Главные вкладки

    Урок родной литературы по теме : «Билатеральная симметрия как зеркальное отражение в литературном произведении»
    план-конспект урока по литературе (9 класс)

    Кочулина Татьяна Викторовна

    Цели:

          исследовать произведения русской классики, в которых прослеживаются различные виды симметрии и доказать, что художественная литература существует не только для литераторов, как и математика не только для математиков.

    ·  анализировать  сюжетные линии в произведениях русской классики с точки зрения симметрии: выявление видов и примеров симметрии в литературных произведениях;

    ввести понятие зеркальная композиция

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literatury_9v_klass.docx317.79 КБ
    Файл urok.pptx2.28 МБ
    Файл keys_1.docx161.18 КБ
    Файл keys_2.docx209.71 КБ
    Файл keys_3.docx148.29 КБ
    Файл material_dlya_uchitelya.docx17.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Билатеральная симметрия как зеркальное отражение в литературном произведении»

    Цели: 

    • исследовать произведения русской классики, в которых прослеживаются различные виды симметрии и доказать, что художественная литература существует не только для литераторов, как и математика не только для математиков.
    • анализировать  сюжетные линии в произведениях русской классики с точки зрения симметрии: выявление видов и примеров симметрии в литературных произведениях;
    • ввести понятие зеркальная композиция.

    Планируемые результаты

    Личностные – обеспечить условия для осознания эмоционально-ценностного отношения к содержанию обучения, проявления сопереживания и уважения к другим людям, проявлять творчество при выполнении задания.

    Метапредметные

    Познавательные – обеспечить условия для развития навыков осуществления поиска информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию в соответствии с целью, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, обобщать информацию, переводить информацию в разные формы предъявления, предъявлять информацию в различных языковых формах.

    Коммуникативные - обеспечить условия для развития навыков адекватно отвечать на поставленный вопрос, работать в паре, внимательно слушать и слышать партнера, отстаивать свое мнение, с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Регулятивные - обеспечить условия для развития навыков  соотнесения способа и условий деятельности, вносить необходимые дополнения и корректировать план и способы действий, контролировать выполнение результата.

    Предметные - обеспечить условия для развития навыков работы с художественным текстом, установления взаимосвязи названия и самого текста; выявить и визуализировать некоторые принципы симметрии, применяемые в литературе.

    1. Организационный момент.

    2.  Актуализация опорных знаний. На доске слайд

    Предлагаю посмотреть на рисунок.

    Что видите на рисунке? Какие фигуры?

    Если конус неподвижен, то его легко можно совместить со своим двойником.

    Если же конус вращать относительно оси, проходящей через вершину, то направление вращения изменяется при отражении на противоположное. Теперь уже никакими перемещениями и поворотами нельзя совместить объект с зазеркальным двойником.

    3. Мотивация учебной деятельности.

    Литература и математика?

    Что может объединять эти далекие друг от друга области знаний?

    C:\Users\winplace01\Desktop\3456.jpg

    Литературу, с ее интересом к духовному миру человека, поисками нравственных ценностей, смысла жизни, и математику, предпочитающую строгий научный подход и абстрактную форму интуиции.

    Литература ищет гармонию между человеческой душой и природой. А что создала математика?

    Математика же создала адекватные методы математического описания знаков природы.

    - Что же такое симметрия? Слайд

    - Какая бывает симметрия?

    Симметрия (от греческого symmetria – «соразмерность») – понятие, означающее сохраняемость, повторяемость, «инвариантность» каких-либо особенностей структуры изучаемого объекта при проведении с ним определенных преобразований.

    Под симметрией принято понимать свойство геометрической фигуры, расположенной в пространстве или на плоскости, заключающееся в закономерном повторении равных ее частей.

    Изучение видов симметрии имеет большое практическое и теоретическое значение для различных областей науки и техники.

    Фигура (плоская или пространственная) симметрична относительно прямой (оси симметрии) или плоскости (плоскости симметрии), если ее точки попарно обладают указанным свойством. Но это только один из видов симметрии, которую изучает математика, так называемая осевая симметрия.

    Фигура симметрична относительно точки (центр симметрии), если ее точки попарно лежат на прямых, проходящих через центр симметрии, по разные стороны и на равных расстояниях от него. Этот вид симметрии называется центральной симметрией.

    Отображение пространства на себя относительно плоскости называют зеркальной симметрией. Название это оправдано тем, что обе части фигуры, находящиеся по разные стороны от плоскости симметрии, похожи на некоторый объект и его отражение в зеркале.

    Существует довольно много видов симметрии. Простейший вид симметрии – зеркальная. Такая симметрия присуща, например, человеческому телу, телам животных и многому другому. Предмет или фигура, которую можно разделить плоскостью на две половины так, чтобы эти половины при наложении друг на друга совпали между собой, имеет зеркальную симметрию.

    • Существуют, в принципе, две группы симметрий:

     - симметрия положений, форм, структур. Это та симметрия, которую можно непосредственно видеть. Она может быть названа геометрической симметрией. Эту симметрию можно обнаружить в построении литературного произведения, последовательности действий, событий.

    - симметрия физических явлений и законов природы. Эта симметрия лежит в самой основе естественнонаучной картины мира: ее можно назвать физической симметрией. Вот она уже не столь очевидна. Чтобы увидеть симметрии этой группы, нужно немного познакомиться с историей. Слово «симметрия» имеет двойственное толкование. В одном смысле симметричное означает нечто весьма пропорциональное, сбалансированное; симметрия показывает тот способ согласования многих частей, с помощью которого они объединяются в целое. Второй смысл этого слова - равновесие. Еще Аристотель говорил о симметрии как о таком состоянии, которое характеризуется соотношением крайностей. Из этого высказывания следует, что Аристотель, пожалуй, был ближе всех к открытию одной из самых фундаментальных закономерностей Природы - закономерности о ее двойственности.

    5. Объявление темы урока. Определение целей и задач урока.

    Чаще всего симметрию связывают с таким учебным предметом, как математика. И, конечно, это не вызывает сомнения. Но вот что удивительно: симметрия проявляется там, где, казалось бы, её и не должно быть. Да, да, симметрия в литературе…

    Возможно ли это? как думаете?

    Оказывается, возможно.

    - симметрия положений, форм, структур. Это та симметрия, которую можно непосредственно видеть. Она может быть названа геометрической симметрией. Эту симметрию можно обнаружить в построении литературного произведения, последовательности действий, событий.

     В литературе симметрия существует как в прозе, так и в поэзии.    

    Всеобщим является сам принцип симметрии, без которого по сути дела нельзя рассмотреть ни одной фундаментальной проблемы.

    Но всегда ли столь очевидны эти принципы?

    •  Применим ли этот подход в литературе?
    • Можно ли анализировать литературное произведение с точки зрения симметрии?
    • Как обнаружить симметрию в литературном произведении? 
    • Предлагаю посмотреть на стихотворение Игоря Северянина.

    Если визуализировать стихотворение И.Северянина «Поэза оттенков», мы получаем следующее изображение:

    Есть в белых ночах лиловость,
    Лиловость в белых ночах.
    В нежных очах — суровость,
    Суровость в твоих очах…
    В фиалке бывает бледность,
    Бледность в лиловом цветке.
    В златоприческе — медность,
    Медь в золотом волоске.
    Есть что-то в весне старушье,
    Как вешнее есть в былом.
    В душе у тебя — бездушье,
    Душа — в бездушьи твоем
    !

    Визуализация (от лат. visualis, «зрительный») — общее название приёмов представления информации в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа  

    Какую закономерность увидели? Как вы думаете, какая эта симметрия? (зеркальная симметрия, Билатеральная (двусторонняя) осевая симметрия)

    Слайд, знакомство с понятием.

    - Как обнаружить симметрию в литературном произведении? Необходимо рассмотреть построение текста, расположение элементов, образов, эпизодов. Все построение подчиняется авторскому замыслу.

    - Что такое композиция?

    Композиция литературного произведения Слайд

    Композиция – это определенное расположение элементов художественного произведения, подчиненное авторскому замыслу в раскрытии идейного содержания.

    Композиция литературного текста никогда не бывает случайной, она выражает художественный смысл произведения. Одним из наиболее распространенных композиционных приемов является повтор, на основе которого создается зеркальная композиция.

    Композиция – это построение художественного произведения. Именно от композиции зависит эффект, который текст производит на читателя, поскольку учение о композиции гласит: важно не только уметь рассказывать занятные истории, но и грамотно их подавать.

            Теория литературы дает разные определение композиции, на наш взгляд, самое простое определение таково: композиция – построение художественного произведение, расположение его частей в определённой последовательности.  Слайд
       -  Какие виды композиции знаем?   

    Зеркальная композиция (симметрия) - это повторение, при котором в первый раз один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа.

    Вернемся к вопросам урока

    • Можно ли анализировать литературное произведение с точки зрения симметрии?
    • Как обнаружить симметрию в литературном произведении? 

    Ответ на этот вопрос вы найдем в исследовании некоторых литературных произведений.

    6.  Актуализация опорных знаний. Выполнение задач аналитического

    типа (кейс-технология)

    Группы получают пакет документов, которые им предстоит изучить и ответить на вопрос: докажите утверждение,  что  композиция произведения построена симметрично.  

    - Какая  симметрия в композиции произведений?

    Создайте на доске кластер, доказывающий, что композиция симметрична.

    Работа в группах   с кейсами. (Приложение 1)

    Группа 1 и 4  Симметрия в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»                             Группа 2.  Симметрия в поэме «Мцыри»

    Группа 3. Симметрия в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»

     

    Группы работают, учитель консультирует, кластер на доске, дети отвечают, делают вывод, что симметрия положений, форм, структур есть в произведениях. Это та симметрия, которую можно непосредственно видеть. Эту симметрию можно обнаружить в построении литературного произведения, последовательности действий, событий Выбор такого построения произведения помогает автору в раскрытии идейного содержания.

    7 Рефлексия.

    Предлагаю посмотреть на фигуры (Слайд)

    Как вы думаете, можно написать стихотворение в виде геометрической фигуры?

    Стихотворение Варвары. Обсуждение.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    «Что может быть больше похоже на мою руку или моё ухо, чем их собственное отражение в зеркале? И всё же руку, которую я вижу в зеркале «нельзя поставить на место настоящей руки…» Иммануил Кант Симметрия — есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство. Герман Вейль

    Слайд 3

    Симметрия в литературе Билатеральная симметрия как зеркальное отражение в литературном произведении

    Слайд 4

    Симметрия (греч.) – соразмерность, равномерие ; соразмерное подобие расположения частей целого, двух половин. В художественной литературе она существует как в прозе, так и в поэзии.

    Слайд 7

    ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ Если преобразование симметрии относительно плоскости переводит фигуру (тело) в себя, то фигура называется симметричной относительно плоскости, а данная плоскость – плоскостью симметрии этой фигуры.

    Слайд 8

    ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ

    Слайд 9

    Билатеральная симметрия Билатеральная (двусторонняя) симметрия — симметрия зеркального отражения, при которой объект имеет одну плоскость, относительно которой две его половины зеркально симметричны.

    Слайд 10

    Билатеральная (двусторонняя) осевая симметрия Билатеральная (двусторонняя) осевая симметрия (лат. би - дву , двух, латералис - боковой). Расположение частей тела, позволяющее разделить его на 2 равные, зеркально отражающие друг друга половины лишь одной плоскостью. Эта плоскость носит название оси симметрии. Как правило, билатеральная симметрия используется в биологии

    Слайд 11

    Стоя перед чёрной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна глазу? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано? Л.Н.Толстой

    Слайд 12

    Литература и математика? Применим ли этот подход в литературе? Можно ли анализировать литературное произведение с точки зрения симметрии? Как обнаружить симметрию в литературном произведении?

    Слайд 13

    Композиция литературного произведения Композиция организует всю художественную форму текста и действует на всех уровнях: образной системы, системы персонажей, художественной речи, сюжета и конфликта, внесюжетных элементов.

    Слайд 14

    Виды композиции. 1.Кольцевая 2.Зеркальная 3.Линейная 4.Умолчание 5.Ретроспекция 6.Свободная 7.Открытая и т.д.

    Слайд 15

    Зеркальная композиция Зеркальная — объединение приёмов повтора и противопоставления, в результате которого начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот.

    Слайд 17

    Мы - Среди тьмы. Глаз отдыхает. Сумрак ночи живой. Сердце жадно вздыхает. Шёпот звезд долетает порой, И лазурные чувства теснятся толпой. Всё забылося в блеске росистом. Поцелуем душистым Поскорее блесни! Снова шепни, Как тогда: "Да!" Э.Мартов Графическая поэзия

    Слайд 18

    Валерий Брюсов ТРЕУГОЛЬНИКЪ Еле Качая Веревки, Въ синели Не разразличая Синихъ тоновъ И милой головки, Летаю въ просторе Крылатый какъ птица Межъ лиловыхъ кустовъ ! Но въ заманчивомъ взоре, Знаю, блещетъ алея зарница! И я счастливъ ею безъ словъ !

    Слайд 19

    Симеон Полоцкий 17 век

    Слайд 20

    Поэтические опыты Г.Державина . ПИРАМИДА Зрю Зарю Лучами, Как свещами , Во мраке блестящу , В восторг все души приводящу . Но что? – от солнца ль в ней толь милое блистанье? Нет! – Пирамида – дел благих воспоминанье.

    Слайд 21

    Винтовая симметрия в стихотворении Григория Остера из цикла «Вредные советы»



    Предварительный просмотр:

    1. группа

    Изучите  документы по роману Пушкина «Капитанская дочка».

    2. Докажите или опровергните, что  композиция произведения построена симметрично.  

    - Какая  симметрия в композиции произведений?

    Как обнаружили симметрию в литературном произведении?

    Push.gif

    История Маши Мироновой

    История Петра Гринева         

         Суровые законы крестьянской революции                      

    Законы дворянской государственности

    Маша оказывается в беде

    Гринев оказывается в беде

    Маша отправляется к императрице

    Гринев отправляется к крестьянскому «царю»

    Невеста спасена         

    Жених спасен

    Материал для изучения

    Принципы зеркальной симметрии в «прорисовке» литературных героев

    прозаического произведения ярко выражены в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

    Читательский дневник.

               Вся художественная ткань этого произведения отчетливо распадается на два идейно-стилистических пласта, подчиненных изображению двух миров: дворянского и крестьянского. В своем произведении Пушкин раскрывает сложные противоречия, возникающие между этими мирами. Композиция романа построена исключительно симметрично. «Капитанская дочка» - одно из наиболее совершенных и глубоких созданий Пушкина. Вся художественная ткань этого произведения отчетливо распадается на два идейно-стилистических пласта, подчиненных изображению двух миров: дворянского и крестьянского. Каждый из них имеет свой бытовой уклад, овеянный своеобразной, лишь ему присущей поэзией, свой склад мысли, свои эстетические идеалы. Быт Гринева, воспитание героя даются сквозь призму ассоциаций с бытом фонвизинских героев. «Простаковский» уклад жизни Гриневых не снимает их связи с лучшими традициями дворянской культуры XVIII века и их порождением – чувством долга, чести и человеческого достоинства. Петр Андреевич в детстве, как и Митрофан «жил недорослем, гоняя голубей», но вырос не Скотининым, а честным офицером и поэтом.

                 Крестьянский уклад жизни овеян своей поэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе. Особое место занимают пословицы, в которых выкристаллизовалось своеобразие народной мысли. Пушкин подчеркнул, что речь Пугачева, вобравшая все своеобразие народного языка, дворянину не понятна: «Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора», - пишет Гринев. При этом показательно, что тайный «воровской» язык, которым пользуется Пугачев это язык пословиц и загадок – сгусток национально-самобытной стихии языка. В своем произведении Пушкин раскрывает сложные противоречия, возникающие между этими мирами. Сложность мысли автора раскрывается через особую структуру, которая заставляет героев, выходя из круга свойственных им классовых представлений, расширять свои нравственные горизонты. Композиция романа построена исключительно симметрично. Сначала Маша оказывается в беде: суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью. Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту. Затем Гринев оказывается в беде, причина которой на сей раз кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к дворянской царице и спасает жизнь своего жениха. Рассмотрим основные сюжетные узлы. До десятой главы действие подчинено углублению конфликта между дворянским и крестьянским мирами. Герой, призванный воспитанием, присягой и собственными интересами стоять на стороне дворянского государства, убежден в справедливости его законов. Нравственные и юридические нормы его среды совпадают с его стремлениями как человека. Но вот он в осажденном Петербурге узнает об опасности, грозящей Маше Мироновой. Как дворянин и офицер он обращается к своему начальнику по службе с просьбой о помощи, но в ответ слышит лекцию о предписаниях военного устава. Речи и действия генерала справедливы и обоснованны с уставной точки зрения. Они законны и закономерны. Дав Гриневу войска, он нарушил бы правила военной теории, не дав их, он нарушает лишь требования человечности. Гринев предпринимает совершенно неожиданный для русского офицера и дворянина XVIII века шаг (недаром он сам называет свою мысль «странной»): он выходит из сферы действия дворянских законов и обращается за помощью к мужицкому царю. Однако в стане восставших действуют свои законы и нормативные политические идеи, которые столь же равнодушны к человеческой трагедии Гринева. Более того, как дворянин, Гринев враждебен народу, и законы восстания, политические интересы крестьян требуют не оказывать ему помощь, а уничтожить его. Подобное действие вытекало бы не из жестокости того или иного лица, а из автоматического применения общего закона к частному случаю. Желая остаться дворянином и получить помощь от Пугачева, Гринев явно непоследователен. На это тотчас же указывает сподвижник Пугачева Белобородов. Он говорит: «…Не худо и господина офицера допросить порядком: зачем изволил пожаловать. Если он тебя государем не признает, так нечего у тебя и управы искать, а коли признает, что же он до сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами? Не прикажешь ли свести его в приказную да запалить там огоньку: мне сдается, что его милость подослан к нам от оренбургских командиров». Белобородов не верит Гриневу, потому что видит в нем дворянина и офицера, не признающего власти мужицкого царя и преданного интересам миру господ. По этим же законам Действует и совсем не «злодей», а заурядный человек своего мира, Зурин. Одних слов: «Государев кум со своею хозяюшкою», то есть свидетельства о принадлежности пойманных людей к миру восставших, ему достаточно, чтобы, не размышляя, отправить Гринева в острог и приказать «хозяюшку к себе привести». Но вот Гринев арестован, он приведен на суд. Его судьи тоже поступают с ним «по законам». Они видят в Гриневе только связанного с «бунтовщиками» политического противника, а не человека. С точки зрения дворянских законов Гринев действительно виноват и заслуживает осуждения. Не случайно приговор ему произносят не только дворянский суд, но и родной отец. Как только Гринев понял, что судьям нет дела до человеческой стороны его поступков, он прекращает самозащиту, боясь впутать Машу в бесчеловечный процесс формалистического судопроизводства. Везде, где человеческая судьба Маши и Гринева оказывается в соприкосновении с оправданными внутри данной политической системы, но бесчеловечными, по сути, законами, жизни и счастью героев грозит смертельная опасность.

    Но герои не погибают: их спасает человечность. Машу Миронову спасает Пугачев. Он поступает так, как ему велят не политические соображения, человеческое чувство. Он милостив, следовательно, непоследователен, ибо отступает от принципов, которые сам считает справедливыми. Но эта непоследовательность спасительна. Судьба Гринева, осужденного и, с точки зрения формальной законности дворянского государства, справедливо, - в руках у Екатерины II. Замечателен разговор ее с Машей Мироновой: «Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?» - Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия. Именно благодаря этому разговору Маша и Гринев обретают счастье.

                   В годы написания этой повести Пушкину свойственно представление о том, что человеческая простота составляет основу величия. Ставить вопрос: на чьей из двух борющихся сторон стоит Пушкин? – значит не понимать идейной структуры повести. Пушкин видит роковую неизбежность борьбы, понимает историческую обоснованность крестьянского восстания, отказывается видеть в ее руководителях «злодеев». Но он не видит пути, который от идей и действий любого из борющихся лагерей вел бы к тому обществу человечности, братства и вдохновения, туманные контуры которого возникали в его сознании.



    Предварительный просмотр:

    2  группа

    Изучите  документы по поэме М.Ю Лермонтова «Мцыри»

    2. Докажите или опровергните, что  композиция произведения построена симметрично. 

    - Какая  симметрия в композиции произведений?

    Как обнаружили симметрию в литературном произведении? 

    Файл:Lerm.GIF

    Сюжет и композиция поэмы «Мцыри» М. Лермонтова

           Поэма «Мцыри» — романтическое произведение. Сюжет ее прост: это история короткой жизни молодого юноши, послушника в грузинском монастыре. Привезенный тяжелобольным пленником в этот монастырь, он был оставлен на попечение монахам русским генералом. Выздоровев через некоторое время, постепенно «к плену он привык», «был окрещен святым отцом» и «уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет», как вдруг решился на побег в одну из ненастных осенних ночей. Пытаясь вернуться в родную страну, из которой был вырван совсем ребенком, Мцыри скитается в лесу три дня. Убив в битве барса, тяжело раненный, Мцыри был найден монахами «в степи без чувств» и возвращен в монастырь. Но сюжет поэмы составляют не эти внешние факты жизни главного героя, а его переживания.

    Композиция произведения своеобразна: поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни героя и исповеди героя, причем порядок событий при изложении изменен.

    Повествование начинается с небольшого вступления, где автор рисует вид заброшенного монастыря:

    Немного лет тому назад,

    Там, где сливался, шумят, 

    Обнявшись, будто две сестры,

    Струи Арагвы и Куры,

    Был монастырь. Из-за горы

    И нынче видит пешеход

    Столбы обрушенных ворот,

    И башни, и церковный свод;

    Но не курится уж под ним

    Кадильниц благовонный дым,

    Не слышно пенье в поздний час

    Молящих иноков за нас.

    Теперь один старик седой,

    Развалин страж полуживой...

    В небольшой 2-й главе-строфе рассказывается о прошлом Мцыри: как попал в монастырь, о том, что совершил побег и вскоре был найден умирающим.

    Остальные 24 главы представляют собой монолог-исповедь героя. Мцыри рассказывает о тех «трех блаженных днях», которые он провел на воле, чернецу.

    Форма исповеди позволяет автору раскрыть внутренний мир своего героя, ведь основная задача писателя не столько показать события жизни героя, сколько раскрыть его внутренний мир. Старик безмолвно слушает беглеца, и это позволяет читателю увидеть все происходящее с героем исключительно глазами самого героя.

    В центре поэмы — образ несчастного юноши, попавшего в незнакомый и чуждый ему мир. Он не предназначен для монастырской жизни. В 3-й, 4-й и 5-й главах юноша говорит о своей жизни в монастыре и открывает душу: оказывается, смирение с неволей было кажущимся, а на самом деле он «знал одной лишь думы власть, Одну — но пламенную страсть: она, как червь», в нем жила, «Изгрызла душу и сожгла. Она мечты» его «звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы». Единственное его желание — быть свободным, познать жизнь со всеми ее радостями и печалями, любить, страдать.

    В 6-й и 7-й главах беглец рассказывает о том, что он увидел «на воле». Мир величественной кавказской природы, открывшийся перед юношей, резко контрастирует с видом мрачного монастыря. Здесь герой настолько погружается в воспоминания, что забывает о себе, ничего не говорит о своих чувствах. То, какими словами он рисует картины природы, характеризует его как цельную, пламенную натуру:

    ...Пышные поля,

    Холмы, покрытые венцом

    Дерев, разросшихся кругом,

    Шумящих свежею толпой,

    Как братья в пляске круговой.

    Я видел груды темных скал,

    Когда поток их разделял,

    И думы их я угадал...

    Я видел горные хребты,

    Причудливые, как мечты,

    Когда в час утренней зари

    Курилися, как алтари,

    Их выси в небе голубом,

    И облачко за облачком,

    Покинув тайный свой ночлег,

    К востоку направляло бег -

    Как будто белый караван

    Залетных птиц из дальних стран!

    Вдали я видел сквозь туман,  

    В снегах, горящих как алмаз,

    Седой, незыблемый Кавказ;

    И было сердцу моему

    Легко, не знаю почему.

    С 8-й главы начинается повествование о трехдневном скитании. Последовательность событий уже не нарушается, читатель шаг за шагом двигается вместе с героем, переживает вместе с ним. Мцыри рассказывает о встрече с молодой грузинкой, о том, как сбился с пути, о битве с барсом.

    Главы 25-я и 26-я — прощание Мцыри и его завещание. Поняв во время скитаний, что «на родину следа не проложить уж никогда», послушник готов умереть. Те три дня, которые он провел на воле, стали самым ярким воспоминанием в жизни юноши. Смерть для него — избавление от монастыря-тюрьмы. Единственное, о чем сожалеет герой, что его «труп холодный и немой Не будет тлеть в земле родной, Й повесть горьких мук» его «не призовет меж стен глухих Вниманье скорбное ничье на имя темное» его. Поэтому он просит старца похоронить его в саду, откуда виден Кавказ. Его мысли даже перед смертью,— о Родине:

    Оттуда виден и Кавказ!

    Быть может, он с своих высот

    Привет прощальный мне пришлет,

    Пришлет с прохладным ветерком...

    И близ меня перед концом

    Родной опять раздастся звук!

    И стану думать я, что друг            

    Иль брат, склонившись надо мной,

    Отер внимательной рукой

    С лица кончины хладный пот,

    И что вполголоса поет

    Он мне про милую страну...

    И с этой мыслью я засну,

    И никого не прокляну!

    Все  особенности  сюжета и  композиции  поэмы «Мцыри» позволяют сосредоточить внимание читателя на характере главного героя. 

    Не трудно заметить, что действие поэмы начинается и заканчивается в монастыре. Найдите центр симметрии.



    Предварительный просмотр:

    3  группа

    Изучите  документы по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»

    2. Докажите или опровергните, что  композиция произведения построена симметрично.  

    - Какая  симметрия в композиции произведений?

    Как обнаружили симметрию в литературном произведении? 

    Файл:Tols.gif


    БАЛ 


    ПОСЛЕ БАЛА 


    Описание весёлого и счастливого бала 


    Сквозь строй (наказание) 


    Образ Вареньки 


    Вид наказываемого 


    Танцы 


    Описание наказания 


    Портрет отца Вареньки 


    Полковник как исполнитель наказания (палач)


    Чувство бесконечного счастья Ивана Васильевича 


    Чувство стыда и ужаса у свидетеля наказания 

    Бал

    После бала

    Описание самого события

    «…был я в последний день Масленицы на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он... Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты…»

    «Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, чёрное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка».

    Главное действующее лицо

    Варенька: «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках».

    «…видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться».

    Наказываемый солдат: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте».

    «Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».

    Описание полковника

    «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах».

    «Полковник шел подле, и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу».

    «…я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.

    – Подать свежих шпицрутенов! – крикнул он, оглядываясь, и увидел меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся».

    Состояние рассказчика

    «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро».

    «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

                Центральным моментом рассказа является сцена экзекуции. «Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее, утра», - вот слова, доказывающие значение этой части. Это самое варварское наказание, которое практиковалось в прежние времена. За какую-либо провинность давалось большое количество ударов – тысяча или больше, человек, конечно, не выдерживал и умирал. Но и мертвого его продолжали бить. Именно она разделяет произведение на две картины: «Бал» и «После бала». Толстой показывает контраст между ними, между светской жизнью и жизнью солдата. Автор показывает основы того строя, на котором покоится это благополучие, роскошь.

           Давайте попробуем озаглавить основные моменты рассказа, и уже через них проследить симметрию в данном произведении.

           Сам рассказ начинается описанием бала. Так и назовем эту часть: «Веселый и счастливый бал». В картине «После бала» этой части соответствует сцена экзекуции. Раньше ее именовали «Сквозь строй», а современным языком – наказание. В обеих картинах есть свои главные герои. В картине «Бал» - Варенька, а «После бала» - татарин. Каждого героя автор подробно описывает. Вареньку, как «замечательную красавицу: высокую, стройную и величественную, именно величественную. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто и не могла иначе, откинув немного назад голову». Татарина, как «оголенного по пояс человека, привязанного к ружьям двух солдат, которые вели его». Эти части явно контрастны, но в тоже время они симметричны. Следующие, соответствующие друг другу части, это танцы в картине «Бал» и описание наказания в картине «После бала».

    «Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского», - так описывает автор первую картину. Но сцена экзекуции далеко не такая:

    «Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались. Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию», - такой представляет Толстой сцену экзекуции.

               Как Вы успели заметить, в обеих картинах участвует один и тот же человек (помимо главного героя) – отец Вареньки, полковник. Во время бала это «очень красивый, статный и свежий старик, с подвитыми усами, с зачесанными вперед височками, и с той же ласковой и радостной улыбкой, как и у дочери». После бала это уже «высокий военный в шинели и в фуражке, который твердым шагом двигался рядом с наказываемым. Он оглянулся и увидал меня и, делая вид, что не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся». В этих картинах полковник предстает перед нами совершенно разным человеком. Так, это уже скрытая симметрия между разными сторонами характера одной личности. Теперь нам осталось рассмотреть чувства главного героя в этих сценах. На балу это счастливый и веселый человек:

          «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро».

              После бала не осталось и следа от того блаженного состояния, не осталось и следа от той любви к Вареньке: «На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска. Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко. И любовь так и сошла на нет».

    Этот рассказ очень маленький, всего около шести страниц, но такие размеры не помешали Толстому наиболее полно отразить весь ужас того времени, весь ужас тех человеческих отношений. Не маловажную роль в этом сыграла и композиция произведения, которая противопоставила два мира (с помощью приема антитезы): мир высших сословий («Бал») и мир «низов» («После бала»).



    Предварительный просмотр:

    Материал для учителя.

    Здесь мы видим прием движения по кругу, который довольно часто можно встретить у Лермонтова. Такой вид симметрии называется поворотной. Она присутствует в фигурах, которые совмещаются сами собой без помощи зеркального отражения, а посредством поворота вокруг своей оси. Фигур с поворотной симметрией бесконечно много, но все они четко организованы и равномерно распределены вокруг единого для них центра. Изображения, обладающие поворотной симметрией, производят впечатление движения, вращения вокруг своего центра. Значит раз поэма «Мцыри» обладает поворотной симметрией, то у нее должен быть свой центр, вокруг которого и происходят все события. Но что же является этим центром? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проанализируем сюжет этого произведения. Мцыри стремится попасть к себе на родину, на «святую землю». Сначала судьба его заводит в монастырь, где он никогда не был счастлив, где он только мечтал о родине. Следующее звено поэмы – встреча Мцыри с грузинской девушкой у горного потока. Любовь, готовая пробудится в Мцыри в те минуты, - это начало особой сферы, особого жизненного пути, которым пробовали идти многие герои Лермонтова. На этот путь влекло и Мцыри не только жгучее воспоминание о девушке, но и предвкушение покоя, веющего от нее самой и ее сакли с голубым дымком. Следующая картина – сцена борьбы Мцыри с барсом и победы над ним. Она занимает в поэме четыре строфы и является апогеем ее героического пафоса. Мцыри заявляет себя здесь бойцом в полном смысле слова – отважным, дерзким, до бешенства страстным, который способен оправиться от минутной слабости, готов на подвиг и умеет этот подвиг совершить. А дальше Мцыри возвращается туда, откуда бежал – в монастырь. Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос. Центром сюжетного круга данной поэмы является то место, куда стремится Мцыри – его родина.

    Симметрия в этом произведении сходна с симметрией в романе «Капитанская дочка». Здесь мы видим наиболее распространенный и простейший вид симметрии – зеркальную.

    Центральным моментом рассказа является сцена экзекуции. «Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее, утра», - вот слова, доказывающие значение этой части. Давайте попробуем озаглавить основные моменты рассказа, и уже через них проследить симметрию в данном произведении.

    Сам рассказ начинается описанием бала. Так и назовем эту часть: «Веселый и счастливый бал». В картине «После бала» этой части соответствует сцена экзекуции. Раньше ее именовали «Сквозь строй», а современным языком – наказание. В обеих картинах есть свои главные герои. В картине «Бал» - Варенька, а «После бала» - татарин. Каждого героя автор подробно описывает. Вареньку, как «замечательную красавицу: высокую, стройную и величественную, именно величественную. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто и не могла иначе, откинув немного назад голову». Татарина, как «оголенного по пояс человека, привязанного к ружьям двух солдат, которые вели его». Эти части явно контрастны, но в тоже время они симметричны. Следующие, соответствующие друг другу части, это танцы в картине «Бал» и описание наказания в картине «После бала».

    «Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского», - так описывает автор первую картину. Но сцена экзекуции далеко не такая:

    «Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались. Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию», - такой представляет Толстой сцену экзекуции.

    Как Вы успели заметить, в обеих картинах участвует один и тот же человек (помимо главного героя) – отец Вареньки, полковник. Во время бала это «очень красивый, статный и свежий старик, с подвитыми усами, с зачесанными вперед височками, и с той же ласковой и радостной улыбкой, как и у дочери». После бала это уже «высокий военный в шинели и в фуражке, который твердым шагом двигался рядом с наказываемым. Он оглянулся и увидал меня и, делая вид, что не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся». В этих картинах полковник предстает перед нами совершенно разным человеком. Так, это уже скрытая симметрия между разными сторонами характера одной личности. Теперь нам осталось рассмотреть чувства главного героя в этих сценах. На балу это счастливый и веселый человек:

    «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро».

    После бала не осталось и следа от того блаженного состояния, не осталось и следа от той любви к Вареньке: «На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска. Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко. И любовь так и сошла на нет».

    Этот рассказ очень маленький, всего около шести страниц, но такие размеры не помешали Толстому наиболее полно отразить весь ужас того времени, весь ужас тех человеческих отношений. Не маловажную роль в этом сыграла и композиция произведения, которая противопоставила два мира (с помощью приема антитезы): мир высших сословий («Бал») и мир «низов» («После бала»).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация к уроку литературы в 6 классе общеобразовательной организации по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произведениях разных жанров» (Ганчев Г.И., Ганчева Н.В., Ганчев С.Г.)

    Номинируемый репрезентант знакомит педагогов общеобразовательных  организаций с уроком литературы в 6 классе по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произведениях разных жанр...

    Бинарный урок по литературе, 8 класс. Пугачёв в истории и на страницах литературных произведений: А.С. Пушкина " Капитанская дочка", С.А. Есенина "Пугачёв"

    Данный бинарный урок, проводимый учителями литературы и истории, знакомит учеников со сложным и противоречивым историческим лицом - Емельяном Ивановичем Пугачёвым, ставшим литературным героем произвед...

    Методическая разработка по литературе на тему "Повесть "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина как произведение сентиментализма".

    Урок изучения нового материалаПовесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" как произведение сентиментализма....

    Программа элективного курса по литературе для 10 класса «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения»

    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского язы...

    Зеркальное отражение

    laquo;Что может быть больше похоже на мою руку или моё ухо, чем их собственное отражение в зеркале? И все же руку, которую я вижу в зеркале, нельзя поставить на место настоящей руки…»Имм...