Рабочая программа по литературе для 8 класса
учебно-методическое пособие по литературе (8 класс)

Ольга Викторовна Бакай

Рабочая программа по литературе  для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_liter_8v_18-19.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 376

Одобрена

на заседании МО учителей

русского языка и литературы

28 августа 2018 года.

Протокол № 1

Утверждена

Приказом ГБОУ средняя школа №376 Московского района Санкт-Петербурга

от «28» августа 201 г. № 47

Московского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО литературе

ДЛЯ 8 «В» КЛАССА

НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель Бакай О.В.  

                 

Принята на педсовете ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга

28 августа 2018 года, протокол № 1

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и Требований к результатам  основного общего образования, представленных в ФГОС, и реализуется на базе программы доктора филологических наук, профессора И. Н. Сухих для 5 – 9 классов общеобразовательных школ. Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 376 на 2018 - 2019 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).

Данная программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 7 классе, рассчитана на обучающихся 8 класса и учитывает психолого – педагогические и возрастные особенности этой категории детей.

Учебно-методический комплекс, электронные и информационные ресурсы

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплекс:

  • Литература : программа для 5—9 классов : основное общее образование / [Т. В. Рыжкова, И. Н. Сухих, И. И. Гуйс и др.] ; под ред. И. Н. Сухих. — М. : Издательский центр «Академия», 2013.
  • Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях. ФГОС. [Т.В. Рыжкова, И.Н. Гуйс, Г.Л. Вирина]; под ред. И.Н. Сухих. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Пособия для учителя:

  • Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В., Зазнобина Т.И.и др. Книга для учителя: среднее (полное) общее образование. Методическое пособие.  8 класс. – М.: Издательский центр «Академия», 2014
  • Оглоблина Н. Н. Тесты по литературе. 5 – 11 классы. М., «АСТ», 2004.
  • Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим… 8 класс. Дидактические материалы по литературе. М., «Просвещение», 2006
  • М.Г.Белова. «Тематическое планирование уроков литературы в 8-9 кл. с тестовыми заданиями». СПб, 1998.
  • Карпов И. П., Старыгина Н. Н. Открытый урок по литературе: планы, конспекты, материалы. М., 2001.

Перечень  интернет – ресурсов

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  • Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/)
  • Федеральный центр электронных образовательных ресурсов (http://eor.edu.ru/)
  • Архив учебных программ и презентаций (http://www.rusedu.ru/)
  • Видеоуроки по школьным предметам  InternetUrok.ru (http://interneturok.ru/)
  • Вся школьная программа по литературе (www.lib.prosv.ru)
  • Новая литература. Литературно-художественный журнал (http://newlit.ru/)
  • BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки (http://bibliogid.ru/)  
  • Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала (http://litera.edu.ru)/
  • Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» (http://lit.1september.ru/)
  • Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия (http://www.foxdesign.ru/legend/)
  • Русская виртуальная библиотека (http://www.rvb.ru/)
  • Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»(http://www.feb-web.ru/)
  • «Литература на 5» (http://5litra.ru/)
  • Говорим и пишем правильно (http://pishu-pravilno.livejournal.com/)
  • Портал «Культура письменной речи» (http://www.gramma.ru/)
  • Свиток — История письменности на Руси (http://www.ivki.ru/svitok/)
  • Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам (http://rus.reshuege.ru/)
  • Цифровые архивы, электронные библиотеки и словари
  • Электронная библиотека РГБ (http://elibrary.rsl.ru/)
  • Портал «Архивы России» (http://www.rusarchives.ru/)
  • Русский Энциклопедический Биографический Словарь (http://www.rulex.ru/)
  • Энциклопедический словарь «Народы и религии мира» (http://www.cbook.ru/peoples/index)
  • Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» (http://www.megabook.ru)/
  • Нобелевские лауреаты: биографические статьи (http://n-t.ru/nl/)
  • Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники (http://www.rubricon.com/)
  • Русские словари. Служба русского языка (http://www.slovari.ru)
  • Словари и энциклопедии on-line на Академик.ру (http://dic.academic.ru/)
  • Словари русского языка на портале «Грамота.ру» (http://www.gramota.ru/slovari/)
  • Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля (http://vidahl.agava.ru)/
  • Русский Биографический Словарь (http://www.rulex.ru/)
  • InternetUrok.ru — видеоуроки по школьным предметам (http://interneturok.ru/)
  • Интернет-школа «Просвещение.ru» (http://www.internet-school.ru/)
  • Школьный университет (http://club.itdrom.com/)

Планируемые результаты освоения учебного предмета, виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

В результате изучения литературы учащиеся должны знать/ понимать:

•        природу словесного искусства; основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

•        содержание, ключевые проблемы, конфликт, композицию, образную систему изученных литературных произведений, связи литературных произведений с эпохой их написания, заложенные в них вневременные ценности, историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

•        основные факты жизни и творчества писателей-классиков, этапы их творческой

эволюции, особенности творчества;

•        основные теоретико-литературные понятия:

  • историко-литературный процесс, художественное время и пространство, литературные направления (классицизм, романтизм, реализм, модернизм), народность, историзм, психологизм, литературная критика;
  • литературные рода (эпос, лирика, драма), поэзия и проза;
  • жанры литературы: роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграм¬ма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма, фантастика;
  • темы (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.);
  • содержание и форма произведения, авторская позиция, автор-повествователь, сюжет, фабула, композиция, ста¬дии развития действия (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог), лирическое отступление, персонаж, характер, тип, лирический герой;
  • поэтика, художественные средства и приёмы (тропы и фигуры: сравнение, эпитет, оксюморон, метонимия, метафора, аллегория,  гипербола, литота, анафора, звукопись: аллитерация, ассонанс и др.);
  • основные стихотворные размеры и виды стиха (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, дольник;  вольный стих, белый стих, свободный стих; акцентный стих);
  • приемы создания художественного образа (портрет, авторская характеристика, характеристика другими действующими лицами, художественные детали и др.), речевая характеристика героя (диалог, монолог, внутренняя речь), трагическое и комическое, сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск;
  • стили речи (публицистический, научный, официально-деловой,  художественный, разговорный);

уметь:

Чтение и восприятие

•        читать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события);

•        читать произведения разных родов и жанров, научно-популярные, художественные тексты, тексты критического и литературоведческого содержания, современные научные исследования, мемуары, воспоминания писателей, современников, публицистические статьи СМИ, интернет - ресурсов;

Чтение, истолкование и оценка

•           анализировать и оценивать изученное произведение как художественное целое, осуществлять целостный и фрагментарный анализ, характеризовать проблематику, идейный смысл, систему образов, особенности композиции, взаимосвязь узловых эпизодов, средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика), род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи, авторское отношение к изображаемому;

•           формулировать собственное отношение к произведениям литературы, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;

•           применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, определять сходство и различие произведений разных писателей, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений;

Чтение и речевая деятельность

•           владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи, отвечать на вопросы кратко и развернуто с опорой на текст произведения, статью учебника, пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);

•           читать выразительно с остановками; выборочно, с комментарием и др.;

•           пересказывать подробно, кратко, выборочно, с комментированием историко-культурного характера, в том числе сюжета, фабулы, фрагмента текста и др.;

•           составлять планы, тезисы статей на литературную тему;

•           писать сочинения на литературную тему разных жанров в виде краткого ответа на проблемный вопрос, сочинения по теме, классные и домашние, отзывы, рецензии на художественные произведения, соблюдая временные рамки для написания текстов разных объемов, писать и защищать рефераты, исследовательские работы, защищать исследовательские проекты, составлять тезисы своей письменной работы, выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть.

Общими показателями учебных достижений учащихся в области литературного образования являются:

•        начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения);

•        глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);

•        уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);

•        качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

•        совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

•        умение работать индивидуально, в группе, полемизировать в духе толерантных межличностных отношений;

•        увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря, расширение круга используемых языковых и речевых средств.

•        умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

•        умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

•        умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

•        понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

•        понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

•        умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

•        определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

•        владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

•        приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

•        формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

•        собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

•        понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

•        восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

•        умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

•        написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

•        понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

•        понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности старшеклассника:

  • анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
  • целеполагания и планирования деятельности;
  • самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта );
  • презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;
  • готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  • поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
  • применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
  • выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
  • проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:

1 этап  - погружение в проблему;

2 этап - организация деятельности

3 этап -  осуществление деятельности

4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1- погружение в проблему

Формулирует:

  • проблему проекта
  • сюжетную ситуацию
  • цель и задачи

Осуществляют:

  • личностное присвоение проблемы
  • вживание в ситуацию
  • принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи

2 - организация деятельности

Предлагает:

  • спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»)
  • при организации групповой работы- распределить амплуа и обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.)
  • возможные формы представления результатов проекта

Осуществляют:

  • планирование работы
  • разбивку на группы и распределение ролей в группе
  • выбор формы и способа представления информации

3- осуществление деятельности

Не участвует, но:

  • консультирует по необходимости учащихся
  • ненавязчиво контролирует
  • ориентирует в поле необходимой информации
  • консультирует по презентации результатов

Работают активно и самостоятельно:

  • по поиску, сбору и структурированию  необходимой информации
  • консультируются по необходимости
  • подготавливают презентацию результатов

4- презентация, самоанализ и самооценка результатов

Принимает итоговый отчет:

  • обобщает и резюмирует полученные результаты
  • подводит итоги обучения

Оценивает

  • глубина проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов

Демонстрируют:

  • понимание проблемы, цели и задачи
  • умение планировать и осуществлять работу
  • найденный способ решения проблемы

Осуществляют

  • рефлексию деятельности и результатов
  • взаимооценку деятельности и ее результативности

Перечень возможных «продуктов» проектной деятельности:

  • Видеофильм;  
  • Видеоклип;
  • Электронная газета;
  • Электронный журнал;
  • Коллекция;
  • Дизайн - макет;
  • Мультимедийный продукт;
  • Пакет рекомендаций;
  • Письмо в ... ;
  • Публикация;
  • Путеводитель;
  • Рекламный проспект;
  • Серия иллюстраций;
  • Сказка;
  • Справочник;
  • Словарь;
  • Сравнительно-сопоставительный анализ;
  • Статья;
  • Сценарий;
  • Виртуальная экскурсия;
  • Сборник сочинений;
  • Дневник путешествий;
  • Главы из несуществующего учебника

Используемые формы и виды контроля

Формы контроля:

  • вводный;
  • текущий;
  • индивидуальный;
  • тематический;
  • итоговый;
  • административный.

Виды контроля:

  • устный опрос;
  • фронтальный опрос;
  • беседа;
  • пересказ (подробный, сжатый, выборочный);
  • выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям;
  • терминологический (литературоведческий) диктант;
  • проверочная, самостоятельная работа;
  • тестирование (в т. ч. компьютерное);
  • творческая работа (сочинение, отзыв, рецензия, аннотация);
  • нетрадиционные виды контроля (кроссворд, викторина, литературная газета, экскурсия и др.);
  • исследовательская, проектная работа;
  • презентация.

Содержание курса

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

1

Введение. Вечные темы в искусстве

1

2

О любви — в лирике

8

1

3

О любви — в эпосе

12

4

О любви — в драме

3

5

О Родине — в лирике

4

6

О Родине — в эпосе

5

7

О страшном и страхе

5

8

Об обманах и искушениях — в драме, лирике, эпосе

8+4+1

9

О нравственном выборе и милосердии как основных темах русской литературы

11

10

Внеклассное чтение

2

11

Обобщающее повторение

4

№ п/п

Название темы

Кол. часов

Основные вопросы

1.

Введение. Вечные темы в искусстве

1

Литературное произведение как художественное целое. Текст. Художественный мир. Интерпретация произведения. «Родовой древо» литературы.  Литературные рода: эпос, лирика, драма. Литературные жанры.

2.

О любви — в лирике

8

Лирика как литературный род, выражающий авторское переживание. Лирическое стихотворение как художественная форма,

позволяющая читателю открыть мир чувств и мыслей другого человека. Способы создания образов- переживаний в лирике и изменение с ходом времени художественных приемов для выражения чувств. Созвучие образов, созданных в разные эпохи, и их различия, характеризующие авторское понимание любви и идеалы каждой эпохи. Своеобразие авторского взгляда и формы

его выражения в произведениях, сходных по тематике. Любовная лирика эпохи Предвозрождения и Возрождения. Образ любви и возлюбленной в сонетах Данте, Петрарки, Шекспира и Пушкина.

Данте Алигьери. Сонет «Так благородна, так она чиста…». Ф. Петрарка. Сонет «Амур и я — мы оба каждый раз…». У. Шекспир. Сонет «Ее глаза на звезды не похожи…». А. С. Пушкин. «Мадона».  «Я вас любил…». «Сожженное письмо». «Я помню чудное мгновенье…» Н. А. Некрасов. «Горящие письма». М. Ю. Лермонтов. «Я не унижусь пред тобою». А. А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе…»

3.

О любви — в эпосе

12

Истории любви и отражение в них реальной действительности. Специфика эпоса как рода литературы. Жанр повести. Возможности эпических жанров в раскрытии темы любви и проблем окружающего мира. Автор и его герои в эпическом произведении, способы выражения авторского отношения и авторской позиции. Любовь как высший дар человеку — и человек, проявляющий свою истинную сущность в любви. Частная жизнь человека и исторические процессы, вторгающиеся в жизнь людей. Конфликт социального и личного. Вечное стремление человека к любви, счастью, взаимопониманию. Экстремальные ситуации, проверяющие человека на человечность. 

Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских», А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Н. В. Гоголь «Шинель». И. С. Тургенев «Ася». И. А. Бунин «Темные аллеи», «Холодная осень».

Культурное пространство. Петербург Достоевского.

4.

 О любви — в драме

3

Традиции драматического рода и раскрытие темы любви в драме. Любовь и внутренние возможности самого человека. Выбор жанра, конфликт и его развязка как выражение

авторской позиции в драме.

А. Н. Островский «Снегурочка».

5.

О Родине — в лирике

4

Тема Родины как вечная тема в искусстве. Образы- символы Родины. Своеобразие отношения к Родине русских поэтов: М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, И. А. Бродского. Р.Г. Гамзатов, К.Ш.Кулиев.

М. Ю. Лермонтов «Родина». Ф. И. Тютчев «Эти бедные селенья…». А. А. Блок «Россия». С. А. Есенин «Русь». И. А. Бродский «Стансы городу». А. А. Ахматова «Мужество». Р.Г. Гамзатов "Мой Дагестан". К.Ш.Кулиев  "Стихи о Родине"

6.

О Родине — в эпосе

5

Идеи Просвещения.

Россия в XVIII веке. Россия в начале ХХ века. Православные праздники и обряды. Россия в эпоху «оттепели». О героических защитниках Родины.

А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» И. С. Шмелев «Лето Господне». А. И. Солженицын «Матренин двор».

7.

О страшном и страхе

5

Страх и страшное в жизни человека. Силы, влияющие на жизнь человека. Отражение мистических, иррациональных представлений о мироустройстве в литературе. Романтические традиции изображения страшного. Романтическое двоемирие. О страшном в лиро-эпических произведениях. О страшном и страхе — в эпических произведениях. 

В. А. Жуковский «Светлана». А. С. Пушкин «Жених», «Гробовщик». Э. По «Падение дома Ашеров»

8.

Об обманах и искушениях — в драме, лирике, эпосе

8+4+1

Человеческая природа, сущность человека как объекты внимания литературы в разные эпохи. Этические проблемы и варианты их решения в разные эпохи. Драматическое искусство и его возможности в осмеянии человеческих пороков. Юмор и сатира в искусстве. Мещанство как образ мыслей и чувств и его общечеловеческая природа. Вопрос о духовном развитии человека.

Ж. Б. Мольер «Тартюф». А. С. Пушкин «Пиковая дама». Н. В. Гоголь. «Ревизор», «Портрет». А. А. Блок. «Фабрика», «Ты смотришь в очи ясным зорям…»

9.

О нравственном выборе и милосердии как основных темах русской литературы

11

Жизненная позиция человека, условия ее формирования. Влияние жизненной позиции, системы нравственных ценностей на судьбу человека. Решение проблемы свободы человека в выборе жизненного пути и проблемы цены свободы в литературе разных исторических эпох. Ответственность человека за свою жизнь и жизнь других людей.

М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Н. С. Гумилев. «Старый конквистадор».  Ф.М. Достоевский "Мальчик у Христа на ёлке". А. П. Чехов «Пари». М. А. Булгаков «Собачье сердце», «Кабала святош». Антуан де Сент-Экзюпери  "Маленький принц".

10.

Внеклассное чтение

2

11.

Обобщающее повторение

4

Всего

68

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета

Содержание данной программы направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению литературе:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к литературе как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русской и мировой литературе;
  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
  • воспитание культуры речи учащихся.


Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Практика

Контроль

Введение. Вечные темы в искусстве (1 час)

1

Вводный урок. Вечные темы в искусстве

О любви — в лирике (8 часов)

2

 Данте Алигьери "Новая жизнь"  Фрагмент гл.ХХVI

3

Ф.Петрарка Сонет 160. У.Шекспир. Сонет 130

4

А.С.Пушкин "Мадонна", "Я вас любил"

Чтение наизусть

5

М.Ю.Лермонтов  "Я не унижусь пред тобой"

6

А.С. Пушкин "Сожженное письмо".  Н.А.Некрасов  "Горящие письма"

7

А.С.Пушкин "Я помню чудное мгновение"

8

А.А. Блок "О доблестях, о подвигах, о славе.."

9

 В Скотт "Клятва Норы". Диагностическая работа.

Диагностическая работа

О любви — в эпосе (12 часов)

10

А.С.Пушкин "Капитанская дочка"

11

А.С.Пушкин "Капитанская дочка"  Проблема нравственного выбора в романе. Гл  I-V

12

А.С.Пкшкин "Капитанская дочка". Изображение народной войны и ее вождяю гл.VI-IX

Защита проектов

13

А.С.Пушкин "Капитанская дочка" Тема чести и бесчестия. Гринев и Швабрин. Гл.Х-ХIV

Сочинение

14

Ф.М.Достоевский "Униженные и оскорбленные" Сопоставление героев романа Достоевского с героями Пушкина и Гоголя.

15

Ф.М.Достоевский "Униженные и оскорбленные". Основные образы в романе

16

Ф.М. Достоевский "Униженные и оскорбленные". Петербург Достоевского. Заочная экскурсия по городу

Заочная экскурсия

17

И.С. Тургенев  "Ася"

18

И.С. Тургенев  "Ася"

19

И.С. Тургенев  "Ася"

20

И.А.Бунин  Рассказ "Темные аллеи". Фабула и сюжет в рассказах Бунина.

21

И.А.Бунин  Рассказ "Холодная осень" Фабула и сюжет в рассказах Бунина.

Конспект

О любви — в драме (3 часа)

22

А.Н. Островский "Снегурочка"

23

А.Н. Островский "Снегурочка" Образы героев пьесы и их особенности

24

Р.Р. Сочинение "Все живое должно любить". Уроки Островского. "Что может рассказать о человеке история его любви?"

Сочинение

Сочинение

О Родине — в лирике (4 часа)

25

Тема Родины как вечная тема в искусстве. О Родине — в лирике. М.Ю. Лермонтов "Родина". Ф.И. Тютчев "Эти бедные селения"

26

А.А. Блок "Россия". С.А.Есенин "Русь".  

27

 И.А.Бродский "Стансы городу". А.А. Ахматова "Мужество".

Чтение наизусть

28

Р.Г. Гамзатов "Мой Дагестан", К.Ш.Кулиев", "Стихи о Родине"

О Родине — в эпосе (5 часов)

29

А.Н.Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву" Обзорное изучение

30

А.Н.Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву" Обзорное изучение

31

И.С.Шмелев "Лето Господне" Обзорное изучение

32

А.И. Солженицын "Матрёнин двор"

33

А.И. Солженицын "Матрёнин двор"

О страшном и страхе (5 часов)

34

В.А. Жуковский баллада "Светлана"

35

А.С.Пушкин  "Гробовщик"

Анализ эпизода

36

А.С.Пушкин "Гробовщик"

37

Э.А. По  "Падение дома Ашеров"

38

Э.А. По  "Падение дома Ашеров"

Об обманах и искушениях — в драме, в эпосе, в лирике (8 часов + 4 часа + 1 час)

39

Ж.Б. Мольер "Тартюф"  Проблематика комедии

40

Ж.Б. Мольер "Тартюф"  

Чтение по ролям

41

Ж.Б.Мольер "Тартюф"

42

Н.В.Гоголь "Ревизор". Гоголь-писатель - сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии

43

Н.В.Гоголь "Ревизор". Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии

Цитатные характеристики героев

44

Н.В.Гоголь "Ревизор". Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии

Чтение по ролям

45

Н.В.Гоголь "Ревизор" Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова

Чтение по ролям

46

Н.В. Гоголь "Ревизор" Финал комедии, его идейно-композиционное значение

Сочинение

47

А.С. Пушкин "Пиковая дама"

48

А.С. Пушкин "Пиковая дама"

49

Н.В. Гоголь "Портрет"

50

Н.В.Гоголь "Портрет"

51

А.А. Блок  "Фабрика", "Ты смотришь в очи ясным зорям…"

О нравственном выборе и милосердии как основных темах русской литературы (11 часов)

52

М.А. Булгаков "Кабала святош"

53

М.А. Булгаков "Кабала святош"

54

М.Ю. Лермонтов "Мцыри"

55

М.Ю.Лермонтов "Мцыри"

56

М.Ю. Лермонтов "Мцыри"

Чтение наизусть

57

Н.С. Гумилев "Старый конквистадор"

58

Ф.М. Достоевский "Мальчик у Христа на ёлке"

59

А.П.Чехов "Пари"

60

М.А. Булгаков "Собачье сердце" Фантастика и реальность в повести

61

М.А.Булгаков  "Собачье сердце"  

62

Антуан де Сент-Экзюпери  "Маленький принц"

Внеклассное чтение (2 часа)

63

Внеклассное чтение.

Я хочу рекомендовать…

64

Внеклассное чтение.

Я хочу рекомендовать…

Обобщающее повторение (4 часа)

65

Обобщающее повторение. Вечные темы в искусстве

66

Обобщающее повторение. Вечные темы в искусстве

67

Обобщающее повторение.

О нравственном выборе и милосердии как основных темах русской литературы

68

Итоговый урок. Список литературы на лето.


Поурочно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

План

Факт

1.

Вводный урок. Вечные темы в искусстве

2.

 О любви — в лирике. Данте Алигьери "Новая жизнь".  Фрагмент гл. ХХVI

3.

Ф. Петрарка Сонет 160. У. Шекспир. Сонет 130

4.

А.С. Пушкин "Мадонна", "Я вас любил"

5.

М.Ю. Лермонтов  "Я не унижусь пред тобой"

6.

А.С. Пушкин "Сожженное письмо".  Н.А. Некрасов  "Горящие письма"

7.

А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновение"

8.

А.А. Блок "О доблестях, о подвигах, о славе."

9.

 В Скотт "Клятва Норы". Диагностическая работа.

10.

О любви — в эпосе. А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

11.

А.С. Пушкин "Капитанская дочка" Проблема нравственного выбора в романе. Гл. I-V

12

А.С. Пушкин "Капитанская дочка". Изображение народной войны и ее вождя гл.VI-IX

13

А.С. Пушкин "Капитанская дочка" Тема чести и бесчестия. Гринев м Швабрин. Гл. Х-ХIV

14

Ф.М. Достоевский "Униженные и оскорбленные" Сопоставление героев романа Достоевского с героями Пушкина и Гоголя.

15

Ф.М. Достоевский "Униженные и оскорбленные" . Основные образы в романе

16

Ф.М. Достоевский "Униженные и оскорбленные". Петербург Достоевского. Заочная экскурсия по городу

17.

И.С. Тургенев "Ася"

18.

И.С. Тургенев "Ася"

19.

И.С. Тургенев "Ася"

20

И.А. Бунин Рассказ "Темные аллеи". Фабула и сюжет в рассказах Бунина.

21

И.А. Бунин Рассказ "Холодная осень" Фабула и сюжет в рассказах Бунина.

22

О любви — в драме. А.Н. Островский "Снегурочка"

23

А.Н. Островский "Снегурочка" Образы героев пьесы и их особенности

24

Р.Р. Сочинение "Все живое должно любить". Уроки Островского. "Что может рассказать о человеке история его любви?"

25

Тема Родины как вечная тема в искусстве. О Родине — в лирике. М.Ю. Лермонтов "Родина". Ф.И. Тютчев "Эти бедные селения"

26

А.А. Блок "Россия". С.А. Есенин "Русь"  

27

 И.А. Бродский "Стансы городу". А.А. Ахматова "Мужество".

28

Р.Г. Гамзатов "Мой Дагестан", К.Ш. Кулиев"Стихи о Родине"

29

О Родине — в эпосе. А.Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву" Обзорное изучение

30

А.Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву" Обзорное изучение

31

И.С. Шмелев "Лето Господне" Обзорное изучение

32

А.И. Солженицын "Матрёнин двор"

33

А.И. Солженицын "Матрёнин двор"

34

О страшном и страхе. В.А. Жуковский баллада "Светлана"

35

А.С. Пушкин  "Гробовщик"

36

А.С. Пушкин "Гробовщик"

37

Э.А. По  "Падение дома Ашеров"

38

Э.А. По  "Падение дома Ашеров"

39

Об обманах и искушениях — в драме. Ж.Б. Мольер "Тартюф"  Проблематика комедии

40

Ж.Б. Мольер "Тартюф"  

41

Ж.Б. Мольер "Тартюф"

42

Н.В. Гоголь "Ревизор". Гоголь-писатель-  сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии

43

Н.В. Гоголь  "Ревизор". Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии

44

Н.В. Гоголь  "Ревизор". Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии

45

Н.В.Гоголь "Ревизор". Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова

46

Н.В. Гоголь "Ревизор" Финал комедии, его идейно-композиционное значение

47

Об обманах и искушениях — в эпосе. А.С. Пушкин "Пиковая дама"

48

А.С. Пушкин "Пиковая дама"

49

Н.В. Гоголь "Портрет"

50

Н.В. Гоголь "Портрет"

51

Об обманах и искушениях — в лирике. А.А. Блок  "Фабрика", "Ты смотришь в очи ясным зорям…"

52

О нравственном выборе и милосердии как основных темах русской литературы. М.А. Булгаков "Кабала святош"

53

М.А. Булгаков "Кабала святош"

54

М.Ю. Лермонтов "Мцыри"

55

М.Ю. Лермонтов "Мцыри"

56

М.Ю. Лермонтов "Мцыри"

57

Н.С. Гумилев "Старый конквистадор"

58

Ф.М. Достоевский "Мальчик у Христа на ёлке"

59

А.П. Чехов "Пари"

60

М.А. Булгаков " Собачье сердце" Фантастика и реальность в повести

61

М.А. Булгаков "Собачье сердце"  

62

Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

63

Внеклассное чтение. Я хочу рекомендовать…

64

Внеклассное чтение. Я хочу рекомендовать…

65

Обобщающее повторение. Вечные темы в искусстве

66

Обобщающее повторение. Вечные темы в искусстве

67

Обобщающее повторение. О нравственном выборе и милосердии как основных темах русской литературы

68

Итоговый урок. Список литературы на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...