Общечеловеческая тема «блудных детей» (по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель")
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Дурнева Оксана Владимировна

Общечеловеческая тема «блудных детей» (по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель")

 

Для 7 класса.

 

Литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stantsionnomu_smotritelyu.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Общечеловеческая тема «блудных детей».

          / по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Цели урока: - продолжить обучение анализу образов героев произведения;  

                     - развивать творческие способности учащихся;

                     - акцентировать внимание на главных вопросах во         взаимоотношении «отцов» и «детей»: всепрощение, взаимопонимание, уважение к старшим.

Оборудование: иллюстрации к повести «Станционный смотритель».

Ход урока:

                                                                          Почитай отца своего и мать свою,

                                                                          чтобы тебе было хорошо и чтобы

                                                                          ты долго жил на земле.

                                                                                                     5 заповедь Христа.

1. Вступительное слово учителя.

        На предыдущем уроке мы с вами разобрали сюжет повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Теперь же давайте углубимся в её внутренний мир и раскроем некоторые нравственные проблемы. Я бы хотела, чтобы мы поговорили о той ситуации, в которой оказались отец и дочь, поговорить о мире, где нарушена цельность добра, нарушена гармония.

2. Беседа с учащимися.

        Как мы видим из повести, рассказчик человек добрый, искренний, внимательный. Его умиляет обстановка комнаты, где живут смотритель с дочерью: горшки с бальзаминами, кровать с пестрой занавеской и, конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю «блудного сына».

        - Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания?

(Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери» - героини повести. А «почтенный старик в колпаке» напоминает самого смотрителя).  

        - Действительно, в современной Пушкину России проблема «отцов» и «детей» была не менее важной, чем в наши дни. Библейская история о блудном сыне была размножена в тысячах популярных картинок, которыми люди украшали свои избы в назидание отцам и детям. Но Пушкина и здесь не покидает горькая ирония. Писатель словно вступает в спор с неведомыми силами за судьбу Дуни. Давайте постепенно углубимся в нравственные проблемы повести. Сосредоточимся на отце – Самсоне Вырине и его дочери – Дуне.

        - Кто такой Самсон Вырин?

         - Да, он немало терпел от проезжавших оскорблений. Но в начале повести он производит впечатление бодрого и счастливого человека. Почему?

(У нег была дочь – красавица, которой он гордился).

        - Но прошло несколько лет! Что изменилось? Что осталось неизменным?

( Неизменно  - картинки на стенах; изменилось – в доме ветхость, небрежение. Из бодрого человека Самсон превратился в хилого старика. У него беда. Его боль – дочь Дуня.).

        - Вспомните, с чего все начиналось.

        - Вдумаемся в поведение гусара. Для чего Минский придумал болезнь?

        - И вот гусар уезжает. Звучит библейский мотив – «слепота» смотрителя.

        - Было ли это бегством со стороны Дуни?

        - Как отец находит свою дочь?

        - Обратите внимание на иллюстрацию. Что на ней изображено? (Вырин у дома Минского).

        - Почему автор говорит о слезах негодования у смотрителя?

         - Вспомните вторую встречу с Минским. Найдите в тексте слова Минского, с которыми он выталкивает Вырина.

        - Кто на самом деле является разбойником?

        - У человека отняли самое дорогое, смысл жизни. Ради чего ему теперь жить?

Индивидуальное задание (задавалось на дом):

- Поставьте себя на место Самсона Вырина. Ему при жизни так и не удалось повидать дочь. Представьте, что он написал письмо дочери. Что в нем? (Ответ ученика. Обсуждение и дополнения учащихся).

- История смотрителя закончилась ужасно, плачевно. Он спился и умер. Впечатление от этой новости усиливает пейзаж – осень, слякоть, серые тучки.

- Помнят ли проезжающие смотрителя?

- Кто та барыня, о которой рассказали автору?

  (Дуня: «Я дорогу знаю»).

        - Счастлива ли Дуня?

(Да. Она живет богато).

        - Но почему она плачет?

Индивидуальное задние: (дается на дом). Вспомните сцену, описывающую Дуню на могиле отца. Мы не слышим её причитаний, но можем предположить. Что могла бы сказать на могиле отца Дуня?

(Ответ ученика. Обсуждение и дополнения учащихся).

3. Сравнительная характеристика «Притчи» и повести.

        - Вернемся к «Притче о блудном сыне». Какова здесь позиция отца? А какова позиция Самсона Вырина в повести?

         - А дети? Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая, но не заставшая отца в живых?  (Сын, потому что он был прощен отцом, а Дуня – нет. Да, Дуня стала богатой, но отец потерял её любовь навсегда, а с нею и утратил надежду на саму жизнь).

        - Какими показал отношения между родителями и детьми А.С. Пушкин? (Рассказчик размышляет о неизбежности расставания детей и родителей. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с расставанием. Дуня могла бы давно, ещё при жизни отца, приехать и продлить ему жизнь своим появлением на станции).

4. Проверка домашнего задания.

        Учащиеся зачитывают мини-сочинения, заданные на дом, по теме: «Отношения между родителями и детьми. Какими они должны быть?»

5. Обобщения и выводы.

        -Как важно сказать родителям, что мы их любим, приносить им не одни неприятности, а хоть немного счастья. И Заповедь Христа как раз отражает именно то необходимое отношение между родителями и детьми, которые должны быть.

6. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Взаимоотношения отцов и детей» (по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)

 

 

                                                                               

                                                                                                                                                       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Материал содержит конспект урока по литературе в 7 классе по программе В.Я.Коровиной на тему "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". В ходе урока учащиеся знакомятся с об...

Тема урока: Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Предмет: литература       Класс: 6а       Учебник: «Литература. 6 класс»...

Тема блудного сына в контексте повест и А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Цель урока :   Выявление идейно-тематического своеобразия повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» в процессе работы с текстомЗадачи:    Обучающие: рассмотреть нравственные про...

Общечеловеческая тема "блудных детей" по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель".

Данный урок направлен на отработку анализа образной системы произведения, на развитие творческих способностей учащихся....

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...