Рабочая программа по литературе для 5 класса
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Ольга Викторовна Бакай

Рабочая программа по литературе  для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_liter_5a_18-19.doc376 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 376

Одобрена

на заседании МО учителей

русского языка и литературы

28 августа 2018 года,

протокол № 1

Утверждена

приказом ГБОУ средняя школа №376 Московского района Санкт-Петербурга

от «28» августа 2018 г. № 47

Московского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

ДЛЯ 5 А КЛАССА

НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель  Козлова И.Е.

                 

Принята на педсовете ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга

  28 августа 2018 года, протокол № 1

Пояснительная записка к рабочей программе

по литературе

Нормативные и правовые документы, на основе которых составлена программа:

Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря   2010 г. № 1897;
  • Приказ Министерства образование и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (редакция от 26.01.2016);
  • Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.16 № 03-20-1587 / 16-06 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;
  • Распоряжение Комитета по образованию N 810-р от 21 марта 2018 г. «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019 учебном году»;
  • Учебный план ГБОУ средняя школа №376 на 2018-2019 учебный год;
  • Программы общеобразовательных учреждений «Литература», рекомендованные Министерством образования РФ , 5-е издание - М.: «Просвещение», 2010 г.

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Количество учебных часов

В соответствии с Проектом Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2019 году»,   Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга N 810-р от 21 марта 2018 г. «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018 – 2019 учебном году», Приказом 260 от 31.05.2018 г.. по ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга «О календарном графике и режиме работы ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга в 2018-2019 учебном году», годовым учебным планом ГБОУ № 376 настоящая рабочая программа  рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34 рабочих недель).

Общая характеристика УМК

Учебник входит в линию УМК по литературе издательства «Академия» для основной школы, созданную под редакцией доктора филологических наук, профессора СПбГУ И.Н.Сухих. Статьи, предшествующие произведениям, создают у учащихся установку на чтение, а теоретико-литературные статьи с примерами и заданиями нацеливают на анализ литературных произведений. Учебник оснащен словарем литературоведческих терминов и рубрикой «Советы», материалы которой дают импульс к творческой деятельности. Ученикам предлагается принять участие в художественных проектах, мотивирующих изучение литературы. 

УМК по литературе для 5 класса включает:

  • Литература: программа для 5-9 классов: основное общее образование / Т.В. Рыжкова, М.П. Воюшина, М.С. Костюхина и др.; под ред. И.Н. Сухих. М.: Издательский центр «Академия», 2009;
  • Литература: учебник для 5 класса: основное общее образование: в 2 ч. / Т.В. Рыжкова, М.С. Костюхина, Г.Л. Вирина и др.; под ред. И.Н. Сухих. – 4-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2013;
  • Тетрадь по литературе для 5 класса общеобразоват. учреждений: основное общее образование / Т.В. Рыжкова; под ред. И.Н. Сухих. М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Литература для учителя:

  • Методические рекомендации и тематическое планирование по литературе для 5 класса: методическое пособие: основное общее образование / Т.В. Рыжкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010;
  • Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006;
  • Сборник  упражнений «Литература 5 класс». Т.А. Калганова. М. «Просвещение» 2002. Тесты. «Литература 5-9 классы». Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. М., 2002;
  • Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. М.: ВАКО, 2011;
  • Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. М.: ВАКО, 2011;
  • Литература. 5 класс : поурочные планы / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. Волгоград : Учитель, 2011;
  • Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва: Дрофа, 2000;
  • Бельская Л.Л. Литературные викторины. М.: Просвещение, 2005;
  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. Москва: ВАКО, 2004;
  • Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс / Н.В. Охременко, О.В.Федина. Москва: «Аквариум», 1997;
  • Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Волгоград: Учитель, 2002;
  • Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. М.: ВЛАДОС, 2006.

Интернет-ресурсы:

  • Интернет-ресурс «Урок в формате А4»: http://www.a4format.ru/;
  • Интернет-ресурс «Фестиваль педагогических идей» «Первое сентября»: http://1september.ru/;
  • Электронная библиотека нехудожественной литературы: http://www.drevne.ru;
  • Портал «Древнерусская литература»: http://www.gramma.ru;
  • Каталог электронных энциклопедий: http://www.krugosvet.ru, http://www.Lib.ru;
  • Сервер «Литература»: http://litera.edu.ru;
  • Коллекция: русская и зарубежная литература для школы: http://www.litwomen.ru;
  • Электронная библиотека литературных журналов России: http://www.russianplanet.ru;
  • Сайт института русской литературы (Пушкинский дом): http://www.pushkinskijdom.ru;
  • Русский фольклор в современных записях: http://folk.ru.

Электронные наглядные пособия:

Экранно-звуковые пособия:

  • Русская классическая литература: http://ayguo.com/;
  • Аудиохрестоматия: http://аудиохрестоматия.рф.

Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС общего образования

  1. Результаты освоения рабочей программы

Достижение поставленных целей предполагает включение учащихся в литературно-художественную и творческую деятельность, которая подразумевает приобретение ими новых предметных качеств:

  • определять роль книги в жизни человека;
  • владеть содержанием изучаемых произведений, понимать идею произведений;
  • создавать письменные высказывания;
  • формировать начальное представление о трех родах литературы, различать эпические, лирические и драматические произведения;
  • объяснять отличие стихотворной речи от прозаической, иметь начальное представление о ритме, рифме, размере, интонационной паузе, тропах;
  •  давать характеристику героям, прослеживать изменения в поведении и характере героя; самостоятельно работать с текстом по составлению плана; определять роль природы в произведении, способы её изображения;
  •  понимать на практике композиционное построение произведения: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, толковать конфликт произведения путем выстраивания системы персонажей;
  • находить выразительные средства и определять их роль;
  • понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные ценности;
  • владеть теоретико-литературными понятиями: пейзаж, литературный герой, речевая характеристика героев, эпитет, сравнение, метафора, автобиографическое произведение, портрет, антитеза, аллегория, жанр, конфликт, юмор, ирония, комическое;
  • определять фольклорные жанры;
  • владеть информацией о некоторых фактах биографии А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, С.А.Есенина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого;
  • иметь представление о своеобразии творчества М.М. Пришвина, В.П.Астафьева, А.П. Чехова, А.И. Куприна, В.А. Жуковского, Ю.К. Олеши, И.А. Крылова, В.Г. Короленко, К.Г. Паустовского.

Достижение поставленных целей также нацелено на достижение следующих личностных результатов:

  • воспитать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развить эмоциональное восприятие художественного текста, образного  и аналитического мышления, творческое воображение, читательскую культуру и понимание авторской позиции; формировать начальное представление о специфике литературы в ряду других искусств, потребность в самостоятельном чтении художественных произведений; развить устную и письменную речь учащихся;
  • освоить тексты художественной произведений в единстве формы и содержания, основные историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия;
  • овладеть умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявлять в произведениях конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний;
  • формировать эстетический идеал, развивать эстетический вкус для верного и глубокого постижения прочитанного, содействовать появлению прочного, устойчивого интереса к книге;
  •     воспитать доброту, сердечность и сострадание как важнейшие качества развитой личности.

Метапредметные результаты обучения состоят в умении:

  • искать и выделять необходимую информацию из учебника,
    выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
    ставить вопросы и обращаться к учебной литературе;
  • составлять план, развивать логику, вычленять причинно-следственные связи;
  • собирать и систематизировать материал, делать выводы;
  • обоснованно отвечать на вопросы, формулировать и отстаивать свою точку зрения, строить монологические высказывания;
  • работать в группе, участвовать в полемике, осваивать основы диалогового общения, слушать, возражать, осуществлять рефлексию;
  • работать в рамках исследовательского проекта;

  1. Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результатов

Виды деятельности учащихся включают в себя:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

  1. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности старшеклассника:

  • анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
  • целеполагания и планирования деятельности;
  • самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта );
  • презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;
  • готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  • поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
  • применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
  • выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
  • проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:

1 этап – погружение в проблему;

2 этап – организация деятельности

3 этап – осуществление деятельности

4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1- погружение в проблему

Формулирует:

  • проблему проекта
  • сюжетную ситуацию
  • цель и задачи

Осуществляют:

  • личностное присвоение проблемы
  • вживание в ситуацию
  • принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи

2 - организация деятельности

Предлагает:

  • спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»)
  • при организации групповой работы- распределить амплуа и обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.)
  • возможные формы представления результатов проекта

Осуществляют:

  • планирование работы
  • разбивку на группы и распределение ролей в группе
  • выбор формы и способа представления информации

3- осуществление деятельности

Не участвует, но:

  • консультирует по необходимости учащихся
  • ненавязчиво контролирует
  • ориентирует в поле необходимой информации
  • консультирует по презентации результатов

Работают активно и самостоятельно:

  • по поиску, сбору и структурированию  необходимой информации
  • консультируются по необходимости
  • подготавливают презентацию результатов

4- презентация, самоанализ и самооценка результатов

Принимает итоговый отчет:

  • обобщает и резюмирует полученные результаты
  • подводит итоги обучения

Оценивает

  • глубина проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов

Демонстрируют:

  • понимание проблемы, цели и задачи
  • умение планировать и осуществлять работу
  • найденный способ решения проблемы

Осуществляют

  • рефлексию деятельности и результатов
  • взаимооценку деятельности и ее результативности

Перечень возможных «продуктов» проектной деятельности:

  • Видеофильм;
  • Видеоклип;
  • Электронная газета;
  • Электронный журнал;
  • Коллекция;
  • Дизайн - макет;
  • Мультимедийный продукт;
  • Пакет рекомендаций;
  • Письмо;
  • Публикация;
  • Путеводитель;
  • Рекламный проспект;
  • Серия иллюстраций;
  • Сказка;
  • Справочник;
  • Словарь;
  • Сравнительно-сопоставительный анализ;
  • Статья;
  • Сценарий;
  • Виртуальная экскурсия;
  • Сборник сочинений;
  • Дневник путешествий;
  • Главы из несуществующего учебника

Ученик научится:

-  обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, самостоятельно выбирать тему

проекта;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по составленному плану, использовать дополнительные источники информации;

- находить и использовать наиболее рациональные приемы работы;

- анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты и явления, делать выводы.

- использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта;

- учиться подтверждать аргументы фактами;

- представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;

- в ходе представления проекта и результатов исследования учиться давать оценку его результатам.

Ученик получит возможность научиться:

- анализировать и давать оценку проектам одноклассников.

Формы обучения:

  • фронтальная (коллективная);
  • групповая (в том числе и работа в парах);
  • индивидуальная;
  • дифференцированная.

Методы и приёмы обучения:

Традиционные

  • методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение, лекция, беседа);
  • метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала (работа с обобщающими схемами и таблицами, портретами и др.);
  • метод теоретического анализа (анализ и синтез, обобщения, сопоставление, теоретическое моделирование, сравнительно-исторический анализ и т.д.);
  • методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, пересказ, выразительное чтение, чтение наизусть);
  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, с разнообразными  словарями, дополнительной литературой);
  • методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (практикумы, самостоятельные работы);
  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверочные проверка домашних работ, программированный контроль).

Инновационные

  • ИКТ – технологии;
  • дифференцированное обучение;
  • игровые технологии;
  • технология «Творческих мастерских».

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения  для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер, Интернет – ресурсы, ЭОР(CD, DVD – диски).

Используемые формы и виды контроля

Формы контроля:

  • вводный;
  • текущий;
  • индивидуальный;
  • тематический;
  • итоговый;
  • административный.

Виды контроля:

  • устный опрос;
  • фронтальный опрос;
  • беседа;
  • пересказ (подробный, сжатый, выборочный);
  • выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям;
  • терминологический (литературоведческий) диктант;
  • проверочная, самостоятельная работа;
  • тестирование (в т. ч. компьютерное);
  • творческая работа (сочинение, отзыв, рецензия, аннотация);
  • нетрадиционные виды контроля (кроссворд, викторина, литературная газета, экскурсия и др.);
  • исследовательская, проектная работа;
  • презентация.

Содержание учебного предмета

Краткая характеристика содержания предмета

№ п./п.

Тема

Кол-во часов

1.

Введение. Образ мира в фольклоре и литературе. Мир человека и его изображение в фольклоре.

1

2.

Мир человека и его изображение в фольклоре

18

3.

Мой дом - мой мир

8

4.

Природа – мир, окружающий дом

30

5.

Дороги к счастью

19

6.

Мир – сообщество людей

29

Итого:

105

Содержание программы

Введение

Книга и её роль в духовной жизни человека. Урок открытия нового знания.

Мир человека и его изображение в фольклоре

Миф как исток фольклора. Представление о мифе. Представление о славянской мифологии. Духовный стих «Голубиная книга». Связь мифа и фольклора.

Обрядовая поэзия. Веснянка «Весна красна..». Свадебная величальная «Как в долу-то березонька белехонька стоит...». Обрядовые символы.

Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы и поговорки. Фольклор и литература.

Сказка как жанр фольклора. Сказки о животных: «Лиса и тетерев», «Швец», «Журавль и цапля», «Курочка». Волшебные сказки: «Иван Быкович», «Кощей Бессмертный», «Перышко Финиста ясна сокола». Бытовые сказки: «Мудрая дева», «Мена», «Мужик и заяц». Сказочные формулы. Устойчивые эпитеты. Метафора в сказке.

Мой дом — мой мир

Понятие литературного рода. Эпос. Лирика. Лирическое стихотворение. Рассказ как эпический жанр. Лирическое и эпическое изображение. Фольклорные образы в литературе. Образ дома и семьи в литературе.

А.С.Пушкин. «Зимний вечер», «Няне», А.П.Чехов «Гриша», Н.М.Рубцов «В горнице».

Природа — мир, окружающий дом

Мир природы  в эпических произведениях. Рассказ. Композиция и ее элементы. Способы создания образов персонажей. Образ автора-повествователя. Способы выражения авторского отношения к персонажам. Пейзаж и портрет в литературном произведении. Тематика, проблематика и идея произведения.

И.С.Тургенев «Бежин луг», М.М.Пришвин «Кладовая солнца», В.П.Астафьев «Васюткино озеро».

Мир природы в лирических произведениях. Тема и идея лирического произведения. Лирический пейзаж. Цветопись. Способы выражения авторского отношения в лирическом произведении.

Ф.И.Тютчев «Летний вечер», «Тихой ночью, поздним летом...», А.А.Фет «Летний вечер тих и ясен...», «Какая ночь! Как воздух чист...», С.А.Есенин «Прячет месяц за овинами...».

Человек и животные в литературных произведениях. Описание и его роль в эпическом произведении.

А.И.Куприн «Сапсан», Дж.Лондон «Бурый Волк».

Дороги, связующие мир человека и мир природы. Представление о жанре баллады. Представление о точках зрения в литературном произведении. Тропы. Авторская позиция.

И.В.Гёте «Лесной царь», А.С.Пушкин «Зимняя дорога», «Бесы», М.Ю.Лермонтов «Три пальмы».

Дороги к счастью

Литературная сказка. Композиция. Образ персонажа и способы его создания. Время и пространство в сказке. Фольклорная волшебная сказка и литературная волшебная сказка. Представление о литературной пародии.

Братья Гримм «Шиповничек», «Снегурочка», Ш.Перро «Спящая красавица», В.А.Жуковский «Спящая царевна», А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Х.К.Андерсен «Снежная королева», Л.Кэрролл «Алиса в Стране Чудес», Ю.К.Олеша «Три толстяка».

Мир — сообщество людей

Повествование в художественном произведении. Жанр басни. Диалог и монолог в художественном произведении. Юмор. Комическое в литературе.

М.Ю.Лермонтов «Бородино», Л.Н.Толстой «Кавказский пленник», И.А.Крылов «Волк и ягненок», «Квартет», Ф.Шиллер «Перчатка» (в переводах М.Ю.Лермонтова и В.А.Жуковского), А.П.Чехов «Толстый и тонкий», В.Г.Короленко «Мгновение», К.Г.Паустовский «Парусный мастер».

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета

Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Анализ текстов, дискуссия по поводу толкования фрагментов художественного произведения или текста целиком  помогают учащимся в формировании гражданственности и личных качеств. На уроках литературы учитель должен прибегать к определенным приемам, направленным на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог ученика с самим собой, помогающий развивать самосознание, самооценку, личностную позицию. К таким приемам относятся:

  • пятиминутки – прологи, где ученикам предлагается осмыслить афоризм или стихотворение великого человека, посвящённого проблеме, поднимаемой в изучаемом на данный момент произведении (материал предлагается как самим учителем, так и заранее подготовленными учениками);
  • проецирование моральных идей на собственную жизнь учащихся с учётом их возраста (предлагается поразмыслить над моральным выбором, принять решение и обосновать свою позицию);
  • использование нестандартных уроков (например, уроки-концерты, уроки-диспуты,  уроки-размышления или уроки-дискуссии по проблемам современной литературы);
  • сочинение, в разных жанрах которого (литературный портрет героя, сочинение-рецензия, сочинение-очерк, сочинение стихотворение, сочинение-дневник, сочинение-письмо от имени какого-либо героя)  ученики могут проявить свою индивидуальность, выразить точку зрения, позицию, которая может отличаться от общепринятой.

Преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, важно, чтобы ученики открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, научить встречать и преодолевать трудности, решать нравственные проблемы.

 

Межпредметные связи учебного предмета

Литература как предмет является  одним из ведущих предметов гуманитарного цикла общеобразовательной школы, которая связана с целым рядом других учебных дисциплин. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Процесс преподавания такого предмета связан с использованием большого объёма информационного материала, что создает много трудностей при отборе, структурировании различных источников. И потому задача словесника в современных условиях – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия. Выполнить данную задачу невозможно средствами лишь одного предмета. И ни для кого не секрет, что словесник на своих уроках разговаривает с учеником на языке не только литературы.

Традиционным является взаимодействие литературы с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой, театром, а для XX и XXI веков характерна связь с преимущественно новыми видами искусства:  кино, радио, телевидением. Взаимосвязь литературы с этими предметами и видами искусства не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.

В рамках данной программы будут использованы записи современного фольклора, кинофильмы, снятые по произведениям писателей или повествующие об их биографии, картины, музыкальные произведения, словари, необходимые для толкования слов.


Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Формы контроля

1.

Образ мира в фольклоре и литературе. Мир человека и его изображение в фольклоре.

Рассуждения. Ответы на вопросы

Мир человека и его изображение в фольклоре (18часов)

2.

Миф как исток фольклора

Рассуждения. Ответы на вопросы

3.

Обрядовая поэзия

Рассуждения

4.

Обрядовые песни

Выразительное чтение. Ответы на вопросы

5.

Малые жанры фольклора. Загадки

Рассуждения. Ответы на вопросы

6.

Пословицы и поговорки.

Рассуждения

7.

Метафора, сравнение. Считалка, дразнилка, ритм и рифма в загадках и пословицах.

Конспект статьи

8.

Урок-игра по темы «Малые жанры фольклора»

Работа с учебником и рабочей тетрадью. Выразительное чтение. Ответы на вопросы

9.

Сказка как жанр фольклора

Рассуждения

10.

Сказка, виды фольклорной сказки, сказочные формулы

Беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью. Ответы на вопросы

11.

Особенности сказок о животных. «Лиса и тетерев»

Выразительное чтение. Ответы на вопросы

12.

Волшебные сказки «Иван Быкович»

Выразительное чтение. Ответы на вопросы

13.

Волшебные сказки. «Иван Быкович»

Выразительное чтение. Работа с текстом

14.

Волшебные сказки. «Иван Быкович»

Ответы на вопросы

15.

Волшебные сказки. «Перышко Финиста ясна сокола»

Выразительное чтение. Ответы на вопросы

16.

Бытовые сказки

Выразительное чтение. Работа с текстом

17.

Сказка «Мудрая дева»

Самостоятельная работа. Выступления

18.

Защита художественного проекта «Загадки народов мира»

Рассуждения. Ответы на вопросы

19

Внеклассное чтение Русская народная сказка «Морозко"

Мой дом – мой мир (8 часов)

20.

Представление о литературных родах: эпос, лирика.

21.

Слово об А.С.Пушкине. Образы бури и дома в стихотворении  «Зимний вечер».

Выразительное чтение наизусть. Ответы на вопросы

22.

А.С.Пушкин.Стихотворение "Няне»Эпитет.

Выразительное чтение. Ответы на вопросы

23.

Слово об А.П.Чехове.Рассказ «Гриша".

Выразительное чтение

24

Фабула.Конфликт.Композиция.

25

Стихотворения Н.М. Рубцова «В горнице»,

26

Представление о стихах, прозе и ритме.

Ответы на вопросы

27.

Представление о рифме и строфе

Работа в тетради

Природа — мир, окружающий дом (30 час)

Раздел 1. Мир природы в эпических произведениях (12 часов)

28.

И.С.Тургенев.Рассказ  «Бежин луг»

Выразительное чтение, пересказ, аналитическая беседа

29.

Фольклорные мотивы в рассказе «Бежин луг»

Ответы на вопросы

30.

И.С.Тургенев «Бежин луг». Образы ребят и охотника .

Ответы на вопросы

31.

Смысл открытого финала рассказа «Бежин луг».

Ответы на вопросы

32.

 М.М.Пришвин «Кладовая солнца»Мир природы и человека в сказке-были

Выразительное чтение. Ответы на вопросы

33.

Образы Насти и Митраши в сказке-были «Кладовая солнца».

Ответы на вопросы

34.

Роль пейзажей и вставных эпизодов в «Кладовой солнца».

Рассуждения. Ответы на вопросы

35.

Пейзаж в литературном произведении

Выразительное чтение

36.

Природа как источник жизни человека и опасностей для него в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Пересказ.  

37.

Характер Васютки в рассказе В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Устное сочинение. Ответы на вопросы

38.

Внеклассное чтение К.Г.Паустовский "Теплый хлеб"

39

Портрет в литературном произведении

Раздел 2. Мир природы в лирических произведениях (6 часов)

40.

Представление о лирическом стихотворении и пейзажной лирике.

Выразительное чтение. Анализ текста

41.

Ф.И.Тютчев. «Летний вечер"

Выразительное чтение наизусть. Анализ текста

42.

Метафора.А.А.Фет.«Летний вечер тих и ясен…»

43.

Олицетворение.С.А.Есенин «Там,где капустные грядки»,Ф.Тютчев "Тихой ночью,поздним летом",А.Фет"Какая ночь!"

Выразительное чтение наизусть. Анализ текста.

44.

Представление о цветописи.С.Есенин "Прячет месяц за овинами".Тема и идея лирического стихотворения.

Проектная работа

45

Защита проекта «Мои стихи о природе» или фотоальбом  «Первый снег»

Раздел 3. Человек и животные в литературных произведениях (7 часов)

46.

А.И.Куприн «Сапсан».Особенности композиции рассказа.

Выразительное чтение. Ответы на вопросы

47.

А.И.Куприн «Сапсан». Образ Сапсана.

Ответы на вопросы

48.

Внеклассное чтение А.И. Куприн "Белый пудель"

49.

Дж.Лондон «Бурый волк». Особенности композиции рассказа.

Выразительное чтение. Ответы на вопросы

50.

Дж.Лондон «Бурый волк». Образ бурого волка.

Ответы на вопросы

51.

Сопоставление рассказов «Сапсан» и «Бурый волк»

Рассуждения. Ответы на вопросы

52

Защита художественного проекта "Научно-художественный журнал "В мире природы"

Раздел 4. Дороги, связующие мир человека и мир природы (5часов)

53.

Баллада

Выразительное чтение, сравнение с музыкальным произведением

54

И.В.Гете «Лесной царь»

55.

А.С.Пушкин «Зимняя дорога», «Бесы»

Выразительное чтение наизусть

56.

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

Выразительное чтение. Ответы на вопросы

57.

Защита проекта "Музыкально-литературная композиция "Человек и природа"

Дороги к счастью (19 час)

58.

Литературная сказка.Братья Гримм «Шиповничек».

Выразительное чтение. Ответы на вопросы

59.

Братья Гримм «Шиповничек»

Ответы на вопросы

60.

Ш.Перро «Спящая красавица»

Выразительное чтение. Ответы на вопросы

61.

В.А.Жуковский «Спящая царевна»

Выразительное чтение, обсуждение проблемных вопросов

62.

Братья Гримм «Снегурочка».

Выразительное чтение. Ответы на вопросы

63.

Сравнение образов мачехи и царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

Рассуждения. Ответы на вопросы

64.

Отзыв о мультфильме,кинофильме или спектакле

65.

Х.К.Андерсен «Снежная королева»Образы зла,зимы,холода,смерти

66.

Х.К.Андерсен «Снежная королева»Образы Снежной королевы,тролля и волшебного зеркала

67.

Х.К.Андерсен «Снежная королева».Кай,его характер и причины похищения

68.

Х.К.Андерсен «Снежная королева.Причины изменений в героях

69.

Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес» .Современное в сказке

70.

Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес».Образ Алисы и страны чудес

71.

Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес». Превращения и их секреты.

72.

Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес». Литературная пародия.

73.

Ю.К.Олеша «Три толстяка». Композиция и конфликт

74.

Ю.К.Олеша «Три толстяка». Тема свободы и человеческого достоинства в сказке.

75.

Ю.К.Олеша  «Три толстяка». Образы Трёх толстяков,Тутти

76.

Образы времени и пространства в сказке "Три толстяка".

                                                                          Мир — сообщество людей (29 часов)

Раздел 1. Тема защиты Родины (7 часов)

77.

Тема защиты Родины. М.Ю.Лермонтов «Бородино»

78.

Внеклассное чтение.Е.Шварц  «Два клёна».

79.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Кавказ: быт и обычаи горцев. Образ Дины

80.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

81.

Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

82.

Защита проекта "Выпуск журнала "Война и дети"

83.

Урок внеклассного чтения «К.Симонов “Сын артиллериста”».

Раздел 2. Отношения людей (11 часов)

84.

Басня.Аллегория.Персонажи басни.Мораль.

Чтение по ролям

85.

И.А.Крылов «Волк и ягненок»

86.

И.А.Крылов «Квартет»

Чтение по ролям

87.

Учимся писать басню

Проектная работа

88.

Ф.Шиллер «Перчатка» в переводах М.Ю.Лермонтова и В.А.Жуковского

Выразительное чтение

89.

Ф.Шиллер «Перчатка» в переводах М.Ю.Лермонтова и В.А.Жуковского

Сопоставление переводов

90.

А.П.Чехов «Толстый и тонкий»

Выразительное чтение. Пересказ. Ответы на вопросы

91.

А.П.Чехов «Толстый и тонкий»

Ответы на вопросы

92.

Внеклассное чтение. А.П.Чехов «Хамелеон»

Проектная работа

93.

Учимся писать юмористический рассказ

Проектная работа

94.

Урок внеклассного чтения «М.Твен “Приключение Тома Сойера”»

Просмотр  фрагментов фильма, беседа на основе читательских и зрительских впечатлений

Раздел 3. Идеалы и ценности (11 часов)

95.

В.Г.Короленко «Мгновение». История человеческой души

Выразительное чтение. Пересказ. Ответы на вопросы

96

В.Г.Короленко «Мгновение» Символическое значение образа моря

Пересказ. Ответы на вопросы

97.

Урок внеклассного чтения .В.Г.Короленко "Слепой музыкант"

98.

К.Г.Паустовский «Парусный мастер»

Работа с текстом. Творческая работа

99.

К.Г.Паустовский «Парусный мастер»

100.

Внеклассное чтение.

К.Г.Паустовский «Золотая роза»

Выразительное чтение .Пересказ. Ответы на вопросы

101

Читательская конференция «Советую прочитать»

Презентация прочитанных книг

102.

Итоговый урок. Рекомендации для чтения на лето


Поурочно-тематическое планирование

№ урока

               Дата

Тема урока

План

Факт

1.

04.09.2018

04.09.2018

Образ мира в фольклоре и литературе. Мир человека и его изображение в фольклоре.

2.

05.09.2018

05.09.2018

Миф как исток фольклора.

3.

06.09.2018

06.09.2018

Обрядовая поэзия.

4.

11.09.2018

11.09.2018

Обрядовые песни.

5.

12.09.2018

12.09.2018

Малые жанры фольклора. Загадки.

6.

13.09.2018

13.09.2018

Пословицы и поговорки.

7.

18.09.2018

18.09.2018

Метафора, сравнение. Считалка, дразнилка, ритм и рифма в загадках и пословицах.

8.

19.09.2018

19.09.2018

Урок-игра по теме «Малые жанры фольклора».

9.

20.09.2018

20.09.2018

Сказка как жанр фольклора.

10.

25.09.2018

25.09.2018

Сказка, виды фольклорной сказки, сказочные формулы.

11.

26.09.2018

26.09.2018

Особенности сказок о животных. «Лиса и тетерев».

12.

27.09.2018

27.09.2018

Волшебные сказки. «Иван Быкович».

13.

02.10.2018

02.10.2018

Волшебные сказки. «Иван Быкович».

14.

03.10.2018

03.10.2018

Волшебные сказки. «Иван Быкович».

15.

04.10.2018

04.10.2018

Волшебные сказки. «Перышко Финиста ясна сокола».

16.

09.10.2018

09.10.2018

Бытовые сказки.

17.

10.10.2018

10.10.2018

Сказка «Мудрая дева».

18.

11.10.2018

11.10.2018

Защита художественного проекта «Загадки народов мира».

19

16.10.2018

16.10.2018

Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Морозко".

20.

17.10.2018

17.10.2018

Представление о литературных родах: эпос, лирика.

21.

18.10.2018

18.10.2018

Слово об А.С.Пушкине. Образы бури и дома в стихотворении  «Зимний вечер».

22.

23.10.2018

23.10.2018

А.С.Пушкин. Стихотворение "Няне».Эпитет.

23.

24.10.2018

24.10.2018

Слово об А.П.Чехове. Рассказ «Гриша".

24

25.10.2018

25.10.2018

Фабула. Конфликт. Композиция.

25

Стихотворение Н.М. Рубцова «В горнице».

26

Представление о стихах, прозе и ритме.

27.

Представление о рифме и строфе.

28.

И.С.Тургенев. Рассказ  «Бежин луг».

29.

Фольклорные мотивы в рассказе «Бежин луг».

30.

И.С.Тургенев. «Бежин луг». Образы ребят и охотника.

31.

Смысл открытого финала рассказа «Бежин луг».

32.

 М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Мир природы и человека в сказке-были.

33.

Образы Насти и Митраши в сказке-были «Кладовая солнца».

34.

Роль пейзажей и вставных эпизодов в «Кладовой солнца».

35.

Пейзаж в литературном произведении.

36.

Природа как источник жизни человека и опасностей для него в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

37.

Характер Васютки в рассказе В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

38.

Внеклассное чтение. К.Г.Паустовский. "Теплый хлеб"

39

Портрет в литературном произведении.

40.

Представление о лирическом стихотворении и пейзажной лирике.

41.

Ф.И.Тютчев. «Летний вечер".

42.

Метафора. А.А.Фет. «Летний вечер тих и ясен…».

43.

Олицетворение. С.А.Есенин «Там, где капустные грядки», Ф.Тютчев "Тихой ночью, поздним летом", А.Фет"Какая ночь!"

44.

Представление о цветописи. С.Есенин. "Прячет месяц за овинами". Тема и идея лирического стихотворения.

45

Защита проекта. «Мои стихи о природе» или фотоальбом  «Первый снег».

46.

А.И.Куприн «Сапсан». Особенности композиции рассказа.

47.

А.И.Куприн «Сапсан». Образ Сапсана.

48.

Внеклассное чтение. А.И. Куприн. "Белый пудель".

49.

Дж.Лондон. «Бурый волк». Особенности композиции рассказа.

50.

Дж.Лондон. «Бурый волк». Образ бурого волка.

51.

Сопоставление рассказов «Сапсан» и «Бурый волк».

52

Защита художественного проекта. "Научно-художественный журнал "В мире природы".

53.

Баллада.

54

И.В.Гете. «Лесной царь».

55.

А.С.Пушкин. «Зимняя дорога», «Бесы».

56.

М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы».

57.

Защита проекта. "Музыкально-литературная композиция "Человек и природа".

58.

Литературная сказка. Братья Гримм. «Шиповничек».

59.

Братья Гримм. «Шиповничек»

60.

Ш.Перро. «Спящая красавица»

61.

В.А.Жуковский. «Спящая царевна».

62.

Братья Гримм. «Снегурочка».

63.

Сравнение образов мачехи и царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

64.

Отзыв о мультфильме, кинофильме или спектакле.

65.

Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Образы зла, зимы, холода, смерти.

66.

Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Образы Снежной королевы, тролля и волшебного зеркала.

67.

Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Кай, его характер и причины похищения.

68.

Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Причины изменений в героях.

69.

Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». Современное в сказке.

70.

Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». Образ Алисы и страны чудес.

71.

Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». Превращения и их секреты.

72.

Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». Литературная пародия.

73.

Ю.К.Олеша. «Три толстяка». Композиция и конфликт.

74.

Ю.К.Олеша. «Три толстяка». Тема свободы и человеческого достоинства в сказке.

75.

Ю.К.Олеша.  «Три толстяка». Образы Трёх толстяков, Тутти.

76.

Образы времени и пространства в сказке «Три толстяка».

77.

Внеклассное чтение. Е.Шварц.  «Два клёна».

78.

Тема защиты Родины. М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

79.

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Кавказ: быт и обычаи горцев. Образ Дины.

80.

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

81.

Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

82.

Защита проекта. "Выпуск журнала "Война и дети".

83.

Урок внеклассного чтения. «К.Симонов. “Сын артиллериста”».

84.

Басня. Аллегория. Персонажи басни. Мораль.

85.

И.А.Крылов. «Волк и ягненок».

86.

И.А.Крылов. «Квартет».

87.

Учимся писать басню.

88.

Ф.Шиллер. «Перчатка» в переводах М.Ю.Лермонтова и В.А.Жуковского.

89.

Ф.Шиллер. «Перчатка» в переводах М.Ю.Лермонтова и В.А.Жуковского.

90.

А.П.Чехов. «Толстый и тонкий».

91.

А.П.Чехов. «Толстый и тонкий».

92.

Внеклассное чтение. А.П.Чехов. «Хамелеон».

93.

Учимся писать юмористический рассказ.

94.

Урок внеклассного чтения. «М.Твен. “Приключение Тома Сойера”.

95.

В.Г.Короленко. «Мгновение». История человеческой души

96

В.Г.Короленко. «Мгновение». Символическое значение образа моря.

97

Урок внеклассного чтения. В.Г.Короленко. "Слепой музыкант".

98.

К.Г.Паустовский. «Парусный мастер».

99

К.Г.Паустовский. «Парусный мастер».

100.

Внеклассное чтение. К.Г.Паустовский. «Золотая роза».

101.

Читательская конференция. «Советую прочитать».  

102

Итоговый урок. Рекомендации для чтения на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...