Рабочая программа по литературе для 5 класса
учебно-методический материал по литературе (5 класс)
Рабочая программа по литературе для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 376 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 376
Одобрена на заседании МО учителей русского языка и литературы 28 августа 2018 года, протокол № 1 | Утверждена приказом ГБОУ средняя школа №376 Московского района Санкт-Петербурга от «28» августа 2018 г. № 47 |
Московского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
ДЛЯ 5 А КЛАССА
НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель Козлова И.Е.
|
Принята на педсовете ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга
28 августа 2018 года, протокол № 1
Пояснительная записка к рабочей программе
по литературе
Нормативные и правовые документы, на основе которых составлена программа:
Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена на основе следующих документов:
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- Приказ Министерства образование и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (редакция от 26.01.2016);
- Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.16 № 03-20-1587 / 16-06 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;
- Распоряжение Комитета по образованию N 810-р от 21 марта 2018 г. «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019 учебном году»;
- Учебный план ГБОУ средняя школа №376 на 2018-2019 учебный год;
- Программы общеобразовательных учреждений «Литература», рекомендованные Министерством образования РФ , 5-е издание - М.: «Просвещение», 2010 г.
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Количество учебных часов
В соответствии с Проектом Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2019 году», Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга N 810-р от 21 марта 2018 г. «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018 – 2019 учебном году», Приказом 260 от 31.05.2018 г.. по ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга «О календарном графике и режиме работы ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга в 2018-2019 учебном году», годовым учебным планом ГБОУ № 376 настоящая рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34 рабочих недель).
Общая характеристика УМК
Учебник входит в линию УМК по литературе издательства «Академия» для основной школы, созданную под редакцией доктора филологических наук, профессора СПбГУ И.Н.Сухих. Статьи, предшествующие произведениям, создают у учащихся установку на чтение, а теоретико-литературные статьи с примерами и заданиями нацеливают на анализ литературных произведений. Учебник оснащен словарем литературоведческих терминов и рубрикой «Советы», материалы которой дают импульс к творческой деятельности. Ученикам предлагается принять участие в художественных проектах, мотивирующих изучение литературы.
УМК по литературе для 5 класса включает:
- Литература: программа для 5-9 классов: основное общее образование / Т.В. Рыжкова, М.П. Воюшина, М.С. Костюхина и др.; под ред. И.Н. Сухих. М.: Издательский центр «Академия», 2009;
- Литература: учебник для 5 класса: основное общее образование: в 2 ч. / Т.В. Рыжкова, М.С. Костюхина, Г.Л. Вирина и др.; под ред. И.Н. Сухих. – 4-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2013;
- Тетрадь по литературе для 5 класса общеобразоват. учреждений: основное общее образование / Т.В. Рыжкова; под ред. И.Н. Сухих. М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Литература для учителя:
- Методические рекомендации и тематическое планирование по литературе для 5 класса: методическое пособие: основное общее образование / Т.В. Рыжкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010;
- Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006;
- Сборник упражнений «Литература 5 класс». Т.А. Калганова. М. «Просвещение» 2002. Тесты. «Литература 5-9 классы». Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. М., 2002;
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. М.: ВАКО, 2011;
- Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. М.: ВАКО, 2011;
- Литература. 5 класс : поурочные планы / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. Волгоград : Учитель, 2011;
- Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва: Дрофа, 2000;
- Бельская Л.Л. Литературные викторины. М.: Просвещение, 2005;
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. Москва: ВАКО, 2004;
- Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс / Н.В. Охременко, О.В.Федина. Москва: «Аквариум», 1997;
- Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Волгоград: Учитель, 2002;
- Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. М.: ВЛАДОС, 2006.
Интернет-ресурсы:
- Интернет-ресурс «Урок в формате А4»: http://www.a4format.ru/;
- Интернет-ресурс «Фестиваль педагогических идей» «Первое сентября»: http://1september.ru/;
- Электронная библиотека нехудожественной литературы: http://www.drevne.ru;
- Портал «Древнерусская литература»: http://www.gramma.ru;
- Каталог электронных энциклопедий: http://www.krugosvet.ru, http://www.Lib.ru;
- Сервер «Литература»: http://litera.edu.ru;
- Коллекция: русская и зарубежная литература для школы: http://www.litwomen.ru;
- Электронная библиотека литературных журналов России: http://www.russianplanet.ru;
- Сайт института русской литературы (Пушкинский дом): http://www.pushkinskijdom.ru;
- Русский фольклор в современных записях: http://folk.ru.
Электронные наглядные пособия:
- Библиотекарь. РУ: http://www.bibliotekar.ru/index.htm;
- Русская литература 18-20 вв.: http://www.a4format.ru/;
- Большая художественная галерея: http://gallerix.ru/.
Экранно-звуковые пособия:
- Русская классическая литература: http://ayguo.com/;
- Аудиохрестоматия: http://аудиохрестоматия.рф.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС общего образования
- Результаты освоения рабочей программы
Достижение поставленных целей предполагает включение учащихся в литературно-художественную и творческую деятельность, которая подразумевает приобретение ими новых предметных качеств:
- определять роль книги в жизни человека;
- владеть содержанием изучаемых произведений, понимать идею произведений;
- создавать письменные высказывания;
- формировать начальное представление о трех родах литературы, различать эпические, лирические и драматические произведения;
- объяснять отличие стихотворной речи от прозаической, иметь начальное представление о ритме, рифме, размере, интонационной паузе, тропах;
- давать характеристику героям, прослеживать изменения в поведении и характере героя; самостоятельно работать с текстом по составлению плана; определять роль природы в произведении, способы её изображения;
- понимать на практике композиционное построение произведения: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, толковать конфликт произведения путем выстраивания системы персонажей;
- находить выразительные средства и определять их роль;
- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные ценности;
- владеть теоретико-литературными понятиями: пейзаж, литературный герой, речевая характеристика героев, эпитет, сравнение, метафора, автобиографическое произведение, портрет, антитеза, аллегория, жанр, конфликт, юмор, ирония, комическое;
- определять фольклорные жанры;
- владеть информацией о некоторых фактах биографии А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, С.А.Есенина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого;
- иметь представление о своеобразии творчества М.М. Пришвина, В.П.Астафьева, А.П. Чехова, А.И. Куприна, В.А. Жуковского, Ю.К. Олеши, И.А. Крылова, В.Г. Короленко, К.Г. Паустовского.
Достижение поставленных целей также нацелено на достижение следующих личностных результатов:
- воспитать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развить эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческое воображение, читательскую культуру и понимание авторской позиции; формировать начальное представление о специфике литературы в ряду других искусств, потребность в самостоятельном чтении художественных произведений; развить устную и письменную речь учащихся;
- освоить тексты художественной произведений в единстве формы и содержания, основные историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия;
- овладеть умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявлять в произведениях конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний;
- формировать эстетический идеал, развивать эстетический вкус для верного и глубокого постижения прочитанного, содействовать появлению прочного, устойчивого интереса к книге;
- воспитать доброту, сердечность и сострадание как важнейшие качества развитой личности.
Метапредметные результаты обучения состоят в умении:
- искать и выделять необходимую информацию из учебника,
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
ставить вопросы и обращаться к учебной литературе; - составлять план, развивать логику, вычленять причинно-следственные связи;
- собирать и систематизировать материал, делать выводы;
- обоснованно отвечать на вопросы, формулировать и отстаивать свою точку зрения, строить монологические высказывания;
- работать в группе, участвовать в полемике, осваивать основы диалогового общения, слушать, возражать, осуществлять рефлексию;
- работать в рамках исследовательского проекта;
- Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результатов
Виды деятельности учащихся включают в себя:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
- Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности старшеклассника:
- анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
- целеполагания и планирования деятельности;
- самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта );
- презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;
- готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
- применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
- выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
- проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:
1 этап – погружение в проблему;
2 этап – организация деятельности
3 этап – осуществление деятельности
4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1- погружение в проблему | Формулирует:
| Осуществляют:
|
2 - организация деятельности | Предлагает:
| Осуществляют:
|
3- осуществление деятельности | Не участвует, но:
| Работают активно и самостоятельно:
|
4- презентация, самоанализ и самооценка результатов | Принимает итоговый отчет:
Оценивает
| Демонстрируют:
Осуществляют
|
Перечень возможных «продуктов» проектной деятельности:
- Видеофильм;
- Видеоклип;
- Электронная газета;
- Электронный журнал;
- Коллекция;
- Дизайн - макет;
- Мультимедийный продукт;
- Пакет рекомендаций;
- Письмо;
- Публикация;
- Путеводитель;
- Рекламный проспект;
- Серия иллюстраций;
- Сказка;
- Справочник;
- Словарь;
- Сравнительно-сопоставительный анализ;
- Статья;
- Сценарий;
- Виртуальная экскурсия;
- Сборник сочинений;
- Дневник путешествий;
- Главы из несуществующего учебника
Ученик научится:
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, самостоятельно выбирать тему
проекта;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по составленному плану, использовать дополнительные источники информации;
- находить и использовать наиболее рациональные приемы работы;
- анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты и явления, делать выводы.
- использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта;
- учиться подтверждать аргументы фактами;
- представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;
- в ходе представления проекта и результатов исследования учиться давать оценку его результатам.
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать и давать оценку проектам одноклассников.
Формы обучения:
- фронтальная (коллективная);
- групповая (в том числе и работа в парах);
- индивидуальная;
- дифференцированная.
Методы и приёмы обучения:
Традиционные
- методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение, лекция, беседа);
- метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала (работа с обобщающими схемами и таблицами, портретами и др.);
- метод теоретического анализа (анализ и синтез, обобщения, сопоставление, теоретическое моделирование, сравнительно-исторический анализ и т.д.);
- методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, пересказ, выразительное чтение, чтение наизусть);
- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, с разнообразными словарями, дополнительной литературой);
- методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (практикумы, самостоятельные работы);
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверочные проверка домашних работ, программированный контроль).
Инновационные
- ИКТ – технологии;
- дифференцированное обучение;
- игровые технологии;
- технология «Творческих мастерских».
Средства обучения:
- для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
- для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер, Интернет – ресурсы, ЭОР(CD, DVD – диски).
Используемые формы и виды контроля
Формы контроля:
- вводный;
- текущий;
- индивидуальный;
- тематический;
- итоговый;
- административный.
Виды контроля:
- устный опрос;
- фронтальный опрос;
- беседа;
- пересказ (подробный, сжатый, выборочный);
- выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям;
- терминологический (литературоведческий) диктант;
- проверочная, самостоятельная работа;
- тестирование (в т. ч. компьютерное);
- творческая работа (сочинение, отзыв, рецензия, аннотация);
- нетрадиционные виды контроля (кроссворд, викторина, литературная газета, экскурсия и др.);
- исследовательская, проектная работа;
- презентация.
Содержание учебного предмета
Краткая характеристика содержания предмета
№ п./п. | Тема | Кол-во часов |
1. | Введение. Образ мира в фольклоре и литературе. Мир человека и его изображение в фольклоре. | 1 |
2. | Мир человека и его изображение в фольклоре | 18 |
3. | Мой дом - мой мир | 8 |
4. | Природа – мир, окружающий дом | 30 |
5. | Дороги к счастью | 19 |
6. | Мир – сообщество людей | 29 |
Итого: | 105 |
Содержание программы
Введение
Книга и её роль в духовной жизни человека. Урок открытия нового знания.
Мир человека и его изображение в фольклоре
Миф как исток фольклора. Представление о мифе. Представление о славянской мифологии. Духовный стих «Голубиная книга». Связь мифа и фольклора.
Обрядовая поэзия. Веснянка «Весна красна..». Свадебная величальная «Как в долу-то березонька белехонька стоит...». Обрядовые символы.
Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы и поговорки. Фольклор и литература.
Сказка как жанр фольклора. Сказки о животных: «Лиса и тетерев», «Швец», «Журавль и цапля», «Курочка». Волшебные сказки: «Иван Быкович», «Кощей Бессмертный», «Перышко Финиста ясна сокола». Бытовые сказки: «Мудрая дева», «Мена», «Мужик и заяц». Сказочные формулы. Устойчивые эпитеты. Метафора в сказке.
Мой дом — мой мир
Понятие литературного рода. Эпос. Лирика. Лирическое стихотворение. Рассказ как эпический жанр. Лирическое и эпическое изображение. Фольклорные образы в литературе. Образ дома и семьи в литературе.
А.С.Пушкин. «Зимний вечер», «Няне», А.П.Чехов «Гриша», Н.М.Рубцов «В горнице».
Природа — мир, окружающий дом
Мир природы в эпических произведениях. Рассказ. Композиция и ее элементы. Способы создания образов персонажей. Образ автора-повествователя. Способы выражения авторского отношения к персонажам. Пейзаж и портрет в литературном произведении. Тематика, проблематика и идея произведения.
И.С.Тургенев «Бежин луг», М.М.Пришвин «Кладовая солнца», В.П.Астафьев «Васюткино озеро».
Мир природы в лирических произведениях. Тема и идея лирического произведения. Лирический пейзаж. Цветопись. Способы выражения авторского отношения в лирическом произведении.
Ф.И.Тютчев «Летний вечер», «Тихой ночью, поздним летом...», А.А.Фет «Летний вечер тих и ясен...», «Какая ночь! Как воздух чист...», С.А.Есенин «Прячет месяц за овинами...».
Человек и животные в литературных произведениях. Описание и его роль в эпическом произведении.
А.И.Куприн «Сапсан», Дж.Лондон «Бурый Волк».
Дороги, связующие мир человека и мир природы. Представление о жанре баллады. Представление о точках зрения в литературном произведении. Тропы. Авторская позиция.
И.В.Гёте «Лесной царь», А.С.Пушкин «Зимняя дорога», «Бесы», М.Ю.Лермонтов «Три пальмы».
Дороги к счастью
Литературная сказка. Композиция. Образ персонажа и способы его создания. Время и пространство в сказке. Фольклорная волшебная сказка и литературная волшебная сказка. Представление о литературной пародии.
Братья Гримм «Шиповничек», «Снегурочка», Ш.Перро «Спящая красавица», В.А.Жуковский «Спящая царевна», А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Х.К.Андерсен «Снежная королева», Л.Кэрролл «Алиса в Стране Чудес», Ю.К.Олеша «Три толстяка».
Мир — сообщество людей
Повествование в художественном произведении. Жанр басни. Диалог и монолог в художественном произведении. Юмор. Комическое в литературе.
М.Ю.Лермонтов «Бородино», Л.Н.Толстой «Кавказский пленник», И.А.Крылов «Волк и ягненок», «Квартет», Ф.Шиллер «Перчатка» (в переводах М.Ю.Лермонтова и В.А.Жуковского), А.П.Чехов «Толстый и тонкий», В.Г.Короленко «Мгновение», К.Г.Паустовский «Парусный мастер».
Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета
Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Анализ текстов, дискуссия по поводу толкования фрагментов художественного произведения или текста целиком помогают учащимся в формировании гражданственности и личных качеств. На уроках литературы учитель должен прибегать к определенным приемам, направленным на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог ученика с самим собой, помогающий развивать самосознание, самооценку, личностную позицию. К таким приемам относятся:
- пятиминутки – прологи, где ученикам предлагается осмыслить афоризм или стихотворение великого человека, посвящённого проблеме, поднимаемой в изучаемом на данный момент произведении (материал предлагается как самим учителем, так и заранее подготовленными учениками);
- проецирование моральных идей на собственную жизнь учащихся с учётом их возраста (предлагается поразмыслить над моральным выбором, принять решение и обосновать свою позицию);
- использование нестандартных уроков (например, уроки-концерты, уроки-диспуты, уроки-размышления или уроки-дискуссии по проблемам современной литературы);
- сочинение, в разных жанрах которого (литературный портрет героя, сочинение-рецензия, сочинение-очерк, сочинение стихотворение, сочинение-дневник, сочинение-письмо от имени какого-либо героя) ученики могут проявить свою индивидуальность, выразить точку зрения, позицию, которая может отличаться от общепринятой.
Преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, важно, чтобы ученики открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, научить встречать и преодолевать трудности, решать нравственные проблемы.
Межпредметные связи учебного предмета
Литература как предмет является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла общеобразовательной школы, которая связана с целым рядом других учебных дисциплин. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Процесс преподавания такого предмета связан с использованием большого объёма информационного материала, что создает много трудностей при отборе, структурировании различных источников. И потому задача словесника в современных условиях – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия. Выполнить данную задачу невозможно средствами лишь одного предмета. И ни для кого не секрет, что словесник на своих уроках разговаривает с учеником на языке не только литературы.
Традиционным является взаимодействие литературы с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой, театром, а для XX и XXI веков характерна связь с преимущественно новыми видами искусства: кино, радио, телевидением. Взаимосвязь литературы с этими предметами и видами искусства не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.
В рамках данной программы будут использованы записи современного фольклора, кинофильмы, снятые по произведениям писателей или повествующие об их биографии, картины, музыкальные произведения, словари, необходимые для толкования слов.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Формы контроля |
1. | Образ мира в фольклоре и литературе. Мир человека и его изображение в фольклоре. | Рассуждения. Ответы на вопросы |
Мир человека и его изображение в фольклоре (18часов) | ||
2. | Миф как исток фольклора | Рассуждения. Ответы на вопросы |
3. | Обрядовая поэзия | Рассуждения |
4. | Обрядовые песни | Выразительное чтение. Ответы на вопросы |
5. | Малые жанры фольклора. Загадки | Рассуждения. Ответы на вопросы |
6. | Пословицы и поговорки. | Рассуждения |
7. | Метафора, сравнение. Считалка, дразнилка, ритм и рифма в загадках и пословицах. | Конспект статьи |
8. | Урок-игра по темы «Малые жанры фольклора» | Работа с учебником и рабочей тетрадью. Выразительное чтение. Ответы на вопросы |
9. | Сказка как жанр фольклора | Рассуждения |
10. | Сказка, виды фольклорной сказки, сказочные формулы | Беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью. Ответы на вопросы |
11. | Особенности сказок о животных. «Лиса и тетерев» | Выразительное чтение. Ответы на вопросы |
12. | Волшебные сказки «Иван Быкович» | Выразительное чтение. Ответы на вопросы |
13. | Волшебные сказки. «Иван Быкович» | Выразительное чтение. Работа с текстом |
14. | Волшебные сказки. «Иван Быкович» | Ответы на вопросы |
15. | Волшебные сказки. «Перышко Финиста ясна сокола» | Выразительное чтение. Ответы на вопросы |
16. | Бытовые сказки | Выразительное чтение. Работа с текстом |
17. | Сказка «Мудрая дева» | Самостоятельная работа. Выступления |
18. | Защита художественного проекта «Загадки народов мира» | Рассуждения. Ответы на вопросы |
19 | Внеклассное чтение Русская народная сказка «Морозко" | |
Мой дом – мой мир (8 часов) | ||
20. | Представление о литературных родах: эпос, лирика. | |
21. | Слово об А.С.Пушкине. Образы бури и дома в стихотворении «Зимний вечер». | Выразительное чтение наизусть. Ответы на вопросы |
22. | А.С.Пушкин.Стихотворение "Няне»Эпитет. | Выразительное чтение. Ответы на вопросы |
23. | Слово об А.П.Чехове.Рассказ «Гриша". | Выразительное чтение |
24 | Фабула.Конфликт.Композиция. | |
25 | Стихотворения Н.М. Рубцова «В горнице», | |
26 | Представление о стихах, прозе и ритме. | Ответы на вопросы |
27. | Представление о рифме и строфе | Работа в тетради |
Природа — мир, окружающий дом (30 час) | ||
Раздел 1. Мир природы в эпических произведениях (12 часов) | ||
28. | И.С.Тургенев.Рассказ «Бежин луг» | Выразительное чтение, пересказ, аналитическая беседа |
29. | Фольклорные мотивы в рассказе «Бежин луг» | Ответы на вопросы |
30. | И.С.Тургенев «Бежин луг». Образы ребят и охотника . | Ответы на вопросы |
31. | Смысл открытого финала рассказа «Бежин луг». | Ответы на вопросы |
32. | М.М.Пришвин «Кладовая солнца»Мир природы и человека в сказке-были | Выразительное чтение. Ответы на вопросы |
33. | Образы Насти и Митраши в сказке-были «Кладовая солнца». | Ответы на вопросы |
34. | Роль пейзажей и вставных эпизодов в «Кладовой солнца». | Рассуждения. Ответы на вопросы |
35. | Пейзаж в литературном произведении | Выразительное чтение |
36. | Природа как источник жизни человека и опасностей для него в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | Пересказ. |
37. | Характер Васютки в рассказе В.П. Астафьева "Васюткино озеро" | Устное сочинение. Ответы на вопросы |
38. | Внеклассное чтение К.Г.Паустовский "Теплый хлеб" | |
39 | Портрет в литературном произведении | |
Раздел 2. Мир природы в лирических произведениях (6 часов) | ||
40. | Представление о лирическом стихотворении и пейзажной лирике. | Выразительное чтение. Анализ текста |
41. | Ф.И.Тютчев. «Летний вечер" | Выразительное чтение наизусть. Анализ текста |
42. | Метафора.А.А.Фет.«Летний вечер тих и ясен…» | |
43. | Олицетворение.С.А.Есенин «Там,где капустные грядки»,Ф.Тютчев "Тихой ночью,поздним летом",А.Фет"Какая ночь!" | Выразительное чтение наизусть. Анализ текста. |
44. | Представление о цветописи.С.Есенин "Прячет месяц за овинами".Тема и идея лирического стихотворения. | Проектная работа |
45 | Защита проекта «Мои стихи о природе» или фотоальбом «Первый снег» | |
Раздел 3. Человек и животные в литературных произведениях (7 часов) | ||
46. | А.И.Куприн «Сапсан».Особенности композиции рассказа. | Выразительное чтение. Ответы на вопросы |
47. | А.И.Куприн «Сапсан». Образ Сапсана. | Ответы на вопросы |
48. | Внеклассное чтение А.И. Куприн "Белый пудель" | |
49. | Дж.Лондон «Бурый волк». Особенности композиции рассказа. | Выразительное чтение. Ответы на вопросы |
50. | Дж.Лондон «Бурый волк». Образ бурого волка. | Ответы на вопросы |
51. | Сопоставление рассказов «Сапсан» и «Бурый волк» | Рассуждения. Ответы на вопросы |
52 | Защита художественного проекта "Научно-художественный журнал "В мире природы" | |
Раздел 4. Дороги, связующие мир человека и мир природы (5часов) | ||
53. | Баллада | Выразительное чтение, сравнение с музыкальным произведением |
54 | И.В.Гете «Лесной царь» | |
55. | А.С.Пушкин «Зимняя дорога», «Бесы» | Выразительное чтение наизусть |
56. | М.Ю.Лермонтов «Три пальмы» | Выразительное чтение. Ответы на вопросы |
57. | Защита проекта "Музыкально-литературная композиция "Человек и природа" | |
Дороги к счастью (19 час) | ||
58. | Литературная сказка.Братья Гримм «Шиповничек». | Выразительное чтение. Ответы на вопросы |
59. | Братья Гримм «Шиповничек» | Ответы на вопросы |
60. | Ш.Перро «Спящая красавица» | Выразительное чтение. Ответы на вопросы |
61. | В.А.Жуковский «Спящая царевна» | Выразительное чтение, обсуждение проблемных вопросов |
62. | Братья Гримм «Снегурочка». | Выразительное чтение. Ответы на вопросы |
63. | Сравнение образов мачехи и царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». | Рассуждения. Ответы на вопросы |
64. | Отзыв о мультфильме,кинофильме или спектакле | |
65. | Х.К.Андерсен «Снежная королева»Образы зла,зимы,холода,смерти | |
66. | Х.К.Андерсен «Снежная королева»Образы Снежной королевы,тролля и волшебного зеркала | |
67. | Х.К.Андерсен «Снежная королева».Кай,его характер и причины похищения | |
68. | Х.К.Андерсен «Снежная королева.Причины изменений в героях | |
69. | Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес» .Современное в сказке | |
70. | Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес».Образ Алисы и страны чудес | |
71. | Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес». Превращения и их секреты. | |
72. | Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес». Литературная пародия. | |
73. | Ю.К.Олеша «Три толстяка». Композиция и конфликт | |
74. | Ю.К.Олеша «Три толстяка». Тема свободы и человеческого достоинства в сказке. | |
75. | Ю.К.Олеша «Три толстяка». Образы Трёх толстяков,Тутти | |
76. | Образы времени и пространства в сказке "Три толстяка". | |
Мир — сообщество людей (29 часов) | ||
Раздел 1. Тема защиты Родины (7 часов) | ||
77. | Тема защиты Родины. М.Ю.Лермонтов «Бородино» | |
78. | Внеклассное чтение.Е.Шварц «Два клёна». | |
79. | Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Кавказ: быт и обычаи горцев. Образ Дины | |
80. | Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | |
81. | Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» | |
82. | Защита проекта "Выпуск журнала "Война и дети" | |
83. | Урок внеклассного чтения «К.Симонов “Сын артиллериста”». | |
Раздел 2. Отношения людей (11 часов) | ||
84. | Басня.Аллегория.Персонажи басни.Мораль. | Чтение по ролям |
85. | И.А.Крылов «Волк и ягненок» | |
86. | И.А.Крылов «Квартет» | Чтение по ролям |
87. | Учимся писать басню | Проектная работа |
88. | Ф.Шиллер «Перчатка» в переводах М.Ю.Лермонтова и В.А.Жуковского | Выразительное чтение |
89. | Ф.Шиллер «Перчатка» в переводах М.Ю.Лермонтова и В.А.Жуковского | Сопоставление переводов |
90. | А.П.Чехов «Толстый и тонкий» | Выразительное чтение. Пересказ. Ответы на вопросы |
91. | А.П.Чехов «Толстый и тонкий» | Ответы на вопросы |
92. | Внеклассное чтение. А.П.Чехов «Хамелеон» | Проектная работа |
93. | Учимся писать юмористический рассказ | Проектная работа |
94. | Урок внеклассного чтения «М.Твен “Приключение Тома Сойера”» | Просмотр фрагментов фильма, беседа на основе читательских и зрительских впечатлений |
Раздел 3. Идеалы и ценности (11 часов) | ||
95. | В.Г.Короленко «Мгновение». История человеческой души | Выразительное чтение. Пересказ. Ответы на вопросы |
96 | В.Г.Короленко «Мгновение» Символическое значение образа моря | Пересказ. Ответы на вопросы |
97. | Урок внеклассного чтения .В.Г.Короленко "Слепой музыкант" | |
98. | К.Г.Паустовский «Парусный мастер» | Работа с текстом. Творческая работа |
99. | К.Г.Паустовский «Парусный мастер» | |
100. | Внеклассное чтение. К.Г.Паустовский «Золотая роза» | Выразительное чтение .Пересказ. Ответы на вопросы |
101 | Читательская конференция «Советую прочитать» | Презентация прочитанных книг |
102. | Итоговый урок. Рекомендации для чтения на лето |
Поурочно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | |
План | Факт | ||
1. | 04.09.2018 | 04.09.2018 | Образ мира в фольклоре и литературе. Мир человека и его изображение в фольклоре. |
2. | 05.09.2018 | 05.09.2018 | Миф как исток фольклора. |
3. | 06.09.2018 | 06.09.2018 | Обрядовая поэзия. |
4. | 11.09.2018 | 11.09.2018 | Обрядовые песни. |
5. | 12.09.2018 | 12.09.2018 | Малые жанры фольклора. Загадки. |
6. | 13.09.2018 | 13.09.2018 | Пословицы и поговорки. |
7. | 18.09.2018 | 18.09.2018 | Метафора, сравнение. Считалка, дразнилка, ритм и рифма в загадках и пословицах. |
8. | 19.09.2018 | 19.09.2018 | Урок-игра по теме «Малые жанры фольклора». |
9. | 20.09.2018 | 20.09.2018 | Сказка как жанр фольклора. |
10. | 25.09.2018 | 25.09.2018 | Сказка, виды фольклорной сказки, сказочные формулы. |
11. | 26.09.2018 | 26.09.2018 | Особенности сказок о животных. «Лиса и тетерев». |
12. | 27.09.2018 | 27.09.2018 | Волшебные сказки. «Иван Быкович». |
13. | 02.10.2018 | 02.10.2018 | Волшебные сказки. «Иван Быкович». |
14. | 03.10.2018 | 03.10.2018 | Волшебные сказки. «Иван Быкович». |
15. | 04.10.2018 | 04.10.2018 | Волшебные сказки. «Перышко Финиста ясна сокола». |
16. | 09.10.2018 | 09.10.2018 | Бытовые сказки. |
17. | 10.10.2018 | 10.10.2018 | Сказка «Мудрая дева». |
18. | 11.10.2018 | 11.10.2018 | Защита художественного проекта «Загадки народов мира». |
19 | 16.10.2018 | 16.10.2018 | Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Морозко". |
20. | 17.10.2018 | 17.10.2018 | Представление о литературных родах: эпос, лирика. |
21. | 18.10.2018 | 18.10.2018 | Слово об А.С.Пушкине. Образы бури и дома в стихотворении «Зимний вечер». |
22. | 23.10.2018 | 23.10.2018 | А.С.Пушкин. Стихотворение "Няне».Эпитет. |
23. | 24.10.2018 | 24.10.2018 | Слово об А.П.Чехове. Рассказ «Гриша". |
24 | 25.10.2018 | 25.10.2018 | Фабула. Конфликт. Композиция. |
25 | Стихотворение Н.М. Рубцова «В горнице». | ||
26 | Представление о стихах, прозе и ритме. | ||
27. | Представление о рифме и строфе. | ||
28. | И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». | ||
29. | Фольклорные мотивы в рассказе «Бежин луг». | ||
30. | И.С.Тургенев. «Бежин луг». Образы ребят и охотника. | ||
31. | Смысл открытого финала рассказа «Бежин луг». | ||
32. | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Мир природы и человека в сказке-были. | ||
33. | Образы Насти и Митраши в сказке-были «Кладовая солнца». | ||
34. | Роль пейзажей и вставных эпизодов в «Кладовой солнца». | ||
35. | Пейзаж в литературном произведении. | ||
36. | Природа как источник жизни человека и опасностей для него в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | ||
37. | Характер Васютки в рассказе В.П. Астафьева "Васюткино озеро" | ||
38. | Внеклассное чтение. К.Г.Паустовский. "Теплый хлеб" | ||
39 | Портрет в литературном произведении. | ||
40. | Представление о лирическом стихотворении и пейзажной лирике. | ||
41. | Ф.И.Тютчев. «Летний вечер". | ||
42. | Метафора. А.А.Фет. «Летний вечер тих и ясен…». | ||
43. | Олицетворение. С.А.Есенин «Там, где капустные грядки», Ф.Тютчев "Тихой ночью, поздним летом", А.Фет"Какая ночь!" | ||
44. | Представление о цветописи. С.Есенин. "Прячет месяц за овинами". Тема и идея лирического стихотворения. | ||
45 | Защита проекта. «Мои стихи о природе» или фотоальбом «Первый снег». | ||
46. | А.И.Куприн «Сапсан». Особенности композиции рассказа. | ||
47. | А.И.Куприн «Сапсан». Образ Сапсана. | ||
48. | Внеклассное чтение. А.И. Куприн. "Белый пудель". | ||
49. | Дж.Лондон. «Бурый волк». Особенности композиции рассказа. | ||
50. | Дж.Лондон. «Бурый волк». Образ бурого волка. | ||
51. | Сопоставление рассказов «Сапсан» и «Бурый волк». | ||
52 | Защита художественного проекта. "Научно-художественный журнал "В мире природы". | ||
53. | Баллада. | ||
54 | И.В.Гете. «Лесной царь». | ||
55. | А.С.Пушкин. «Зимняя дорога», «Бесы». | ||
56. | М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». | ||
57. | Защита проекта. "Музыкально-литературная композиция "Человек и природа". | ||
58. | Литературная сказка. Братья Гримм. «Шиповничек». | ||
59. | Братья Гримм. «Шиповничек» | ||
60. | Ш.Перро. «Спящая красавица» | ||
61. | В.А.Жуковский. «Спящая царевна». | ||
62. | Братья Гримм. «Снегурочка». | ||
63. | Сравнение образов мачехи и царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». | ||
64. | Отзыв о мультфильме, кинофильме или спектакле. | ||
65. | Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Образы зла, зимы, холода, смерти. | ||
66. | Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Образы Снежной королевы, тролля и волшебного зеркала. | ||
67. | Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Кай, его характер и причины похищения. | ||
68. | Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Причины изменений в героях. | ||
69. | Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». Современное в сказке. | ||
70. | Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». Образ Алисы и страны чудес. | ||
71. | Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». Превращения и их секреты. | ||
72. | Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». Литературная пародия. | ||
73. | Ю.К.Олеша. «Три толстяка». Композиция и конфликт. | ||
74. | Ю.К.Олеша. «Три толстяка». Тема свободы и человеческого достоинства в сказке. | ||
75. | Ю.К.Олеша. «Три толстяка». Образы Трёх толстяков, Тутти. | ||
76. | Образы времени и пространства в сказке «Три толстяка». | ||
77. | Внеклассное чтение. Е.Шварц. «Два клёна». | ||
78. | Тема защиты Родины. М.Ю.Лермонтов. «Бородино». | ||
79. | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Кавказ: быт и обычаи горцев. Образ Дины. | ||
80. | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | ||
81. | Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». | ||
82. | Защита проекта. "Выпуск журнала "Война и дети". | ||
83. | Урок внеклассного чтения. «К.Симонов. “Сын артиллериста”». | ||
84. | Басня. Аллегория. Персонажи басни. Мораль. | ||
85. | И.А.Крылов. «Волк и ягненок». | ||
86. | И.А.Крылов. «Квартет». | ||
87. | Учимся писать басню. | ||
88. | Ф.Шиллер. «Перчатка» в переводах М.Ю.Лермонтова и В.А.Жуковского. | ||
89. | Ф.Шиллер. «Перчатка» в переводах М.Ю.Лермонтова и В.А.Жуковского. | ||
90. | А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». | ||
91. | А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». | ||
92. | Внеклассное чтение. А.П.Чехов. «Хамелеон». | ||
93. | Учимся писать юмористический рассказ. | ||
94. | Урок внеклассного чтения. «М.Твен. “Приключение Тома Сойера”. | ||
95. | В.Г.Короленко. «Мгновение». История человеческой души | ||
96 | В.Г.Короленко. «Мгновение». Символическое значение образа моря. | ||
97 | Урок внеклассного чтения. В.Г.Короленко. "Слепой музыкант". | ||
98. | К.Г.Паустовский. «Парусный мастер». | ||
99 | К.Г.Паустовский. «Парусный мастер». | ||
100. | Внеклассное чтение. К.Г.Паустовский. «Золотая роза». | ||
101. | Читательская конференция. «Советую прочитать». | ||
102 | Итоговый урок. Рекомендации для чтения на лето. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...