Олимпиадные задания по литературе 5-11 классы
олимпиадные задания по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Олимпиадные задания по литературе 5-11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiadnye_zadaniya_po_literature_5-11_klassy.zip | 162.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2018/19 ГГ.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
ЛИТЕРАТУРА
9 КЛАСС
Инструкция по выполнению задания
Участники школьного этапа олимпиады по литературе выполняют два типа заданий: аналитическое (комплексный анализ текста) и творческое.
Время выполнения заданий – 3 астрономических часа. Максимальный общий балл за работу – 100 баллов.
Аналитическое задание
Участнику олимпиады предлагается провести комплексный анализ художественного текста. Анализируя его, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков. Ученик сам определяет методы и приёмы анализа, структуру и последовательность изложения своих мыслей.
Бунин Иван Алексеевич
Роза Иерихона
В знак веры в жизнь вечную, в воскресение из мертвых, клали на Востоке в древности Розу Иерихона в гроба, в могилы.
Странно, что назвали розой да еще Розой Иерихона этот клубок сухих, колючих стеблей, подобный нашему перекати-поле, эту пустынную жесткую поросль, встречающуюся только в каменистых песках ниже Мертвого моря, в безлюдных синайских предгориях. Но есть предание, что назвал ее так сам преподобный Савва, избравший для своей обители страшную долину Огненную, нагую мертвую теснину в пустыне Иудейской. Символ воскресения, данный ему в виде дикого волчца, он украсил наиболее сладчайшим из ведомых ему земных сравнений.
Ибо он, этот волчец, воистину чудесен. Сорванный и унесенный странником за тысячи верст от своей родины, он годы может лежать сухим, серым, мертвым. Но, будучи положен в воду, тотчас начинает распускаться, давать мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается: нет в мире смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то! Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь, Память!
Так утешаюсь и я, воскрешая в себе те светоносные древние страны, где некогда ступала и моя нога, те благословенные дни, когда на полудне стояло солнце моей жизни, когда, в цвете сил и надежд, рука об руку с той, кому бог судил быть моей спутницей до гроба, совершал я свое первое дальнее странствие, брачное путешествие, бывшее вместе с тем и паломничеством во святую землю господа нашего Иисуса Христа. В великом покое вековой тишины и забвения лежали перед нами ее Палестины - долы Галилеи, холмы иудейские, соль и жупел Пятиградия. Но была весна, и на всех путях наших весело и мирно цвели всё те же анемоны и маки, что цвели и при Рахили, красовались те же лилии полевые и пели те же птицы небесные, блаженной беззаботности которых учила евангельская притча...
Роза Иерихона. В живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности погружаю я корни и стебли моего прошлого - и вот опять, опять дивно прозябает мой заветный злак. Отдались, неотвратимый час, когда иссякнет эта влага, оскудеет и иссохнет сердце - и уже навеки покроет прах забвения Розу моего Иерихона.
__________________________________________
Иерихон — город в Палестине, существовавший в 7—2 тысячелетиях до н.э. По имени города назван цветок, о котором идет речь в рассказе.
Мертвое море — бессточное соленое озеро на территории Израиля и Иордании, в которое впадает река Иордан. Из-за высокой солености органической жизни в озере нет (за исключением некоторых видов бактерий).
Жупел — по библейским представлениям, горящая сера в аду. Иудейская пустыня — примыкает к южной оконечности Мертвого моря. Волчец — колючие травы.
"..лежали перед нами ее Палестины..." — слово "Палестины" здесь употреблено в разговори.чл значении: край, местность (обычно во множественном числе — "родные Палестины"); это значение взято из Библии, из Второй Книги Моисеевой, где рассказано о возвращении евреев го плена египетского в родные палестинские края.
Галилея — северная часть древней Палестины.
Рахиль — в Первой Книге Моисеевой - вторая жена патриарха Иакова, мать Иосифа; история любви Иакова к Рахили много раз служила материалом для произведений словесного искусства.
"...красовались те же пинии полевые и пели те же птицы небесные, блаженной беззаботности которых учила евангельская притча.." — имеется в виду притча Иисуса о богатом, который собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Евангелие от Луки).
Опорные вопросы:
- Определите основные смыслы текста, его сюжетные линии. Какие ключевые образы-символы каждого абзаца помогают понять смысл текста?
- Охарактеризуйте образ героя-повествователя. Можно ли назвать его лирическим героем? Свой ответ обоснуйте.
- Галилея…Гефсиманский сад, Голгофа, Палестина… Как и почему упоминает в своём произведении эти земли Бунин? Какое отношение имеют они к тому, без чего невероятно страдал писатель в изгнании, - к Родине, к России?
- Приведите примеры метафор из текста. Какую роль в тексте играют метафоры?
- В предпоследнем абзаце автор использует аллюзию. Найдите её.
Аллю́зия (лат. allusio «намёк, шутка») — стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. Материалом при формулировке аналогии или намёка, образующего аллюзию, часто служит общеизвестное историческое высказывание или какая-либо крылатая фраза. В том числе могут использоваться библейские сюжеты. Например, название фильма «В. Давыдов и Голиаф» отсылает к широко известному библейскому сюжету про Давида и Голиафа.
- Определите жанр текста, обоснуйте свой ответ.
- С точки зрения литературного критика Архангельского, роза Иерихона символизирует для Бунина Россию, унесённую в сердце. Постоянное воскрешение Родины в себе – вот призвание эмигрантов. А вы согласны с позицией Архангельского?
Творческое задание
Перед вами стихотворения поэтов ХIХ–ХХ веков.
Прочитайте их и выполните следующие задания:
1) Определите автора каждого стихотворения. Объясните, почему вы так решили. Какие детали помогли вам в этом?
2) Представьте, что вам нужно публиковать эти стихотворения в книге или Интернете. Напишите вступительную статью к такому сборнику.
3) Если бы вы писали своё стихотворение о музе, какими деталями вы бы дополнили этот образ и почему? Дайте примеры 2–3 таких деталей.
4) Знаете ли вы другие примеры стихотворений, в которых поэты пишут о музе? Назовите их (максимум 5-6).
1) «Муза ушла по дороге»
Муза ушла по дороге, |
2) «Муза»
|
3) «О муза, друг мой гибкий»
|
4) «Музе»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс
Собран материал для подготовки школьников с 5 по 11 класс к олимпиаде по литературе. К некоторым заданиям есть ответы....
Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 классы
Школьный этап...
Олимпиадные задания по литературе для 8 класса.
Задания преднахначены для школьной олимпиады....
Олимпиадные задания по литературе для 6 класса.
Задания , составленные для подготовки к олимпиаде, содержат теоретическую и практическую направленность....
Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс
Данный материал подобран для подготовки учащихся 5-11 классов к олимпиаде по литературе. Задания взяты из методического пособия "...
Олимпиадные задания по литературе для 9 класса(вариант)
Примерные задания для олимпиады по литературе для 9класса...
Олимпиадные задания по литературе для 5 класса
Вариант олимпиадного задания по литературе...