Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы
статья по литературе (9 класс)
Метод "6 шляп мышления".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод "6 шляп мышления" на уроках русского языка и литературы. | 13.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие критического мышления на уроках литературы.
В последнее время встречаю очень много литературы о развитии критического мышления. Заинтересовалась, особенно приглянулась книга известного британского психолога, эксперта в области творческого и критического мышления и писателя Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». В данной книге Боно обратил внимание на трудности при решении умственных задач, обусловленные беспомощностью, эмоциями и путаницей. Являясь учителем русского языка и литературы в школе, я подумала, почему бы не воспользоваться данным приемом на уроках литературы.
В чем же суть данного метода? Человеку, столкнувшимся с термином «6 шляп», поначалу это покажется чем-то несерьезным и смешным. Но суть приема заключается в том, что он помогает развивать параллельное мышление, также увидеть ситуацию с разных ракурсов и выявить самый оптимальный путь решения данной проблемной ситуации. Эдвард де Боно выбрал следующие цвета: красный, желтый, зеленый, белый, синий и черный. Каждый цвет шляпы определяет направление развития мысли.
Как я применяю в работе «Метод 6 шляп»? Шляпки легко снять и надеть, они указывают на роль (восприятие). Каждая шляпа помогает увидеть одну проблему с разных сторон и выслушать каждого. Делю класс на 6 групп. Предлагается прочитанный текст или любая проблемная ситуация. Обязательным условием должно быть то, что данная ситуация не должна иметь лишь однозначного ответа или решения и изначально должна быть многовариантной. Шляпы можно выбрать по жребию или по желанию участников. Свою точку зрения группы сказать не могут, им строго следует следовать правилам той шляпы, которая надета на них.
Красная шляпа. Красный цвет символизирует эмоции или напряжение. Другими словами, эта группа излагает лишь эмоциональное восприятие ситуации, без выводов.
Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, позитивный. Участник в этой шляпе должен мыслить только положительно, искать выгоды, обрисовывают позитивные моменты.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет - это цвет чего-то нового. Зеленая шляпа символизирует творческое начало, креативность и расцвет новых идей: поиск новых граней в изучаемом материале.
Белая шляпа. Белый цвет нейтральный и объективный. Участники должны мыслить фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок, должны доказать, почему произошло все так, а не иначе.
Синяя шляпа. Синий цвет – нейтральный, оценочный. Участники оценивают предложения всех групп, затем находят оптимальное решение и делают общие выводы.
Черная шляпа. Черный цвет негативный, мрачный и отрицающий. Участники группы в этой шляпе должны высказать некое сомнение и найти аргументы против.
После прочтения и изучения такого произведения, например, «Евгений Онегин», я предлагаю группам задания такого рода:
Красная шляпа. Расскажите об эмоциях, впечатлениях и чувствах после прочтения романа.
Желтая шляпа. Найдите аргументы того, почему данное произведение считают одним из лучших в русской литературе.
Зеленая шляпа. Докажите, что произведение современно в наше время, и каким жизненным урокам оно учит подростков.
Белая шляпа. Найдите факты из истории создания романа и объясните, почему выбран именно этот жанр.
Синяя шляпа. Оцените все мнения групп, сделайте выводы.
Черная шляпа. Скажите, почему воспринимаем главного героя как негативного и докажите, что роман неактуален сегодня.
Советую вам применить метод шляп на уроках, тем самым научить детей творчески думать, мыслить в различных ракурсах, находить нестандартные решения, уметь сотрудничать. Внесите частичку фантазии и разнообразьте вашу работу на уроках. Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...
Использование технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" на уроках русского языка и литературы.
Использование технологии...
Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора инф...
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах
Данная статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах и целесообразности методов и приемов преподавания русс...
Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не...