Главные вкладки

    Л.Н.Толстой «После бала». Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа
    план-конспект урока по литературе (8 класс)

    Харитонова Нэлли Викторовна

    Данный  урок  в образовательной программе 8 класса по литературе  входит  в  цикл уроков по творчеству Л.Н.Толстого и  является  вторым  уроком  в  изучении  рассказа  «После бала». На данном этапе у учащихся уже имеется представление о героях рассказа, о времени написания произведения и об истории его создания.

    В основу урока положен практико- ориентированный принцип обучения, основанный на формировании у учащихся умений и навыков самоорганизации в учебной деятельности с использованием ИКТ технологий.

    Цели урока:

    1. Образовательная: показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;

    2. Воспитательная: воспитание милосердия, гуманности, чуткого отношения друг  к другу, неприятия насилия над личностью, формирование активной жизненной позиции на примере нравственного выбора главного героя;

    3. Развивающая: развитие коммуникативных умений и навыков через диалог, умение дать развернутый ответ.

    Данный урок – завершающий в изучении рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

    Тип урока – анализ и решение учебной задачи.

    Содержание урока  опирается  на знания детей, которые были ими получены при знакомстве с рассказом «После бала», а также со знакомыми им литературоведческими понятиями: эпитет, звукопись, цветопись, интерьер.

    Форма урока – учебно-познавательная деятельность (по Канаржевскому) как способ взаимодействия учителя и учащегося на уроке – фронтальная (общая цель, взаимодействие -  учитель – класс).

    Метод урока (доминирующий)  - репродуктивный метод, который предполагает воспроизведение знаний по пройденным темам.

    Форма обучения – беседа, во время которой учащиеся должны продемонстрировать умении е анализировать произведение, видеть проблемы, поставленные автором в тексте, уметь определять, какими приемами автор воздействует на читателя.

    Урок  построен на гуманно личностном подходе в образовательном процессе:

    1. Этап «настраивание контакта»

    2. Этап Мотивационный

    3. Этап Деятельностный

    4. Диагностический

    5. Осмысления деятельности и ее результатов

    6. Слияние этапов

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx18.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Составитель: Харитонова Нэлли Викторовна

    «Разработка образовательной ситуации для компетентностного урока»

                 

    Л.Н.Толстой «После бала». Контраст как прием,

    раскрывающий  идею рассказа

    На предыдущих уроках мы познакомились с замечательным рассказом Л.Н.Толстого «После бала».                                                                        Цель нашего занятия сегодня  - продолжить работу над этим произведением. Чтобы соединить предыдущие уроки и сегодняшний наш урок и настроиться эмоционально, я приглашаю вас на бал в дворянском собрании середины 19 века.

         Чтение отрывка (описание бала)

        Итак, мы вспомнили основное содержание рассказа, эмоционально настроились на работу.

         Я предлагаю вам подумать, о чем этот рассказ? Что хотел сказать нам, своим читателям, Л.Н.Толстой, обращаясь к событиям середины 19 века?  Чему он учит нас?

     -  милосердию

    - состраданию

    - прощению

    - пониманию

    - любви к ближнему

            Что, на ваш взгляд, осуждает автор?

    - Осуждает деспотизм

    - Показывает несправедливость жизни

            Чему он учит своих читателей?

    - Говорит о нравственном обновлении

    - Учит прощать, любить друг друга

         Действительно, ребята, вся жизнь Л.Н.Толстого – это путь самосовершенствования, он призывает человека к нравственному обновлению, борьбе со своими недостатками, к осознанию нравственной ответственности за свои поступки.

        Толстой в своем рассказе ставит прежде всего гуманистические проблемы: что такое справедливость, честь, достоинство, милосердие, прощение.

         Автор учит своего читателя жить,  прощая и любя.

        Создавая художественное произведение, писатель стремится выразить нахлынувшие на него мысли и чувства так, чтобы, обретя изящную форму, они с наибольшей силой воздействовали на читателя.

         К какому же приему прибегает Л.Н.Толстой – мастер рассказа?

         Толстой прибегает к приему контраста.

     - Давайте вспомним, что такое контраст?

     Контраст – это противопоставление.

     Что противопоставлено в рассказе «После бала»?

    Две сцены: на балу и после бала.

    - Давайте посмотрим, что именно противопоставляет в этих двух эпизодах автор.

    1)  Вначале обратим внимание на главного героя, на его внутреннее состояние, как чувствует себя герой на балу? Какие он испытывает чувства?

    (Счастлив, блажен, влюблен, беспечен, весел, не знающий зла и способный на одно добро).

    - Какие чувства им овладевают в сцене наказания солдата?

    (Испытывает стыд, ошеломлен, подавлен, на сердце была физическая, доходившая до тошноты тоска).

    2) Второстепенные герои на балу, как описывает их автор?

    ( Предводитель – добродушный старичок, богач, хлебосол, добродушная жена; все счастливы, веселы; конец масленичной недели)

    Каких второстепенных героев мы видим на улице и вовремя наказания?

    (Извозчики, ломовые, солдаты, которые не милосердствуют, слабый, испуганный солдат).

    3) Обратим внимание на интерьер. Как описывает автор залу, в которой проходит бал?

    (Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые; красота, радость, наслаждение - оценочные эпитеты).

     - Как описана автором улица?

    ( Пешеходы, ломовые с дровами, лошади с мокрыми головами; обычная трудовая жизнь с повседневными заботами).

    4)  Обратим внимание на главных героев. Варенька. Как описывает ее автор?

    ( В белом платье, в белых перчатках, сияющее, разрумянившееся лицо с ямочками, ласковые, милые глаза.

    -Какие ассоциации вызывает у вас ее описание.

     -  Радость, счастье, любовь, молодость.

    - Обратим внимание на наказываемого солдата. Как его описывает автор?

    (Сморщенное от страдания лицо, оскаленные белые зубы, он всхлипывает, спина – что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное).

    - Какие ассоциации вызывает у вас описание солдата?

     Боль, страдание, унижение.

    5) Одним из самых важных персонажей в рассказе является полковник. Сравним его портрет и поведение на балу и после бала.

    -На балу?

    (Красивый, статный, свежий старик с белыми усами и бакенбардами, с блестящими глазами, широкой грудью. Радостная улыбка, он целует дочь.

    -Какие чувства вызывает у вас такое описание?

    (Чувство умиления, восторга, радости, счастья, любви).

    - Каким мы видим его в сцене наказания? Изменился ли он внешне?

    ( Высокий, с румяным лицом, с белыми усами и бакенбардами).

    -Как он ведет себя?

    ( Грозно и злобно нахмурившись, отвернулся, раздувая щеки, выпустил воздух через оттопыренную губу, сильной рукой бьет слабого солдата по лицу).

    - Какие чувства вызывает у вас полковник в этой сцене?

    (Отвращение, негодование, презрение, удивление, что он может так себя вести).

    - Почему же полковник ведет себя так?

    (Надо все по закону).

    6) Обратим внимание на звукопись, какие звуки преобладают при описании бала?

    (Веселые звуки полонеза, вальса, мазурки, кадрили – удаль, блеск, грация)

    - Звуки во время наказания?

    (мелодия флейты, барабанная дробь, жесткая, нехорошая музыка).

    7) Какие же цвета использует автор при описании бала?

    (белый (счастье), блестящий, розовый).

    - В сцене наказания?

    ( белый (страдание), пестрый,  красный (цвет крови).

    -Какой же мы можем сделать вывод из проделанной работы?

    Л.Н.Толстой использует в рассказе прием контраста, противопоставляя две сцены: на балу и после бала. 

    - С какой целью, по- вашему, он использует этот прием?

    ( Противопоставляя жизнь светского общества и простых людей, автор приводит своего героя к нравственному выбору «неучастия во зле»).

    - События, изображенные в рассказе, относятся к середине 19 века. Можем ли мы считать актуальными проблемы, поднятые в этом рассказе, в наши дни?

    (Да, так как проблемы добра и зла, доброго отношения к людям являются вечными).

    Проведем рефлексию

    У вас на столах лежат кружочки белого и черного цвета, если наш урок сегодня повлиял на ваш нравственный выбор «неучастия во зле», если вы выбираете путь добра, милосердия и прощения, возьмите с собой белые кружки, как символ любви друг к другу, а черные, как символ зла, оставьте на столах.

    Сейчас я предлагаю вам подумать, какая же цель стояла перед нами на уроке?

    Определить, какова основная идея рассказа «После бала» и как прием контраста помогает автору раскрыть эту идею.

    Дома я попрошу вас написать сочинение-рассуждение на тему «Казнь в Прощеное воскресенье».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

    Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского  языка  и литературы МОУ «СОШ с.  Сальское»...

    Урок по литературе,8 класс. «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе»(технологическая карта)

    Тема урока: «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе» Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Цели урока: Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтерес...

    Прием контраста в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»

    Цели урока:   Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа «После бала», 2) актуализация знаний об эпохе, отраж...

    ОТКРЫТЫЙ УРОК "КОНТРАСТ, КАК ПРИЕМ, РАСКРЫВАЮЩИЙ ИДЕЮ РАССКАЗА Л.Н. ТОЛСТОГО "ПОСЛЕ БАЛА"

    Проект разработан в качестве электронной поддержки для учителей русского языка и литературы....