Литературно-интеллектуальная игра, посвященная творчеству М. Ю. Лермонтова.
план-конспект по литературе
Внеклассное мероприятие по литературе для 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno-intellektualnaya_igra_posvyashchennaya_tvorchestvu_m._yu._lermontova.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературно-интеллектуальная игра, посвященная творчеству М. Ю. Лермонтова.
Внеклассное мероприятие по литературе для 5-6 классов
I тур. «Он что-то чудное носил под сердцем…»
Ведущий: Ираклий Андроников сказал: «И через
всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, с могучими страстями, и волей, с проницательным, беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого…»
В истории мировой литературы вряд ли можно найти другого поэта, который прожил бы такую короткую жизнь и успел бы написать столько замечательных произведений.
1. Кто является основателем рода Лермонтовых?
1. Лорд Лермонт
2. Герцог Лормант
3. Герцог Лерма
4. Георг Лермонт
Основателем рода Лермонтовых был шотландец Георг Лермонт. Во время войны 1613 года он сражался на стороне Польши, но вскоре вместе с целой ротой перешел на сторону русских. В России он стал обучать рейторскому делу (особому роду конных войск) живших в Москве немцев.
В 1621году Михаил Федорович Романов пожаловал Георгу Лермонту (в России он стал Юрием) титул дворянина и земли в Заболоцкой волости. Во втором поколении русские Лермонты приняли православие, а в третьем - обрели русский вариант фамилии Лермонтовы.
2. Где родился М.Ю. Лермонтов.
1. в Кисловодске
2. в Тарханах
3. в Царском селе
4. в Москве
5. в Пензе
6. в Горячеводске.
С Москвой связано и рождение Лермонтова как поэта.
Многие считают, что юношеские стихи М.Ю. Лермонтова – это лишь подражание Пушкину, Шиллеру, Шекспиру, Байрону, М.Ю. Лермонтов же писал:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник.
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
«Нет, я не Байрон, я другой».
М.Ю. Лермонтов воспитывала бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она дала ему прекрасное домашнее образование. Поэт с детства говорил на двух иностранных языках.
3. Какими европейскими языками владел М.Ю. Лермонтов?
1. английский и испанский
2. болгарский и немецкий
3. французский и немецкий
4. польский и английский
5. итальянский и немецкий
Талант М.Ю. Лермонтова был многогранен. Неоспорим поэтический гений Лермонтова. Поражала и его музыкальность, он играл на скрипке и фортепиано. И поэзия Лермонтова музыкальна, это отмечали многие композиторы. Около 800 композиторов написали музыку на его стихи.
Лермонтов был наделен также даром живописца. Он мог бы стать большим художником, если бы занимался живописью и графикой профессионально. Лермонтову – прозаику и Лермонтову – поэту часто помогал его дар художника. Он прекрасно «видел» мир и умел передать игру красок, света и тени как кистью – в своих рисунках, так и словом в своих литературных произведениях.
Самые яркие из первых впечатлений Лермонтова связаны с пейзажами, которые окружали его в детские и отроческие годы.
Романс «Горные вершины»
4. В каком возрасте М.Ю. Лермонтов составил первый сборник своих произведений?
1. 17 лет
2. 19 лет
3. 14 лет
4. 18 лет
5. 15 лет
6. 20 лет
На титульном листе первого рукописного сборника Лермонтова старательно выведено: «Мелкие стихотворения. Москва в 1829 году»
Итог I тура.
II тур «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»
Лермонтов интересуется историей, с упоением читает «Историю государства Российского» Карамзина и пишет одно из самых замечательных своих стихотворений, где отражает народный настрой на победу. Стихотворение «Бородино» напечатано в журнале «Современник» в 1837г.
1. Укажите тему стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:
А. Непримиримое отношение автора к иноземным захватчикам.
Б. Поэтическое изображение подвига русского народа в войне 1812 года.
В. Рассказ старого солдата о войне 1812 года.
2. Военная специальность героя стихотворения
А) кавалерист Б) артиллерист В) пехотинец
3 Персонаж, которому принадлежат слова: «Ребята! Не Москва ль за нами?»
А) старый солдат
Б) драгун
В) полковник
4 Во фразах «французы двинулись, как тучи», «носились знамена, как тени» автор использует
А) метафору
Б) сравнение
В) эпитет
5 Кто является рассказчиком в стихотворении?
А) автор
Б) солдат – участник сражения
В) полковник
6. Какую форму повествования использует М.Ю. Лермонтов?
А) диалог Б) монолог В) авторское рассуждение
7.Учитель: Перед вами отрывок из стихотворения «Бородино»:
Прилёг вздремнуть я у лафета,
Но слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус…
Вопрос: Объясните значения подчёркнутых слов.
Ответ: Лафет – станок артиллерийского орудия.
Бивак – привал, расположение войск вне населённого пункта.
Кивер – высокий жёсткий военный головной убор с козырьком
8. Какие строки Лермонтова будут повторять защитники Москвы во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.?
А. «да, были люди в наше время. . . ».
Б. «Пора добраться до картечи ! ».
В. «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали...!».
Подведение итогов II тура
III тур.
«Мятежный гений вдохновенья…»
Ведущий: в начале своего творческого пути Лермонтов мало кому показывает свои произведения, а если и публиковал, то без подписки.
1. Какое произведение М.Ю. Лермонтов первым издал под своим полным именем?
1. «Бородино»
2. «Пророк»
3. «Родина»
4. « Тучи»
5. «Парус»
6. «Желание»
2. Из какого произведения следующие строки.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.
1. «Бородино»
2. «Пророк»
3. «Родина»
4. « Тучи»
5. «Парус»
6. «Желание»
3. Какое стихотворение Лермонтова стало последним?
1. «Бородино»
2. «Пророк»
3. «Родина»
4. « Тучи»
5. «Парус»
6. «Нет, не тебя я пылко так люблю»
О гибели М.Ю. Лермонтова написано немало книг. Он был убит на дуэли с поручиком Мартыновым.
4. В каком городе произошла дуэль с Мартыновым?
1. в Кисловодске
2. в Тарханах
3. в Царском селе
4. в Москве 5. в Пензе 6. в Пятигорске
5. В каком возрасте погиб М.Ю. Лермонтов?
1. 33
2. 37
3. 27
4. 45
5. 29
6. 42
Поэт погиб 15 июля 1841 года. Ему было всего 27 лет.
Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь
Ну что ж? мне жизнь все как-то коротка
И все боюсь, что не успею я
Совершить чего-то! … 1831 год июня 11 дня.
Подведение итогов Ш тура
Мини-игра.
«За все, за все тебя благодарю я…» - так начинается стихотворение Лермонтова «Благодарю». Из этого чудесного слова мы предлагаем составить как можно больше других слов. Победителем будит считаться участник игры, последний назвавший слово.
М.Ю.Лермонтов
Ответы:
1 тур.
- Георг Лермонт
- Москве
- Французский и немецкий
- 15 лет
2 тур.
- Поэтическое изображение подвига русского народа в войне 1812 года
- Артиллерист
- Полковник
- Сравнение
- Солдат-участник сражения
- Диалог
- Лафет – станок артиллерийского орудия.
Бивак – привал, расположение войск вне населённого пункта.
Кивер – высокий жёсткий военный головной убор с козырьком - «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали...!».
3 тур
- «Бородино»
- «Родина»
- «Нет, не тебя я пылко так люблю»
- В Пятигорске
- 27 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения Декады русского языка и литературы, посвященной творчеству М.Ю. Лермонтова 2012г.
Данная разработка окажет неоценимую помощь руководителям ШМО при проведении Декады русского языка и литературы в школе....
К 200-летию со дня рождения. Литературная гостиная, посвященная творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.
М.Ю.Лермонтов. Загадочный, дерзкий,задумчивый... Хотите вызвать интерес к судьбе и творчеству поэта? Данный материал поможет это сделать....
Литературно-музыкальная композиция «Страницы мятежной жизни», посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова...
Детская филармония, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова
Романсы и песни русских композиторов на стихи М.Ю.Лермонтова...
Литературно-музыкальная композиция посвященная творчеству М.Ю. Лермонтова
Материал предназначен для учителей литературы как помощь в проведении внеклассного мероприятия по предмету...