Главные вкладки

    Литературный вечер по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
    план-конспект занятия по литературе (10 класс)

    Харитонова Нэлли Викторовна

    Литературный вечер по роману Ф.М.Достоевского представлен в форме суда над Раскольниковым, в нем представлено несколько точек зрения как на роман в целом, так и на поведение героя в различных ситуациях. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon literaturnyy_vecher.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                               

                                          Литературный вечер

                                   

                           Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание».

                                           Суд над Раскольниковым

    Цели: подвести итог изучению романа Ф.М.Достоевского, определить положительные и отрицательные стороны характера Раскольникова; обучить школьников методу «судебного заседания»;  развивать коммуникативные навыки учащихся; формировать правильное отношение к жизни, к моральным ценностям, к неприкосновенности человеческой личности.

                                                        Ход занятия:

    1. Ведущий:     Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» - одна из самых сложных книг в истории мировой литературы. Писатель работал над ней в условиях трудного времени конца 60-х годов 19 века, когда Россия вступила в сумеречную эпоху. Начался спад общественного движения шестидесятников, в стране поднялась волна правительственной реакции: лидеры революционного движения были арестованы, крестьянские бунты подавлены, надежды революционеров – демократов на крестьянскую революцию оказались несостоятельными. «Куда идти? Чего искать? Каких держаться руководящих истин?- задавал тогда тревожный вопрос М.Е.Салтыков – Щедрин. – Старые идеалы сваливаются со своих пьедесталов, а новые не рождаются… Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить, и живет в силу каких-то принципов, тех самых принципов, которым оно не верит».

         Незалеченные крепостнические язвы осложнялись новыми, буржуазными, нарастал процесс распада вековых духовных ценностей, смешались представления о добре и зле, циничный собственник стал героем современности.

         В этой атмосфере идейного бездорожья и социальной расшатанности стали угрожающе проявляться первые симптомы общественной болезни, которая принесет неисчислимые беды человечеству 20 века. Достоевский одним из первых в мировой литературе писателей дал ей точный социальный диагноз и суровый нравственный приговор. Достоевский видел, как пореформенная ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую индивидуальность от живительной силы культурных традиций, преданий и авторитетов, от исторической памяти. Личность выпадала из «экологической» системы культуры, из социальных связей, теряла самоориентацию и попадала в слепую зависимость от ограниченных данных «самоновейшей» науки. Особенно опасной такая ситуация была для молодежи из мелких и средних слоев общества. Представитель «случайного племени», одинокий юноша – разночинец, брошенный в круговорот общественных  страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром. Лишенный прочной культурной почвы, он оказывался беззащитным перед властью «незаконченных идей», сомнительных общественных теорий, которые носились в воздухе. Юноша легко становился  их рабом, иступленным их служителем, идеи же, в свою очередь, обретали в его неокрепшей душе стихийную силу, властно овладевавшую его жизнью и судьбой.

         Сегодня мы проводим суд над Родионом Раскольниковым, главным героем романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

    Встать, суд идет!

    Входят судьи, присяжные , Родион Раскольников, Соня Мармеладова, Катерина Ивановна, Мармеладов, Поля, Разумихин, Дуня, Порфирий Петрович.

    2. Заседание суда:

    Судья: Подсудимый, представьтесь суду!

    Раскольников: Родион  Раскольников, бывший студент петербургского университета, разночинец по происхождению.

    Судья: Слово предоставляем обвинителю Порфирия Петровичу.

    Порфирий Петрович: Родион Раскольников обвиняется в том, что убил старуху – процентщицу  и ее сестру Лизавету в их квартире топором, ограбил, спрятал деньги.

    Я первый понял, что убил старуху именно он, пришел к этому психологическим путем, так как прямых улик не было. Никто не видел, как Раскольников пришел к старухе, как он вышел. Никто не видел, что он брал топор у дворника и снова его положил на место, никто не видел, что одежда обвиняемого была запачкана в крови, и все-таки убил он. Раскольников с первой встречи со мной понял, что я знаю, кто убийца, и расставляю ловушки. Я хотел, чтобы Раскольников сознался в своем убийстве или выдал себя, он же старался всеми силами избежать моих ловушек. Некоторое время между нами продолжалась борьба, от этой борьбы Раскольников изнемог и сознался в своем убийстве. Я считаю Раскольникова виновным в совершении двойного убийства и требую его наказания.

    Судья: выслушаем подсудимого.

    Раскольников: Я признаюсь в убийстве старухи – процентщицы и ее сестры Лизаветы.

          Я был доведен бедностью до самого страшного состояния, забросил институт, так как нечем было платить за учебу, страшно терзался тем, что моя мать вынуждена жить в крайней бедности, чтобы дать возможность мне закончить университет, что моя сестра вынуждена служить гувернанткой и терпеть унижения и оскорбления со стороны хозяев. Умница и красавица, моя Дуня готова была пожертвовать своим счастьем ради меня, выйдя замуж за подлого и низкого человека Петра Лужина.

          Все это измучило меня. Мной овладела мысль: убить старуху –процентщицу, заедавшую чужой век, пьющую кровь из простых людей, попавших в сложное положение (она стара, больна, никому не нужна), а затем всю жизнь жить честно, помочь матери, Дуне, другим людям, и тем самым смыть эту кровь, оплатить грех.

         Лизавету, бедную, безответную, я убивать не хотел, я даже выбрал время, когда Лизаветы не будет дома, но она вернулась внезапно, мне пришлось ее убить. Старуху я убил топором сзади, я не видел ее глаз, а вот глаза Лизаветы мне не забыть никогда.

    Порфирий Петрович: Позвольте Вас спросить, господин Раскольников, а как же ваша теория?

    Раскольников: Наблюдая русскую жизнь, размышляя над отечественной и мировой историей, я пришел к мысли, что не только исторический прогресс, но всякое развитие осуществлялось и осуществляется за счет кого-то, на чьих-то страданиях, жертвах и крови. Жизнь и история вполне убеждают, что все человечество из века в век подразделяются на две категории, на два разряда. Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, - «твари дрожащие», и есть люди, смело нарушающие моральные нормы и общественный порядок, принятый большинством, - «сильные мира сего». Великие личности, «творцы истории», Ликург, Магомет, Наполеон, не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью, ради осуществления своих идей. Мир так устроен, что развитие общества совершается в процессе  попрания «тварей дрожащих» «наполеонами».

         Поделив всех людей на две категории, я поставил перед собой вопрос: к какому разряду отношусь я? Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею? Убийство старухи – процентщицы – это самопроверка, являюсь я избранным или нет?

    Порфирий Петрович: Итак, к какому же выводу вы пришли, господин Раскольников?

    Раскольников: Старушонка – вздор, старуха, пожалуй что, и ошибка, не в ней дело! Старуха была только болезнь … я переступить поскорее хотел… я не человека убил, я принцип убил! Принцип – то я и убил, а переступить – то не переступил, на этой стороне остался… Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается. Это социалисты «общим счастьем» занимаются. Нет, мне жизнь один раз дается, и ни когда ее больше не будет: я не хочу дожидаться всеобщего счастья. Я и сам хочу жить, а то лучше и не жить. Что ж? Я просто не захотел проходить мимо голодной матери, зажимая в кармане свой рубль, в ожидании всеобщего счастья. «Несу, дескать, кирпичик на всеобщее счастье и оттого ощущаю спокойствие сердца». Я ведь всего однажды живу, я тоже хочу… Эх, эстетическая я вошь, и больше ничего.

         Я из всех вшей выбрал самую наибесполезнейшую и, убив ее, положил взять у нее ровно столько, сколько мне надо для первого шага, и ни больше, ни меньше ( а остальное пошло бы в монастырь по духовному завещанию). Потому я вошь, что я, может, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь, и заранее предчувствовал, что скажу себе это, после того, как убью! Да разве с этаким ужасом что-нибудь сравнится! О пошлость! О подлость! Ни за что, ни за что не прощу старушонке! Она мне снилась, сидит и смеется надо мной, я снова пытаюсь ее убить, а она смеется. Я не старуху убил, я себя убил.

    Порфирий Петрович: Как же ваши отношения с сестрой и матерью, смогли вы им помочь теми деньгами, что украли у старухи?

    Раскольников: Деньги, что я у старухи взял, я даже не пересчитывал, спрятал их под камень, прикоснуться к ним я не мог, а тем более отдать их матери или сестре было невозможно.

         Мать, сестра, как я любил их! Отчего я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить… Однажды я подошел и поцеловал мать, я думал, что если бы она узнала…, то, разве сказать тогда? О, как я ненавижу теперь старушонку! Кажется, другой раз убил бы, если б очнулась! Бедная Лизавета! Зачем она тут подвернулась? Странно, однако ж, что я об ней почти и не думаю, как будто не убивал?... Лизавета, Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими… Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают… Глядят кротко и тихо… Соня, Соня! Тихая Соня!

    Судья: В качестве свидетеля приглашается Соня Мармеладова.

    Соня: Господин судья и господа присяжные заседатели, я хочу выступить в защиту Родиона Раскольникова. Мы познакомились с ним в тяжелое время для моей семьи и для него. Мой отец, отставной чиновник Мармеладов, потерял работу, пил, а затем и вовсе попал под экипаж и погиб. Никто не пришел к нам на помощь, только он, Родион, несмотря на то, что сам находился в крайне бедственном отношении, помогает нашей семье, дает деньги на похороны, заботится о нас.  Он сам тяжело страдал, мучился от  совершенного им преступления, душа его чистая и красивая. Он воспринимает чужую боль сильнее, чем свою. Мне первой он признался в своем преступлении. Видели бы вы его в этот момент, он был страшен от своих переживаний.

         Он спасает меня от Лужина, если бы не он, Лужин обвинил бы меня в воровстве, меня бы отправили в Сибирь, что стало бы тогда с детьми Катерины Ивановны? Этот человек лучше многих из нас. В нем нет ничего дурного. Он запутался в своих мыслях, но он воскреснет, я верю!

    Мармеладов: Я тоже хочу сказать в защиту Раскольникова. Я встретился с ним в трактире, в то время я был пьян и болен. Ни один человек не проявил ко мне участия, не подошел, всем было на меня наплевать. Он один подсел ко мне, выслушал историю моей жизни, пожалел меня, пожалел мою бедную дочь Соню. Проводил меня до дома, не погнушался. Знаете ли, как страшно, когда человеку некуда идти?

         Вторая наша встреча произошла в тот день, когда я попал под экипаж. Раскольников увидел меня, узнал, попросил вызвать врача, доставил домой и до последней минуты находился рядом с моей семьей. Это необыкновенно чуткий и порядочный человек. Я прошу его оправдать.

    Катерина Ивановна: Я познакомилась с этим удивительным человеком незадолго до смерти, мне тяжело говорить, но я должна встать на его защиту. В первый раз, когда он пришел к нам в дом, я была на грани отчаяния, дети голодны, я больна, Мармеладова нет дома, я ходила по комнате, кашляла, заламывала Руки. Дети плакали. Когда Раскольников привел в дом пьяного Мармеладова, я нагрубила ему, а он оставил нам деньги на подоконнике, а ведь он сам очень нуждался. Это были деньги от часов, отцовских часов, которые он заложил у старухи, а он отдал их все нам, моим голодным и голодным детям. Он принес моего умирающего мужа домой, он один испытывал к нам сострадание, когда другие глазели на него. Он дал деньги на похороны, он вступился за Соню. Он удивительный человек, он достоин оправдания.

    Поля: Родион Раскольников просил меня молиться за него. Он очень добрый, пожалейте его.

    Полицейский: Однажды, увидев пьяную, обесчещенную девочку на бульваре, он отдал последние деньги на извозчика, чтобы я отвез ее домой, потому что за ней следил один подозрительный господин.

    Дуня: Он не позволил мне выйти замуж за подлеца Лужина. Он добрый и заботливый брат и сын. Он хотел нас спасти. Я прошу вас его оправдать.

    Судья: Выслушав обвинение, подсудимого и свидетелей, суд и присяжные удаляются на совещание.

    Вынесение приговора: Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получае6тся чудовищное и трагическое  для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный своими и чужими страданиями, ненавидящий «хозяев жизни», сближает его с негодяем Лужиным и злодее Свидригайловым. Ведь и они считают, что человеку, обладающему силой и властью, все дозволено. «Мы одного поля ягоды», - говорит Раскольникову Свидригайлов. Раскольников это понимает, так как они оба перешагнули через кровь. Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков.

         Сознание этого вызывает страдание и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную оторванность от мира и людей: он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе, он, словно ножницами, отрезал себя ото всех.

         Муки совести, леденящий душу страх, мысли о том, что он не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенного преступления – все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова.

         Раскольников, человек гуманный, страдающий за «униженных и оскорбленных, совершил убийство «по теории», реализуя абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, социальным тупиком. Нищенское состояние, в котором он оказался, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию «крови по совести», а теория вылилась в преступление.

         Герой терпит крах, как всякий человек, связавший свою себя с ложной теорией.

         И в этом тоже трагедия Раскольникова.

         Достоевский  - психолог -   с такой силой обнажил трагедию Раскольникова, что мы убеждаемся: муки совести страшнее наказания каторгой.

         Достоевский сочувствует своему герою, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание.

    Луначарский так сказал о романе: «Достоевский сам шел на преступление со своим героем и сам каялся вместе с ним».

         Изучив роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», мы понимаем, что права совершать убийство человека не дано никому.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект урока по теме: "Художественное изображение идеи в романе Ф. Достоевского "Преступление и наказание"

    Приступив к изучению романа «Преступление и наказание», мы пришли к выводу, что это роман идей. Практически каждый герой является носителем идеи. В связи с этим возникает множество вопросов.·...

    Интеллектуальная игра по роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание"

    Игра позволяет ученикам продемонстрировать знание текста романа и обратить внимание на эпизоды, которые подробно не рассматривались на уроке...

    Интегрированный урок "Символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание"

    На интегрированном уроке литературы и изобразительного искусства рассматривается символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание" (1 часть)....

    Литературный вечер "Далекие зимние вечера"

    Литературный вечер "Далекие зимние вечера" по произведения В. М. Шукшина...

    Литературный вечер "Лирический роман Сергея Есенина"

    литературно-музыкальный вечер, посвященный творчеству С.Есенина...

    Литературный вечер Два гения:А.Ахматова и Н.Гумилёв» «Я зажгла заветные свечи, Чтобы этот светился вечер…» 11 класс

    Литературный вечерДва гения:А.Ахматова и Н.Гумилёв»«Я зажгла  заветные свечи,Чтобы этот светился вечер…»11 класс...