Урок 3. Виды сказок. Образ Василисы
план-конспект урока по литературе (5 класс)

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_vidy_skazok._obraz_vasilisy.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литература

 Класс: 5

Тема: Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой

Дата:___   № урока:

Цель:  создание условий для  погружения в текст сказки

Тип урока:  комбинированный урок

Задачи:

образовательные: углублять представления о жанре волшебной сказки;

воспитательные: формировать представление о народном идеале, о герое сказки как выразителе этого идеала;

развивающие: совершенствовать умение читать, пересказывать, целенаправленно работать с информацией, заниматься исследовательской деятельностью 

Технология:

Межпредметные связи: изобразительное искусство

Планируемые результаты:

предметные: выразительно читать; пересказывать подробно, выборочно, кратко; искать и выделять необходимую информацию в статьях учебника;

знать структурные элементы сказки; осуществлять исследовательскую поисковую деятельность в соответствии с задачами урока; участвовать в дискуссии.

метапредметные:  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;составлять первоначальный стратегический план учебных действий;

формулировать вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, к товарищам, к учителю;участвовать в исследовательской работе

личностные: формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости и стремления к  активному личному созиданию

Термины и понятия:

Формы работы:

Ресурсы:

Этап урока

 ФОУД,

Обучающие и развивающие

компоненты.

Задания и упражнения

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Контроль результатов

деятельность учителя

деятельность обучающегося

1. Организационный этап.

приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

приветствуют учителя. Настраиваются на работу

Личностные: Выработка учебной мотивации

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 

Знакомит с планом работы на уроке:

1)пересказ сказки и составление плана;

2) ответ на вопрос: Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

выдвигают гипотезу

Личностные: оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные: составление плана и последовательности действий

3. Актуализация знаний

проверка домашнего задания

- Докажите, что это волшебная сказка  Какие особенности этой сказки можете назвать?
1. Волшебство, загадочность. 2. Сказочные существа. 3. Нарушение запрета. 
4. Троекратные повторы.

доказывают своем мнение, опираясь на ментальную карту

проблемный поиск, связанный с характеристикой героя

Личностные: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю

4. Усвоение  новых знаний 

организует беседу по прочитанной сказке; актуализирует пройденный материал;
делает вывод 

Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?
(наращивание эффекта. В первых двух случаях
искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, а в третий раз – весь народ.) 

- чтение эпизодов сказки связанных с характеристикой царевны

(см. приложение)

Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова

отвечают на 
вопросы учителя; 
выявляют 
закономерность 
особенностей 
волшебной сказки

Регулятивные: Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;

доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: 

владение монологической и диалогической формами речи

7. Контроль усвоения, творческое применение знаний

Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?
Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Это
символ плодородия и плодовитости; означает обновление жизни и
воскресение. 
Когда впервые в сказке появляется имя героини? Почему? (Имя героини появляется тогда, когда царевна лягушка начинает работать.(Сказка оценивает мастерство как мудрость.) 

Составление синквейна

выполняют творческое задание

Личностные: осознание возможностей самореализации коммуникативными средствами. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи,  самостоятельное создание алгоритма деятельности

Коммуникативные: поиск ключевых слов

Регулятивные: осуществление контроля по результату и способу действия

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подготовить чтение в лицах эпизодов «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой», «Встреча со старым старичком».

Личностные: развитие ответственности за качество своей работы

9. Рефлексия

защита и  обсуждение синквейнов

Личностные: Умение давать эмоциональную оценку работы  Регулятивные: адекватное восприятие оценки

Приложение

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»

1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?

2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?

4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?

Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай - потом говори..,»

5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)

Один из учащихся читает наизусть отрывок-описание труда царевны (чтение отработанное, выразительное, напевное).

Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.

6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки? (Люди всегда относились к труду с уважением.)
Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен?(Чтобы подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивитьцаревича, заслужить похвалу старших.)Пересказ эпизода о представлении хлебов.

ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»

1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.

(Чтение эпизода. Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.)

2. Понаблюдайте, как работает Василиса.

Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой.

Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».

3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?

Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.

4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй - «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.

ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»

1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой. Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?

Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим)

Вопросы  обобщающего характера.

1 Почему Иван-царевич сжигает лягушачью кожу?
(Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, Иван
желал иметь рядом с собой женукрасавицу. Он мог полюбить ее внешнюю
красоту.) 
Почему царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом
помогает, подсказывает, что теперь надо делать?
(Проявляются ее качества: мудрость, покорность, скромность) 

Заключительное слово учителя.

Василиса Премудрая - образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера.

По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное  неиссякаемой любви сердце.

Основная роль героини волшебной сказки - быть помощницей своего жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной этики. Женщина - Елена Прекрасная, Марья Моревна, Василиса Премудрая - обычно сама стремится к соединению с героем, только благодаря ей герои (возлюбленные) оказываются вместе.

Что такое «красота»?

В. И. Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты». Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Сказки. Виды сказок. Сказки о животных" 5 класс

В разработке приводятся схемы, удобные для объяснения, закрепления и обобщения материала по теме "Сказки"...

План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....

Сказки Виды сказок Чудовище Уинделстоунского ущелья (презентация)

Материал к уроку курса «Зарубежная литература» по программе Н.П. Михальской...

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

Конкурсная работа на тему « Художественные способы создания образа Василисы Премудрой - героини русских народных сказок »

Конкурсная работа на тему  « Художественные способы создания образа  Василисы Премудрой - героини русских народных сказок »...

Конспект урока в 5 кл по теме " « Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.»

План конспект  урока литературы в 5 классе с использованием ЦОР...