Общая характеристика поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Логинова Татьяна Владимировна

Ресур представляет собой презентацию и текстовый файл комментариев к слайдам и предназначен для проведения первого урока по поэме Гоголя. В метериалах рассматривается история создания произведения, связь с поэмами Гомера и Данте, особенности жанра, композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gogol._m.d.pptx1.46 МБ
Файл kommentariy_k_prezentatsii.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Огромно велико мое творение…» «Уж не тайна ли русской жизни лежит, заключенная в ней…» К. С. Аксаков «Я совершу… Я совершу! Жизнь кипит во мне. Труды мои будут вдохновенны. Над ними будет веять недоступное земле божество! Я совершу…»

Слайд 2

Вспоминаем ранее изученное Детство, юность Дом в Сорочицах Полтавской губернии Мария Ивановна и Василий Афанасьевич Полтавское уездное училище Нежин. Гимназия высших наук

Слайд 3

В Петербурге «Неласковый» город Гоголь-чиновник

Слайд 4

Успех на литературном поприще

Слайд 5

«Мёртвые души». Рождение замысла «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!»

Слайд 6

«Начал писать «Мертвые души»… Мне хочется хотя с одного боку показать всю Русь…» 1835 1836 1837 «„Мертвые души“ — преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования». 1840 1842

Слайд 7

Гомер и Гоголь «Мертвые души» «Одиссея» Одиссей Чичиков Итака – родина, семья Поместье, семья Море, чудовища Море жизни, дороги, духовные уродцы Циклоп, Кирка Собакевич, Коробочка

Слайд 8

Данте и Гоголь «Божественная комедия» «Мертвые души» «Ад» «Чистилище» «Рай» I том II том III том

Слайд 9

«Божественная комедия». Ад. Врата ада. Ничтожные. Трусы Круг 1. Лимб язычников Круг 2. Сладострастники Круг 3. Обжоры и чревоугодники Круг 4. Скупцы и расточители Круг 5. Гневные и завистливые Круг 6. Еретики и ересиархи (сеятели религиозных раздоров) Круг 7. Убийцы. Самоубийцы. Богохулители . Ростовщики Круг 8 (Злые Рвы) Ров 1. Сводники и обольстители Ров 2. Льстецы Ров 3. Симонисты-святокупцы Ров 4. Прорицатели Ров 5. Взяточники Ров 6. Лицемеры Ров 7. Воры Ров 8. Злосоветчики . Ров 9. Зачинщики раздоров. Сектанты Ров 10. Поддельщики . Круг 9. Предатели Люцифер

Слайд 10

Первое издание - 21 мая 1842 г.

Слайд 11

Смысл названия буквальный аллегорический, метафорический моральный духовный

Слайд 12

«…позади мертвых душ — души живые» Мертвые души Умершие крестьяне Физическая смерть НО живая душа Физически живые помещики и чиновники Нет души, духовная смерть НО могут обрести душу, если захотят Павел Иванович Чичиков Мертвая душа НО возможно возрождение (апостол Павел)

Слайд 13

Жанр Поэма или роман? «Начал писать «Мертвых Душ». Сюжет растянулся на предлинный роман…» (7 октября 1835 г.) «Каждое утро, в прибавление к завтраку, вписывал я по три страницы в мою поэму...» (12 ноября 1836 г.) «Длинная вещь»? «..Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная, в несколько томов» (16 ноября 1836 г.) Повесть? «...обо всем этом читатель узнает постепенно и в свое время, если будет только иметь терпение про-честь [сию] предлагаемую повесть…» (из черновиков) Поэма! «...все мои средства и все мое существование заключены в моей поэме...» (7 января 1842 г.)

Слайд 14

Особенности жанра Эпическое начало Лирическое начало «Малая эпопея» – «полный эпический объем замечательных частных явлений». Её герой – «частное и невидное лицо, но однако же значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой» Лирические авторские отступления Выход на общечеловеческий уровень Поэма «Мертвые души»

Слайд 15

1 глава 2-6 главы 7-10 главы 11 глава Экспозиция Изображение жизни помещиков Изображение губернского города – мира чиновников Повествование о судьбе Чичикова Композиция 1-го тома Лирические отступления, вставные элементы («Повесть о капитане Копейкине»)

Слайд 16

Суть аферы Чичикова Покупка мертвых душ крепостных крестьян у помещиков Использование купленных душ в качестве залога в Опекунском совете Получение «живых» денег от Опекунского совета – 200 рублей за душу Приобретение настоящего имения

Слайд 17

Интернет-ресурсы http://7oom.ru/powerpoint/fon-dlya-prezentacii-po-literature.html фон http://bfnk.ru/im/books/biodic/gogol.jpg http://www.navkoloua.com/Media/navkolo/ Новости/Полтавщина,%2020-21.08.16/16. jpg http://ki.ill.in.ua/a/675x0/24061332.jpg?t=635634725247761071 http://kaz.docdat.com/pars_docs/refs/60/59041/59041_html_2f642afe.jpg http://trassa.narod.ru/krym/2011/DSC_0273.JPG https://ua.igotoworld.com/frontend/webcontent/websites/1/images/gallery/12227_800x600_Gimnazija%20vysshih%20nauk%20(Universitet).jpg https://cdn.turkaramamotoru.com/ru/ganc-kyuhelgarten-2046.jpg http://www.arttextil.net/uploads/posts/2012-01/1325947359_011_gogol_v_peterburge.jpg http://www.dvorec.ru/dll_image3/1365318568.jpg http://bidspirit.litfund.ru/images/news/201703/litfund_9054176I.jpg http://domgogolya.ru/upload/portrait/14.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/66/ Гоголь_Н.В._Шинель._%281903%29. pdf/page1-379px- Гоголь_Н.В._Шинель._%281903%29. pdf.jpg http://www.kabinet-auktion.com/files/images/gallery/21206_4_CompressedImage.jpeg https://cdn-s-static.arzamas.academy/uploads/ckeditor/pictures/561/content_______.jpg http://s.qguys.com/original/2/7/6/16906093_2760508072.jpg

Слайд 18

Интернет-ресурсы http://s.qguys.com/original/2/7/6/16906093_2760508072.jpg http://900igr.net/datai/khimija/Hatrij-khlor/0005-007-Drevnegrecheskij-poet-Gomer-nazyval-povarennuju-sol-bozhestvennoj.jpg https://cdn.microfilenetwork.com/buzzfuse/gallery/185/BIG-31-dante-alighieri-before-cgi.jpg https://otvet.imgsmail.ru/download/50954fe467cdee919d8950cf737d9f4d_i-1724.jpg https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1015968834.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/383/49383835_1254457847_774198396.jpg https://silakultura.ru/md.jpg



Предварительный просмотр:

Комментарий к презентации «Гоголь. «Мертвые души»

1 слайд.

«Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно». Именно так однажды в письме матери сказал о себе Н. В. Гоголь. Действительно, его жизненная дорога не была похожа на прямой Невский проспект, запечатлённый им в одноимённой повести. Были в ней ухабы, и неожиданные, необъяснимые повороты, и тёмные отрезки. В жизни Гоголя было много непонятного, слишком много всяких «вдруг»: стремление мгновенно покорить столицу и незаметная служба писцом в одном из петербургских департаментов; страстное желание учить и учительствовать и оставление университетской кафедры; всепоглощающая любовь к России и многолетняя жизнь вдали от неё; стремление нести своё слово людям и сожжения второго тома «Мёртвых душ». Оставаясь «загадкой для всех», Гоголь тем не менее был очень цельной личностью, и цельность его натуре придавало в первую очередь отношение к своей жизни, к своему делу как службе государственной. Если принять это за отправную точку, то станут совершенно понятны метания писателя в юности: он не просто меняет службы одна на другую – он ищет дело жизни. И таким делом стал писательский труд.

Обращение к эпиграфу. Как пророчество звучат слова Н. В. Гоголя.

«На поприще писателя» Гоголь много и плодотворно работал. Предлагаю, прежде чем осмыслить жизнь и творчество писателя, вспомнить его произведения и героев.

2 слайд.

Родился 20 марта (1 апреля)1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии

Отец будущего писателя, Василий Афанасьевич, трудился в почтовом ведомстве, дослужившись до чина коллежского асессора. Он был творческой личностью и живо интересовался искусством, что, несомненно, повлияло на биографию юного Николая.

У главы семейства проявлялся талант к поэзии и писательству. Он также руководил домашним театром одного из своих товарищей, и периодически сам участвовал в выступлениях.

Известно, что Гоголь-старший писал комедийные пьесы, однако до наших дней дошла лишь одна из них – «Простак, или хитрость женщины, перехитренная солдатом».

Очевидно, именно от отца Николай Васильевич перенял увлечение литературой, и уже в раннем детстве начал писать стихи.

Мать Гоголя, происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. Про свою семейную жизнь Мария Ивановна сообщает: "Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и у мужа был веселый. Мы были окружены добрыми соседями».

Мария Ивановна являлась богобоязненным человеком и старалась воспитывать детей в том же духе. Особенное внимание она уделяла разным библейским пророчествам и Страшному суду над человечеством, который должен был произойти в скором времени.

Некоторые биографы Гоголя считают, что именно благодаря своей матери творчество писателя пропитано мистикой.

Кроме Николая у Василия и Марины Гоголей было пятеро детей - сын Иван (1810 - 1819), дочери Мария (1811 - 1844), Анна (1821 - 1893), Елизавета (1823 - 1864), Ольга (1825 - 1907). Родители Гоголя считались помещиками средней руки и имели 1000 десятин земли и 400 душ крепостных крестьян.

В 1821 году, после двухлетнего обучения в Полтавском уездном училище, родители определили мальчика в только что открытую в Нежине Черниговской губернии гимназию высших наук князя Безбородко. Ее часто называли лицеем: подобно Царскосельскому лицею, гимназический курс в ней сочетался с университетскими предметами, а занятия вели профессора. Семь лет проучился Гоголь в Нежине, приезжая к родителям лишь на каникулы.

Будучи гимназистом, Николай Васильевич принимал участие во всех возможных спектаклях и сценках. По мнению его друзей и близких он обладал прекрасным чувством юмора и всегда был оптимистом.

Когда Гоголь был студентом гимназии, он написал романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен», которую издал уже в Петербурге под псевдонимом В. Алов. После издания поэмы а в июне 1829 года на неё появилось несколько отрицательных отзывов. После этого Гоголь со своим слугой Якимом выкупил все доступные экземпляры собственной поэмы и сжёг их у себя в номере, поэтому первое издание поэмы является библиографической редкостью.

3 слайд

Мечты и планы будущей деятельности влекли Гоголя в столицу, в далекий и заманчивый Петербург. Здесь он думал найти применение своим способностям, отдать свои силы на благо общества. По окончании гимназии, в декабре 1828 года, Гоголь уезжает в Петербург.

Петербург неласково встретил восторженно настроенного юношу, приехавшего из далекой Украины, из тихой провинциальной глуши. Со всех сторон Гоголя постигают неудачи. Чиновно - бюрократический мир с равнодушным безразличием отнесся к молодому провинциалу: служба не находилась, столичная жизнь для юноши, обладавшего весьма скромными средствами, оказалась очень трудной. Горькое разочарование испытал Гоголь и на литературном поприще. Возлагаемые им надежды на поэму "Ганц Кюхельгартен", привезенную из Нежина, не оправдались. Изданная в 1829 году (под псевдонимом В. Алов) поэма не имела успеха.

Попытка поступить на сцену тоже окончилась неудачей: подлинное реалистическое дарование Гоголя, как актера, оказалось чуждым тогдашней театральной дирекции.

Только в конце 1829 года Гоголю удалось устроиться на службу мелким чиновником в департамент государственного хозяйства и публичных зданий. Однако Гоголь не долго пробыл на этой должности и уже в апреле 1830 года поступил писцом в департамент уделов.

Гоголь узнал в эти годы лишения и нужду, испытываемую в Петербурге большей частью служилого, необеспеченного люда. Целый год прослужил Гоголь чиновником в департаменте. Однако чиновничья служба мало его привлекала. В это же время он посещал Академию художеств, занимаясь там живописью. Возобновились его литературные занятия. Но теперь Гоголь уже не пишет мечтательно-романтических поэм вроде "Ганца Кюхельгартена", а обращается к хорошо знакомой ему украинской жизни и фольклору, начиная работу над книгой повестей, которую он озаглавил" Вечера на хуторе близ Диканьки".

4 слайд

Гоголь продолжал писать.

Вскоре выходят его новые сборники и произведения. 1831 – 1832 Гоголь пишет сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1835 – сборник «Миргород», в этом же году приступает к созданию «Мертвых душ» и «Ревизора», в 1836 – напечатана повесть «Нос» и состоялась премьера комедии «Ревизор» в театрах Москвы и Петербурга.

5 слайд

«Он (Пушкин) уже давно склонял меня приняться за большое сочинение и … один раз, после того, как я ему прочел одно … изображение небольшой сцены, …он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!» Вслед за этим начал он представлять мне слабое мое сложение… привел мне в пример Сервантеса, который, хотя и написал несколько очень замечательных и хороших повестей, но, если бы не принялся за Донкишота, никогда бы не занял того места, которое занимает теперь между писателями, и, в заключенье всего отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то в роде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал никому». 

Из «Авторской исповеди»

А. С. Пушкин  во время своей кишинёвской ссылки узнал забавную историю. Пушкину якобы рассказали, о чём свидетельствовал полковник Липранди, что в местечке Бендеры (где Пушкин был дважды) никто не умирает. Дело в том, что в начале XIX века в Бессарабию бежало достаточно много крестьян из центральных губерний Российской империи. Полиция обязана была выявлять беглецов, но часто безуспешно — они принимали имена умерших. В результате в Бендерах в течение нескольких лет не было зарегистрировано ни одной смерти. Началось официальное расследование, выявившее, что имена умерших отдавались беглым крестьянам, не имевшим документов. Много лет спустя похожую историю Пушкин, творчески преобразовав, рассказал Гоголю.

Русский литературный критик, современник Пушкина и Гоголя П. В. Анненков утверждал: «Пушкин уступил сюжет «Мертвых душ» Гоголю не совсем охотно и в кругу своих домашних говорил: «С этим малороссом надо быть осторожнее, он обирает меня так, что и кричать нельзя».

6 слайд

1835 год, октябрь — «Начал писать „Мертвые души“… Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

1836 год, ноябрь — «Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно как летопись… Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем!»

1837 год, апрель — «Я должен продолжить мною начатый большой труд, который писать взял с меня слово Пушкин… и который обратился для меня с тех пор в священное завещание».

1840 год, октябрь — «Сюжет, который в последнее время лениво держал я в голове своей, не осмеливаясь даже приниматься за него, развернулся передо мной в величии таком, что все во мне почувствовало сладкий трепет».

1842 год, май — «„Мертвые души“ — преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования».

7 слайд

Если читать поэму не вдумываясь, то может создаться ощущение, что это абсолютно ни на что не похожее самостоятельное произведение, но такое суждение ошибочно. «Мертвые души» представляют собой невероятное переплетение мифологических и библейских сюжетов, оформленных под русскую действительность. По ходу развития событий можно заметить сходство в основном с двумя произведениями: «Одиссеей» Гомера и «Божественной комедией» Данте.

«Одиссея» представляет собой морское путешествие Одиссея, который никак не может попасть на родную Итаку. Так и в «Мертвых душах»: Одиссей — это Чичиков, Итака — это будущее семейство, а море — это бесконечные дороги. Как и Одиссей, Чичиков встречает множество людей и чудовищ. Так, например, Собакевич напоминает Циклопа. Он такой же неуклюжий, большой. Его дом и все предметы в доме тоже большие и нескладные. У Циклопа было стадо баранов, и у Собакевича на столе тоже несколько блюд из баранины. Гоголь даже использует в поэме побег Одиссея под брюхом у барана из пещеры Циклопа. Когда Чичиков служил на таможне, он вместе с контрабандистами переправлял через границу кружева, намотанные на баранов и прикрытые поверх еще одной шкурой. Коробочка также похожа на волшебницу Кирку. Чичиков попадает к Коробочке так же, как и Одиссей к Кирке, — по воле стихий. Кирка превратила спутников Одиссея в свиней, и в «Мертвых душах» проявляется этот мотив: первый раз, когда испачканного Чичикова сравнивает с боровом, а второй, когда возле дома Коробочки разгуливает свинья с поросятами. Вокруг дома Кирки жили люди, превращенные в зверей, и среди помещиков, живших вокруг Коробочки, есть Бобров и Свиньин.

8 слайд

Но гораздо более ощутимо в поэме присутствие библейских сюжетов. Писатель видел свой труд в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, состоящей из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Герой Данте проходит три загробных мира – ад, чистилище и рай, - чтобы обрести путь спасения, познать добро и зло. Именно этой дорогой (1-й том — ад, 2-й том — чистилище, 3-й том — рай) Гоголь решил провести своего героя, потому что верил в духовное возрождение каждого, — этот путь открыт всем, и даже Плюшкиным, «если они захотят».

9 слайд

Устройство ада в «Божественной комедии» Данте Алигьери.

10 слайд

Тираж первого тома «Мертвых душ» составил около 3 тыс. экземпляров. Издание вышло из печати в мае 1842 г. Гоголь устроил его «презентацию», как сказали бы сегодня, на именинах писателя-славянофила Константина Аксакова. Николаю Васильевичу предстояло уезжать за границу.

«К отъезду Гоголя успели переплесть десятка два экземпляров, которые ему нужно было раздарить и взять с собой, – вспоминал писатель Иван Аксаков, брат именинника. – Первые совсем готовые экземпляры были получены 21-го мая, в день именин Константина, прямо к нам в дом, и тут же Гоголь подарил и подписал один экземпляр имениннику, а другой нам с надписью: «Друзьям моим, целой семье Аксаковых». У нас было довольно гостей, и все обедали в саду».

– Это издание интересно в первую очередь обложкой, нарисованной самим Гоголем и раскрывающей как явный, так и тайный замысел его произведения, – говорит литературовед Игорь Золотусский, автор книги «Гоголь» в серии «Жизнь замечательных людей». – Вглядитесь в нее: наверху скачут тройки, стоят бутылки, лежат рыбы на тарелках. Там кипит жизнь, веселье. А потом, постепенно, когда взгляд опускается вниз, ты как будто уходишь под землю. Темный фон, на котором черепа. Сколько ни скачи, ни веселись, ни носись на тройках, тебе придется туда опуститься. Другой вопрос, останешься ли ты там. Я имею в виду идею воскрешения, спасения.

Как пишет Е.А. Смирнова в книге «Поэма Гоголя «Мертвые души»» (Л., 1987), эта обложка была еще и нетипичной для своего времени:

«Обложки современных Гоголю книг, как правило, отличались строгим изяществом и часто украшались одной рамкой, состоявшей из простых наборных деталей: линеек, звездочек и т. п. Если же на них и был какой-нибудь рисунок, то он носил всего лишь характер виньетки. Достаточно простыми были и обложки первых книг Гоголя».

И еще одна особенность – Гоголь категорически отказывался от иллюстраций к поэме, даже выполненных профессиональными художниками, заявляя, что он «враг всяких политипажей и модных выдумок. Товар должен продаваться лицом, и нечего его подслащивать этим кондитерством».

«Первое, что бросается в глаза при взгляде на нее, - пишет Е.А. Смирнова об обложке «Мертвых душ», — это большое количество изображений разнообразных бытовых предметов, среди которых мелькают и жанровые сценки. Здесь нам встретятся бутылки, окруженные рюмками, множество разных рыб на блюдах, воскрешающих в памяти того осетра, которого Собакевич «доехал» «в четверть часа с небольшим». В правой части листа вверху мы видим подгулявшего мужичка с рюмкой в руке, внизу — танцующую пару. Приблизив же рисунок к глазам, мы замечаем, что он посвящен не одним только радостям плоти. В декоративных завитках, окружающих слова «Мертвыя души», неожиданно начинают проглядывать черепа, а между ними — несколько скелетов.

Как и весь текст гоголевской поэмы, изображения на обложке могут быть прочитаны двояко. В них можно увидеть отдельные реалии ее сюжета, а можно — и некие обобщающие символы. И если в блюдах и бутылках мы распознаем обобщение той праздной и бездуховной жизни, которая символизирована писателем в образе масленицы, тогда и эти изображения, и черепа со скелетами предстанут перед нами как две четко выраженные уже знакомые нам эмблемы: «Vanitas» (суета, тщеславие, бренность) и «Memento mori» (помни о смерти).

Обратим теперь внимание на тот скелет, который расположен на черном фоне слева, между заглавием и словом «Поэма». Его руки протянуты в сторону центра. Попытавшись разглядеть предмет, к которому тянутся эти костлявые руки, мы обнаруживаем, что завитки над буквами «о» и «э» складываются в некое подобие стула с выгнутыми ножками, не повторяющееся, кстати, в правой половине орнаментальной рамки. И, вспомнив весь комплекс наблюдений, сделанных в связи с темой «уроки царям», мы почти с полной уверенностью сможем заключить, что этот стул есть не что иное, как царский трон.

Тем более интересно заметить, что причудливые завитки над женской головой в крестьянском головном уборе (нижняя деталь рисунка) образуют нечто вроде короны.

Непривычная «заземленность» большей части гоголевских символов привела к тому, что исследователи, писавшие об обложке «Мертвых душ» (...), принимали их за вполне обычные, недвусмысленные бутылки и сапоги. Кстати, о последних. Мы видим на рисунке слева и справа от слов «Мертвыя души» несколько изображений сапог, а также крестьянский лапоть. Они связаны с тем же мотивом движения, который выражает и тройка в верхней части листа и который, как мы помним, наряду с песней (о ней в рисунке напоминают народные музыкальные инструменты) символизирует у Гоголя живую душу русского народа».

11 слайд

Смысл названия.

 Само название «Мертвые души» соединило в себе несовместимые понятия. Эту особенность заметил председатель московского цензурного комитета и был возмущен столь необыкновенным названием: «Нет, я этого никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертья». Так ли это?

      Исследователь «Божественной комедии» А. А. Асоян, опираясь на слова Данте о четырех смыслах этой поэмы, пишет: «Один из смыслов, самый первый, — это буквальный, второй — аллегорический, третий — моральный, четвертый — аналогический (сверхсмысл)». Складывается мнение, что Гоголь, идя за Данте, знал о таком толковании «комедии» и в свою поэму также вложил четыре смысла.

1. Мертвые души — это товар, который покупает Чичиков, — души умерших крестьян. Это буквальный смысл поэмы, связанный с сюжетом.

2. Мертвые души — это помещики, и чиновники, погрязшие в грехах, и сам Чичиков: у них нет души, она мертва. Это аллегорический, метафорический смысл поэмы.

3. Моральный смысл — не может быть человека без души, не должно такое произойти.

4. Духовный смысл. Он раскрыт Гоголем в предсмертной записи: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, пролезший иначе, есть тать и разбойник». Мертвые души — это духовно умершие души. Но Гоголь верит в духовное воскресение падшего человека. Если в душе человека таится жизнь — образ Божий, значит, у человека есть надежда на возрождение. Духовное возрождение — одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем и даже Плюшкиным, «если захотят».

12 слайд

В поэме Гоголя, по выражению А. И. Герцена, проступают «позади мертвых душ — души живые». Души талантливые, не страдающие «заблуждением» ума, свободолюбивые, щедрые и «задушевные» души, т. е. живые.

13 слайд

На начальном этапе работы над "Мертвыми душами" (в 1835-1836 гг.) Гоголь называет свое сочинение романом и поэмой: «...Начал писать «Мертвых Душ». Сюжет растянулся на предлинный роман <...> Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь...» (Н. В. Гоголь — А. С. Пушкину, 7 октября 1835 г.) «...Каждое утро, в прибавление к завтраку, вписывал я по три страницы в мою поэму...» (Н. В. Гоголь — В. А. Жуковскому, 12 ноября 1836 г.)

В процессе работы Гоголь также называет свое творение «длинной вещью», не похожей ни на повесть, ни на роман: «..Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная, в несколько томов, название ей «Мертвые души» – вот все, что ты должен покамест узнать об ней..» (Н. В. Гоголь – М. П. Погодину, 16 (28) ноября 1836 г.)

В черновиках «Мертвых душ» Гоголь также называет свое сочинение повестью: «...обо всем этом читатель узнает постепенно и в свое время, если будет только иметь терпение прочесть [сию] предлагаемую повесть, очень длинную и раздвинущуюся потом шире и просторней, по мере приближения к концу, венчающему [всякое] дело...» (Н. В. Гоголь, «Сохранившиеся разрозненные черновые отрывки к отдельным главам»)

В конце концов Гоголь определяется с жанром «Мертвых душ» и называет их поэмой: «...все мои средства и все мое существование заключены в моей поэме...» (Н. В. Гоголь — П. А. Плетневу, 7 января 1842 г.)

14 слайд

Поэма (от греч. poiema - творение) — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмой называют также древнюю и средневековую эпопею («Илиада», «Одиссея», «Рамаяна»). Поэмой называют также произведения на всемирно-исторические темы («Божественная комедия» Данте). Поэма требует знания исторического контекста, заставляет задуматься о смысле человеческой жизни, о смысле истории. Выбор писателем жанра определяется многими факторами, в частности его отношением к изображаемому, общим его мировосприятием. В эпосе обычно два центра внимания: предмет изображения (события, герои, природа) и автор, который всё оценивает и повествует о событиях. У Гоголя собирательный образ родины — это и есть главный герой «Мёртвых душ». Поэтому автор и определяет своё произведение как эпическую поэму, восходящую к её классическим образцам. Поэма как литературный жанр давал возможность Гоголю «озирать всю громадно-несущуюся жизнь», родину «во всей своей громаде».

(Замысел произведения был чрезвычайно сложен и оригинален. Он во многом требовал переосмысления взглядов на жизнь, на Русь, на людей. Необходимо было найти и новые способы художественного воплощения замысла. Привычные рамки жанров становились для него слишком тесными. Н. В. Гоголь признает существование повествовательной поэзии и выделяет в ней несколько жанров. «Величайшим» из них писатель считает эпопею, в которой отражается целая историческая эпоха, жизнь народа или всего человечества («Илиада» Гомера). Роман Н. В. Гоголь называет «слишком условленным» и считает, что его предмет - не вся жизнь, а лишь «замечательное происшествие в жизни». Внимание автора должно быть сосредоточено на характерах, и прежде всего на главном герое. Кроме этого, Н. В. Гоголь выделяет еще один жанр – «меньший род эпопеи», стоящий посередине между эпопеей и романом. Малая эпопея не имеет «всемирный» характер, но содержит «полный эпический объем замечательных частных явлений». Ее герой – «частное и невидное лицо, но, однако же значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой». Описывая жанр малой эпопеи, Н. В. Гоголь во многом анализировал главное произведение своей жизни. Действительно, Чичиков, герой «Мертвых душ», - лицо незаметное, не выделяющееся, но именно такой человек представляет для автора огромный интерес как герои нового типа, герой своего времени, выходящий на арену общественной жизни «приобретатель», который опошлил все, включая даже саму идею зла. Именно похождения Чичикова являются связующим элементом сюжета. Проводя героя по русским дорогам, автору удается показать огромный диапазон русской жизни во всех ее проявлениях: помещиков, чиновников, крестьян, усадьбы, трактиры, природу и многое другое. Исследуя частное, Гоголь делает выводы о целом, рисует картину нравов современной ему России и, главное, исследует душу народа. Рассуждения Гоголя могут подниматься на общечеловеческий уровень, и судит он своих героев судом истории. И, кроме того, действительность писатель изображает с «сатирической стороны», а именно это, по его мнению, позволяет писателю создать значительное произведение, «несмотря на мелочь взятого случая». Н. В. Гоголь никогда не относился к писателям, которые стремились «уложить» свое произведение в рамки какого-либо общепринятого жанра. Творческое воображение могло диктовать ему свои законы. А потому, начав с жанра традиционного авантюрного романа, Н. В. Гоголь, следуя все более и более расширяющемуся замыслу, выходит за рамки и романа, и традиционной повести, и поэмы. И в результате писатель создает, по словам Л. Н. Толстого, «нечто совершенно оригинальное», не имеющее аналогов - масштабное лиро-эпическое произведение. Эпическое начало в нем представлено похождениями Чичикова и связано с сюжетом. Лирическое начало, присутствие которого становится все более и более значимым по мере развертывания событий, выражено в лирических авторских отступлениях, когда мысль писателя уходит далеко от событий с жизни главного героя и охватывает весь предмет изображения, «всю Русь», и даже выходит на общечеловеческий уровень. И тогда «Мертвые души» действительно становится поэмой, посвященной пути автора в этом мире, процессу познавания им действительности и человеческой души.)

15 слайд

Прежде всего построение поэмы отличается ясностью и четкостью: все части связаны между собой сюжетно-образующим героем Чичиковым, путешествующим с целью добыть «миллион». Это энергичный делец, ищущий выгодных связей, вступающий в многочисленные знакомства, что позволяет писателю изобразить действительность во всех ее гранях, запечатлеть социально-экономические, семейно-бытовые, морально-правовые и культурно-нравственные отношения в крепостнической России.

В первой главе, экспозиционной, вводной, автор дает общую характеристику провинциального губернского города и знакомит читателей с основными действующими лицами поэмы.

Следующие пять глав посвящены изображению помещиков в их собственной семейно-бытовой жизни, в своих усадьбах. Гоголь мастерски отразил в композиции замкнутость помещиков, их оторванность от общественной жизни (Коробочка даже слухом не слыхивала о Собакевиче и Манилове). Содержание всех этих пяти глав строится по одному общему принципу: внешний вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и его внутреннее убранство, характеристика помещика и его взаимоотношений с Чичиковым. Таким способом Гоголь рисует целую галерею помещиков, в своей совокупности воссоздающих общую картину крепостнического общества.

За портретами помещиков, выписанных крупным планом, в поэме следует сатирическое изображение жизни губернского чиновничества, представляющего собой социально-политическую власть дворянства. Замечательно, что Гоголь избирает предметом своего изображения весь губернский город, создает собирательный образ провинциального бюрократа.

В процессе изображения помещиков и чиновничества перед читателями постепенно развертывается образ главного героя повествования — Чичикова. Лишь в заключительной, одиннадцатой главе Гоголь раскрывает его жизнь во всех деталях и окончательно разоблачает своего героя.

Через всю поэму Гоголь параллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичикова непрерывно проводит еще одну — связанную с образом народа. Композицией поэмы писатель все время настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между простым народом и правящими сословиями.

На протяжении всей поэмы утверждение народа как положительного героя сливается с прославлением родины, с выражением автором своих патриотических и гражданских суждений. Эти суждения рассеяны по всему произведению в форме проникновенных лирических отступлений. Так, в 5-й главе Гоголь славит «живой и бойкий русский ум», его необыкновенную способность к словесной выразительности. В 6-й главе он обращается со страстным призывом к читателю сохранить в себе до конца жизни истинно человеческие чувства. В 7-й главе идет речь о роли писателей, о разных их «уделах». В 8-й показана разъединенность губернского дворянства и народа. Последняя, 11 глава, завершается восторженным гимном Родине, ее прекрасному будущему.

16 слайд

Ревизия — это перепись крестьян, подлежащих налогообложению. С 1724 г. подворный налог был заменен Петром I на подушный. До этой реформы налог взимался с одного двора — отдельного крестьянского хозяйства вне зависимости от численности семьи. Теперь же он уплачивался с каждой «души мужского пола».

Для определения количества этих душ в конце 1718 г. начала производиться подушная перепись. Реестры крестьян (сказки) были присланы, но вскоре были вскрыты многочисленные случаи утайки людей от переписи: народ чуял, что не к добру ее проводят.

С 1722 г. до 1724 г. проводилась проверка результатов переписи, которая была поручена специальным военным ревизорам. В результате число ревизских душ увеличилось с 3,8 млн. до 5,5 млн.

И вот тут мы подходим к самому интересному и значимому для нашего расследования обстоятельству: ревизская душа могла быть вычеркнута из ревизской сказки только при следующей ревизии. В период между ревизиями она облагалась налогом вне зависимости от того, что произошло с самим человеком. С 1719 по 1850 год было проведено десять ревизий.

Чичиков как раз и хотел приобрести ревизские души, которые в сказках числились, но в действительности уже живыми не были. И тут возникает следующий вопрос…

Зачем Чичикову были нужны мертвые души?

Он хотел заложить приобретенные им ревизские души в Опекунский совет. Это было благотворительное учреждение для сирот и подкидышей, существовавшие за счет частной благотворительности, отчислений от лотерей и театральных спектаклей, продажи игральных карт и т. п. Но главным источником дохода воспитательных домов были ссудно-залоговые операции. Опекунские советы, управлявшие воспитательными домами, имели право брать в залог движимое и недвижимое имущество, дома и ценности, земли с находившимися на них крестьянами и крепостных крестьян отдельно.

С 1772 г. при Опекунских советах в Москве и Петербурге официально стали создаваться ссудные и сохранные казны, которые выдавали ссуды под залог имений, домов, драгоценностей и принимали вклады.

Именно ссуду хотел получить Чичиков и таким образом обогатиться. Размер выдаваемой ссуды напрямую зависел от количества крестьян — ревизских душ — в имении. Поэтому он их и скупал. А у помещиков была своя выгода — снижение налоговой нагрузки.

Но одних крестьян было недостаточно для получения денег.

Чичиков покупал крестьян без земли и хотел переселить их в другое место. Вот только собственного поместья у него, строго говоря, не было. А его наличие было необходимо для осуществления замысла. Количество крестьян только определяло размер ссуды, в залог же передавалось имение.

Но Чичиков и это предусмотрел — он собирался переселить купленных крестьян в Херсонскую губернию и такой выбор был неслучаен. Эта территория, которая называлась Новороссией, вошла в состав России в середине XVIII века после войн с Турцией и представляла собой практически не заселенные степи.

С 1764 г. началась раздача земель частным владельцам согласно «Плану о раздаче в Новороссийской губернии казенных земель к их заселению». К моменту начала действия поэмы в Новороссии, в том числе и в Херсонской губернии, все еще оставались очень большие объемы незаселенных казенных земель. Чтобы заселить западные губернии, государство давало земли бесплатно. Чичиков хочет воспользоваться этой льготой и планирует «переселить» свои «мертвые души» в Херсонскую губернию.

Хитрый господин Чичиков надеется скупить несколько тысяч "мертвых душ", чтобы получить от Опекунского совета ссуду в размере 200 рублей за душу. Таким образом герой может получить 200 000 рублей «живыми деньгами». На эти деньги Чичиков рассчитывает купить настоящее имение и стать настоящим помещиком, обеспечив себя до старости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика металлов (проверочная работа)

Проверочная работа состоит из 2-х частей.  Часть А- химический диктант. Часть В- нужно написать уравнения реакций....

К/Р по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Контрольная работа по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" (сочинение-рассуждение)Варианты 1-9...

Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...

7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 2 "Общая характеристика природных явлений"

Данная публикация иллюстрирует второй урок ОБЖ в 7 классе  «"Общая характеристика природных явлений"» (презентация) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...

7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 3 "Общая характеристика природных явлений"

Данная публикация иллюстрирует третий урок ОБЖ в 7 классе  «Опасные и ЧС. Общие понятия и определения» (презентация) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов ...

Синтаксические особенности поэмы Н.Гоголя "Мёртвые души"

И этом языковом исследовании анализируется структура предложений....

Презентация "США. Общая характеристика. Практическая работа: "Характеристика экономического района США" 10 класс

Презентация предназначена для обеспечения наглядности и организации деятельности обучающихся на 2-х уроках географии в 10 классе по изучению США. На первом уроке после общей характеристики страны...