Научно-методическая разработка "Как сделать уроки литературы интересными и захватывающими?"
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Наварова Марина Александровна

В этой разработке обобщён теоретический и практический опыт моей работы с ориентацией на современный урок литературы. 

Разработка поможет учителю повысить эффективность уроков литературы, уровень  мотивации учащихся, а также сломать стереотипы в обучении!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-metodicheskaya_razrabotka.docx218.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Научно-методическая разработка на тему

             «КАК СДЕЛАТЬ  УРОКИ  ЛИТЕРАТУРЫ  ИНТЕРЕСНЫМИ И            ЗАХВАТЫВАЮЩИМИ?»

Главное условие успешного обучения сегодня – способность учителя постоянно     совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. Анжелика Доржу

Не секрет, что большинство современных школьников не хотят читать. К первой причине следует отнести качественное ускорение темпа жизни. Интернет придал темпу жизни невиданное ускорение. Современный школьник ведёт себя также, он уже привык всё выполнять моментально. К примеру, чтобы решить ту или иную проблему, ему достаточно ввести ключевое слово в поисковике. Находить нужную книгу в библиотеке нет необходимости, когда под рукой интернет. 

А сложно ли школьнику написать сочинение? Нисколько. Для этого нужны совсем иные качества: уметь найти необходимую информацию, скачать её и отформатировать. Я соглашусь, что эти условия могут убить привычку мыслить самостоятельно и умение рассуждать о прочитанном. Но как быть детям?

Вторая причина – большая нагрузка для учеников. В день у ребят по 7-8 уроков вместе с факультативами. Можно представить, сколько времени тратят добросовестные ученики на выполнение домашнего задания! Конечно, не все способны выдержать такую напряжённую школьную жизнь. Такая перегрузка может привести к эмоциональным проблемам, хронической усталости и сложностям в школе. 

Серьёзные проблемы нельзя обходить, их надо решать. Правильно организовывать свой рабочий день. Обязательно отдыхать! Чередовать умственную деятельность с физической, творческой. 

Очень часто умственная лень начинается с неумения учиться. Уметь учиться – это не значит только уметь писать, считать, читать. Уметь учиться – это уметь распределять свое время, выделять учебную задачу, владеть своим вниманием. Не умея учиться, ученик плохо усваивает материал, медленно продвигается в обучении. 

Третья причина – дети склонны копировать поведение, прежде всего, своих родителей. Всё – из семьи, а значит, следует обратиться к вопросам воспитания. 

Ребенок читает только тогда, когда читают его родители. В семье должна популяризироваться любовь к книге, обсуждаться прочитанная литература. Очень важно, чтобы дома была разноплановая библиотека. Но не стоит предлагать ребенку для чтения все подряд. Книга должна соответствовать возрасту, интересам. Если вокруг чтения будет создана правильная атмосфера, ребенка не нужно будет заставлять осваивать художественные произведения, он потянется к ним сам.

Следовательно, главная идея школьного курса литературы должна измениться: школьники должны полюбить чтение, научиться наслаждаться этим процессом, получать от него такое же удовольствие, как от просмотра кинофильмов, прослушивания любимой музыки и прочих приятных и любимых ими занятий. Но это невозможно при существующей программе с ее ориентацией только на чтение русской классики. Несмотря на то что русская классика многим детям и взрослым кажется вечной, то есть сакральной, нестареющей, не теряющей актуальности, для современного юного читателя язык этих произведений зачастую уже малопонятен, кажется архаичным. Дети хотят читать про своих современников, им интересна современная жизнь. 

Как же пробудить интерес детей к чтению, к русской классике? Конечно, с помощью уроков литературы, которые могут быть интересными и захватывающими даже для современного школьника. Что для этого надо? В общем-то, немного.

Во-первых, продумать ДРАМАТУРГИЮ урока.

1)пробудить интерес в начале урока;

2) создать конфликт, поставив проблемный вопрос;

3)развить конфликт, привлекая разные формы и методы;

4)разрешить конфликт- ответить на вопрос в конце урока (ответ может быть окончательным или промежуточным).

Приведу в качестве примера фрагмент из  своего урока литературы в 5 классе по «Сказке о попе и его работнике Балде» А. С. Пушкина на тему «Справедлив ли Балда?»

Ход урока.

  1. Слово учителя

- Прошу всех встать! Суд идёт. Прошу садиться.Как вы поняли, мы находимся в зале судебного заседания. Следовательно, наш урок необычный. Урок –суд.

Открывается заседание суда по рассмотрению дела сказочного персонажа, который обвиняется в нанесении вреда жизни и здоровью другого персонажа.

  1. Целеполагание

В суд представлены видеоматериалы.Посмотрим материалы обвинения- видеофрагмент и постараемся определить тему урока.

Просмотр видеофрагмента.

-Кто сформулирует тему урока? Тогда ответим на вопросы по видеофрагменту:

Кого будем судить? (Балду)

Какие основания для обвинения?

  1. лишение языка со второго щелчка
  2.  лишение ума с третьего щелчка
  3.  унижение человеческого достоинства

Но у такого поступка Балды, вероятно, были свои основания. Какие? (Хотел наказать попа за жадность «не гонялся бы ты поп за дешевизной»).

  Какой проблемный вопрос возник? ( Прав или неправ Балда?)

Что делает Балда в этом фрагменте?(наказывает попа)Следовательно, какой синоним мы подберём к слову прав с точки зрения правосудия? (Справедлив). Справедлив ли Балда?

А что значит справедливый?(достоверный, праведный, законный)

Итак, « Справедлив ли Балда?» - вот тема  урока-суда.

Какова тогда цель урока-суда? ( вынести приговор:  путём собирания улик составить заключение о справедливости или несправедливости Балды).

Или же, начало урока «Изобразительно-выразительные средства. Тропы.

Учитель

Дивно устроен наш свет! Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой, имеет рот величиной с арку Генерального штаба, но, увы! Должен довольствоваться каким - нибудь блюдом из картофеля.

- Выделите ключевые слова в данном отрывке (повар, рот, блюдо).

Определите по этим словам, где будет проходить наш урок.

Чтобы более точно подобрать место (слово) прослушайте информацию о его происхождении.

До второй половины 18 века этих заведений не было. Только в 1765 году некий Буланже, хозяин парижского трактира, вывесил на дверях своего, только что открытого заведения призывную надпись ««Придите ко мне все страждущие желудком, и я вас восстановлю». Скоро это место стало очень модным. Завсегдатаи говорили «Завтра снова встретимся в восстанавливающем!».

Что же это за заведение? Уточним.

Правильно, это слово французского происхождения: ресторан- означает кормить, крепить, восстанавливать.

А я приглашаю вас в наш ресторан. Я, Марина Александровна, сегодня ваш шеф – повар.

Примеры вопросов, запускающих процесс мышления: «Татьяна любит Онегина или испытывает

страсть?», «Что не так с перечнем персонажей, указанных в «Вишнёвом саде»?», «Почему Господин из Сан-Франциско почти ничего  не говорит?» и т.д.

Во-вторых, как это ни странно звучит, сделать так, чтобы дети работали на уроке, а учитель отдыхал. Для этого необходимо организовать учебный процесс так, чтобы дети самообразовывались, то есть

  • определяли ключевые мысли,
  • искали и выбирали необходимую информацию,
  • синтезировали и анализировали материал,
  • выявляли проблему и пробовали разрешить её (создать продукт),
  • оценивали качество проделанной работы.

Групповая работа на уроке поможет учителю в этом. Чтобы работа в группах была слаженной и чёткой, можно воспользоваться сингапурской системой «Конэрс», которая отличается:

  1. постановкой единой, но составной задачи;
  2. тим- и тайм- менеджментом(тим-менеджмент - команда или группа людей, тайм-менеджмент- грамотное распределение и использование времени, высокая продуктивность при низких энергозатратах);
  3. презентацией результатов;
  4. элементом конкуренции.

Например, ответом на вопрос «Что делать Катерине: изменять или не изменять Тихону?» будет посадка ученика на первый (да, изменить), второй (нет, не изменить) и третий(сомневаюсь) ряд. Учащиеся строят предположения, рассуждают, вслух обосновывают свой выбор и  меняют ряд, если их точка зрения изменилась.

Приведу фрагмент урока в 11классе по методике «Конэрс» на тему «В.В. Маяковский. Тема поэта и поэзии. Осмысление проблемы художника и времени».

Оборудование: компьютер, презентация, листы бумаги, хрестоматия по литературе за 10-11 класс, иллюстрации к углам (Солнце, Труд, Память).

Ход урока.

1.Актуализация знаний. Использование элементов Сингапурского метода.

-Здравствуйте! Что мы изучали на прошлом уроке? Отвечает тот, кто выше ростом.

-Что мы узнали о поэзии Маяковского на прошлых уроках? Отвечает тот, у кого короче волосы.

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Отвечает тот, у кого глаза темнее.

-Мы повторим и обобщим тему «Творчество В. Маяковского», ознакомимся с тематикой и спецификой ранней лирики, особенностями строфики и графики, новаторским характером поэзии Маяковского.

2.Ознакомление с новым материалом. Использование элементов сингапурской методики: модель Фрейер, Конерс.

-Теме поэта и поэзии большое внимание в своём творчестве уделяли многие русские поэты: Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Как каждый из поэтов определял роль поэта и поэзии?

Модель Фрейер. (Техника выполнения. Запись в каждом углу фамилии одного из поэтов. Каждый находит нужный материал и записывает по номерам:№1-Пушкин, №2- Лермонтов, №3- Некрасов, №4- Маяковский).

-Обратимся к каждому из сборников, что лежат на столах; каждая группа получает индивидуальное задание: что говорили о роли поэта Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Маяковский?(ТАЙМЕР НА 5 МИНУТ).

-Что же говорил каждый из поэтов по данной теме? Делимся мыслями в команде.

Выступления №1, №2, №3, №4.

Пушкин призывал «глаголом жечь сердца людей», «милость к падшим призывал».

Лермонтов уподоблял поэзию боевому оружию, утверждая действенность поэтического слова в преобразовании общества.

Некрасов считал, что поэт должен быть прежде всего гражданином.

Маяковский свою задачу определял так: «светить всегда, светить везде». Маяковский считал, что время требовало от поэта такого напряжения сил и такой самоотдачи, чтобы он стал светилом новой жизни. В этом выражается гражданская позиция Маяковского.

На своих открытых уроках я решала вопрос с групповой работой следующим образом:

Какова тогда цель урока-суда? ( вынести приговор:  путём собирания улик составить заключение о справедливости или несправедливости Балды).

Работа в группах( 5-6 мин)

Для достижения этой цели мы разделились на 5 групп:

1 группа Опергруппа № 1

2 группа Опергруппа № 2

3 группа Независимые эксперты

4 группа Группа обвинения

5 группа Группа защиты

Работа экспертных групп фиксируется в судебных листах. Прочитайте задание № 1 в судебном листе и приступайте к выполнению. Время работы ограничено – 5 минут.

1)Предоставляем слово опергруппе №1. Слушаем досье на Попа.

 В их судебных листках обозначены  пункты досье. Надо было подключить своё воображение при описании внешности героев, в остальном опираться на текст. Остальные группы очень внимательно слушают описание.

- Подберите к предложенному описанию фоторобот героя, составленный художником-иллюстратором.  Покажите его. Почему он больше всего соответствует?

2) Предоставляем слово опергруппе №2. Слушаем досье на Балду.

- Подберите к предложенному описанию фоторобот героя, составленный художником-иллюстратором.  Покажите его. Почему он больше всего соответствует? Можно ли по этому описанию определить, справедлив ли Балда? Почему?

1.Возраст (примерный)

2. Социальный статус

3. Семейное положение

4. Судимость

5. Рост

6.Телосложение

7. Лицо

8. Нос

9. Глаза

10. Волосы

11. Отличительные черты

12. Одежда

Выступление независимых экспертов ( словарная работа)

Слово предоставляется независимым экспертам, показания которых могут пролить свет на смысл некоторых слов и выражений сказки Пушкина. Они работали со словарями.(Выслушивание ответов)

Сбор улик

При каких обстоятельствах встречаются главные герои? Проведём следственный эксперимент. Посмотрим инсценировку и соберём улики-цитаты в пользу Балды (это делает группа защиты ,выделяя цитаты маркером в выданных текстах), против Балды (это делает группа обвинения) и запишем выводы-эпитеты, называющие качества Балды ,в судебном листке все вместе. Слева -положительные качества, справа -отрицательные.

Другой пример групповой работы - урок на тему «Тропы».

Возьмите карточки и садитесь, согласно цвету своей карты.

Аксессуары:

1 стол – повара

2 стол – официанты

3 стол – менеджеры зала

4 стол – менеджеры по работе с клиентами.

Я приглашаю вас, коллеги, в качестве работников.

Разрешите вас представить

1 столик – повара. Создатели божественных блюд.

2 столик – официанты и бармены. Незаменимые во все времена.

3 столик – менеджеры зала и хозяйка зала. Неутомимые труженики. Наденьте ваши аксессуары.

4 столик – менеджеры по работе с клиентами. Знают все тайники твоей души, желаний и чувств.

Как вы думаете, какую вы будете выполнять работу в литературном ресторане Тропы?

(в ресторане что делают? А что будет считаться блюдом (фирменным) блюдом в литературном ресторане?

Да к концу урока вы должны… (цель на слайде)

Создать фирменное блюдо, то есть литературный текст с использованием тропов.

Infographic_Corners.jpg

В-третьих, чтобы уроки были захватывающими, необходимо  продумывать домашнее задание. Каким оно должно быть, чтобы вызывать желание его выполнять?

1)содержащим в основе новый вопрос, задачу;

2)индивидуальным или  групповым для поиска оптимального решения;

3)вариативным;

4) «сериальным»-должно продолжать один урок и предвосхищать следующий.

Домашнее задание:

-подумайте и запишите в тетрадь по литературе, в каких сказках А. С. Пушкина можно устроить суд над героями?

- вопрос девочкам: что бы вы сделали на месте Катерины?

вопрос мальчикам: что бы вы сделали на месте Бориса и Тихона?

-«Анна Каренина»- продолжение «Евгения Онегина»?

-анонсирование произведения – съёмка видеотрейлера;

-создание комиксов по произведению для тех, кто хорошо рисует, написание фанфика к произведению для тех, кто любит писать;

- написать альтернативный финал и т. д.

В-четвёртых, для повышения интереса можно разнообразить курс уроков как по одному произведению, так и по ряду произведений сменой элементов и форм урока.

1.Тип текста: проза, поэзия, драма.

2.Форма работы: групповая, индивидуальная.

3. Формат урока: семинар, лекция, дискуссия, мастерская.

4. Главный вид деятельности: чтение, письмо, слушание, говорение.

                Чтец

              Писарь

                   Оратор

«Сон смешного человека» Фёдор Достоевский

Неотправленное любовное письмо Грибоедова Нине Чавчавадзе

Судебный приговор толпе, разорвавшей Грибоедова.

«Преследователь»    Хулио Кортасар

История жизни выжившего в Персии Грибоедова.

Прочесть сцену из «Горя от ума» по ролям, как в театре.

«Срезал» Василий Шукшин

Напишите текст на 9 языках, которые знал Грибоедов.

Монолог Пушкина на смерть Грибоедова.

Сетка уроков на весь учебный год - сильный инструмент в работе учителя. Как структурировать серию уроков по одному произведению?

1 урок - знакомство с текстом;

2 урок – постановка проблемы, актуальной для учащихся;

3 урок – разработка проблемы через героев и сюжет;

4 урок – разрешение проблемы (индивидуальное или групповое), подведение итогов;

5 урок – рефлексия, работа с опытом прочтения, актуализация.

Например, серия уроков, которую я использую при изучении по романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон»:

1 урок. Слово о Шолохове. Замысел и история создания романа «Тихий Дон». Урок-игра с элементами театрализации.

2 урок. Картины жизни донских казаков. Урок-мастерская.

3 урок. «Чудовищная нелепица» войны в изображении Шолохова. Интегрированный урок.

4 урок. «В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова. Урок-исследование.

5 урок. Судьба Григория Мелехова. Урок-семинар.

6 урок. Женские образы в романе. Урок-диспут.

Актуальным  остается вопрос о том, как добиться от школьников если не прочтения целиком объемных произведений, то хотя бы чёткого представления об основном посыле автора. Есть  несколько простых способов, в зависимости от возрастных особенностей учащихся, сделать уроки литературы интересными для школьников [3]. Любую тему можно сделать интересной, если подключить к ней личный опыт ученика, его мнение или предпочтения. Сколько бы полезного материала мы не подготовили, ученик намного быстрее и лучше его усвоит, если он будет вовлечен.

Можно создавать всевозможные литературные дайджесты и аннотации. В эпоху дайджестов, клипов и разнообразной рекламной продукции мало кто из подростков способен справиться с толстым романом, из которых на 90% состоит школьная «литература». А что если зацепить учащихся броским газетным заголовком, в котором будет затронута тема произведения? 

Осовременивание классического сюжета — казалось бы, примитивный метод, но порой вопрос: «А как, по-вашему, это происходило бы в наши дни?» — начинает творить чудеса. Классическая литература хороша тем, что поднимает универсальные проблемы и архетипические сюжеты. Они свойственны любому времени, а значит, легко встраиваются в современные декорации. 

Придумать  альтернативный финал для романа — своего рода фан-фикшн по следам Толстого, Гоголя, Достоевского и других очень понравится современным школьникам. 

В-пятых, для поддержания интереса к урокам литературы нельзя забывать о креативе. Ученикам, уже прочитавшим произведение, можно дать задание написать анонс к уроку, подготовить раздаточный материал или оформить выставку.

Атмосфера на уроке складывается из нескольких составляющих:

1)одежды (футболка с изображением писателя или поэта, головной убор(цилиндр, если говорим о биографии А. С. Пушкина), шляпы персонажей(Раскольникова старая циммермановская шляпа выделяла из толпы, треуголка(Наполеон и Кутузов); на уроке «Тропы» я, как шеф-повар, надела колпак и фартук, учащиеся тоже использовали разные предметы одежды: колпаки, фартуки, галстуки- бабочки и т. д.;

2)пространства (доска, парты, которые можно расставлять по своему усмотрению, к примеру, поставить кругом для чтения по ролям или круглого стола; проектор использовать для наглядности и видеоматериалов: на уроке по теме «Теория Раскольникова в действии» на слайде показать скульптуру «Он» современного итальянского художника Маурицио Каттелана, изображающую Гитлера на коленях );

3)музыка (не только классическая, но и современная, даже хип-хоп при сравнении литературных персонажей или поэтов с хипстерами; на первом уроке по творчеству А. П. Чехова в 10 классе включить «На сопках Маньчжурии» 1905 года, чтобы связать со смертью писателя, который умер, не дожив один год до русско-японской войны );

4)свет (можно приглушить или даже совершенно выключить, особенно, если действие разворачивается в тёмное время суток);

5)смена обстановки (провести урок в музее, театре или на природе, если речь идёт о пейзажной лирике);

6) подручные средства (вишня на первом уроке по «Вишнёвому саду», топор на «Преступлении и наказании», ключ от калитки, который Варвара дала Катерине; молоток судьи-учителя при проведении урока-суда «Справедлив ли Балда?» произвёл совершенно неожиданный эффект).

Не надо бояться разрушать пространство. Существует три способа его разрушения:

  1. «выход за границу» - лечь на поле и смотреть в небо, чтобы почувствовать себя Болконским, лечь на диванчик в вестибюле или рекреации, чтобы пробудить в себе Обломова;
  2. «примерка ролей»- примерить роль учителя и объяснить пятикласснику, что такое «обломовщина», «хлестаковщина», «маниловщина» и т. д.;
  3. «новый герой»- создание странички главного героя в соцсети, создание группы по произведениям Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и «Ревизор»( карта города Н., сюжетные линии),дневники героев :Евгения Онегина, Татьяны Лариной, Печорина, Наташи Ростовой, Андрея Болконского, Пьера Безухова, Ильи Обломова, Ольги Ильинской, Штольца и т.д.

Способом креатива является также мейнстрим. Мейнстрим (англ. Mainstream – основной поток, течение, направление) – набор принятых, широко употребимых официальных культурных стандартов. В своём первоначальном значении имел отношении только к искусству, литературе. По одной из версий, создателем слова является Уильям Дин Хоуэллс, основным направлением работы которого являлся анализ произведений литературы, написанных в современном, реалистическом стиле.

Сейчас это слово  применительно в том числе к кино, сериалам, комиксам, видеоиграм. Даём задание после чтения былины и комиксов  о Бэтмене составить таблицу.

                                                           Комиксы и былины

              Сходство

         Илья Муромец

                   Бэтмен

     Жизненная драма

Был парализован до 33 лет

Лишился родителей в детстве

      Наличие учителя

Перехожие калики, исцелившие его

Монахи Средней Азии

      Способности

Исполинская сила, владение оружием, может долго не есть и не спать

Владеет единоборствами, юрок; химик, изобретатель

      Супероружие

      Меч-кладенец

Бэторанги, бомбочки

      Средство передвижения

Вороной конь Воронеюшко

Бэтмобиль

      Союзники

Добрыня Никитич, Алёша Попович

Робин, Бэтгёрл, Супермен

       Главный враг

  Соловей-разбойник

              Джокер

     Идеал

Служение Родине

      Служение закону

 

В-шестых, на уроках литературы нельзя пренебрегать игрой, которая всегда являлась средством повышения мотивации учащихся.

                   Игры на уроках литературы

  • «Тыжпсихолог» по «Герою нашего времени»

            Приглашается к доске ученик, который будет играть роль Печорина, с текстом.

  • Лучший стрим по «Мёртвым душам».
  • Лучший портрет по описанию

Ведём урок, некоторые учащиеся, слушая информацию, рисуют портреты, затем рассматриваем и выбираем лучший.

  • Лучшие подражание/стилизация
  • Ролевые игры по «Горю от ума», «Преступлению и наказанию»
  • Интеллектуальная онлайн-игра « Castle Quiz»

Механика игры простая: выбираете предмет и темы, на которые хотите отвечать, и с соперником по очереди отвечаете на вопросы, заложенные в программе. Вы видите как отвечает соперник, а он видит, как отвечаете вы. Задача: выиграть по баллам или первым разрушить замок соперника. Если побеждаете, то получаете разные звания и статусы, которыми можете похвастаться в социальных сетях. Например: «Страйк» - 100% правильных ответов в любимой теме, «В яблочко» - три правильных ответа подряд. Даже для проигравших есть статусы с чувством юмора: «Пушкин» - если проиграл дуэль, «Король Севера» - если ничего не знаешь.

Сегодня существует множество способов и возможностей сделать уроки интересными как для детей, так и для учителя. Главное, чтобы в этом была заинтересованность самого педагога. Уроки  могут быть интересными для  учеников только в том случае, если будет интересно учителю. С помощью новых заданий, стратегий и методов, одну и ту же тему можно каждый раз преподавать по-разному. Кроме этого, современные ученики привыкли к быстрой смене одного вида деятельности на другой и к интерактивной форме обучения.

Все сказанное выше можно привести к определенной формуле: интересный урок = полное внимание  ученика = быстрое и эффективное усвоение материала = прогресс и удовольствие от изучения предмета.

Литература - главный, если не единственный школьный предмет, который целиком и полностью должен быть ориентирован, прежде всего, на формирование души. Не игнорируя интеллектуальную сторону духовной жизни, литература остается стержневой учебной дисциплиной, которая последовательна в развитии эмоционального мира ребенка. Литературные произведения дополняют в образовательном процессе функцию не столько объекта изучения, сколько субъекта - инструмента воздействия на "тайное тайных", на душу читателя .

В заключение хотелось бы привести высказывание писателя Чарльз Чу:
«Отчасти наше восприятие базируется на генах и культуре (…), но в немалой степени наш взгляд на мир основывается на опыте, а опыт включает прочитанные книги».

                                         

                                                Список литературы

  1. Кравцова Л.А. Традиции и инновации в преподавании русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС/ Л.А.Кравцова.- infourok.ru, 2016.
  2. Новиченков Артем.  Как сделать уроки литературы захватывающими/ mel.fmПедагогика7204913-lifehack_lit
  3. Дуг Лемов. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей. Москва: Изд. «Манн, Иванов и Фербер», 2014
  4. Погорельская Е. 6 способов, как оживить уроки литературы/ https://t.me/thinking_reed
  5. Сухих И.Н. Русская литература для всех / И.Н.Сухих.- СПб.: Издательская группа «Лениздат», 2013.- 25.
  6. Джули Дирксен. Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным. Москва: Изд. «Манн, Иванов и Фербер», 2014
  7. Питер Грей. Свобода учиться. Игра против школы.
  8. Буслаев Ф.И. О методах и приемах обучения литературе/ Ф.И. Буслаев .О преподавании отечественного языка.-М., 1844.
  9. Чарльз Чу. Чтение — средство от нищеты, смерти и других горестей/ Чарльз Чу-: Журнал «Мир вокруг», 2017.10.25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическое и техническое обеспечение уроков иностранных языков

В статье рассматриваются преимущества использования информационных технологий над традиционными технологиями в преподавании иностранных языков...

Как сделать урок музыки интересным

Статья и интересные советы...

Как сделать урок интереснее: применение сингапурской методики обучения на уроках английского языка

Современные образовательные технологии не стоят на месте, в школьное образование в последнее время внедряется много нового и интересного. Одно из таких прогрессивных нововведений - технология кооперат...

"Как сделать уроки английского интересными"

Данное сообщение может быть полезым для преподавателей, т. к. содержит разные виды упражнений для того, чтобы "оживить" урок....

Статья "Как сделать урок литературы интересным"

Статья "Как сделать урок литературы интересным"....

Доклад на МО «Как сделать урок интересным: от занимательности к мотивации» Приемы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ученика, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном я...

методический семинар «Как сделать уроки русского языка и литературы интересными для детей», 2022 год (сертификат)

методический семинар «Как сделать уроки русского языка и литературы интересными для детей», 2022 год (сертификат)...


 

Комментарии

Базарова Лхамажап Содбоевна

Спасибо. Очень интересно, главное готовые разработки уроков в самых неожиданных формах. Дальнейших успехов! Обязательно будем использовать на практике!!!