Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание сложных прилагательных"
методическая разработка по литературе (6 класс)

Сафронова Елена Николаевна

Урок с использованием интерактивного учебного пособия "Наглядный русский язык" (изд-во "Экзамен-Медиа").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  русского языка в 6 классе по теме «Правописание сложных имён прилагательных» .

Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений» / М.М. Разумовская и П.А. Лекант,  Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы / Сост. М.М. Разумовская, М.: Дрофа, 2012

Учебник Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 11-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2016)

Учитель русского языка и литературы высшей категории Сафронова Е. Н.

Образовательное учреждение: МБОУ «Лицей №87 имени Л. И. Новиковой» г. Нижнего

Новгорода

Цель деятельности учителя

Закрепить сведения о  правилах правописания сложных прилагательных; подготовиться к итоговому контролю.

Тип урока

Урок закрепления ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать  алгоритм определения правописания сложных существительных;  уметь  применять правило,  доказывать принадлежность слова к  определенной группе

Повторить основные признаки стилевой принадлежности текста

Метапредметные (приобретённая компетентность): овладение приёмами   и  способами  применения правила  ; умение вести самостоятельный поиск информации;  развивать способности   к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; развитие  навыков  самоконтроля;

Личностные: формирование позитивного отношения обучающихся к изучаемым на уроке  понятиям; совершенствование навыков групповой работы;  создание условий для развития навыков общения и совместной деятельности; осмысление  практической значимости приобретаемых знаний и умений; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни; понимание  роли  слова в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; индивидуальная, групповая, фронтальная; проблемная

Образовательные ресурсы

 интерактивное учебное пособие «Наглядный русский язык» (издательство «Экзамен-Медиа»)

Оборудование

Итерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем; интерактивное учебное пособие «Наглядный русский язык»

Основные понятия

 Сложное слово, дефис, стиль, аннотация

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организация начала урока, мотивация  учебной деятельности

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Создание психологической атмосферы урока:

  - Добрый день, ребята.                                                                                                     Ну, проверьте-ка, друзья.

Всё ль на месте, все ль в порядке:

ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить только лишь оценку пять?

Слушают, настраиваются на урок

Личностные

(формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению)

.

2. Актуализация

 знаний

Цель:  Проверить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявить затруднения, стимулировать их преодоление

1.Проверка д /з:  

Повторение правописания сложных существительных: лингвистический футбол (по материалам упр. 65, 66).

Слова: Упр. 65: ребячески-невинной клятвы, таинственно-волшебных дум,  глухонемые демоны, чернобровая дикарка, белобокая рыбка, туманно-ярких звезд, юго-западный район, разноцветных стёкол.

Упр. 66 в серебристо-бурых шубах, ярко-красный глазок, кисло-сладких ягод, шатко-ровная площадка

Внимательно слушают слова, который называет учитель, на слух определяют правописание (и проверяют их написание в рабочей тетради), исправляют ошибки. Делают самооценку.

Личностные(самооценка), регулятивные (коррекция знаний), познавательные  (опираются на уже известное)

3. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

-Какие слова у вас вызвали затруднение?

-Почему?  Мы  не знаем какое-то правило или у нас недостаточно опыта?  

Учитель: Есть хорошая русская пословица: «В детстве не научишься - всю жизнь промучишься». Как вы понимаете её? Что имеется ввиду? (Варианты ответов). Надо сегодня поработать так, чтобы мы научились  безошибочно определять правописание, расширили багаж  слов. 

Записываем в тетради тему, число, классная работа.

А поможет нам закрепить полученные навыки наш электронный тренажер.

Работают с текстом: читают, определяют часть речи подчёркнутых слов, обращают внимание, как они пишутся, распределяют в 2 столбика в зависимости от написания,формулируют тему, задачи урока

Регулятивные

(понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале),

познавательные:

(понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

коммуникативные (формулировать собственное мнение и позицию)

4. Закрепление

взнакомойситуации

ЦЕЛЬ: на основе нового материала (слов)  закрепить способ умственных действий применения полученных знаний.

Закрепление в изменённой ситуации (конструктивное)

  1. Типовые задания с использованием интерактивного учебного пособия «Наглядный русский язык»):

Зад. 3. Укажите соответствие. Выполняем устно. Проверка (один человек работает с тренажером).

Зад. 4. Заполните таблицу «Слитно» - «Через дефис».

Выписать слова в два столбика.

Проверка: два человека работают с тренажером, объясняют выбранные  слова.

Зад. 5.  Найдите третье лишнее.

Учащиеся выписывают слова самостоятельно. Проверка.

Зад.6. Выписать слово, правописание которого определяется правилом «Если  сложное прилагательное образовано на основе словосочетания, то оно пишется слитно». Проверка.

 Самомопроверка выписанных слов.

Слово учителя:

К каким тематическим группам относятся данные прилагательные?

Ребята, изучая сложные прилагательные, мы встречаемся со словами, которые обозначают качества человека. Они встретились нам сегодня?

  1. Работа с текстом (приложение 1)

Проверка выполнения.

Беседа:

  1. В тексте какого стиле было использовано больше прилагательных, имеющих эмоциональную окраску? Почему?
  2. Почему во втором тексте («Закаливание») использованы термины? А какие  сложные прилагательные являются эмоционально окрашенными? Почему?

Вы набрались опыта? Готовы проверить себя?

Выполняют задания,  объясняют правописание слов, применяя правила,

работают в группах

Выполняют   задание по карточке, работают в группах, отвечают на вопросы.

Регулятивные, познавательные. (опираются на уже известное); коммуникативные(учатся  способам взаимодействия, сотрудничества)

5.Диагностика уровня усвоения знаний

Цель: каждый для себя должен сделать вывод  о том, что он уже умеет делать.

Выполняют тест, используя интерактивное учебное пособие «Наглядный русский язык».

Выписать правильный ответ.

Проверка выполнения.

Теперь вы настоящие знатоки сложных прилагательных. И я предлагаю вам самим составить тест по примеру электронного.

Самостоятельно выполняют тестовое задание, оценивают работу товарища по заданным критериям.

Регулятивные

(принимать и сохранять учебную задачу, анализировать объекты с выделением  существенных признаков),

коммуникативные:

(осуществлять действие взаимоконтроля)

 личностные

 ( нравственно-этическая ориентация: оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища).

6. Творческое применение знаний и добывание знаний в новой ситуации.

Создание дидактического материала.

Составляют тест по примеру интерактивного теста, дополняя пропуски слов прилагательными из упр. 220-221 учебника М. М. Разумовской и. др., с.88-89 (приложение №2)

Работают в группах.  Анализируют задание, подбирают подходящие слова, самостоятельно формулируют задание №5.

Регулятивные

(принимать и сохранять учебную задачу, анализировать объекты с выделением  существенных признаков),

коммуникативные:

(осуществлять  взаимодействие при выборе слов)

 личностные

 ( нравственно-этическая ориентация: умение критически принимать чужое мнение, проявлять терпимость, умение отстаивать свою позицию)

7.Информация о домашнем задании

Цель: продолжить работу учащихся по самообразованию.

Творческая работа:

1. Составить текст или отдельные предложения, используя одно из слов (приложение 3).

2.Нарисовать рисунок, в котором найдет отражение это слово (по желанию).

Осмысливают и записывают домашнее задание

Подведение итогов урока. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

Ребята, мы сегодня хорошо потрудились. Мы  учились писать сложные слова. Чем помог нам электронный тренажер?

А что мы поняли о жизни?

Существует много сложных слов, которые называют важные качества человека.

Сегодня вы проявили трудолюбие, любознательность, самостоятельность.

 Благодарю вас за работу.

Прошу в карточке дать оценку своего настроения (приложение 4).

Осмысливают собственную деятельность, свое отношение к уроку.

Личностные

(представление о причинах успеха в учебе),

регулятивные

(оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий),

познавательные

(проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом),

коммуникативные

(формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания)

Приложение 1

Карточка №1

Аннотация к  повести Леонида Сергеева  «Самый дружелюбный пес на свете»

Эта книга — для всех, ведь она о самых лучших друзьях на свете. Любой человек хочет иметь друга, с которым можно всем поделиться и который никогда не предаст. И нет на свете преданнее друга, чем собака. Бездомные дворняги — смышленые и добродушные. Они тянутся к человеку, ищут себе хозяина, а их шпыняют все кому не лень, да еще собаколовы отлавливают… Зато уж если кто приручит такую собаку, в награду получит невероятную всепрощающую любовь и самоотверженную преданность. Такой друг нужен каждому!

Повести Леонида Сергеева отличают самобытная интонация, доброжелательность, искренность и юмор. Повести — высоконравственные, гуманные произведения, призывающие к бережным отношениям между людьми, к заботе о природе и животных.

Задание:

  1. Найдите в тексте сложные прилагательные, составьте с ними словосочетания (или выпишите их из текста). Запишите словосочетания в тетрадь. Объясните их правописание.
  2. А какие ещё сложные слова есть в тексте?

Карточка №2

Аннотация к  повести Леонида Сергеева  «Самый дружелюбный пес на свете»

Эта книга — для всех, ведь она о самых лучших друзьях на свете. Любой человек хочет иметь друга, с которым можно всем поделиться и который никогда не предаст. И нет на свете преданнее друга, чем собака. Бездомные дворняги — смышленые и добродушные. Они тянутся к человеку, ищут себе хозяина, а их шпыняют все кому не лень, да еще собаколовы отлавливают… Зато уж если кто приручит такую собаку, в награду получит невероятную всепрощающую любовь и самоотверженную преданность. Такой друг нужен каждому!

Повести Леонида Сергеева отличают самобытная интонация, доброжелательность, искренность и юмор. Повести — высоконравственные, гуманные произведения, призывающие к бережным отношениям между людьми, к заботе о природе и животных.

Задание:

  1. Вспомните,  для чего нужна  аннотация к книге. Определите стиль данного текста.
  2. Помогают ли выделенные слова автору аннотации выразить свою оценку?
  3. Выпишите их без ошибок.

Для справок:

Самобытный– оригинальный; не похожий на других, отличающийся  яркими индивидуальными чертами.

Самоотверженный – готовый жертвовать собой для блага других.

Карточка №3

Закаливание.

Самое мощное средство закаливания — вода.

Еще древние врачеватели лечили от недугов с помощью этой процедуры. Знахари знали о чудодейственных свойствах воды. И по сей день обливание считается  общедоступным, безопасным и эффективным способом борьбы с множеством болезней.

Что же происходит при этом в организме человека? А вот что. При кратковременном воздействии холода сосуды кожи резко сжимаются, и  большое количество крови заполняет внутренние капилляры, которые, как правило, уже к 30 годам имеют тенденцию к отмиранию. Печально известно, что может вызвать, например, такое отмирание капилляров сердца, - даже инфаркт.
"Возрождение" внутренних капилляров приводит к тому, что все наши внутренние органы и сама кожа,  будут своевременно и в нужном количестве получать всё необходимое для своей жизнедеятельности. А в итоге происходит как бы омолаживание всего организма.

Только слабовольный человек отказывается от этого.

Задание:

  1. Найдите и выпишите все сложные прилагательные в составе словосочетаний.

Карточка №4

Закаливание.

Самое мощное средство закаливания — вода.

Еще древние врачеватели лечили от недугов с помощью этой процедуры. Знахари знали о чудо(действенных) свойствах воды. И по сей день обливание считается  обще(доступным), безопасным и эффективным способом борьбы с множеством болезней.

Что же происходит при этом в организме человека? А вот что. При кратко(временном) воздействии холода сосуды кожи резко сжимаются, и  большое количество крови заполняет внутренние капилляры, которые, как правило, уже к 30 годам имеют тенденцию к отмиранию. Печально известно, что может вызвать, например, такое отмирание капилляров сердца, - даже инфаркт.
"Возрождение" внутренних капилляров приводит к тому, что все наши внутренние органы и сама кожа,  будут
свое(временно) и в нужном количестве получать всё необходимое для своей жизне(деятельности). А в итоге происходит как бы омолаживание всего организма.

Только слабо(вольный) человек отказывается от этого.

Задание:

  1.  Выпишите выделенные слова, раскройте скобки, объясните их правописание. Определите часть речи.

Карточка № 5

Закаливание.

Самое мощное средство закаливания — вода.

Еще древние врачеватели лечили от недугов с помощью этой процедуры. Знахари знали о чудодейственных свойствах воды. И по сей день обливание считается общедоступным, безопасным и эффективным способом борьбы с множеством болезней.

Что же происходит при этом в организме человека? А вот что. При кратковременном воздействии холода сосуды кожи резко сжимаются, и  большое количество крови заполняет внутренние капилляры, которые, как правило, уже к 30 годам имеют тенденцию к отмиранию. Печально известно, что может вызвать, например, такое отмирание капилляров сердца, - даже инфаркт.

"Возрождение" внутренних капилляров приводит к тому, что все наши внутренние органы и сама кожа,  будут
своевременно и в нужном количестве получать всё необходимое для своей жизнедеятельности. А в итоге происходит как бы омолаживание всего организма.

Только слабовольный человек отказывается от этого.

Задание:

  1. Определите стиль данного текста. Какие слова помогают определить стиль? Какую роль играют выделенные слова?

Приложение 2

Составьте тест, используя в качестве образца ЭОР (материал возьмите из упр. 220-221). В зад. 1-4    подберите подходящие слова, в зад.№ 5 сформулируйте само задание.

1.Найти сложное прилагательное.

а)

б) безопасный

в)

2.Найти прилагательное, образованное путём сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз И.

а) лесо…защитный

б)

в) выпукло…вогнутый

3.Найти сложное прилагательное, которое пишется через дефис.

а) трёх…метровый

б)

в) остро…умный

4.Найти сложное прилагательное, которое пишется слитно.

а)

б)

в) жизне…деятельности

5.

а)  кислый…прекислый

б) светло…русый

в)садово…огородный

Приложение 3

Карточка для выполнения д/з

Зад.: Выберите одно сложное прилагательное и составьте текст (5-8 предложений). Любознательный,  доброжелательный, трудолюбивый, гостеприимный, добродушный, равнодушный, добросовестный, трудолюбивый, хлебосольный, самовлюблённый, самодисциплинированный.

Приложение 4

Лист самооценки     Группа                               Дата:

Ф. И. ученика

Зад.1 Лингвист. футбол

Зад.2

Работа с электрон. тренажером  

Зад.3

Работа с текстом

Зад.4

Тест

Моя активность на уроке

Итог.оц

. Моё настроение

I:\6 класс на конкурс Цифровой урок\1f642.pngI:\6 класс на конкурс Цифровой урок\1f615.png

I:\6 класс на конкурс Цифровой урок\1f642.pngI:\6 класс на конкурс Цифровой урок\1f615.png

I:\6 класс на конкурс Цифровой урок\1f642.pngI:\6 класс на конкурс Цифровой урок\1f615.png

I:\6 класс на конкурс Цифровой урок\1f642.pngI:\6 класс на конкурс Цифровой урок\1f615.png

I:\6 класс на конкурс Цифровой урок\1f642.pngI:\6 класс на конкурс Цифровой урок\1f615.png

I:\6 класс на конкурс Цифровой урок\1f642.pngI:\6 класс на конкурс Цифровой урок\1f615.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 5 класс полные и краткие прилагательные

Конспект  урока  русского  языка  в 5 классе "Полные  и краткие  прилагательные". Урок - изучение  нового материала, учащиеся самостоятельно выявляют такую группу...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка. 6 класс. Степени сравнения имён прилагательных.

Конспект урока, презентация, рабочий лист. Урок предполагает самостоятельную работу учащихся....

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"

Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....

Конспект урока русского языка «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написа...