Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику под ред. В.Я. Коровиной
рабочая программа по литературе (9 класс)

Жибоедова Елена Геннадьевна

Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику под ред. В.Я. Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl._literatura.docx65.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего  (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), примерной программы основного общего образования по литературе и программы «Литература, 5-11 классы. (Базовый уровень.)» Под редакцией В.Я. Коровиной 10-е издание. – М.: «Просвещение», 2009.

Учебник: Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2009.

Программа детализируется и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения. Овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных тестов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (со времен древней Руси до современности).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к воспитанию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые:

- Литература как искусство слова.

- Слово как жанр древнерусской литературы.

- Ода как жанр лирической поэзии.

- Романтизм. Сентиментализм.

- Баллада, роман в стихах.

- Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.

- Трагедия, комедия как жанр драматургии.

- Реализм в художественной литературе.

- Философско-драматическая поэма.

В программу включен перечень необходимых работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Поскольку 9 класс подводит своеобразный итог формированию из ученика читателя, с целью закрепления в сознании ребят представления о лучших произведениях родной литературы программа содержит наряду с традиционными типами уроков уроки-практикумы, семинары, уроки-размышления, творческие мастерские, литературно-музыкальные композиции, проекты, способствующие развитию творческой активности учеников.

В 9 классе в целом обучаются учащиеся, способные к самообразованию, проявляющие интерес к предмету. Программа содержит задания, которые требуют обращения девятиклассников к дополнительной литературе: подготовить сообщение о писателе, поэте, дать определение литературоведческого термина, составить словарную статью, составить словарик диалектизмов, устаревшей лексики, незнакомых  еще слов и др. (использование разнообразных словарей). Эта работа дает возможность данным школьникам постепенно накапливать серьезный опыт работы с книгой, свободно использовать справочный материал, работать с учебной литературой. В программе учтены возможности слабых учащихся, нуждающихся в постоянном контроле. Многие задания для самостоятельной работы и домашние задания предусматривают выбор варианта. Для достижения более высокого уровня обученности даются разнообразные задания творческого и проблемного характера. Домашнее задание также строится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьников.

Наряду с традиционными уроками в программе предусмотрены уроки-практикумы, размышления. Часть уроков включает в себя не только индивидуальные формы работы, но и коллективные способы обучения: работа в парах, группах переменного состава позволяет проявить себя учащимся, испытывающим затруднения в восприятии новых знаний.

Программный материал включает элементы следующих технологий:

• уровневая дифференциация;

• проблемное обучение;

• информационно-коммуникативные технологии;

• коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и переменного состава).

При разработке программы предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа (из расчета 3 часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования.

Минимум содержание образования по разделам

Введение. (1 час)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой и читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Древнерусская литература. (2 часа)

 Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Русская литература XVIII века. (10 часов) 

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин.

Жизнь и творчество. (Обзор).

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев.

Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор). Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин.

Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Литература XIX века. (55 часов)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критики, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский.

Жизнь и творчество. (Обзор).

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы невыразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтизма к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы. Утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов.

Жизнь и творчество. (Обзор).

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии. (И.А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин.

Жизнь и творчество. (Обзор).

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии…

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Типичное и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика – А.А. Григорьев; «почвенники» - Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагическое начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Жизнь и творчество. (Обзор).

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени»  в критике В.Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…», «Предсказанье», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь.

Жизнь и творчество. (Обзор).

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский.

Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя – положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский.

Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой.

Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя).

Антон Павлович Чехов.

Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века – 1 час.

Беседы о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Литература XX ВЕКА. (28 часов)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин.

Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.

Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.

Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и  труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.

Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам.

Александр Александрович Блок.

Слово о поэте.

«Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы  и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин.

Слово о поэте.

«Вот уж вечер…», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России – главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский.

Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева.

Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?...», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий.

Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе…». «Где0то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.

Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.

Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский.

Слов о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе.

 Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая  и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX – XX веков.

А.С. Пушкин. «Певец»; М.Ю. Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…»); Е.А. Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Зарубежная литература. (6 часов)

Античная лирика.

Гай Валерий Катулл.

Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери.

Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы. Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир.

Краткие сведения о жизни  и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт).

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

 Иоганн Вольфганг Гете. 

Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

 содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

 наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

 основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

 историко-культурный контекст изучаемых произведений;

 основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

 работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

 определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

 выявлять авторскую позицию;

 выражать свое отношение к прочитанному;

 составлять литературные произведения;

 выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

 характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

 владеть различными видами пересказа;

 участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

 писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

В том числе

сочинений

к/р

тестирований

ВЧ

Введение

Древнерусская литература.

Русская литература XVIII века

9ч+1ч

1

Русская литература XIX века

47ч+8ч

2

3                        

2

Русская литература XX века

28ч

1

1

Из зарубежной литературы

1

1

Итого:

102

3

5

1

3

 Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов.

Тема урока

Количество часов

Дата

по плану

Фактическая

дата

Примечание

1.

Инструктаж по ТБ. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

     1

01.09.

Древнерусская литература (2 часа)

2.

Литература о Древней Руси. «Слово…» - величайший памятник древнерусской литературы, история открытия.

1

01.09.

3.

Художественные особенности «Слова…». Самобытность содержания, специфика жанров, образов, языка.

1

05.09.

Русская литература XVIII века (9 часов + 1 час)

4.

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века.

1

08.09.

5.

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Система стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величии».

1

08.09.

6.

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…». Жанр оды, прославление Родины, мира.

1

12.09.

7.

Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Державина. «Властителям и судиям».

1

15.09.

8.

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества.

1

15.09.

9.

А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение русской действительности.

1

19.09.

10.

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

22.09.

11.

Н.М. Карамзин. Слово о писателе-историке. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека.

1

22.09.

12.

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма, новые черты русской литературы.

1

26.09.

13.

Р/р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя».

1

29.09.

Литература XIX века (47 часов + 8 часов)

14.

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме.

1

29.09.

15.

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. «Море». «Невыразимое». Обучение анализу лирического стихотворения.

1

03.10.

16.

В.А. Жуковский «Светлана». Особенности жанра «баллада». Нравственный мир героини баллады. Язык баллады. Мотивы.

1

06.10.

17.

А.С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга.

1

06.10.

18.

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.

1

10.10.

19.

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

1

13.10.

20.

«Век нынешний и век минувший». Особенности конфликта в комедии.

1

13.10

21.

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

1

17.10.

22.

Анализ сцены бала (по третьему действию комедии).

1

20.10.

23.

Р/р. Язык комедии «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма. Обучение анализу эпизода.

1

20.10.

24.

Р/р. И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

1

24.10.

25.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская дружба.

1

27.10.

26.

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Тема свободы и власти «Анчар».

1

27.11.

27.

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии», «Я вас любил…».

1

31.10.

28.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк». «Я памятник себе…». Обучение анализу стихотворения.

1

03.11.

29.

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века. (Комедия «Горе от ума», лирика Пушкина).

1

03.11.

30.

А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэзия. Герои поэмы. Противоречие двух миров, цивилизованного и естественного.

1

14.11.

31.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания.

1

17.11.

32.

Композиция романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

17.11.

33.

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

1

21.11.

34.

«Татьяна, русская душою…» Образ Татьяны в романе. Татьяна и Ольга.

1

24.11.

35.

«Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас». Татьяна и Онегин.

1

24.11.

36.

Контрольная работа по содержанию романа «Евгений Онегин».

1

28.11.

37.

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений.

1

01.12.

38.

Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

1

01.12.

39.

Р/р. Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману.

1

05.12.

40.

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

1

06.12.

41.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…».

1

08.12.

42.

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», «Пророк».

1

08.12.

43.

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет. не тебя я так долго любил…».

1

12.12.

44.

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Родина», «Предсказанья». Тема России и ее своеобразие.

1

15.12.

45.

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе.

1

15.12.

46.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портреты поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

1

19.12.

47.

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

1

22.12.

48.

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1

22.12.

49.

Печорин с системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1

26.12.

50.

Художественное совершенство романа «Герой нашего времени».

1

29.12.

51.

Р/р. Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Оценка Белинского.

1

29.12.

52.

Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени».

1

12.01.

53.

Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи «Вечера на хуторе…».

1

12.01.

54.

Р/р. Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

1

16.01.

55.

Образ города в поэме «Мертвые души».

1

19.01.

56.

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

1

19.01.

57.

Р/р. «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Поэма в оценке В.Г. Белинского.

1

23.01.

58.

Подготовка к сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1

26.01.

59.

А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета.

1

26.01.

60.

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

1

30.01.

61.

Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».

1

02.02.

62.

Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

1

02.02.

63.

Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания.

1

06.02.

64.

А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника».  Эволюция образа «маленького человека».

1

09.02.

65.

А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ города.

1

09.02.

66.

Р/р. Подготовка к устному сочинению-ответу «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века».

1

13.02.

67.

Внеклассное чтение. Эмоциональное богатство русской поэзии XIX века. Беседа о стихах Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.

1

16.02.

68.

Русская литература XIX века. Многообразие жанров и направлений.

1

16.02.

Литература XX века. (28 часов)

69.

И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи».

1

16.02.

70.

Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

1

20.02.

71.

М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

1

27.02.

72.

Поэтика Булгакова – сатирика. Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия. Фантастика, сатира, гротеск.

1

02.03.

73.

М.А. Шолохов: страницы жизни и творчества. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.

1

02.03.

74.

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция, рассказчик, роль пейзажа.

1

06.03.

75.

Внеклассное чтение. У литературной карты Курской области Е.И. Носов «Красное вино победы».

1

09.03.

76.

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор», картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

1

09.03.

77.

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» трагизм ее судьбы, нравственный смысл рассказа.

1

13.03.

78.

Контрольная работа. Зачетное занятие по произведениям второй половины XIX и XX веков.

1

16.03.

79.

Русская поэзия Серебряного века.

1

20.03.

80.

А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека…».

1

03.04.

81.

С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А. Есенина «Вот уж вечер…».

1

06.04.

82.

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине».

1

06.04.

83.

В.В. Маяковский: страницы жизни.

1

10.04.

84.

В.В. Маяковский. «Послушайте!, «А вы могли бы?», «Люблю!» Новаторство в поэзии.

1

13.04.

85.

М.И. Цветаева. Страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни.

1

13.04.

86.

М.И. Цветаева «Родина». Образ Родины в лирике. «Стихи о Москве».

1

17.04.

87.

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой.

1

20.04.

88.

А.А. Ахматова. Трагические интонации любовной лирики.

1

20.04.

89.

А.А. Ахматова. Особенности поэтики.

1

24.04.

90-91.

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Быть знаменитым некрасиво».

1

25.04.

92.

Внеклассное чтение. У литературной карты Курска. Творчество Н.А. Асеева.

1

27.04.

93-94.

А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья о Родине и о природе. «Я убит подо Ржевом».

2

27.04.

04.05.

95.

Внеклассное чтение. «Музыка поэзии». Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX - XX веков.

1

04.05.

96.

Зачетное занятие по русской лирике XX века.

1

08.05.

Зарубежная литература. (6 часов)

97.

Внеклассное чтение. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить».

1

11.05.

98.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.

1

11.05.

99.

Уильям Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

1

15.05.

100.

И.В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

1

18.05.

101.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.

1

18.05.

102.

Зачётная работа по материалу, изученному в 9 классе.

1

22.05.

Учебно-методическое обеспечение:

Для учащихся:

1)  Литература.   9 кл.:   Учебник для   общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2015.

2) Литература: 9 класс: Фонохрестоматия на СD-RОМ / Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. - М.: Просвещение, 2003.

3)  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 9 класс: Дидактические материалы по литературе. - М.: Просвещение, 2006.

4) Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. / Э.Л. Безносов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 320 с.

5) Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе. В 2-х частях. К учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 9 класс» (М.: Просвещение). 9 класс. 2-е изд., М.: Издательство «Экзамен», 2016.

Словари и справочники:

  1. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
  2. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
  3. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова.

       Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Для учителя:

 1)   Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:  Просвещение, 2008.

2)  Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С. Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

3)  Литература.   9 кл.:   Учебник для   общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2015.

4)  Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. - М.: ВАКО, 2016. – 448 с. (В помощь школьному учителю).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа по литературе в 7 кл под ред. В. Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе для 7 кл. включает в себя календарное и поурочное планирование уроков....

Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)

Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...