Статья "Как сделать урок литературы интересным"
статья по литературе (9 класс)

Ольга Викторовна Бакай

Статья "Как сделать урок литературы интересным".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sdelat_urok_literatury_interesnym_-_kopiya.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Как сделать урок литературы интересным

    Задача учителя заключается в том, чтобы учить маленького человека жить в мире с самим собой, с природой, с окружающими его людьми. На какие ценности следует ориентироваться, занимаясь воспитанием и обучением детей? Как заинтересовать ребёнка? Пути, которые ведут к важному решению, очень разные.

    Вот некоторые приемы, которые, безусловно, помогут сделать современный урок познавательным, интересным и нескучным как для детей, так и для учителя.

Известно, что "хорошее начало урока - это половина его успеха". Итак, начнем…

    Удивление - начальная фаза развития познавательного интереса. "Что произойдёт, если:?" В этих вопросах рассматриваются парадоксальные ситуации. Ученики сами могут предложить подобные ситуации для обсуждения.

    Учитель дополняет реальную ситуацию элементами фантастики. Например, предложить побыть приятелем Евгения Онегина. Универсальный подход - написать фантастический рассказ («Молодой дворянин проснулся и…»), эссе, стихи, используя знания из предмета.

    Большой интерес вызывают кроссворды. Можно предложить такие работы:

  • Разгадать кроссворд.
  • Составить вопросы к словам в заполненном кроссворде.
  • Заполняя кроссворд, определить, какое ключевое слово выделено, и объяснить его значение.
  • Создать кроссворд самостоятельно, используя термины, которые были изучены раньше.

    Интересный и необычный прием ассоциации, в котором выявляются образные представления о том, что предстоит изучать, уже изучено, или следует обобщить. Например, задание: найти три ассоциации к образам Ольги и Татьяны Лариных из романа «Евгений Онегин»:

  • Ольга – сухая икебана, пустой сосуд, птичье перо.
  • Татьяна – русская берёзка, полная чаша, кукла в руках судьбы.

    Используя это приём можно прибегнуть к межпредметным связям: нарисовать ассоциацию, сопоставить литературного героя с музыкальным произведением.
Ученики объясняют, чем вызваны эти ассоциации, рассказывают о своих чувствах, но для этого они должны хорошо понимать литературного героя.

    Очень близко с ассоциациями находится метафора, где бы она ни встретилась, она всегда обогащает понимание человеческих действий, знаний и языка. Понимание метафоричности творческого мышления, метафорической природы интуитивных догадок диктует необходимость пристального внимания к этому явлению на самых различных стадиях обучения и воспитания, и особенно в школе.

    Приём «Фраза-картинка». Можно написать «Он рассердился», и тогда читателю ничего не остается, как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: «Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул». Читатель сразу представит себе эту сцену и сделает вывод, что человек рассердился, разозлился. Задание – «показать» фразы, т. е. подобрать метафоры к ним:

  • Она устала.
  • Человек очень переживает.
  • Неожиданная радость.
  • Что значит «хороший запах»? Попробуйте объяснить, что это такое.

    Если выбрать точные метафоры, то возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например, запах августовского вечера – дурманящий вкус жасмина, первые майские дни - свежие и чистые песни ландышей в лесу, хвойный дурман душного полдня, смолистый сосновый запах морского прибоя.

    Прием «Живые рисунки» очень эффективен, он создает на уроке ситуацию заинтересованности. Он побуждает работать «молчаливых» детей. Прослушав или прочитав определенный текст, ученики воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, при помощи только междометий стараются выразить настроение героев, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней.

    Игру «Крокодил» хорошо использовать на уроках обобщения знаний. Учащиеся делятся на две команды, одни демонстрируют с помощью мимики и жестов без слов и какого-либо оборудования какое-либо явление, случай из жизни героя, писателя, какое-либо правило правописания.

    Прием «Рисунок на скале» помогает ученикам прочувствовать произведение. Первобытные люди рисовали важное для себя на стенах пещеры: оружие, животных, предметы быта. Ученику нужно назвать только одну вещь, символизирующую литературного героя, художественное произведение, автора. Например, хрустальный башмачок – Золушка, Алые паруса – Ассоль.

    А игру «Верю – не верю» можно использовать на любом этапе урока. Учитель задает классу вопросы, которые начинаются словами «Верите ли вы, что…?» Дети соглашаются с этим утверждением или нет. Например, верите ли вы, что А.С. Пушкин сжег письмо от любимой жены?

  • Верите ли вы, что прообразом Татьяны Лариной, главной героини «Евгения Онегина», стала жена А.С.Пушкина – Н.Н.Гончарова? (ответ: нет, т.к. он начал работу над романом в 1823году, а женился в 1831г.)
  • Верите ли вы, что сам А.С.Пушкин, оценивая свой роман «Евгений Онегин», говорил о его идеальности? (ответ: отчасти, он говорил о романе «собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных…)
  • Верите ли вы, что сказка А.С.Пушкина «О золотом петушке» была написана во время эпидемии холеры? (ответ: да в Болдинскую осень)

    И в заключении хочется сказать, что, конечно же, можно много трудиться, и показывать, и спрашивать и заучивать, и решать… Но если мы не увидим самого главного – есть ли за всеми нашими усилиями развитие ребенка, вряд ли мы достигнем успеха..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Как сделать урок интересным"

Размышления о том, как поддержать интерес учащихся на уроке...

Как сделать урок музыки интересным

Статья и интересные советы...

Как сделать урок интереснее: применение сингапурской методики обучения на уроках английского языка

Современные образовательные технологии не стоят на месте, в школьное образование в последнее время внедряется много нового и интересного. Одно из таких прогрессивных нововведений - технология кооперат...

"Как сделать уроки английского интересными"

Данное сообщение может быть полезым для преподавателей, т. к. содержит разные виды упражнений для того, чтобы "оживить" урок....

Научно-методическая разработка "Как сделать уроки литературы интересными и захватывающими?"

В этой разработке обобщён теоретический и практический опыт моей работы с ориентацией на современный урок литературы. Разработка поможет учителю повысить эффективность уроков литературы, уровень...

Доклад на МО «Как сделать урок интересным: от занимательности к мотивации» Приемы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ученика, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном я...

методический семинар «Как сделать уроки русского языка и литературы интересными для детей», 2022 год (сертификат)

методический семинар «Как сделать уроки русского языка и литературы интересными для детей», 2022 год (сертификат)...