Урок культыры общения 6класс 2019год.
материал (6 класс)

Филатова Марина Юрьевна

Урок культуры общения 6 класс 2019 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kultury_obshcheniya_6_klass_2019.docx22.34 КБ
Файл material_k_uroku.docx419.35 КБ
Файл lingvisty.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок культуры общения «Телефонный этикет»

Цель урока: 

Познавательные: Активизировать поисковую деятельность учащихся, побуждение к формированию собственных суждений.

Развивающие: развить образное, ассоциативное логическое мышление.

Воспитательные: привить любовь к общению, воспитывать уважение к старшим.

Оборудование: карточки «Правила телефонного общения», «Правила мобильного этикета»; толковые словари (В. И. Даля, С. И, Ожегова), словарь иностранных слов; слайды «Портрет Александра Грэхэма Белла», «Первый телефонный аппарат Белла».

Тип урока: урок- диалог.

Ход урока

1. Слово учителя

На дворе XXI век. Это наш век... Какой он? XXI век — это мчащиеся машины, XXI век — это вечно спешащие куда-то люди, XXI — это Интернет... Все чаще и чаще мы слышим просьбу: «Позвони мне, позвони...»

Звучит запись песни «Позвони мне, позвони...» (из к/ф «Карнавал»).

2. Слово учителя

Наша с вами задача сегодня на уроке — выяснить, насколько важную роль в жизни современного человека играет телефон, как правильно вести телефонные разговоры, какие этикетные нормы нужно соблюдать во время разговоров по телефону, на примерах показать, насколько хорошо мы владеем этими нормами.

Поэтому наша беседа будет строиться по принципу круглого стола — мы выслушаем мнение каждого, можем согласиться или не согласиться с ним, но в любом случае, свою точку зрения необходимо доказать.

- Ребята, как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

Запишем в ваших тетрадях тему урока. «Телефонный этикет»

3. Блиц-опрос

Как вы думаете, для чего нужен телефон в жизни современного человека и какую пользу он приносит? Начните ответ фразой: «Я думаю, телефон нужен для того чтобы...»

4. Речевая разминка

Итак, если речь у нас идет о телефонном разговоре, то совершенно естественной выглядит просьба: «Позвони». А как правильно поставить ударение в глаголах, записанных на доске?

Звонит, позвонит, перезвонит.

Дети вслух произносят слова. Учитель расставляет ударение.

Чтобы запомнить, как правильно произносить слово звонит, я предлагаю вам запомнить рифмовку:

Если дома он сидит,

Телефон весь день звонит.

Дети повторяют стихотворение хором два раза.

5. Устно составьте предложение с одним из указанных слов.

Соблюдайте правильное ударение.

Итак, ключевое слово сегодня на уроке — «телефон». Рассмотрим его с точки зрения языкознания. Уважаемые лингвисты, вам слово.

Лингвисты.

 1.Селезнёв К.

С точки зрения Лексикологии, мы можем определить значение слова «телефон». Обратимся к толковым словарям В. И. Даля и С. И. Ожегова. Оказывается, в «Толковом словаре живого великорусского Языка» В. И. Даля, вышедшем в 1882 году, слова «телефон» еще нет. Обратимся к более современному словарю — словарю С. И. Ожегова. Здесь находим такое объяснение значения слова «телефон».

2.Будник Ек.

ТЕЛЕФОН, -а,м. 1. Система технических приспособлений для передачи звуков на расстояние по проводам при помощи электрической энергии. 2. Аппарат для разговора таким способом. Телефон-автомат. У нас не работает телефон. 3. Номер такого аппарата (разг.) Забыл ваш телефон и поэтому не перезвонил. *Испорченный телефон (разг.) – об искаженных, ложных сведениях. Телефонная книга (с номерами телефонов).

А в любом из словарей иностранных слов мы узнаем, что «телефон» — слово иностранного происхождения, пришло к нам из греческого языка (tеlе — далеко, рhone — звук).

3.Корольков Д.

Рассмотрим слово «телефон» с точки зрения синтаксиса и фонетики, мы можем составить словосочетания и предложения со словом «телефон». Составим и запишем одно словосочетание и одно предложение.

 Современный телефон. Мне подарили новый телефон.

телефо́н
телефон — слово из 3 слогов: те-ле-фон. Ударение падает на 3-й слог.
Транскрипция слова: [т’ил’ифон]

Фонетический разбор слова - телефо́н
телефон — слово из 3 слогов: те-ле-фон. Ударение падает на 3-й слог.
Транскрипция слова: [т’ил’ифон]

т — [т’] — согласный, парный, глухой, мягкий
е — [и] — гласный, безударный
л — [л’] — согласный, непарный, звонкий, сонорный, мягкий
е — [и] — гласный, безударный
ф — [ф] — согласный, парный, глухой, твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
н — [н] — согласный, непарный, звонкий, сонорный, твёрдый

В слове 7 букв и 7 звуков.

6. Слово учителя

Сегодня любой школьник не просто умеет пользоваться обычным телефоном, но и может разобраться в самой сложной модели мобильного телефона. А ведь было время, когда все это было в новинку.

Так кто же изобрел эту удивительную «штуку»?

Предоставим слово нашим юным физикам.

Физики. 

4.БеспаловВ.

Телефон, такой, каким его знаем сегодня, является результатом разработок Александра Грэхэма Белла, шотландского ученого, эмигрировавшего в Канаду, а затем в США.

5.ФёдоровМ.

Вешает на доску «Портрет Александра Грэхэма Белла».

4.БеспаловВ.

Александр Грэхэм Белл, родившийся в 1847 году, был сыном преподавателя школы для глухонемых. Поэтому-то он и заинтересовался способами передачи человеческого голоса с помощью искусственных приборов. В 1873 году Белл стал профессором Бостонского университета, и здесь вместе с Томасом Уотсоном он приступил к экспериментам, но передаче сообщений посредством электрического телеграфа. В конце концов Беллу удалось найти способ передачи человеческого голоса на расстояние. Он поставил множество опытов с металлической диафрагмой, помещенной вблизи катушки — проволоки, обернутой вокруг магнита. 10 марта 1876 года Белл случайно опрокинул на себя кислоту и закричал: «Уотсон, идите сюда, помогите мне!» Тот сидел в соседней комнате и, услышав голос Белла по своему телефону, поспешил к коллеге, арго был первый телефонный звонок.

5.ФёдоровМ.

А вот так выглядел первый телефонный аппарат Белла.

6.Разумный Д.

 Первые мобильные телефоны появились в 40-е годы 20 века и представляли собой гибрид традиционного телефона и радиопередатчика, весили они около 35 килограммов и стоили всего лишь в два раза дешевле автомашины. Начало было положено. Теперь разработки велись всеми ведущими компаниями мира. Но все же первой была фирма «Моtоrоlа» во главе с вице-президентом Мартином Купером. Сегодня мобильный телефон представляет мультимедийный центр, а количество владельцев далеко перешагнуло за два миллиарда.

5.ФёдоровМ.

Вице-президент Мартин Купер фирмы «Моtоrоlа».

7. Релаксация.

Сядьте удобнее, отдохните, послушайте звуки живой природы.

Врачи

7.Прыткова Т.

ПО ДАННЫМ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Работа мобильных телефонов связана с электромагнитными полями, которые влияют на здоровье человека.

Учеными давно отмечена связь между электромагнитными полями и «непонятной» усталостью, ухудшением памяти, нарушением сердечной деятельности, бессонницей и так далее.

8.Перетрухина Н.

Исследования шведских и норвежских врачей, проводимые в течение года на 11 тысячах добровольцев, показывают, что даже люди, которые пользуются мобильным телефоном меньше 2 минут в день, испытывают дискомфорт и побочные эффекты, связанные с ухудшением здоровья.

9.Белоусова У.

Согласно полученным данным, почти четверть опрошенных имеют проблемы с памятью, половина страдает от головных болей, а 65% испытывают сонливость.

У трети абонентов ухудшилась концентрация внимания во время или сразу после разговора, особенно это было заметно среди интенсивно использующих телефон людей моложе 30 лет.

10.Шевченко Я.

Абоненты, использующие мобильные телефоны четыре и более раза в день, в 3,6 раза чаще жаловались на головные боли, чем те, кто делал менее двух звонков.

12.ВоронинК.

В результате исследований, проходивших у нас в России, которые длились 13 месяцев, и в которых участвовали 220 мужчин, было доказано, что ношение мобильного телефона в кармане на 30 % снизило здоровье участников исследования.

9. Обобщение. Работа с «Правила телефонного общения»

ПРАВИЛА ТЕЛЕФОННОГО ОБЩЕНИЯ

1) В начале разговора поздоровайтесь. Представьтесь.

2) Отвечайте вежливо. Не кричите в трубку.

3) Телефонный разговор должен быть кратким. Не стоит по телефону вести пустых непринужденных разговоров. Если необходимо обсудить какой-то важный вопрос, лучше сделать это при встрече.

4) Если разговор предстоит длительный, назначьте его на такое время, чтобы быть уверенным: у вашего собеседника достаточно времени на беседу.

5) Не стоит звонить слишком рано или слишком поздно, как правило, до 8 утра или после 11 вечера. Дождитесь 5—7 гудков, если звоните домой, 3—4 — если на работу.

6) Внимательно слушайте, не перебивайте собеседника в середине фразы, не проявляйте нетерпения в разговоре с ним.

7) Если ошиблись номером, извинитесь.

8) Заканчивая разговор, попрощайтесь.

11. Работа в парах от каждой группы.

Составить диалог (до 10 реплик), разыграть его, соблюдая основные правила телефонного общения.

Ситуация 1. Звонок однокласснику с целью узнать домашнее задание. Трубку взяла его мама.

Ситуация 2. Звонок родителям на работу с целью узнать, какое лекарство нужно принять при головной боли.

Ситуация 3. Звонок в пожарную городскую часть с целью сообщить о загоревшейся траве напротив вашего дома.

Разыгрывание ситуаций. Комментарии.

Оценивание.

12. Слово учителя.

А сейчас, ребята, уже выработаны правила мобильного этикета, которые фактически являются международными.

Вот основные правила мобильного этикета.

Обратимся к раздаточному материалу.

ПРАВИЛА МОБИЛЬНОГО ЭТИКЕТА

1) Разговаривайте по мобильному телефону ну максимально тихим голосом (у него очень чувствительный микрофон).

2) Не разговаривайте по мобильному телефону, одновременно ведя беседу с находящимся рядом человеком. Предпочтение ВСЕГДА отдается присутствующим.

3) В случае пропущенного звонка, номер которого высветился на определителе, приемлемо перезванивать, только если позвонивший вам известен либо оставил сообщение на автоответчике с просьбой перезвонить.

4) Не пользуйтесь мобильным телефоном в ресторане, разговаривать за столиком во время еды считается недопустимым. Даже если вы выйдете поговорить в холл, это неприлично (вы оставите своего гостя или пригласившего вас человека одного). Не кладите сотовый телефон на обеденный стол.

5) Фотографируя кого-либо при помощи мобильной камеры, предварительно попросите на это разрешения. Уважайте частную жизнь других людей.

6) По возможности не ведите разговоров по сотовому телефону в публичных местах, особенно — в ограниченном пространстве: в самолете, поезде, автобусе и т. д. Если ЭТО все же необходимо, говорите тихо, кратко и по делу.

Учитель. Скажите, как бы вы дополнили последнее правило? В каких местах еще не следует вести разговоров по мобильному телефону? Почему? Зачем следует выключить звук телефона?

Ответы учащихся. Обсуждение.

13. Подведение итогов.

Давайте подумаем и проголосуем, нужен ли телефон в жизни современного человека.

Поднимите руки, кто за телефон?

Кто против него?

Оценивание.

14. Домашнее задание

Запомнить правила вежливого телефонного разговора; подготовить устное сочинение на тему «Роль телефона в жизни современного человека: «за» и «против».



Предварительный просмотр:

http://kto-chto-gde.ru/wp-content/uploads/2017/02/den-rozhdeniya-mobilnogo-telefona-900x540.jpg

http://profit.bg/uploads/userfiles/images/t5%2874%29.jpg

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=176009c615e32ab27debd1268a572af0-l&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=eb2c06848c7ca6f294d98817a0e592f3-l&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=088c21be1ece363880720ec25fc7cf72-l&n=13

ПРАВИЛА ТЕЛЕФОННОГО ОБЩЕНИЯ

1) В начале разговора поздоровайтесь. Представьтесь.

2) Отвечайте вежливо. Не кричите в трубку.

3) Телефонный разговор должен быть кратким. Не стоит по телефону вести пустых непринужденных разговоров. Если необходимо обсудить какой-то важный вопрос, лучше сделать это при встрече.

4) Если разговор предстоит длительный, назначьте его на такое время, чтобы быть уверенным: у вашего собеседника достаточно времени на беседу.

5) Не стоит звонить слишком рано или слишком поздно, как правило, до 8 утра или после 11 вечера. Дождитесь 5—7 гудков, если звоните домой, 3—4 — если на работу.

6) Внимательно слушайте, не перебивайте собеседника в середине фразы, не проявляйте нетерпения в разговоре с ним.

7) Если ошиблись номером, извинитесь.

8) Заканчивая разговор, попрощайтесь.

ПРАВИЛА МОБИЛЬНОГО ЭТИКЕТА

1) Разговаривайте по мобильному телефону ну максимально тихим голосом (у него очень чувствительный микрофон).

2) Не разговаривайте по мобильному телефону, одновременно ведя беседу с находящимся рядом человеком. Предпочтение всегда отдается присутствующим.

3) В случае пропущенного звонка, номер которого высветился на определителе, приемлемо перезванивать, только если позвонивший вам известен,  либо оставил сообщение на автоответчике с просьбой перезвонить.

4) Не пользуйтесь мобильным телефоном в ресторане, разговаривать за столиком во время еды считается недопустимым. Даже если вы выйдете поговорить в холл, это неприлично (вы оставите своего гостя или пригласившего вас человека одного). Не кладите сотовый телефон на обеденный стол.

5) Фотографируя кого-либо при помощи мобильной камеры, предварительно попросите на это разрешения. Уважайте частную жизнь других людей.

6) По возможности не ведите разговоров по сотовому телефону в публичных местах, особенно — в ограниченном пространстве: в самолете, поезде, автобусе и т. д. Если это все же необходимо, говорите тихо, кратко и по делу.



Предварительный просмотр:

Лингвисты.

 1.Селезнёв К.

С точки зрения Лексикологии, мы можем определить значение слова. Обратимся к толковым словарям Владимира Ивановича Даля и Сергея Ивановича Ожегова. Оказывается, в «Толковом словаре живого великорусского Языка» В. И. Даля, вышедшем в 1882 году, слова «телефон» еще нет. Обратимся к более современному словарю — словарю С. И. Ожегова. Здесь находим такое объяснение значения слова «телефон».

2.Будник Ек.

ТЕЛЕФОН, -а,м. 1. Система технических приспособлений для передачи звуков на расстояние по проводам при помощи электрической энергии. 2. Аппарат для разговора таким способом. Телефон-автомат. У нас не работает телефон. 3. Номер такого аппарата (разг.) Забыл ваш телефон и поэтому не перезвонил. *Испорченный телефон (разг.) – об искаженных, ложных сведениях. Телефонная книга (с номерами телефонов).

А в любом из словарей иностранных слов мы узнаем, что «телефон» — слово иностранного происхождения, пришло к нам из греческого языка (tеlе — далеко, рhone — звук).

3.Корольков Д.

Рассмотрим слово «телефон» с точки зрения синтаксиса и фонетики, мы можем составить словосочетания и предложения со словом «телефон». Составим и запишем одно словосочетание и одно предложение.

 Современный телефон. Мне подарили новый телефон.

Фонетический разбор слова - телефо́н

телефон — слово из 3 слогов: те-ле-фон. Ударение падает на 3-й слог.
Транскрипция слова: [т’ил’ифон]

т — [т’] — согласный, парный, глухой, мягкий
е — [и] — гласный, безударный
л — [л’] — согласный, непарный, звонкий, сонорный, мягкий
е — [и] — гласный, безударный
ф — [ф] — согласный, парный, глухой, твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
н — [н] — согласный, непарный, звонкий, сонорный, твёрдый

В слове 7 букв и 7 звуков.

Физики. 

4.БеспаловВ.

Телефон, такой, каким его знаем сегодня, является результатом разработок Александра Грэхэма Белла, шотландского ученого, эмигрировавшего в Канаду, а затем в США.

5.ФёдоровМ.

Вешает на доску «Портрет Александра Грэхэма Белла».

4.БеспаловВ.

Александр Грэхэм Белл, родившийся в 1847 году, был сыном преподавателя школы для глухонемых. Поэтому-то он и заинтересовался способами передачи человеческого голоса с помощью искусственных приборов. В 1873 году Белл стал профессором Бостонского университета, и здесь вместе с Томасом Уотсоном он приступил к экспериментам, но передаче сообщений посредством электрического телеграфа. В конце концов Беллу удалось найти способ передачи человеческого голоса на расстояние. Он поставил множество опытов с металлической диафрагмой, помещенной вблизи катушки — проволоки, обернутой вокруг магнита. 10 марта 1876 года Белл случайно опрокинул на себя кислоту и закричал: «Уотсон, идите сюда, помогите мне!» Тот сидел в соседней комнате и, услышав голос Белла по своему телефону, поспешил к коллеге, арго был первый телефонный звонок.

5.ФёдоровМ.

А вот так выглядел первый телефонный аппарат Белла.

6.Разумный Д.

 Первые мобильные телефоны появились в 40-е годы 20 века и представляли собой гибрид традиционного телефона и радиопередатчика, весили они около 35 килограммов и стоили всего лишь в два раза дешевле автомашины. Начало было положено. Теперь разработки велись всеми ведущими компаниями мира. Но все же первой была фирма «Моtоrоlа» во главе с вице-президентом Мартином Купером. Сегодня мобильный телефон представляет мультимедийный центр, а количество владельцев далеко перешагнуло за два миллиарда.

5.ФёдоровМ.

Вице-президент Мартин Купер фирмы «Моtоrоlа».

Врачи

7.Прыткова Т.

ПО ДАННЫМ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Работа мобильных телефонов связана с электромагнитными полями, которые влияют на здоровье человека.

Учеными давно отмечена связь между электромагнитными полями и «непонятной» усталостью, ухудшением памяти, нарушением сердечной деятельности, бессонницей и так далее.

8.Перетрухина Н.

Исследования шведских и норвежских врачей, проводимые в течение года на 11 тысячах добровольцев, показывают, что даже люди, которые пользуются мобильным телефоном меньше 2 минут в день, испытывают дискомфорт и побочные эффекты, связанные с ухудшением здоровья.

9.Белоусова У.

Согласно полученным данным, почти четверть опрошенных имеют проблемы с памятью, половина страдает от головных болей, а 65% испытывают сонливость.

У трети абонентов ухудшилась концентрация внимания во время или сразу после разговора, особенно это было заметно среди интенсивно использующих телефон людей моложе 30 лет.

10.Шевченко Я.

Абоненты, использующие мобильные телефоны четыре и более раза в день, в 3,6 раза чаще жаловались на головные боли, чем те, кто делал менее двух звонков.

12.ВоронинК.

В результате исследований, проходивших у нас в России, которые длились 13 месяцев, и в которых участвовали 220 мужчин, было доказано, что ношение мобильного телефона в кармане  на 30 % снижает здоровье участников исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Тема: «Австралия» (6класс)

Урок обобщения с использованием технологии критического мышления....

конспект урока математики в 6классе по "Положительные и отрицательные числа"

Урок проведен в игровой форме с красочной презентацией и интересными заданиями....

Календарно-тематическое планирование уроков изоискусства в 6классе

Развернутое календарно-тематическое планирование уроков изоискусства в 6 классе с пояснительной запиской и уровнем ЗУН....

Урок-путешествие "Вулканы" 6класс

Урок объяснения нового материала методом эвристической беседы технологии проблемного обучения с использованием ИКТ...

системно-деятельностный подход на уроке русского языка (6класс)

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов  образования нового поколения.Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Урок русского языка по теме "О...

план - конспект интегрированного урока Методическая разработка урока "Дыхание Земли" 6класс

план- конспект интегрированного урока  Методическая разработка урока "Дыхание Земли" 6 классформирование знаний о землетрясениях и вулканах...