Урок внеклассного чтения. А.П.Гайдар "Чук и Гек"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок проведён в 5 классе в рамках литературной недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
000274fe-3e188aa5.docx | 40.69 КБ |
chuk_i_gek.pptx | 522.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс___5___
Тип урока: урок внеклассного чтения
Тема урока: А. Гайдар «Чук и Гек»
Цель урока: обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара; учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев;
Задачи урока:
Образовательные
- расширять представления о литературном творчестве А.Гайдара;
- отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях;
- обогащать активный и пассивный словарный запас;
- расширять кругозор воспитанников; совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы.
Коррекционно-развивающие
- развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память.
- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания, находить ответы на вопросы;
- отрабатывать коррекцию мышления, речи на основе выводов и обобщений;
- развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;
Воспитательные
- на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства, интерес к книгам писателя;
- содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.
Оборудование: книги для чтения; выставка книг А.Гайдара; портрет писателя; выставка рисунков к рассказу «Чук и Гек»; отрывки из воспоминаний Гайдара; песни: «Погоня» и «Гайдар шагает впереди».
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I Мотивационно-ориентировочный этап -Добрый день, ребята! -Давайте начнём наш урок с хорошего настроения, а для этого улыбнитесь друг другу. II.Актуализация имеющихся знаний. Входит ученик с книгой А.П. Гайдара. - Кто написал эту книгу? Выставляется портрет А.П. Гайдара. III. Мотивация учебной и познавательной деятельности Постановка темы и целей урока. Подготовка к усвоению нового материала. - Наш урок внеклассного чтения посвящается этому замечательному человеку, который жил, творил и для многих из вас стал любимым писателем. Это о нем написаны эти замечательные строки. Большой, веселый, ясноглазый, 1. Знакомство обучающихся со страницами биографии А. Гайдара. - Вспомните, ребята, где и когда родился А.П. Гайдар? 2.Решение задач по ориентировке в художественной книге (Учитель раздаёт книги) 3.Словарная работа Перед тем, как мы начнём читать рассказ, предлагаю сделать словарную работу и ответить на вопросы - Как вы понимаете значение слова «телеграмма» Эти слова уже устаревают. К нашему счастью сейчас есть телефоны, скайпы, интернет и не надо идти на почту и стоять в очередях, чтобы отправить телеграмму 4.Чтение текста учителем и проверка первичного восприятия произведения
- А давайте сейчас прочитаем отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек». 4. .Проверка первичного восприятия произведения -Кто же такие Чук и Гек? - А что с ними случилось? - Кто позвонил в дверь? - Что в это время делали братья - Куда Чук положил телеграмму? - Что в это время делал Гек? - А что хранилось в этой коробке? - Что сделал Чук? - Что случилось после? - Нашли они коробку? - Что заставило помериться мальчикам? - Кто из них старше? - Какую историю они придумали? - Что принесла мама? V.Физминутка VI. Закрепление изученного материала 2. Беседа по содержанию текста эмоционально – оценочного характера -Как вы думаете, понял ли Чук, что такое телеграмма или он слишком маленький для этого? - Как вы думаете, что могло бы быть в телеграмме? -Как вы оцените поступок мальчиков, когда они решили не рассказывать матери о телеграмме? - Почему так делать нельзя? - Какая пословица выражает главную мысль рассказа? Обоснуйте свою точку зрения. - Вранье не введет в добро. - Правда в огне не горит и в воде не тонет. - Чему же учит нас этот рассказ? Какая главная мысль рассказа? - Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы и составьте из них фамилию Чука и Гека: Название гор, возле которых работал отец Чука и Гека (Синие) Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек? (апельсин) Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу? (телеграмму) Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес? (ружьё) Профессия отца Чука и Гека (геолог) Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани (ямщик) Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука? (сундук) Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора (башлык) Фамилия Чука и Гека Серёгины VII.Подведение итогов урока. Объяснение и запись домашнего задания. 1.Соотношение цели урока и его результата - Какова была цель урока? - Какие знания мы открыли, прочитав отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек? Д/З: прочитать рассказ А.Гайдара «Чук и Гек» 2.Рефлекия Закончи предложения: 3.Оценка работы школьников на уроке с комментариями педагога | Улыбаются друг другу, садятся на свои места Слушают выступление заранее подготовленного ученика Ответ учащихся Дети читают цепочкой воспоминания А. Гайдара: Объясняют значение слова Дают подробные ответы на вопросы Выполняют физминутку Дают оценку поступков мальчиков Объясняют смысл пословиц Разгадывают кроссворд Анализируют работу на уроке Заканчивают предожения |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИГРА по произведению А.П.Гайдара «ЧУК и ГЕК»
Назовите фамилию семьи героев рассказа Серёгины
Москва В каком городе жила семья Серёгиных?
Как назывались горы, где работал отец мальчиков? Синие
Что принес в дом Серегиных почтальон? телеграмму
Как наказывала мама мальчишек за драку? Не ругала, не кричала, а разводила по комнатам, не давая играть вместе 1 или 2 часа
Почему мальчики бросились на улицу искать драгоценную коробочку? Там лежала телеграмма .
На чём сначала надо было ехать к папе? на поезде
А на чём надо было добираться потом? на санях
Как дети мечтали встретить отца, когда к нему приедут? Спрятаться под кроватью и завыть, напугав его.
Назовите три трудности, выпавшие на долю матери , когда семья остановилась в таёжном домике Не умела топить печь, обдирать зайца, за водой ходить было далеко.
Где же пропадал сторож целых четыре дня? Бегал на лыжах к отцу и принес ключи от его комнаты.
Что такое счастье – это каждый понимал по-своему Но все вместе люди знали и понимали: Что надо – честно жить. Много – трудиться. Крепко любить и беречь эту счастливую землю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок — путешествие «По шолоховским местам».
Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...
Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)
Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".
quot;Чтение с остановками" способствует критическому мышлению, поиску здравого смысла. Школьники учатся рассуждать объективно и поступ...