Статья "Мировоззрение добра"
статья по литературе

Вавулина Ольга Сергеевна
Аннотация. Много мудрости можно преподнести ребёнку, познакомив его с произведениями художественной литературы, с происхождением сказочных сюжетов, многих известных слов. Педагоги должны формировать в детях мировоззрение красоты, добра и правды, чтобы дети обрели духовно-нравственное здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Вавулина Ольга Сергеевна

Мировоззрение добра

          Аннотация.

Много мудрости можно преподнести ребёнку, познакомив его с произведениями художественной литературы, с происхождением сказочных сюжетов, многих известных слов. Педагоги должны формировать в детях мировоззрение красоты, добра и правды, чтобы дети обрели духовно-нравственное здоровье.

           Ключевые слова: мировоззрение, духовность, народы России, сказочные сюжеты, происхождение.

          Время бежит, и требует от педагогов всё новых и новых знаний, совершенствований своих профессиональных компетентностей. В том числе это касается сферы организации внутришкольных межэтнических коммуникаций школьников.

          Детям нужно интересно, доступно, грамотно доносить, что все мы живём на огромной территории, большую часть которой занимают другие народы России, и поэтому мы должны уважительно, доброжелательно относиться к их культуре, религии, традициям.

          Важно воспитывать молодое поколение по принципу диалога.  Данный подход позволяет детям учиться рассуждать, не бояться высказывать своё мнение и одновременно слушать своих товарищей. Когда ребёнок учится диалогу, он учится уважать другого человека, его мнение, мировоззрение, язык, веру; он обретает духовно-нравственное здоровье. А во ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) такое здоровье предполагает уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, патриотизм, отсутствие потребительства и псевдоценностей.

          Если в Европе отсутствуют как таковые терпимость и толерантность, людей делят на «своих» и «чужих», если там  культивируются псевдоценности (например, во Франции официально утверждено шесть полов), то мы должны гордиться, что в нашей стране всегда преобладали и будут преобладать взаимовыручка, толерантность и веротерпимость. А предметом особой патриотической гордости стал великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с её суровой природой. «Россия  возникла и веками развивалась как многонациональное государство, в котором постоянно шёл процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне»,  - сказал 23 января 2012 года В. В. Путин в программе «Россия: национальный вопрос».  Ещё в начале 20 века Николай  I в беседе с  маркизом де Кюстином, который спрашивал у самодержца о посетителях бала, где были представители не русских народов, говорил: « Вот этот мой приближённый – поляк, вот немец. Вон стоят два генерала – они грузины. Этот придворный – татарин, вот финн, а там крещёный еврей… А вот все вместе они и есть русские».

  До школьников нужно доносить эту широту русской души, этот размах, который позволяет русскому оставаться русским. Дети должны почувствовать гордость, что ещё князь Владимир объединил все племена (кривичей, радимичей, дреговичей, полочан, древлян, полян, уличей, волынян, тиверцев, белых хорватов), взял общую веру и вместо всех местных князей поставил двенадцать своих сыновей. Это было не просто государство – это была семья (что очень важно). И при Владимире общенациональным делом стала охрана границ.

  Молодому поколению  было бы, над чем задуматься, если бы оно знало о совсем «нерусском» происхождении  русских сказочных сюжетов и персонажей. Так, Змей Горыныч – это прообраз половецкого хана Тугры,  который пришёл на Русь, неся китайский флаг с изображением дракона (русские увидели аналогию этого чудовища со змеем и горем). Сказка «Царевна – лягушка» имеет финно-угорские корни. Дело в том, что у финнов не было государственности, они жили в болотах, имели семьи. Когда русские приходили, то брали финок (часто некрасивых) в жёны, которые позже демонстрировали кучу талантов (сами делали себе необыкновенные украшения из болотных руд). Русские женщины завидовали их умелости и красоте украшений.

  Нужно отметить, что светловолосость, рыжеволосость,  белоликость,  краснота при мартовско-апрельском солнце – это признаки финно-угорских корней.

  Сказка «Колобок» имеет тюркское происхождение. В ней бабка поскребла по сусекам и нашла лишь шарики жука-навозника. Дед испечённое «оно» есть не стал и выбросил в окошко, и «обиженное» решило всем доказать, что оно хорошее и что его можно съесть. Кстати, самой глупой, как ни странно, оказалась лиса, которая даже на носу не учуяла запаха. Дело в том, что у тюркских народов лиса – символ глупости, так как она ярко-красного цвета и в степи находится практически на виду.

Таким образом, детям нужно объяснять, что каждый народ додумывает в сказках своё, близкое только ему.

  А насколько увлекательно было бы для детей услышать о происхождении, казалось бы, известных слов.

Например, «товарищ» - это тот человек, с кем везёшь товар, кому доверяешь  как себе. Слово «успешный» означает человека, который успевает приготовиться к загробной жизни, успевает замолить грехи (отсюда появляется сочетание «Успенский собор»). «Дружина» - это жена. (Варяги топили украденное золото, так как оно было не символом богатства, а символом удачи.  Круглые же вещи нельзя было уничтожать – они отдавались дружине, чтобы ей тоже сопутствовала удача). Отсюда свадебная традиция – обмен кольцами и выражение «удачно выйти замуж». Слово «образование» также имеет интересную историю – оно обозначает «формирование личности по образу Иисуса Христа: человек должен быть добрым, милосердным, отзывчивым, щедрым, способным к самопожертвованию».

  Много мудрости находится в своде законов Великой Ясы. Школьникам было бы увлекательно открыть для себя, что Чингисхан при всей строгости и отчасти жестокости проповедовал любовь, взаимовыручку, взаимопомощь между монголами.

Примечательно, что в русской менталитете «предки» - это те, кто всегда перед нами, кто всегда впереди, а «потомки» следуют уже потом. Не случайно на День Победы «оживает» бессмертный полк – мы чтим своих предков. В менталитете Запада впереди всегда потомок, а  предок далеко позади (теория Дарвина).

Русские народы живут в мире «по вертикали», для них главное – Бог и душа. И литература наша строится  на идеалах, на духовности. Во главе угла у нас стоят совесть, истина, добро, красота, патриотизм, мораль, честь, духовная свобода, вера, соборность,  державность,  семья, служение. На Западе же в приоритете не идеалы, а интересы: личность, права человека, демократия, прогресс, выгода (они живут «по горизонтали»).

  Мы видим, что для русского человека, для народов России характерно возвышенное. Отсюда появляются такие образования в языке, как «высокие отношения», «унизительное поведение», «верховная власть», «воспитание» (для русского человека «воспитание» - это приближение к Богу,  причём «питание» здесь не только духовное, но и физическое: мы всегда хотим накормить ребёнка).

  Заинтересует школьников и тот факт, что птицы в культуре разных народов символизируют совершенно различные между собой понятия. Лебедь – это символ смерти, отсюда выражение «лебединая верность» (вместе до гроба), «лебединая песня» (последняя песня). Сова  - символ смерти на Кавказе, так как она, как покойник, не мигая смотрит на солнце. Ласточка – символ мудрости у чеченцев. По чеченской легенде, когда у ласточки спрашивают, что горше и слаще всего на свете, она в обоих случаях приносит человеческий язык.

  Наша ментальность отражена и в литературе. Ещё А.С.Пушкин открыл загадочную русскую душу: «Давно девиз всякого русского  есть чем хуже, тем лучше». Русский человек всегда находится в единении с природой, так как  она способна понимать и чувствовать людскую душу. В культуре Запада к природе относятся, как к лаборатории, в культуре Востока - как к храму.

Иностранцу практически невозможно перевести наши языковые «перлы», в которых одно слово может заключать сразу пять значений. Например, у нас есть скороговорка «За песчаной косой лопоухий косой пал под острой косой косой бабы с косой».

  Сложность поликультурного воспитания заключается в том, что у каждого народа есть что-то общее и есть своя многоликость; поэтому нужно с максимальным уважением, с мудростью и тактом  подходить к культурным различиям народов.

  На Украине в настоящее время нет толерантности, детям, наоборот, прививают образ России, как образ врага. ( В учебнике для 1 класса, в одном из заданий изображены картинки двух девочек: первая – добрая, красивая – на фоне украинского флага, вторая – злая, некрасивая – на фоне российского). И ребёнок должен показать, где на иллюстрации присутствует добро, а где – зло. Получается, что составители таких учебников, а значит, и государство сознательно уничтожают своё прошлое, своё культурное наследие.

Хотелось бы, чтобы все педагоги создавали в ребёнке правильный образ мира, давали не только нужные знания, но и формировали в детях мировоззрение красоты, добра и правды.

Литература:

.Диалог культур: учебно-методическое пособие для 9-10 классов негосударственных общеобразовательных учреждений ОАО "РЖД" / [М. В. Анашина и др.]; под ред. М. Т. Степанянц ; Мировой общественный форум "Диалог цивилизаций", Каф. ЮНЕСКО "Философия в диалоге культур", Ин-т философии РАН, Департамент упр. персоналом ОАО "РЖД". - Москва: Учебно-методический центр по образованию на ж-д. трансп., 2015. 

Мишина И.А., Жарова Л.Н. Человек в истории, история в человеке. Пособие для системы школ РЖД по поликультурному образованию (на правах рукописи).

Мишина И.А. Путешествие с солнечным Лучиком. Пособие для системы школ РЖД по поликультурному образованию (на правах рукописи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок добра "Твори добро на всей Земли..."

Сценарий классного часа "Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо..."А у вас, получается, жить так, чтобы не было потом стыдно? Творить добро и ограждать близких и неблизких от сво...

Добрые советы для вредныех родителей или Вредные советы для добрых родителей

В нашем детском саду существуют определённые правила для родителей. Некоторые родители пренебрегают выполнением данных правил и своих обязанностей по воспитанию детей. Мы решили заимствовать тему вред...

классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"

данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....

«Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Урок добра «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь». Цель урока: Развитие волонтерского движения в школеЗадачи: 1.Познакомить с волонтёрской деятельностью...

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»...

Технологическая карта классного часа «Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»

Технологическая карта классного часа«Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»Тип - Обзорный.(Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в го...