Олимпиадные задания по литературе 5-11 классы
олимпиадные задания по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Жибоедова Елена Геннадьевна

Олимпиадные задания по литературе 5-11 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon olimpiadnye_zadaniya_po_literature_5-11_klassy.zip162.41 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2018/19 ГГ.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

ЛИТЕРАТУРА

9 КЛАСС

Инструкция по выполнению задания

Участники школьного этапа олимпиады по литературе выполняют два типа заданий: аналитическое (комплексный анализ текста) и творческое.

Время выполнения заданий – 3 астрономических часа. Максимальный общий балл за работу – 100 баллов.

Аналитическое задание

Участнику олимпиады предлагается провести комплексный анализ художественного текста. Анализируя его, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков. Ученик сам определяет методы и приёмы анализа, структуру и последовательность изложения своих мыслей.

 

Бунин Иван Алексеевич

Роза Иерихона

     В знак веры в жизнь вечную, в воскресение из мертвых, клали на Востоке в древности Розу Иерихона в гроба, в могилы.

    Странно, что назвали розой да еще Розой Иерихона этот клубок сухих, колючих стеблей, подобный нашему перекати-поле, эту пустынную жесткую поросль, встречающуюся только в каменистых песках ниже Мертвого моря, в безлюдных синайских предгориях. Но есть предание, что назвал ее так сам преподобный Савва, избравший для своей обители страшную долину Огненную, нагую мертвую теснину в пустыне Иудейской. Символ воскресения, данный ему в виде дикого волчца, он украсил наиболее сладчайшим из ведомых ему земных сравнений.

   Ибо он, этот волчец, воистину чудесен. Сорванный и унесенный странником за тысячи верст от своей родины, он годы может лежать сухим, серым, мертвым. Но, будучи положен в воду, тотчас начинает распускаться, давать мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается: нет в мире смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то! Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь, Память!

Так утешаюсь и я, воскрешая в себе те светоносные древние страны, где некогда ступала и моя нога, те благословенные дни, когда на полудне стояло солнце моей жизни, когда, в цвете сил и надежд, рука об руку с той, кому бог судил быть моей спутницей до гроба, совершал я свое первое дальнее странствие, брачное путешествие, бывшее вместе с тем и паломничеством во святую землю господа нашего Иисуса Христа. В великом покое вековой тишины и забвения лежали перед нами ее Палестины - долы Галилеи, холмы иудейские, соль и жупел Пятиградия. Но была весна, и на всех путях наших весело и мирно цвели всё те же анемоны и маки, что цвели и при Рахили, красовались те же лилии полевые и пели те же птицы небесные, блаженной беззаботности которых учила евангельская притча...

Роза Иерихона. В живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности погружаю я корни и стебли моего прошлого - и вот опять, опять дивно прозябает мой заветный злак. Отдались, неотвратимый час, когда иссякнет эта влага, оскудеет и иссохнет сердце - и уже навеки покроет прах забвения Розу моего Иерихона.

__________________________________________

Иерихон — город в Палестине, существовавший в 7—2 тысячелетиях до н.э. По имени города назван цветок, о котором идет речь в рассказе.

Мертвое море — бессточное соленое озеро на территории Израиля и Иордании, в которое впадает река Иордан. Из-за высокой солености органической жизни в озере нет (за исключением некоторых видов бактерий).

Жупел — по библейским представлениям, горящая сера в аду. Иудейская пустыня — примыкает к южной оконечности Мертвого моря. Волчец — колючие травы.

"..лежали перед нами ее Палестины..." — слово "Палестины" здесь употреблено в разговори.чл значении: край, местность (обычно во множественном числе — "родные Палестины"); это значение взято из Библии, из Второй Книги Моисеевой, где рассказано о возвращении евреев го плена египетского в родные палестинские края.

Галилея — северная часть древней Палестины.

Рахиль — в Первой Книге Моисеевой - вторая жена патриарха Иакова, мать Иосифа; история любви Иакова к Рахили много раз служила материалом для произведений словесного искусства.

"...красовались те же пинии полевые и пели те же птицы небесные, блаженной беззаботности которых учила евангельская притча.." — имеется в виду притча Иисуса о богатом, который собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Евангелие от Луки).

Опорные вопросы:

  1. Определите основные смыслы текста, его сюжетные линии. Какие ключевые образы-символы каждого абзаца помогают понять смысл текста?
  2. Охарактеризуйте образ героя-повествователя. Можно ли назвать его лирическим героем? Свой ответ обоснуйте.
  3. Галилея…Гефсиманский сад, Голгофа, Палестина… Как и почему упоминает в своём произведении эти земли Бунин? Какое отношение имеют они к тому, без чего невероятно страдал писатель в изгнании, - к Родине, к России?
  4. Приведите примеры метафор из текста. Какую роль в тексте играют метафоры?
  5. В предпоследнем абзаце автор использует аллюзию. Найдите её.

Аллю́зия (лат. allusio «намёк, шутка») — стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. Материалом при формулировке аналогии или намёка, образующего аллюзию, часто служит общеизвестное историческое высказывание или какая-либо крылатая фраза. В том числе могут использоваться библейские сюжеты. Например, название фильма «В. Давыдов и Голиаф» отсылает к широко известному библейскому сюжету про Давида и Голиафа.

  1. Определите жанр текста, обоснуйте свой ответ.
  2. С точки зрения литературного критика Архангельского, роза Иерихона символизирует для Бунина Россию, унесённую в сердце. Постоянное воскрешение Родины в себе – вот призвание эмигрантов. А вы согласны с позицией Архангельского?

Творческое задание

Перед вами стихотворения поэтов ХIХ–ХХ веков.

Прочитайте их и выполните следующие задания:

1) Определите автора  каждого стихотворения. Объясните, почему вы так решили. Какие детали помогли вам в этом?

2) Представьте, что вам нужно публиковать эти стихотворения в книге или Интернете.  Напишите вступительную статью к такому сборнику.

3) Если бы вы писали своё стихотворение о музе, какими деталями вы бы дополнили этот образ и почему? Дайте примеры 2–3 таких деталей.

4) Знаете ли вы другие примеры стихотворений, в которых поэты пишут о музе? Назовите их (максимум 5-6).

1)  «Муза ушла по дороге»

Муза ушла по дороге,
Осенней, узкой, крутой,
И были смуглые ноги
Обрызганы крупной росой.

Я долго ее просила
Зимы со мной подождать,
Но сказала: "Ведь здесь могила,
Как ты можешь еще дышать?"

Я голубку ей дать хотела,
Ту, что всех в голубятне белей,
Но птица сама полетела
За стройной гостьей моей.

Я, глядя ей вслед, молчала,
Я любила ее одну,
А в небе заря стояла,
Как ворота в ее страну.

2) «Муза»


Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?" Отвечает: "Я!".


3) «О муза, друг мой гибкий»


О муза, друг мой гибкий,
Ревнивица моя.
Опять под дождик сыпкий
Мы вышли на поля.

Опять весенним гулом
Приветствует нас дол,
Младенцем завернула
Заря луну в подол.

Теперь бы песню ветра
И нежное баю -
За то, что ты окрепла,
За то, что праздник светлый
Влила ты в грудь мою.

Теперь бы брызнуть в небо
Вишневым соком стих
За отческую щедрость
Наставников твоих.

О мед воспоминаний!
О звон далеких лип!
Звездой нам пел в тумане
Разумниковский лик.

Тогда в веселом шуме
Игривых дум и сил
Апостол нежный Клюев
Нас на руках носил.

Теперь мы стали зрелей
И весом тяжелей...
Но не заглушит трелью
Тот праздник соловей.

И этот дождик шалый
Его не смоет в нас,
Чтоб звон твоей лампады
Под ветром не погас.


4) «Музе»


О муза! наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта
На вечный сон небытия,
Сестра народа - и моя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Олимпиадные задания по литературе для 8 класса.

Задания преднахначены для школьной олимпиады....

Олимпиадные задания по литературе для 6 класса.

Задания , составленные для подготовки  к олимпиаде, содержат  теоретическую  и  практическую  направленность....

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Данный материал подобран для подготовки учащихся 5-11 классов к  олимпиаде по литературе. Задания взяты из методического пособия  "...

Олимпиадные задания по литературе для 9 класса(вариант)

Примерные  задания  для  олимпиады  по  литературе   для  9класса...

Олимпиадные задания по литературе для 5 класса

Вариант олимпиадного  задания  по  литературе...