры?

Развитие умения применять знания в новой учебной ситуации. Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать.

1. Как вы понимаете слова татарина: «У тебя Аллах свой… у нас Аллах мой… Все аллах!»? Почему татарин и рассказчик почти не разговаривают, сидят молча? Как вы понимаете выражение писателя: «… двое – одно…»?

Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать.

  1. Этап уровневых заданий сопоставления разных видов искусства.

1.Как изменил приход старого татарина внутреннее состояние героя?

 2. Как вы думаете почему миссию возвращения героя к жизни, вере Шмелев возлагает на татарина?

Совершенствование умений самостоятельно осмыслять полученную информацию. Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать.

1.В тексте настойчиво повторяется выражение «Вниди и в меня, Господи! »?

Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать

1. В чём, по-вашему, особенность символа «Солнце»?

Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать

 «Одного не понимаю. Как у Шмелева хватило сил писать эту книгу? .. не литературных сил, - ими он богат достаточно! – но просто сил человеческих. Его «эпопею» читать трудно… каково же было писать!» - недоумевал один из критиков русского зарубежья А. В. Амфитеатров Можете ли согласиться с ними? Почему?

Развитие умения применять знания в новой учебной ситуации.

Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать

  1. Этап актуального закрепления.

1.Что в литературоведении называется полифония?

2.Что такое сюжет произведения? Каков сюжет «Солнце мертвых»?

3.Какую роль в произведении играет его композиция? Определите композиционные части произведения Шмелева.

4.Для чего автор использует полифонию? Докажите, что этот стилистический приём лежит в основе сюжета. В каких прочитанных вами произведениях вы встречали полифонию? Чего добиваются авторы её использованием?

Низкий уровень: развитие умений повторять и обобщать ранее изученный материал.

Средний уровень: развитие умения самостоятельно анализировать и обобщать, работать с первоисточниками.

Высокий уровень: развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать; развитие умения делать сравнительный анализ произведений.

  1. Этап установления внутрипредметных связей.

1.В каких произведениях, написанных ранее, повествование ведется от первого лица?

2.Объясните, как вы понимаете – социально-философская направленность произведения? В каких ранее прочитанных произведениях была подобная направленность?

3.Русские писатели не раз обращались к теме смерти. Вспомните, в каких произведениях мы встречались с этой темой?

Н: развитие умений повторять и обобщать ранее изученный материал.

С: развитие умения самостоятельно анализировать и обобщать, работать с первоисточниками.

В: развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать; развитие умения делать сравнительный анализ произведений.

  1. Этап установления межпредметных связей.

1.Подготовьте небольшое сообщение о Крыме 1920 –х годов.

 2.Рассмотрите репродукции «Крым Исаака Левитана».  Найдите в рассказе детали, созвучные этим картинам.

3.Подберите музыкальные фрагменты, которые могли бы стать фоном для отдельных эпизодов «Жива душа»

Н: развитие умений работать со справочной литературой; развитие умения пересказывать.

С: развитие умения применять знания в новой учебной ситуации.

В: развитие умений сопоставлять произведения разных искусств; формирование умений видеть логику превращения фактов жизни в факты искусства.

  1. Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовьте рассказ о жизни героя от лица татарина.

2.Почему Шмелев заканчивает свой роман главой «Конец концов»?

3.В чем смысл названия романа «Солнце мертвых»?

Н: развитие умения пересказывать.

С: развитие умения самостоятельно анализировать и обобщать, самостоятельно работать с первоисточниками.

В: совершенствование умения самостоятельно искать, осмыслять и систематизировать информацию.

  1. Контроль и обратная связь.

1.Продолжите письменно фразу: «Роман Шмелева  «Солнце мертвых»- это произведение о ..»

2.Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Символы в романе Шмелева»

3.Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Солнце мертвых» - это откровение Шмелева

Н: задание используется для проверки знакомства школьников с произведением, которое входит в круг обязательного чтения, и уровня читательского восприятия.

С: задание предназначено для проверки глубины понимания изученного произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи.

В: задание предназначено для проверки глубины понимания изученного произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи; развитие умения включать произведение в историко-культурный контекст.

  1. Домашнее задание.

1. Написать тезисы или план ответа на тему «Роль главы «Жива душа!» в понимании авторской позиции в романе И.С.Шмелева «Солнце мертвых».

2. Проанализировать самостоятельно одну из глав романа.

3. Провести исследование по одной из проблем: «Роль пейзажа в романе И.С.Шмелева «Солнце мертвых», «Полифония как один из основных приемов раскрытия авторской концепции в романе И.С.Шмелева «Солнце мертвых», «Христианские мотивы в романе И.С.Шмелева «Солнце мертвых» и Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Н: задание используется для проверки знакомства школьников с произведением, которое входит в круг обязательного чтения, и уровня читательского восприятия

С: задание предназначено для проверки глубины понимания изученного произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи

В:задание предназначено для проверки глубины понимания произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи; развитие умения включать произведение в историко-культурный контекст.