ОТКРЫТЫЙ УРОК "КОНТРАСТ, КАК ПРИЕМ, РАСКРЫВАЮЩИЙ ИДЕЮ РАССКАЗА Л.Н. ТОЛСТОГО "ПОСЛЕ БАЛА"
презентация к уроку по литературе (8 класс)

Ольга Павловна Колобаева

Проект разработан в качестве электронной поддержки для учителей русского языка и литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шедевры русской классики на уроках литературы. Проект разработан в качестве электронной поддержки для учителей русского языка и литературы . 8 КЛАСС . Автор проекта Колобаева Ольга Павловна МОУ СОШ №50 г. Тула

Слайд 2

Тема урока: Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа Л. Н Толстого . Есть в таланте графа Толстого еще другая сила, сообщающая его произведениям совершенно особенное достоинство своею чрезвычайно замечательной свежестью, чистота нравственного чувства... Н. Г. Чернышевский "После бала".

Слайд 3

Образовательная: расскрыть особенности композиции рассказа и писательский замысел . Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся . Цели урока.

Слайд 4

Оборудование к уроку. Стол, свечи, книги, словари, иллюстрации к написанным произведениям . 1.Импровизированный кабинет Л. Н. Толстого. 2. Заочная экскурсия по Ясной Поляне.

Слайд 5

Учащийся в образе Л. Н. Толстого . Почему люди всегда возвращаются к воспоминаниям детства? Николенька, брат мой, объявил нам, что у него есть тайна, которая, когда откроется, сделает всех людей счастливыми. Она написана на зеленой палочке, которая зарыта на краю оврага старого Заказа, в том месте, в котором я ... просил в память Николеньки закопать меня... Так я верю и теперь, что есть истина, которая уничтожит все зло в людях и даст им великое благо... Пролог к уроку.

Слайд 6

Ясная Поляна... 1903 год... Кабинет Л. Н. Толстого... Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Глубокая тишина, и только Толстой погружен в работу. Ему уже далеко за 70 лет, но он пишет новый рассказ, который сейчас является смыслом жизни. Он хочет, что бы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни... Вступительное слово учителя. Рассказ «После бала» готов...

Слайд 7

Инсценирование I части рассказа. БАЛ

Слайд 10

НАКАЗАНИЕ . Художественное чтение . 2 часть рассказа «После бала».

Слайд 11

Вопрос: почему это произведение по жанру является рассказом? Словарная работа. Подсказка: Рассказ – прозаическое произведение с динамическим развитием сюжета, небольшое по объему повествование, в котором изображается несколько событий, логически связанных между собой, действующих лиц немного, действие ограничено во времени. Анализ рассказа.

Слайд 12

Вопросы. Что необычного вы заметили в построении рассказа? Из каких частей состоит повествование Ивана Васильевича? Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? Зачем писателю понадобилась первая часть? Мог ли писатель начать повествование со сцены избиения? Как называется литературный прием, при котором обе части рассказа противопоставлены, контрастны? Словарная работа. Подсказка. Антитеза – противоположное утверждение – противопоставление характеров обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста. Композиция.

Слайд 13

Детальный анализ контрастных эпизодов и характеров действующих лиц. Задание. Подобрать ключевые слова-эпитеты : 1 часть . 2 часть . Зала - ... Погода - ... Буфет - ... Люди - ... Музыканты - ... Солдаты - ... Варенька - ... Полковник - ... Отец Вареньки - ... Спина татарина - ... Иван Васильевич - ... Иван Васильевич - ... Какой вывод можно сделать на основе сопоставления? Подсказка. Резкая смена красок изображаемого во второй части. Бал. Наказание.

Слайд 14

Сравнительная характеристика полковника. 1 часть . 2 часть . Мимика- ... Мимика- ... Походка - ... Походка- ... Голос - ... Голос - ... Вопрос. Какой вывод можно сделать на основе сравнения? Вывод. Описание резко контрастирует. Бал. Наказание.

Слайд 15

Описание наказываемого татарина . Общее впечатление: оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина: что-то пестрое, мокрое, неестественное. Походка: дергается всем телом, шлепая ногами по талому снегу. Лицо: сморщенное от страдания. Вопрос. Как проявляется прием контраста в сцене наказания татарина? Вывод: рядом с высоким и статным полковником, уверенным в правильности своих действий, бьющим по лицу слабосильного солдата, татарин выглядит ужасающе.

Слайд 16

Итоговые вопросы по сравнительному описанию героев . Почему полковник – любящий отец – оказывается на самом деле бессердечным к солдатам? Можно ли назвать такое поведение проявлением лицемерия и двуличия? Почему полковник не узнает Ивана Васильевича? Почему любовь к Вареньке у Ивана Васильевича после увиденного сходит на нет? Выводы. Закон предписывает наказывать провинившегося солдата, прогоняя его через строй. Общество в ранг закона возвело жестокую расправу с ослушившимся. Что же это за закон, который поощряет зверское поведение в отношении человека? Любовь и жестокость не совместимы!!!

Слайд 17

P.S. «Толстой действительно огромный художник, какие рождаются веками, и творчество его кристально чисто, светло и прекрасно.» В. Г. Короленко Берегите свою любовь и будьте ее достойны!!!

Слайд 18

Выводы . В процессе обучения на курсах были приобретены умения и выработаны навыки в области создания компьютерных презентаций. Разработанная презентация может быть использована в качестве элемента электронного методического портфеля учителя. Использование материалов в электронном виде позволяет развивать интерес учащихся к предмету и собственную активность в процессе обучения. P.S. Большое спасибо организаторам курсов!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского  языка  и литературы МОУ «СОШ с.  Сальское»...

Конспект урока литературы в 8 классе "Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа" (по рассказу Л.Н.Тостого "После бала")

Данные урок интегрированный (литературно-музыкальное искусство), тем самым позволяет "погрузить"  учащихся в неповторимую атмосферу русского бала XIX века, "услышать" мелодии вальса, мазурки, пол...

Интегрированный урок по литературе для 8 класса «Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа «После бала» Л.Н.Толстого»

Презентация к уроку по литературе для 8 класса в рамках изучения рассказа Л.Н.Толстого "После бала"...

Л.Н.Толстой «После бала». Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа

Данный  урок  в образовательной программе 8 класса по литературе  входит  в  цикл уроков по творчеству Л.Н.Толстого и  является  вторым  уроком  в  из...

Прием контраста в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»

Цели урока:   Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа «После бала», 2) актуализация знаний об эпохе, отраж...

Урок литературы в 8 классе по теме "Л.Н.Толстой. «После бала». Контраст (антитеза) как приём, раскрывающий идею рассказа"

Учебный предмет: литератураКласс:8Автор УМК: под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.Тема урока: Л.Н.Толстой. «После бала». Контраст (антитеза) как приём, раскрывающий идею рассказа.Тип ур...